Пресс-служба УПЦ | Митрополит Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) | 11.04.2007 |
«И убоялись страха там, где нет страха!»
Эти слова святого пророка Давида можно было бы смело вынести в заголовок настоящей статьи и адресовать тем православным братьям и сёстрам, которые, заботясь о сохранении единства Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, были очень напуганы одним абзацем из текста обращения (письма) Священного Синода УПЦ к Президенту, Председателю Верховной Рады и Премьер-министру Украины (26 ноября 2006 года), в котором упоминалась позиция Священноначалия УПЦ в 2003 году по вопросу возможности автокефалии УПЦ: «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей».
Позднее эта позиция претерпела существенное изменение и один из Архиерейских Соборов УПЦ признал, что в условиях насилия над православными Украины речи о целесообразности автокефалии УПЦ быть не может.
Последняя мысль о невозможности в настоящее время автокефалии УПЦ красной нитью и проходит в Обращении Священного Синода УПЦ в ноябре 2006 года.
Однако, после публикации ноябрьского обращения Священного Синода УПЦ 2006 года в некоторых украинских газетах появились обличительные статьи, обвиняющие весь епископат Украины, и даже Блаженнейшего Митрополита Владимира, «в измене» православному единству, в честолюбивом желании «получить патриарший белый клобук». В одной из публикаций прозвучали даже планы «отстоять Православие», путём изгнания украинских епископов — сторонников автокефалии УПЦ — с их кафедр.
Дорогие братья и сестры! Меньше всего меня, архиепископа Ионафана, можно причислить к сторонникам автокефалии УПЦ.
Вы помните, что за свою приверженность единству с РПЦ я много пострадал от бывшего митрополита киевского Филарета. Он лишил меня сана и изгнал на улицу. Оклеветанный, два года я скитался без крыши над головой и без куска хлеба, с тяжелыми болезнями. Но Бог не оставил меня. Теперь — я епископ по милости Божией, а Филарет — «анафема пред всем народом» за жестокость к собратьям и духовенству, за насаждение церковного раскола в Украине и по всему миру.
Своей православной позиции в вопросе необходимости единства православных Украины с Матерью-Церковью — с РПЦ, я никогда не скрывал и не скрываю сейчас. Уверен, что в УПЦ стремление сохранить верность Матери-Церкви не наказуемо. Меня за это никто пока не преследует, не ссылает на другие кафедры и не пытается выдавить из Украины, как это писалось в некоторых листовках на Украине, в России и в интернетных публикациях.
Вдумайтесь, разве такой нетерпимый и жестокий стиль управления является характерным для нынешнего нашего Предстоятеля УПЦ — благостного старца и святителя? — Никак!
В доказательство сошлюсь и на следующее: среди епископата УПЦ есть немало моих собратьев-архиереев, которые близки к моим взглядам на сохранение всестороннего и полного единства с РПЦ. И никто их за последние 15 лет в УПЦ за это не наказал, не наказывает и не изгоняет, как это делал в своё время «анафема» Филарет в отношении украинских владык: Агафангела, Онуфрия, Сергия, Феодора и других архиереев УПЦ, «дерзнувших» высказать, несогласное с ним, мнение по вопросу об автокефалии УПЦ.
Слава Богу, ныне Украинская Православная Церковь — соборная и свободная. В ней уже более 15 лет (после низложения Филарета) можно открыто ставить самые острые вопросы и не опасаться поплатиться за это своим саном, потерять авторитет или место служения. Но, согласитесь, всё должно быть у нас по правилам благочестия и «по чину» — по порядку — как учит святой апостол Павел.
Дорогие братья и сестры! Не о том сейчас должен быть среди нас спор: «Как административно должна управляться Украинская Православная Церковь, а о том: «Как нам всем спастись, сохраняя единство в союзе мира, охраняя благодатное Православие в Украине? Что конкретно необходимо сделать каждому из нас для укрепления единства УПЦ от нападений изнутри и извне «волков лютых», стремящихся расхитить стадо единой Церкви Христовой?».
Эта насущная забота о благодатной и спокойной жизни для УПЦ в нашей стране и была основной идеей Обращения (письма) Священного Синода в ноябре 2006 года к властям Украины и всей работы Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года. А вовсе не провозглашение в «штурмовом» режиме какой то ещё одной незаконной «автокефалии» или попытка создать «поместную церковь» в угоду нынешнему политическому курсу. Важно и то, что в письме Священного Синода УПЦ руководителям Украины и в решениях последнего Архиерейского Собора УПЦ в январе 2007 года, участником которого Господь привёл быть и мне, на мой взгляд, нет никакой отмены прежних соборных определений и постановлений УПЦ о преждевременности и даже нецелесообразности автокефалии для УПЦ.
Но я уверен, что нынешний епископат УПЦ и Предстоятель УПЦ никогда не позволят себе самовольно и самочинно разорвать благодатное общение и церковно — административное единство с Матерью — Русской Православной Церковью.
Вспомните, как учат святые Отцы? — «Там, где есть (канонический) епископ — там и (истинная) Церковь».
Сегодня УПЦ, по свидетельству глав Православных Поместных Церквей, имеет законный епископат и спасительные Таинства и содержит святоотеческую православную веру. Она — самоуправляющаяся региональная Церковь, каноническая часть тысячелетней Русской Православной Церкви, единственная истинная Церковь в Украине. УПЦ — это благодатная ветвь родного всем нам единого Церковного Дерева древней Руси. Древа, ведущего своё начало со времён великокняжеского Киева, Чернигова, Владимира Волынского, Пинска и Турова, Великого Новгорода и Курска, Твери, Белгорода, Ярославля, Костромы и Владимира на Клязьме, — от Карпат до Урала, от Прибалтики до низовий Дуная и до порогов Днепра.
Со временем, исполняя божественную миссию проповеди Евангелия «всей твари», восточно-славянское Церковное Древо раскинулось до берегов Тихого океана и Аляски. Побеги восточно-славянской православной цивилизации взошли по всему миру — в Африке и Европе, в Азии, Австралии и в двух Америках — везде, где есть общины наших православных единоверных и единокровных братьев. Они духовно питаются епископами или священниками, которые беспрепятственно могут молиться и причащаться в храмах Православных Поместных Церквей-Сестёр — в Иерусалиме, на Афоне — повсюду, где есть истинное Православие.
Филарета же (как и других раскольников на Украине) не признаёт за священнослужителей ни одна законная Поместная Православная Церковь. Потому что они — самосвяты и пустосвяты.
Поэтому «филаретовцев» не допускают к совместной молитве в алтарях канонических Православных Церквей ни в Иерусалиме, ни на Горе Афон. Их «священство» — незаконное, их «таинства» исповеди и причащения — не спасительны. Их «церкви» — это ворох отпавшего и высохшего хвороста, лишенный соков жизни — Божественной Благодати единого Древа Христовой Церкви. Да, юридически раскольники признаны украинским светским государством, но не Святой Церковью, потому что мистически, таинственно они сами отлучили себя от её Тела.
Мы жалеем тех, кто попал в сети греха раскола, о котором святые Отцы учат, что он не смывается даже мученической кровью. Архиереи УПЦ постоянно напоминают о том, что путь спасения для отпадших от Тела единой святой соборной и апостольской Церкви, путь соединения возможен только через их покаяние и возвращение в благодатное лоно канонической УПЦ.
Согласно учению (каноническим правилам) святого Василия Великого, «всякий застарелый раскол есть ересь».
Это происходит потому, что раскол противостоит Единой Церкви Христовой как самочинный институт, претендующий на свою исключительность и самодостаточность. Раскол — это грех против догмата кафоличности (соборности) Церкви.
Филарет, пребывая в «автокефальном» расколе много лет и величая себя «патриархом», есть, увы, нераскаянный еретик, молитвенное общение с которым является грехом. Поэтому соединения с Филаретом при его жизни не может быть никакого. Лишь перед смертью, если только он успеет принести покаяние в грехе раскола, Церковь может снизойти и даже преподать ему Святые Тайны, отпуская его на Суд Божий. Если же Бог попустит оставаться ему в живых, то он, согласно канонам, должен возвратиться в разряд совершенно отлучённых от церковного общества — под анафему — до самой своей земной кончины!
Таковы священные правила Вселенской Православной Церкви, предостерегающей и охраняющей своих чад от отпадения в греховный раскол. Такова страшная духовная трагедия «автокефального раскола на Украине.
Слава Богу, на Украине многие православные миряне и священники УПЦ категорически не согласны на отделение от РПЦ, а архиереи УПЦ хорошо знают и понимают, что любое насилие в этом вопросе может привести к новым расколам внутри УПЦ.
Очевидно, во избежание в будущем в церковной среде появления каких-либо недоразумений, для всестороннего свободного обсуждения духовных и общественных проблем на Украине и поиска ответов на вызовы нашего времени было бы полезно созвать под эгидой Украинской Православной Церкви православный общественный форум (или совещание) — своего рода общественно-церковную палату, соборную трибуну для всех здравых сил на Украине.
Прообразом такого форума могли бы послужить многочисленные совместные научно-церковные конференции, которые по благословению Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Митрополита Владимира уже имели место в различных регионах Украины и получили в своё время положительный общественный резонанс.
Нет, однако, сомнений в том, что без теснейшего духовного и административно-канонического единства УПЦ и РПЦ Православие на Украине неминуемо будет вытеснено на обочину гражданской жизни и обречено его недругами на медленное исчезновение, и что перед лицом экспансии инославия и многоликих сект на Украине, непобедимая сила УПЦ — только в её полном духовном единении и каноническом пребывании в лоне Русской Православной Церкви, благодаря которой она имеет всю полноту благодатного молитвенно-евхаристического общения со всеми Поместными Православными Церквами, всеправославное признание и авторитет.
Вместе тем, желание некоторых архиереев УПЦ иметь в Семье Поместных Православных Церквей свой собственный «украинский» голос — не новость последнего дня. Об этом открыто и много лет, например, пишет и говорит владыка архиепископ Софроний — правящий архипастырь Черкасской епархии УПЦ. И эта открытость — моральное право и его, и каждого архипастыря, пастыря или мирянина УПЦ. Ведь все мы — свободные во Христе. И среди нас, по слову апостола Павла, могут быть и разногласия, дабы выявились искуснейшие. Частное мнение епископа, священника или отдельного верующего, находящегося в лоне канонической УПЦ, не идущее против вероучения Церкви, не может быть поводом к угрозам или оскорблениям в их адрес и должно приниматься без злобы и с рассуждением.
Вспомните, дорогие братья и сестры, споры о миссии Церкви среди язычников были даже среди святых апостолов. Но Дух Божий постепенно устранял их разногласия для пользы Церкви Божией, иногда разводя спорящих о второстепенном во все пределы Римской Империи. Сами апостолы указали нам путь к согласию — путь соборного обсуждения всех наболевших вопросов в духе благодатного мира и взаимной любви во Христе.
При этом наше церковное единство в истинной вере и общение в единой Чаше Христовой, наше всеправославное свидетельство перед вызовами современного, часто безбожного мира, должны быть для каждого из нас неприкосновенны и нерушимы.
http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?r_type=article&action=fullinfo&id=15 042