Русская линия
Украинская Православная Церковь, официальный сайт22.11.2006 

Обращение Священного Синода УПЦ от 22 ноября 2006 года

Обращение

Священного Синода Украинской Православной Церкви к Президенту Украины В. Ющенко, Председателю Верховной Рады Украины А. Морозу и народным депутатам Украины, Премьер-министру Украины В. Януковичу и Правительству Украины, к верным Украинской Православной Церкви и пребывающим вне спасительной ограды Православной Церкви в Украине, ко всем гражданам Украины, кому не безразлична судьба Украинского Православия — неотъемлемой составляющей нашей самобытности и основного исторического фактора становления государственности Украины

Многоуважаемое руководство Украины, возлюбленные во Христе братья и сестры, дорогие соотечественники!

Исполнилось 15 лет с тех пор, как Украина стала независимым государством и как суверенная страна вошла в семью народов мира. Исполнилось и 16 лет с тех пор как, Православная Церковь в Украине, ведущая свою историю от Владимирового Крещения, получила новый канонический статус, будучи реорганизованной из Украинского экзархата в Украинскую Православную Церковь. Сегодня Украинская Православная Церковь (именно таким, согласно уставным документам, является ее официальное название), — это самоуправляемая Церковь с правами широкой автономии, «независимая и самостоятельная в своем управлении», как об этом говорит Патриарший Томос от 27 октября 1990 г. Украинская Православная Церковь, возглавляемая ее Предстоятелем Блаженнейшим Владимиром, Митрополитом Киевским и всея Украины, насчитывает более 11 тысяч приходов, объединяет их в 35 епархий, охватывая все области Украины и АР Крым, несет свою спасительную миссию «к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» (Еф. 4, 12).

Украинская Православная Церковь среди религиозных организаций, зарегистрированных в Украине как «православные церкви» — единственная, которая является собственно Церковью в евангельском, святоотеческом, православно-канонически-экклезиологическом значении этого слова. В отличие от других так называемых «православных церквей», она, имея апостольскую преемственность рукоположений епископата, сохраняет неповрежденным завещанное Господом нашим Иисусом Христом и его учениками-апостолами учение. Богом установленные Таинства, которые даны нам как средства спасения, являются действительными и действенными лишь в церковной ограде Украинской Православной Церкви. Об этом свидетельствует единодушие в этом вопросе всей Вселенской Православной Церкви, всех Поместных Автокефальных и Автономных Церквей мира. Как есть один Бог — основатель Церкви, так есть сегодня в Украине и одна Православная Церковь — неотъемлемая часть всеправославного церковного мира. Это аксиома.

Приближается 15-я годовщина Харьковского Архиерейского Собора, на котором Украинская Православная Церковь избавилась от позорных последствий тоталитарного советского прошлого. Руководствуясь велением апостола Павла: «Извергните развращенного из среды вас» (1 Кор. 5, 13), — она очистилась, лишив предстоятельских прав человека, который в результате своего запятнанного прошлого стал неспособен выполнять обязанности кормчего церковного корабля при новых условиях социального устройства независимого государства. Однако, будучи «твердым, даже деспотическим лидером, очень опытным политиком, непревзойденным мастером политической интриги»[1], этот человек, обманным путем использовав национально-патриотические настроения, вывел из церковной ограды УПЦ часть верующих, совершил раскол, создав для себя, вопреки действующему законодательству[2], новую религиозную организацию «Украинскую Православную Церковь — Киевский Патриархат». За такую деятельность он был «лишен сана не за убеждения, а за преступления против Церкви, проявившиеся в сознательном грубом нарушении священных канонов»[3]. Именно бывший Предстоятель, благодаря своей деструктивной антицерковной деятельности, в то время сделал невозможным получение канонической автокефалии путем постепенного осознания всем православным сообществом ее целесообразности и необходимости такого процесса.

Свое отношение к новой псевдоправославной организации главы и представители всех Поместных Православных Церквей мира выражали неоднократно. Суть их сконцентрирована в одном коротком высказывании Святейшего Константинопольского Патриарха Варфоломея: «Филарета никто не признает как архиерея[4]», а «без епископа нет Церкви…» (святой Игнатий Богоносец). Апостольская преемственность является основным условием истинного церковного бытия. Без нее ни одна Поместная Церковь не может быть участницей церковной Полноты, ибо теряет дары Пятидесятницы, посланные через харизматический епископат в Таинствах Церкви. Православие не знает высших гарантий церковного единства, чем единство иерархии. Проявляясь в единой благодатно-сакраментальной жизни, единство иерархии становится сущностным выражением соборности как наиболее универсального качества Церкви, что соответствует универсальности дела Христова.

К сожалению, в Украине подтверждаются слова Христа: «Имея очи, не видите и, имея уши, не слышите» (см.: Мк. 8, 18). Однако, помня и другие Его слова: «Стучите, и отворят вам» (Лк. 11, 9), — мы считаем необходимым еще раз напомнить общецерковную позицию относительно этой организации религиозной окраски, задекларированную представителями Поместных Православных Церквей — участников празднования 40-летия архипастырского служения Предстоятеля УПЦ Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, 8−9 июля 2006 г.:

«Украинская Православная Церковь, как и все Православные Церкви мира, живет по своеобразной конституции — канонам, то есть правилам уклада внутренней и внешней жизни, сформулированным святыми апостолами, Вселенскими Соборами и принятыми для всецерковного обязательного употребления. При нарушении канонического уклада нарушается и церковная дисциплина, а это, в свою очередь, ведет к появлению расколов, ересей, деструктивных и тоталитарных сект, в результате чего страдают существенные свойства Церкви: единство, святость, каноничность, апостоличность (что и случилось в Украине).

В мировом Православии не существует так называемого «Киевского Патриархата», а его главу — «патриарха Филарета» (Денисенко М. А.) — никто не считает иерархом."Ибо кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя " (Гал. 6, 3). УПЦ-КП существует как организация, которая была искусственно создана в 1992 г. при активной поддержке светской власти, с грубым нарушением священных канонов…

Она вывела себя из спасительной ограды Вселенского Православия и является в настоящее время организацией, возглавляемой светскими людьми в священническом облачении. УПЦ-КП отошла от норм, определяющих собрание верующих как Православную Церковь, которая своим началом имеет Господа Иисуса Христа. Она лишена законной иерархической структуры и апостольской преемственности. Эта организация является не церковным, а общественным новообразованием религиозной окраски, в которой совершаемые «священнодействия» потеряли свою сакральную сторону, стали безблагодатными, не действительными и не спасительными"[5]. Те, кто совершают такие «священнодействия», являются никем иным, как кощунниками, возводящими хулу на Святого Духа и соблазняющими верных. А за такой грех «небудет прощения вовек» (Мк. 3, 29), и «тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6).

Приведенное выше разъяснение является основой к тексту данного обращения.

К принятию и публикации данного документа побуждают систематические и настойчивые потуги Президента Украины, направленные на «создание» единой Поместной Украинской Православной Церкви. Заявления о такой необходимости звучат все чаще и становятся предметом церковно-политических спекуляций, как это происходило вокруг пункта 14 «Универсала Национального Единства».

В своем ежегодном послании к парламенту Президент, в частности, говорит: «Не могу обойти наиболее чувствительную для общества проблему религиозной сферы — неестественное разъединение православных церквей Украины. Неопровержимой является необходимость преодоления существующих между наибольшими православными юрисдикциями противоречий и утверждения единой Поместной Соборной первоапостольной Православной Церкви. Безусловно, ее становление рассматривается в общем контексте развития и утверждения национальной идентичности украинцев. Ввиду стратегического значения этого вопроса, государство имеет право его активно поднимать и, не вмешиваясь во внутренние церковные дела, способствовать его решению»[6].

Украинская Православная Церковь, безусловно, разделяет эту обеспокоенность, она поддерживает президентскую инициативу и готова к такой работе с активным привлечением к этому процессу своих представителей. Об этом многократно говорилось как в официальных документах, так и во время личных встреч, была бы на то добрая воля и восприятие реалий в русле здравого смысла сторонами, отошедшими от канонического единства. Однако из текста документа мы видим непонимание автором природы Церкви Христовой и природы раскола украинского Православия.

Стоит осознать, что в Украине не существует трех ветвей Православия, как об этом иногда говорят. Не существует трех Православных Церквей или юрисдикций, которые враждуют между собой. Церковью Христовой в Украине является лишь Украинская Православная Церковь. Остальные — это миряне этой же Церкви, которые, надеемся, временно, или по собственной воле, или будучи соблазненными, находятся вне ее границ и лишены полноценного благодатного евхаристического общения со всем православным миром. Одно дело юридически зарегистрироваться и называть себя Церковью, другое — быть ею в действительности. «Вне Церкви нет спасения», — говорит священномученик Иларион (Троицкий), повторяя слова святителя Киприана Карфагенского. Эту страшную и великую истину стоит осознать, и, считая себя верующими людьми, не идти гибельным путем гордыни, прозябая в ней и уподобляясь «лжецу и отцу лжи"(см.: Ин. 8, 44), «не сохранившему своего достоинства, но оставившему свое жилище» (см.: Иуд. 1, 6).

Всем известна притча Спасителя о домах на песке и на камне (см.: Мф. 7, 24−27). Похоже, что именно такая ситуация складывается и вокруг становления единой Поместной Украинской Православной Церкви. Как уже отмечалось выше, сегодня уже есть крепкий фундамент для этого здания — Украинская Православная Церковь, канонический статус которой, согласно решениям Архиерейских Соборов Кириархальной Церкви, может постепенно совершенствоваться.

Утверждение и становление в Украине Поместной Церкви возможно исключительно, подчеркиваем это слово, исключительно на твердом камне — на основе Украинской Православной Церкви, путем совершенствования ее канонического статуса, в результате успешного преодоления раскола и его последствий. Единство и быстрое достижение этой цели зависит не так от священноначалия и иерархов УПЦ, которых безосновательно упрекают в нежелании утверждения Поместной Церкви в Украине, как от тех, кто сегодня нарушил это единство, а еще в большей степени от государственных мужей, поддерживающих раскольническую деятельность и потакающих ей.

Статус, который может приобрести украинское Православие, должен быть в консультативном порядке согласованным через Кириархальную Церковь со всеми Поместными Церквями. Должно быть достигнуто единодушие в этом вопросе. Об этом говорится в третьем пункте Определения «Об Украинской Православной Церкви» Юбилейного Архиерейского Собора РПЦ, проходившего 13−16 августа 2000 г.

Со своей стороны, УПЦ предпринимает существенные шаги в этом направлении. Значительным являются ее достижения за последние 15 лет независимого бытия под руководством Блаженнейшего Митрополита Владимира, и эти достижения, приобретенные ее внутренним потенциалом, она продемонстрировала всему православному миру во время празднования юбилеев — 70-летия со Дня рождения и 40-летия епископского служения своего Предстоятеля. В чествовании нашей Церкви и ее Главы приняли участие Предстоятели и представители всех Поместных Православных Церквей. Единственным, кто остался безразличным и не отозвался на приглашение, стал тот, кто больше всех говорит о необходимости утверждения единой Поместной Православной Церкви в Украине. Празднованием в Киеве на всеправославном уровне юбилеев Предстоятеля УПЦ Президенту Украины предоставлялась уникальная возможность встретиться с представителями всего православного мира, вести консультации, изложить свои пожелания и видения судьбы украинского Православия, показать реальную заинтересованность государственной власти в вопросе урегулирования его канонического статуса, продемонстрировать достигнутый уровень хороших взаимоотношений Церкви и государства, которые являются первым залогом успешного решения поставленного вопроса. Такого шага Президент Украины не сделал.

На данном этапе развития церковного вопроса относительно единства православных в Украине представителям власти стоит осознать: не от иерархов зависит успешное его решение, а от того, как церковный народ через призму своего духовного видения воспринимает то, что за него пытаются решить политики. Если каждая православная душа почувствует искренность намерений и слов государственного мужа, подкрепленных добрыми делами в интересах Церкви, то она ответит взаимностью. Но если она почувствует лукавство и желание использовать ее в чьих-то целях — результата не будет, а получим лишь категорическое противостояние и исключительное невосприятие навязываемой идеологии.

Государство хочет поместного статуса украинскому Православию. А каким статусом украинское Православие обладает сегодня в Украине? Какой внутриукраинский статус предоставило государство Православию?

