Русская линия
Русская линия Екатерина Озмитель16.09.2020 

Преподобномученик Мелетий (Голоколосов)

Иеромонах Мелетий — в миру Михаил Голоколосов — родился в 1870 году. Он был «из запасных рядовых области Войска Донского» — донским казаком, избравшим духовное поприще.

В 1898 году Михаил поступил в Рождество-Богородичную Глинскую пустынь Курской губернии. (ныне Сумская обл. Украины), где 27 августа 1902 года был пострижен в монашество с именем Мелетий.

25 августа 1905 года монах Мелетий с группой насельников Глинской пустыни был перемещён по его прошению в число братии мужского миссионерского Свято-Троицкого Иссык-Кульского монастыря Туркестанской епархии (Пржевальский уезд Семиреченской обл., ныне Киргизия). 30 апреля 1906 года он был рукоположен во иеродиакона, и в том же году 5 ноября — во иеромонаха. 23 декабря 1907 года награждён набедренником.

Поначалу отец Мелетий проходил послушание в чредном священнослужении и исправлял обязанность ризничего. Но у насельников Иссык-Кульского монастыря кроме обычных для монахов послушаний была ещё одна, очень важная для молодой Туркестанской епархии обязанность — окормлять переселенцев, число которых резко увеличилось в начале ХХ века. В многочисленных новых поселках возникали приходы с вакансиями священника и псаломщика, но занимать их было некому. Потомственное духовенство в Туркестане только-только начинало складываться, из центральных губерний сюда ехали не слишком охотно, страшась непривычного климата и опасностей службы в высокогорных районах или в жаркой пустыни. Для таких опасений были основания. По пути в станицу Самсоновскую иеромонах Иссык-Кульского монастыря Харитон чуть не замерз насмерть на горном перевале, ночуя с походной церковью под открытым зимним небом. Он писал, что если бы не послушание монастырское, никогда бы не отважился на такую поездку. Добравшись до Самсоновского, он узнал, что его жители всю зиму кормились только варёными зернами пшеницы; казаки, пытавшиеся спуститься в долину за мукой, расплачивались за эти попытки обморожением. В подобных же обстоятельствах «положил душу за овец своих» священник Димитрий Сперанский из села Бахты. Напутствовав Святыми Дарами больную крестьянку в отдаленном селении, на обратном пути он был застигнут бураном и замёрз. На месте кончины этого доброго пастыря его прихожане поставили часовню и приходили к ней молиться об упокоении отца Димитрия.

Попыткой хоть как-то удовлетворить нужды верующих в богослужениях и Таинствах было создание штата разъездных священников. Такой пастырь с походной церковью (то есть с переносным алтарем и складным иконостасом) посещал селения, не имевшие своих священников. Это послушание требовало мужества и крепких телесных сил. Тогдашние дороги были плохи — далеко не везде могла проехать телега или арба. Священнику приходилось переплывать бурные горные реки, ездить верхом или идти пешком, неся с собой походную церковь и дорожные припасы. Иеромонаху Мелетию, выросшему на Дону в казачьей станице, по силам были эти труды. С 1908 года он находился в постоянных командировках по Туркестанскому краю, в основном — на новооткрытых приходах, замещая временно отсутствующих настоятелей, служил разъездным священником там, где не было церквей — в отдалённых труднодоступных выселках и самовольных посёлках.

С 22 апреля 1909 года иеромонах Мелетий временно исполнял должность настоятеля Свято-Троицкой церкви города Пржевальск, но уже 23 сентября 1909 года был назначен разъездным священником переселенческого участка, затем командирован для заведывания молитвенным домом вновь образованного поселка Тогуз-Тороо (ныне с. Казарман Джалал-Абадской обл. Киргизии). В 1912 году его назначили настоятелем прихода села Атайского Пржевальского уезда.

6 мая 1913 года иеромонах Мелетий был награждён от Святейшего Синода наперсным крестом за усердную службу, медалью в память 300-летия Дома Романовых и возвращён в монастырь. Но пробыл он в родной обители недолго. С 20 декабря 1913 года ему пришлось временно исполнять должность настоятеля Никольской церкви воинской команды в укреплении Нарын. 5 октября 1914 года он опять был вызван в монастырь, где до 1916 года проходил клиросное послушание и в чередном священнослужении. Согласно характеристике монастырского начальства, иеромонах Мелетий — качеств очень хороших и способен к послушаниям.

После разорения при киргизском бунте 1916 года Иссык-Кульского монастыря иеромонах Мелетий служил в Копальском уезде Семиреченской области.

Весной-летом 1918 года, когда началось многолетнее кровополитное противостояние белоказаков и коммунистов, он был убит при столкновении крестного хода с большевистской демонстрацией, оказавшись одним из самых первых семиреченских мучеников. В поминальном списке «жертв гражданской войны» священномученика Пимена (Белоликова), епископа Верненского и Семиреченского, имя иеромонаха Мелетия стоит первым.

Преподобномученик Мелетий прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г.

Екатерина Озмитель. Киргизстанский мартиролог. Бишкек, 2017. С. 139−142

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских и Алма-Атинских

Собор новомучеников и исповедников Казахстанских

http://rusk.ru/st.php?idar=88150

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика