Русская линия | Диакон Алексей Комиссаров | 27.02.2020 |
Павел Александрович Дернов родился 12 января 1870 года в селе Пиштань Яранского уезда Вятской губернии, в семье священника местной церкви[1]. Село Пиштань имело также второе название — Никольское, по названию местного храма. Оно находилось на расстоянии 12 верст в северо-восточном направлении от уездного центра — города Яранска[2].
Отец Павла Дернова — Александр Афанасьевич Дернов, был сыном диакона из села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии, и всю свою жизнь служил священником. В семье отца Александра было 12 человек детей — 5 мальчиков и 7 девочек. Четверо из его пяти сыновей стали священниками.
С детства воспитанный на примере своего отца и братьев священников, Павел Дернов не колебался в выборе своего жизненного пути. Окончив курс обучения в Яранском духовном училище в августе 1884 года, он поступил в Вятскую духовную семинарию. Получив прекрасное образование, он при отличном поведении закончил обучение в семинарии в июне 1890 года [3. С аттестатом выпускника Вятской духовной семинарии Павел Дернов получил медицинское свидетельство, подтверждающее, что «он имеет знаки привитой оспы и по состоянию своего здоровья продолжать дальнейшее обучение в Духовной Академии может» [4]. Таким образом, имея желание продолжить образование, в 1890 году Павел Дернов поступил в одно из лучших духовных учреждений того времени в России — в Казанскую Духовную Академию (КДА). На втором курсе обучения в связи с достижением возраста отбывания воинской повинности, он обратился к ректору КДА, протоиерею Александру Владимирскому[5] с прошением о выдаче удостоверения, подтверждающего, что он студент КДА[6]. Через четыре года, в 1894 году, в возрасте 24 лет, Павел Дернов успешно закончил КДА со степенью Кандидата богословия. Своё курсовое сочинение Павел Дернов посвятил актуальной богословской проблеме космологии, объясняющей вопросы происхождения нашего мира. Написанное им сочинение «Творение из ничего как отличительная черта откровенного учения о мироздании» [7] представляет собой увесистую рукопись объёмом почти 500 страниц!
Сразу после окончания Казанской Духовной академии в том же 1894 году сполучил направление в город Елабугу на должность законоучителя местного реального училища. 26 сентября того же 1894 года он вступил в брак с дочерью протодиакона Елабужского Спасского собора Анной Аркадьевной Лаженицыной. Вскоре, 2 октября 1894 года Преосвященным Алексием (Соболевым), Епископом Сарапульским, Павел Дернов был рукоположен в сан иерея и определён к Елабужскому Спасскому собору без права получения доходов, как сверхштатный священник. Этой же осенью отец Павел получил должность законоучителя Елабужской женской прогимназии, с оставлением в должности законоучителя в реальном училище. В декабре 1894 года Отец Павел стал настоятелем Рождество-Богородичной церкви, которая находилась при городской гимназии.
Помимо преподавательской деятельности в должности законоучителя в реальном училище и гимназии, священник Павел Дернов принимал активное участие в общественной жизнь церкви, которая была в те времена достаточно разнообразна. Он состоял членом Сарапульского Вознесенского Братства (с 1895 г.), Братства Святителя Николая (с 1895 г.), а также Миссионерского общества (с 1898 г.).
За ревностное служение на церковном поприще 25 марта 1898 года священник Павел Дернов был награждён набедренником, 7 марта 1901 года — скуфьею, 6 мая 1905 года — камилавкою, а в 1907 он стал протоиереем.
Органически вписавшись в церковную жизнь уездного города Елабуги, священник Павел Дернов всю свою жизнь прослужил в небольшом гимназическом храме. При этом батюшка пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых составляли гимназисты и ученики реального училища.
Священнослужитель, проповедник, писатель, корреспондент Вятских Епархиальных ведомостей, неутомимый труженик в области просвещения, отец Павел искренне пытался взращивать во вверенных ему учебных заведениях принципы христианской нравственности. Как мог, он боролся с таким проявлением порока, каким во все времена являлось пьянство. Так, 20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, который, как сообщалось в статье, посвященной этому вопросу, был «обязан своим открытием трудами и заботами законоучителя училища о. П.А. Дернова» [8]. Это событие состоялось в воскресный день, после молебна Спасителю в гимназической церкви. Молебен перед открытием кружка совершил соборный протоиерей Сергий Танаевский вместе со священниками П.А. Дерновым и Г. П. Морозовым в сопровождении училищного хора. Отец Павел перед молебном обратился к собравшимся ученикам и их родителям с пастырским словом на тему: «Оставите детей, не мешайте им приходить ко Мне». В своём слове он разъяснил, как мешают детям быть со Христом дурные привычки и пристрастия, одним из которых является пьянство. После молебна выступил и протоиерей Сергий Танаевский. Все члены кружка дали Господу торжественный обет не пить в течение одного года никаких спиртных и хмельных напитков, а также не курить табак, не сквернословить, и не играть в карты на деньги. На память об этом вечере каждый участник получил нательный образок и членский билет общества. Потом выступил директор училища и преподаватели. По традиции в заключение все собравшиеся дружно пропели «Боже, царя храни!».