Утверждение Поместной Церкви не может быть односторонним актом — исполнением воли властьимущих. Заинтересованной в достижении того статуса, который бы помогал церковной миссии, должна быть и Церковь, чего, к сожалению, сегодня в Украине не наблюдается. Взаимоотношения между Церковью и государством далеки от гармоничных, далеки от тех, которые способствовали бы ускорению воплощения в жизнь идеи Поместной Церкви. В первую очередь это касается нежелания предоставить Церкви статус юридического лица, затягивания этого вопроса, в результате чего Церковь не может стать владельцем имущества, которым пользуется, и тем, которое возвращается религиозным организациям, что входят к ее составу. Острую конфликтогенность сохраняет норма устаревшего Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» относительно поочередного использования культовых сооружений (ст. 17). Данное положение создает условия для фактической зависимости религиозных организаций от предвзятой позиции местных органов власти и постоянно провоцирует межцерковные конфликты и столкновения (см. Приложение). Несмотря на то, что было издано уже несколько Указов Президента Украины и Кабинета Министров Украины относительно возвращения религиозным организациям церковного имущества и преодоления последствий политики бывшего СССР относительно религии, ни один из принятых нормативных актов в полном объеме не выполнен.

Предстоятеля Украинской Православной Церкви не допускают к богослужению в исторически кафедральный собор Киевских митрополитов — Святую Софию Киевскую. Кафедральный Свято-Владимирский собор и резиденция Предстоятеля УПЦ в 1992 г. разбойнически заняты раскольниками, удерживаются ими и до сих пор не возвращены Церкви — их законному владельцу. Государство остается глухим и к многочисленным просьбам относительно провозглашения дня памяти святого равноапостольного великого киевского князя Владимира (28 июля) государственным праздником. Не получено, несмотря на их официальный характер, ответы на ни одно из обращений и заявлений Священного Собора или Синода УПЦ по тому или иному вопросу. Примером неуважительного отношения со стороны государства к православным и их религиозным убеждениям и чувствам стало прибытие в Украину ныне покойного понтифика Иоанна-Павла II и необоснованное пастырской целесообразностью перенесение из Львова в столицу Украины — златоверхий Киев — резиденции униатов: сугубо регионального явления Западной Украины. Церковь остается неуслышанной во многих вопросах внешней и внутренней жизни. И именно в таком состоянии непозитивного отношения к Церкви государства, от нее же требуют уступок к желаниям государства! Логично ли это? Нормально ли со стороны Президента Украины называть «натюрмортом» возложение цветов к памятнику князю Владимиру главами и представителями конфессий?

УПЦ не имеет доступа к школе и средствам массовой информации, систематически шельмуется пригоршней националистов и ставится в идеологические границы второсортности. Но несмотря на это, как Церковь своего народа, она всегда призывала, призывает и будет призывать к единству Православия, поскольку ненормальное состояние разделения отвлекает внимание и распыляет силы на внутреннюю, никому не нужную борьбу и вражду. Вместо этого необходимо общими силами решать вопрос своей прямой миссии — евангелизации украинского общества, активизировать социальную, благотворительную и просветительскую деятельность, а не упрекать друг друга в непатриотичности или доказывать, кто из нас больший украинец, необходимо показывать веру свою из дел своих (см.: Иак. 2, 18).

Само государство, желая иметь Поместную Украинскую Православную Церковь, боится в своих законодательных нормативных актах именовать себя православным, боится признать особую роль Православия в собственном же становлении и тысячелетнем процессе становления государственности Украины. Для того чтобы у Украинской Православной Церкви, у всей ее Полноты вызрело и пришло в действие желание приобрести статус автокефальной, необходимо, по крайней мере, законодательно урегулировать особый статус Православия в Украине. Государство должно сказать: «Я православное», — и тогда обретение статуса Поместной с включением в диптих будет закономерным, логическим исторически и канонически обоснованным.

