Русская линия | Владимир Артемьев | 06.03.2007 |
В начале статьи ставится принципиально важный вопрос: «Да как ее сыграть — святость?» И далее по сути обосновывается очевидный ответ: нет, нельзя. В качестве аргументации перечисляются многочисленные огрехи фильма: и конфликтов не должно быть, и котельная не та, и поют плохо и т. д. Вроде бы все правильно, но не убедительно. Да святость нельзя сыграть, но что же тогда понравилось зрителям, почему «Остров» всколыхнул зрительскую аудиторию?
После просмотра фильма я перечитал замечательную работу святителя Игнатия (Брянчанинова) «Христианский пастырь и христианин-художник». Святитель пишет: «Талант человеческий, во всей своей силе и несчастной красоте, развился в изображении зла; в изображении добра он вообще слаб, бледен, натянут». Какое точное наблюдение, справедливое и для нашего времени, особенно если посмотреть на современное состояние киноискусства. Фильм «Остров» — редкая попытка показать добро. Редчайший случай — когда попытка оказалась удачной, фильм пробуждает добрые чувства (гениальная пушкинская фраза), потому он и всколыхнул зрительскую аудиторию.
Как возможно искусству изобразить добро? Святитель Игнатий пишет: «Когда усвоится таланту Евангельский характер, — а это сопряжено с трудом и внутреннею борьбою, — тогда художник озаряется вдохновением свыше, только тогда он может говорить свято, петь свято, живописать свято… Чтоб мыслить, чувствовать и выражаться духовно, надо доставить духовность и уму, и сердцу, и самому телу. Недостаточно воображать добро или иметь о добре правильное понятие: должно вселить его в себя, проникнуться им». Исполнитель главной роли П. Мамонов — человек воцерковленный, исповедуется, причащается, и воцерковление его действительно было сопряжено с большой внутренней борьбой. Без этого духовного опыта он вряд ли убедительно смог бы сыграть роль отца Анатолия.
Если ли серьезные ошибки в фильме с духовной точки зрения, кроме внешних просчетов? Есть, когда отец Анатолий говорит отцу Филарету, что не понимает, почему ему даны такие дарования. Преподобный Макарий Великий пишет: «Ибо, кто сознает в себе греховный струп, страстями оскверняющий внутреннего человека, но не сознает в себе вспомоществования от Святаго Духа истины, укрепляющего немощь его и обновляющего душу сердечным веселием, тот остается без способности различения, не имея познания о многоразличном домостроительстве Божией благодати и Божия мира. А с другой стороны, и тот, кому вспомоществует Господь, и кто имеет уже духовное веселие и небесные дарования, если думает о себе, что не подлежит уже греху, обольщается, вдаваясь в обман, не различая утонченности порока и не разумея, что возрастание младенчества и усовершение во Христе бывает постепенно…». Духовное состояние отца Анатолия показано однобоко. То, что он оплакивает свой грех до конца жизни, говорит о духовной трезвости, отсутствии прельщения. Но обладая такими дарования, о. Анатолий не мог не чувствовать духовного утешения, веселия в Духе Святом. Потому образ получился колючим, резким, жестковатым.
И тем не менее фильм утверждает, что есть покаяние, есть прощение, благодать и милость Божия, и Спаситель наш — Господь Иисус Христос.
Русская линия
http://rusk.ru/st.php?idar=8786
|