Будучи по политическим убеждениям монархистом, причём не скрывающим своих взглядов, отец Павел тяжело переживал революционные нестроения в стране. Февральская революция 1917 года, произвела в России эффект опьянения свободой. Мало кто понял, что произошло на самом деле и чем для страны грозит отречение Государя Императора Николая II.
Павел Александрович и Анна Аркадьевна Дерновы с детьми
Революционные события коснулись всей станы и не могли обойти стороной Елабугу — некогда тихий уездный город Вятской губернии. Революционной ситуацией итоге умело воспользовались радикально настроенные силы, которые в октябре 1917 года захватили власть в стране и поставили перед собой задачу сохранить эту власть любой ценой. Пути решения при этом были выбраны простые — террор и лживая пропаганда. Важным этапом борьбы считалось насаждение атеистического мировоззрения и полное уничтожение православия вместе с его носителями — верующими людьми и духовенством. Неповиновение большинства населения на местах, неприятие реформ, создание сопротивления, всё вместе привело к безвластию и анархии, что вывело в лидеры обыкновенных бандитов, творивших бесчинства, грабежи и убийства без суда и следствия.
16 ноября 1917 г. елабужский уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о переходе власти к Советам: большевиками был избран Елабужский уездный Совет, под руководством которого начался грабёж населения под предлогом национализации имущества. Мало кто из жителей Елабуги были довольны сложившимся положением. При этом и общая обстановка в России выглядела удручающей: везде царили хаос и преступления.
19 января 1918 года Патриарх Московский и Всея России Тихон обратился к православным с воззванием и анафематствованием новой власти. В частности в своём он писал: «Тяжкое время переживает ныне святая Православная Церковь Христова в русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово и вместо любви христианской всюду сеять семена злобы, ненависти и братоубийственной брани.
Гонение жесточайшее воздвигнуто и на святую Церковь Христову: благодатные таинства, освящающие рождение на свет человека или благословляющие супружеский союз семьи христианской, объявляются ненужными, излишними; святые храмы подвергаются или разрушению через расстрел из орудий смертоносных (святые соборы Кремля Московского) или ограблению и кощунственному оскорблению (часовня Спасителя в Петрограде); чтимые верующим народом обители святые (как Александро-Невская и Почаевская Лавра) захватываются безбожными властелинами тьмы века сего и объявляются каким-то якобы народным достоянием; школы, содержавшиеся на средства Церкви Православной и подготовляющие пастырей Церкви и учителей веры признаются излишними и обращаются или в училища безверия, или даже прямо в рассадники безнравственности" [9].
Послание Святейшего Патриарха Тихона мгновенно распространилось по всей стране и было прочитано в храмах и соборах в воскресные дни сразу же после его получению. По решению священников города Елабуги, зачитать Патриаршее послание в воскресный день 10 февраля 1918 года после Божественной Литургии в Спасском соборе выпала честь священнику Павлу Дернову.
Общие настроения недовольства новой властью в Елабуге 22−23 января 1918 г. вылились в бунт 230-го пехотного полка, находившегося в городе с 1914 года. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Все новые руководители Советов в страхе бежали из города и спрятались в деревне Токмашка. В результате Елабуга освободилась от гнёта безбожной власти грабителей на небольшое время. Бежавший председатель уездного Совета С.Н. Гассар связался с революционным центром в городе Сарапуле, откуда в Елабугу был направлен большевистский карательный отряд под командованием Ефима Колчина, зарекомендовавшего себя особой жестокостью.
После захвата города Елабуги карательным отрядом Е. Колчина в городе начался самый настоящий террор. В задачу отряда входило выявление и казнь организаторов т.н. мятежа, которым удалось свергнуть в городе власть Советов. Начались аресты и допросы. Значительную активность проявляли добровольные информаторы. Под подозрение попали все зажиточные жители города. Духовенство, вставшее на защиту своих святынь от осквернения, было объявлено идеологическим организатором восстания, что было особенно удобно после публикации воззвания Патриарха Тихона, где он обличал эту жуткую новую власть. В такой ситуации, после только недавно зачитанного послания Патриарха, после ярких проповедей и обличения осквернителей храма, скромный труженик на ниве Христовой, священник Павел Дернов был представлен карателями как главный организатор восстания в городе Елабуге. 12 февраля 1918 года в его доме каратели устроили обыск, в результате которого была найдена старая пустая пулеметная лента и отец Павел был арестован. С учетом того, что большевики первым делом разграбили спиртовые склады, находившиеся недалеко от здания Стахеевского Епархиального училища, можно представить себе в каком состоянии каратели творили все свои беззакония.