К явлениям, не способствующим взаимопониманию между государством и Церковью в этом вопросе, относится и практика, когда к участию в том или ином событии государственного уровня, которое проходит при участии Президента Украины, приглашаются главы и представители «традиционных для Украины» конфессий и религиозных организаций. Негативная сторона этого, безусловно, полезного совместного участия государственного и религиозного руководства в разнообразных мероприятиях, сегодня, к сожалению, проявляется в желании свести его к уровню общей молитвы и совместного участия в совершении обрядов или священнодействий, таких как панихиды, молебны, прибытие Благодатного Огня. Инициатором таких совместных, сугубо религиозных или светских мероприятий, протокольной частью которых является религиозная составляющая, выступает светская сторона, нередко лица из окружения Президента Украины. Именно таким способом, поставив на один уровень с иерархией канонической Церкви, отдельные личности, симпатизирующие «неканоническим православным», желают вывести их из безблагодатного состояния самоизоляции и церковной неполноценности, через СМИ показать Украине их молитвенную равнозначность, сведя разницу лишь к юрисдикционной принадлежности. Неучастие Предстоятеля УПЦ в подобных мероприятиях трактуется как его личная прихоть и нежелание молиться об Украине. Однако эта инсинуация далека от истины. Чуть ли не ежедневно Блаженнейший Митрополит Владимир совершает Божественную литургию и как Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви за каждым богослужением возносит свои, в меру поданной ему Богом благодати, молитвы об Украине, о нашем страждущем украинском народе, который, безусловно, достоин лучшей жизни, и о власти, основной целью деятельности которой должно быть улучшение уровня этой жизни.

Предстоятелю УПЦ в вышеуказанных мероприятиях невозможно принимать участие в связи с решением Священного Синода УПЦ, принятым на основании церковного права, которого УПЦ, безусловно, придерживается, будучи Церковью Апостольской[7]. 10-е Апостольское правило гласит: «Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен»; в 11-м Правиле святых Апостолов сказано: «Если кто, принадлежа к клиру, с изверженным от клира молиться будет: да будет извержен и сам». Об этом же идет речь и в 45-м и 65-м Апостольских правилах, 2-м правиле Антиохийского и 33-м правиле Лаодикийского Соборов.

В свете последних событий складывается впечатление, что, собственно, не единая Поместная Церковь нужна тем, кто так часто говорит о ее утверждении, а лишь реабилитация и легализация «филаретовщины», как метко назвал народ «УПЦ-КП».

+ + +

Украинская Православная Церковь имеет свое видение становления в Украине единства и поместности. Об этом она говорит на протяжении уже 15 лет, но ее голос так и остается «vox clamantis in deserto»[8].

Еще 8 декабря 1992 г. на заседании Священного Синода Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Владимир высказал предложение о необходимости проведения богословского диалога между представителями УАПЦ и УПЦ-КП с целью преодоления церковного раскола в Украине.

Священный Синод выразил надежду, что, со своей стороны, УАПЦ и УПЦ-КП проявят добрую волю в этом благом намерении, поддержав это решение, и счел возможным незамедлительно начать ведение такого диалога на следующих условиях[9]:

1. Прекращение насилия со стороны последователей «Украинской Православной Церкви — Киевский Патриархат» по отношению к Украинской Православной Церкви.

2. Возвращение Украинской Православной Церкви захваченных силой соборов, храмов, епархиальных центров, учебных заведений.

3. Невмешательство центральной и местной власти, народных депутатов во внутреннюю жизнь Церкви.

4. Без участия бывшего митрополита Филарета (Денисенко) — поскольку он не является членом Церкви, будучи отлученным от нее.

Эти четыре необходимые для начала и нормального ведения диалога условия остаются базовыми и сегодня.

Позиция священноначалия УПЦ относительно последующего канонического статуса Украинской Церкви осталась неизменной с 1993 г., когда она была изложена в Обращении Священного Синода УПЦ. Повторим ее и сегодня: «Мы также стремимся, чтобы Украинская Православная Церковь стала Поместной, равноправной сестрой в семье Православных Церквей, но идем к этому каноническим путем»[10].

В марте 2005 г. мы в очередной раз обращались к епископату, духовенству, монашеству, верным Украинской Православной Церкви, а также к братьям и сестрам, пребывающим вне церковного единства со Вселенским Православием. В Обращении было изложено видение Украинской Православной Церковью последующего развития церковно-государственных и межконфессиональных отношений. Просим и сегодня, во имя Господа нашего Иисуса Христа, ради единства и мира нашей родной Церкви и Украины, ради собственной вечной жизни, ради того, чтобы не стать посмешищем для будущих поколений и негативным примером в учебниках церковной истории, переборов собственный эгоизм и гордыню, а иногда и просто обычное неведение, вернитесь в лоно Матери Церкви. Двери наших сердец открыты навстречу вам. Помните, что нет греха, которого бы не простил Господь, которого бы Церковь не покрыла своей любовью. Проповедью покаяния начал свое служение Предтеча Господень Иоанн. Его словами призываем и мы вас к урегулированию церковного нестроения в каноническом, Богом, святыми апостолами и святыми отцами установленном порядке. Чем быстрее это произойдет, тем быстрее мы вместе едиными устами и единым сердцем сможем воспевать имя Господне…