Пьяные революционеры увели отца Павла за Моралёвскую мельницу, на лед реки Тоймы, и там убили его.
Из воспоминаний дочери:
«Не помню как скоро, но стало известно, что папа расстрелян на Тойме, а мальчики сидят в каком-то комитете. Словом, к вечеру тело папы было привезено, обмыто, облачено в священнические одежды и положено на стол. Есть предположение, что его не расстреляли, а закололи штыками. Во всяком случае, у него была одна огнестрельная рана на лице навылет со щеки на щеку. То ли удостоверялись, жив или умер, то ли добивали. А когда через несколько дней после похорон маме сказали, что можно съездить на на Моралёвскую мельницу, то оказалось, что на льду Таймы — громадное кровавое пятно. Мама зачерпнула этого кровавого снега. Помню, как его везла.
Хозяин мельницы Моралёв убеждал маму, что он всё видел и что когда отца привезли, то он просил дать ему возможность исповедаться… Когда моим братьям сказали о смерти отца, то они, вероятно, кричали и обвиняли убийц…".
Братья Борис, Григорий и Семён Дерновы
По свидетельствам очевидцев, один из сыновей отца Павла назвал красногвардейцев душегубами.
Из воспоминаний дочери:
«Братьев сейчас же среди бела дня вывели и повели на расстрел. Вели к спуску на дамбу и потом по дамбе, и все это видели. Они что-то кричали для передачи маме, что-то вроде того, что они идут умирать за веру и Православный Крест. Есть множество свидетелей этого крестного пути моих братьев, они ещё помнят эти трагические, страшные и, может быть, героические слова. Братья, во всяком случае, думали, что именно так надо идти умирать…
Их расстреливали, по-видимому, спешно: пришлось добивать. У Бори было избито лицо, его добивали по голове. У Гриши было что-то страшное: его застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык. Говорят, что Сеня в последний миг испытал ужас смерти. Ему за неделю до этого исполнилось 17 лет. Его тоже убивали разрывной пулей, но она развернула ему ногу. Лицо его, единственное из всех четверых было цело. Оно было спокойно… Мы уже знали, что мальчики убиты, но никто не мог решиться рассказать об этом маме. Мама сидела в столовой… Все эти дни у нас было множество народа, а тут её окружали учительницы из гимназии, воспитательницы из епархиального училища, кто-то из монастырей. Множество народа. И в дверь с лесенки, из маленькой прихожей, вошёл дедушка Аркадий Иванович.
Он держал перед собой руки, как-то полусогнутые, со сжатыми кулаками.
И мама сразу закричала что-то вроде: «Убиты?»
И дедушка сказал: «Да, Анюта, расстреляны!»
И мама воскликнула: «Да будет Воля Твоя!"…
Они умерли чистыми. Мир их праху!"
На мученическую кончину отца Павла с сыновьями отозвалась петроградская пресса. В газете «Петроградский церковно-епархиальный вестник» [10] появилась заметка «Расстрел пастыря и издевательство над игуменьей»: «В Петрограде получены достоверные сведения о расстреле в г. Елабуге священника о. Дернова и троих его сыновей: двух студентов и гимназиста. Причина расстрела найденная у покойного о. Дернова австрийская пулеметная лента, привезённая с войны одним родственником. Елабужские власти, расстреляв о. Дернова, бросили его труп у мельницы. Арестованные сыновья о. Дернова, узнав о трагической кончине своего отца, бросили злодеям одно слово: «Душегубы"… И за это слово, сказанное сгоряча, всех трёх юношей без всякого суда повели к пристани и там расстреляли. Причём юношей не просто убили, но зверски убили разрывными пулями…
Республиканские Елабужские власти не ограничились одним семейством о. Дернова. Они хотели расстрелять и прот. о. Танаевского, за которого горячо вступились его прихожанки. Они собрались все и умоляли палачей отпустить старца протоиерея, но и в них стреляли, они разбегались и снова просили палачей отпустить о. Танаевского. За 20 тысяч хотели отпустить, но где взять 20 тыс. рублей? Судьба о. Танаевского — неизвестна.
Этого мало. Предержащая власть ворвалась в женский монастырь, издевалась над его обитательницами, а старую игуменью, лежащую при смерти, раздевали, стаскивали с постели, осматривали…
Страшные бывали времена, но таких ещё не бывало. Не бывало и такого издевательства над духовенством и когда это кончится — один Господь знает".
На похороны отца Павла Дернова и сего сыновей Бориса, Григория и Семёна собралось очень много народа. Даже находившийся в городе карательный отряд не препятствовал проведению захоронения убитых. Все присутствующие рыдали в один голос. Такой трагедии в тихой уездной Елабуге люди ещё никогда не знали. Погребение отца Павла Дернова и его сыновей состоялось на городском Троицком кладбище. Могила была расположена слева от притвора храма, у двух тополей.
Похороны елабужских мучеников Павла Дернова и его сыновей Бориса, Григория и Симеона
Имя протоиерея Павла было помянуто среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта/13 апреля 1918 г. в память о всех за веру и Церковь Православную убиенных.
В Советское время Троицкое кладбище было варварски разорено, Троицкий храм разрушен, а могила Дерновых утрачена.
Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей, прошедший в 1981 году утвердил к церковному почитанию список Новомучеников и Исповедников Российских, среди которых было и имя пресвитера Павла Дернова.
В 2008 году, к 90-летию мученической кончины отца Павла и его сыновей, А.В. Маркелов выпустил брошюру «Первые новомученики Вятской земли». Лишь спустя 92 года после убийства отца Павла и его сыновей, при поддержке потомков Дерновых и огромными личными усилиями внучки убиенного Анны Сергеевны Филипповой, на предполагаемом месте захоронения был восстановлен надгробный памятник. Это событие произошло при небольшом стечении народа 30 сентября 2010 г., на месте Троицкого кладбища. Почтить память отца Павла и его сыновей кроме внучки пришли священник Андрей Лебедев из города Уржума; автор книги о первых новомучениках вятской земли Артём Маркелов, елабужские краеведы и представители музея-заповедника. Панихиду по убиенным мученикам совершил настоятель прихода Святой Троицы города Елабуги протоиерей Геннадий Колесников.
Священномученик Павел и мученики Борис, Григорий и Симеон прославлены в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 15 октября 2018 г.
Примечания:
[1] Ведомость о церкви Рождества Богородицы при Елабужской гимназии за 1905 год. Архивный отдел администрации г. Сарапула (АОАГС), ф.17, оп.1, ед.хр.19.л.112об.
[2] Современное название села — Никола, расстояние 15 км. от Яранска. Административный центр Никольского сельского поселения, в которое входят населенные пункты: деревня Алешкино, деревня Бараново, деревня Берляки, деревня Вилюнур, деревня Дворяне, деревня Иванаи, деревня Комары, деревня Коновалово, деревня Можаи, село Никола, деревня Носки, деревня Огнетово, деревня Пиштань, деревня Пушкино, деревня Савичи, деревня Титово, деревня Токтаи, деревня Федькино, деревня Шагадаки, деревня Швецово, деревня Ширкино.
[3] Аттестат воспитанника Вятской духовной семинарии Павла Дернова. Национальный архив Республики Татарстан (НАРТ), ф.10, оп.1, д. 8525, л.202.
[4] Личное дело студента КДА. Медицинское свидетельство. НАРТ, ф.10, оп.1, д. 8525, л.204.
[5] Владимирский Александр Поликарпович (1821, Нижегородский у. Нижегородской губ. — 29.04.1906, Казань) протоиерей. духовный писатель, магистр Казанской духовной академии; был профессором богословия, логики и психологии в Казанском унив.; с 1871 по 1895 г. состоял ректором Казанской духовной академии
[6] Личное дело студента КДА. Прошение. НАРТ, ф.10, оп.1, д. 8525, л.203.
[7] Личное дело студента КДА. Диплом Казанской Духовной Академии Павла Дернова. НАРТ, ф.10, оп.1, д. 9150, л.67об, 67.
[8] Открытие школьного кружка трезвости в Елабужском реальном училище. ВЕВ, № 16−17, 21 апреля 1916 г. — с.483−484.
[9] Послание Святейшаго Тихона, Патриарха всея России. // Журнал «Богословскiй Вестник», издаваемый Московскою Духовною Академиею. — Сергиев Посад: «Типография И. И. Иванова». — 1918. — Том I. — Январь-Февраль. — С. 74−76
[10] Петроградский церковно-епархиальный вестник; № 9 за 1918 г., с. 3
http://rusk.ru/st.php?idar=87046
|