Покаяние, к которому призывает Святая Церковь тех, кто отошел в раскол, — это не унизительная процедура вымаливания прощения, как это кто-то себе, возможно, представляет. Покаяние мирян — это признание перед Богом собственного несовершенства, которое стало причиной отдаления от Бога и от Его Церкви. Покаяние «иерархов» — это признание перед всей Церковью, а в первую очередь перед своими же верными, собственной вины, сделавшей их «слепыми вождями слепых» (см.: Мф. 15, 14).

Существуют принципиальные экклезиологические моменты, которыми нельзя пренебрегать. Те сегодняшние «епископы» и «духовенство», которые отошли от Церкви, не могут быть принятыми в «сущем сане», полученном в расколе по уже отмеченным выше причинам. Однако они могут быть возобновлены в том сане, в котором были до отхода в раскол.

Украинская Православная Церковь смотрит на пребывающих в расколе не как на врагов, а как на заблудших братьев, которым необходимо помочь вернуться в лоно Святой Вселенской Православной Церкви. Эти слова от частоты их повторения кто-то может назвать банальными, однако у каждого, кто себя считает верующим, рано или поздно наступит такое время, когда он встанет перед реальностью их правоты и фатальности своего положения.

Сегодня у нас есть реальный шанс начать свободный диалог между православными христианами Украины для достижения церковного единства на основе строгого соблюдения церковных правил. Только каноническое единство Украинского Православия может стать основой получения Украинской Православной Церковью надлежащего канонического статуса.

«Церковь ждет тех, кто ушел. Ждет, чтобы они вернулись.

И тогда будет Единая Церковь…"


[1] Міжконфесійні і державно-церковні відносини в Україні на фоні подій 18 липня 1995 р. Фонд підтримки досліджень в галузі національної безпеки. С. 3. (машинопись) // Архив канцелярии Киевской митрополии.

[2] См. «Записку» на имя Президента Украины Л. Кравчука председателя Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины Н. Колесника о нарушениях положений действующих Уставов УАПЦ та УПЦ при создании религиозной организации «УПЦ-КП».

а) 20 июня 1993 г. Генеральный прокурор Украины Виктор Шишкин на основании юридического анализа акта создания «УПЦ-КП», который сделал президент украинской законодательной фундации, народный депутат Сергей Головатый, вынес протест N 7−55 892, согласно которому регистрация «УПЦ-КП» признана незаконной. Протест был отклонен, Генеральный прокурор снят с должности, коллегия Генеральной прокуратуры распущена // Вестник пресс-службы УПЦ N 50 (ноябрь 2005 г.).

б) Протест Генеральной прокуратуры Украины на постановление Совета по делам религий при Кабинете Министров Украины от 20.07.92 г. «Об изменениях и дополнениях к Уставу об управлении Украинской автокефальной православной церкви». Протест отклонен согласно указанию Президента Украины Л. Кучмы.

[3]Послание Архиерейского Собора РПЦ духовенству и верным Украинской Православной Церкви // ЖМП. — N 8. — 1992. Официальная часть. С. XI.

[4]Докладная записка вице-премьер-министра України Н. Жулинского Президенту Украины Л. Кравчуку по результатам визита в Константинополь. 29.10.1993 г.

[5] Обращение Освященного Собора Преосвященных Архипастырей Православной Церкви — участников празднования 40-летия архипастырского служения Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, к Президенту Украины В. Ющенко, Правительству Украины, Председателю Верховной Рады Украины Александру Морозу и депутатам Верховной Рады Украины. 9 июля 2006 г., Киев, КПЛ // Архив канцелярии Киевской митрополии.

[6] В. Ющенко. «О внутреннем и внешнем положении Украины в 2005 году». Ежегодное послание Президента Украины к украинскому парламенту, произнесенное 9 февраля 2005 г. // http://www.president.gov.ua/news/data/11_6001.html

[7] Журнал заседания Священного Синода УПЦ N………. от 22.11.2006 г.

[8] «Глас вопиющего в пустыне» (лат.).

[9] Журнал заседания Священного Синода УПЦ N 13 от 8 декабря 1992 г. // Архив канцелярии Киевской митрополии.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru