Русская линия
Русская линия11.08.2006 

«Русское Царство» в Царском Селе
Отклики участников фестиваля «Русское царство» в Федоровском городке Царского Села


«Русское Царство» глазами участника
Мирия Жулей (Кравчая боярыня)

Меня зовут Мария. Я студентка и живу заботами повседневной жизни нашего времени. Но мне удалось на несколько дней стать кравчей (первой боярыней) русской царицы Анастасии XVI века. Это произошло благодаря фестивалю «Русское царство», который проходил 20−23 июля в Федоровском городке Царского села. Все началось еще зимой. На штаб-квартире молодежного православного клуба «Трилистник» собралась небольшая группа людей, захваченных идеей воссоздать образ Руси XVI — XVII веков, той Руси, которой еще не коснулись Петровские реформы. Каждый из нас видел в этом времени что-то свое.

Мною владело, скорее, любопытство: а как люди жили тогда? Это было странное и сложное время, когда каждый человек был зажат в рамках своего сословия и должен был вести себя «по чину». Невольно возникает вопрос: зачем? Нам среди наших «прав» и «свобод» очень непросто это понять.

Конечно, мы не надеялись полностью реконструировать XVI век, на это нам не хватало ни знаний, ни средств.

С крестьянскими сарафанами нам повезло — актеры театра «Свеча», представлявшие крестьян, уже имели подходящую одежду. А вот царице пришлось шить свое облачение самой, что вышло недешево, учитывая количество жемчуга, украшавшего костюм. Оказалось, что костюм тогда состоял из нескольких слоев, включавших бархат и шелк, и окутывал женщину с головы до пят. Надев все это в летнюю жару, мы поняли, что легко не будет.

Речь мы решили не слишком усложнять, заменив только некоторые союзы и предлоги. Зато от мобильных телефонов сумели отказаться почти все. На три дня мы перестали чувствовать себя пойманными в сети рыбками, когда уединение не стоит одного звонка сотового.

Самой очевидной и трудновыполнимой частью этикета оказались поклоны. Существовала строгая иерархия — кто, кому, сколько и как кланялся. Это задавало определенный тон в отношениях и растягивало время, но с нашим привычным темпом жизни хотелось укоротить все эти поклоны и добраться до сути дела. А суть и была в этих поклонах, длинных формах речи, в мелочном распорядке жизни, за которым скрывалась внутренняя сосредоточенность и тишина. Эту тишину мы пытались уловить на всем протяжении игры. Но давалась она с трудом, открываясь только в моменты большой напряженности.

Так было при избрании царя. Для начала действия мы выбрали тот момент, когда прервался род Рюриковичей и Земский Собор должен был установить новую династию. Поскольку жесткого сценария не было, исход игры зависел от действий всех участников, царя могли не избрать вовсе. Собор постановил тянуть жребий среди лучших боярских родов и по внутренней подготовке участников это действительно стало центральным событием всей игры.

Выдержать до конца все условности оказалось непросто. Уже к концу первого дня бояре почувствовали острую необходимость заняться физическим трудом. Поэтому мы вышли за игровую зону, переоделись и стали убирать территорию от мусора. Давно я с такой искренней радостью не участвовала в субботнике! Но после короткой разрядки пришлось вернуться в образ. Все действие длилось три дня. На это время Русское Царство разместилось в стенах Федоровского городка — архитектурного ансамбля в стиле XVI — XVII веков, построенного по воле императора Николая II в Царском селе. Такие декорации идеально подходили под нашу эпоху, Федоровский городок, казалось, сам подыгрывал нам.

Городок сравнительно недавно получил статус Патриаршего подворья. В настоящее время он находится в полуразрушенном состоянии и требует серьезной реставрации. При Подворье планируется открыть Русский культурный центр. Ну, а пока мы вышли из стен Городка, чувствуя себя порядком «обрусевшими». Переходить на современную одежду оказалось неожиданно трудно, я так и уехала домой в сарафане. И еще несколько дней в речи проскальзывали «ибо», «зело» и подобные им слова. Но это, конечно, не главное. Я думаю, у каждого осталось что-то свое «главное». У меня появилось желание как-то упорядочить свою жизнь и не торопиться в ней, несмотря на весь дикий темп, с которым проходит день современного человека.


Русское царство, восстаните!
Андрей Каплиев (Воевода)

Русское царство, восстаните! На молитву! — трижды зычно возгласил ранним субботним утром воевода царской дружины боярин Андрей Измаилов. День этот был совершенно особенным не только для него, но и для всех верноподданных Русского Царства. Давече в «Государевом Федоровском городке» народу был явлен наместник Царя-батюшки. Исторический эксперимент, ролевая игра, лабораторная работа, по истории XVI века? «Потешное» или самое настоящее Русское Царство? Факт остается фактом. Более полусотни молодых людей собралось в Царском Селе (Пушкине) для того, чтобы, отбросив «глобальные стандарты потребления» хотя бы несколько дней пожить в условиях приближенным к жизни на Руси XVI века.

Некоторые историки называют это время духовным «золотым веком», расцветом Святой Руси. В те годы жили с Богом в душе и Царем в голове. По совести и чести. Собственно, стремление к подобному образу жизни свойственно русскому человеку, искренне влюбленному в историю и самобытную культуру своей страны. Именно таким человеком и был царь Николай II. Именно поэтому он всемерно поддерживал деятельность «Общества восстановления художественных традиций Руси» и создание архитектурного ансамбля «Государева Федоровского городка».

Царскосельский архитектурный ансамбль был задуман как важная часть глобальной идеологической программы, которая должна была воссоединять «Россию XX века с благочестивой Святой Русью наших предков». Об этом было рассказано на выставке «Государев град-Китеж», проходившей с 15 по 23 июля в Розовом корпусе, что расположен у самого входа на подворье. Две экспозиции, посвященные истории и идее Федоровского городка и Российского царства середины XVI века стали добрым плодом подвижнического труда боярыни Марии Жулей. И их очень хорошо приняли и наместник подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры иеромонах Нектарий, и многие другие посетители выставки.

Подготовка к историческому эксперименту велась очень серьезная. Участникам необходимо было пошить костюмы и приобрести, а порой и воссоздать по крупицам имеющейся информации реквизит.

Кроме этого участникам необходимо было понимать саму идею Русского Царства, для чего потребовалось знакомство с различными историческими трудами. Был взят на изучение специальный исторический экскурс в XVI век кандидата исторических наук Дмитрия Стогова.

Кроме того, любословом Евгением Чепкасовым были подготовлены «Указания и прещения о словоупотреблении на древлеиспытательном действе «Русское Царство». Состоит он из десяти пунктов. Вот, например, что гласит девятый: «Одревлять речь свою надобно путем употребления древних союзов и наречий, а на большее не замахиваться. Вот они: дабы — чтобы, ибо — потому что, посему — поэтому, поелику — поскольку, понеже — тем более что; зело — очень, паки — еще, наипаче — более всего». А вот всем нам неплохо бы задуматься и о таком «прещении»: «Запрещается употреблять слова, заканчивающиеся на -изм, -ист, -ция. Просьба уделить сему запрету особое внимание, исключений нет!» Главным результатом эксперимента стало избрание на Земском Соборе наместника царя, которым стал думный боярин — князь Сергей Ладожский. В пятницу весь народ царства принял на себя подвиги строгого поста и чтения старинной Псалтири на церковно-славянском языке. И вот, когда творение величайшего царя и пророка Давида было прочитано, в рушник (заменяющий оклад) Владимирской иконы Божией Матери были вложены жребии с именами родовитых бояр и даже один пустой жребий. Дабы не ограничить Волю Божию недостоинством кандидатов. Именно так счел возможным поступить Земской Собор.

После усиленной молитвы к Царице Небесной указать достойного избранника для этого тяжкого креста, рукой царицы Александры был явлен народу наместник царя. Им стал один из самых опытных участников ролевой игры, ответственный секретарь межвузовской ассоциации «Покров» Сергей Евгеньевич Прокофьев. Государь принял присягу ближайших бояр и раздал царские милости.

Им было высказано предложения о продолжении деятельности приказов Русского Царства, участии в целом ряде общественно значимых мероприятий. Благодаря наместнику царя многие представители сословий решили принять участие в трехдневном крестном ходе «Царский путь», посвященном памяти Царственных Мучеников. Проходил он по местам жизни Царской Семьи в Пушкине, Красном Селе, Петергофе, Ломоносове и завершился в Кронштадте. Крестные хода — это духовный подвиг, способный соединить людей в живое тело Церкви Христовой. Собрать тех, кто любит свое Отечество в благочестиво й Святой Руси. Ведь молитва не бывает понарошку. И как сказал один из участников эксперимента после молебна к Матери Божией Тихвинской совершенной по чину XVI века: «Давно уже так хорошо не доводилось молиться мне, дорогие мои». И, правда, полтора часа горячей соборной молитвы, по старопечатным книгам с пением знаменным распевом, пролетели как один миг. Искреннее обращение к Богу никогда не остается без ответа.

И ответ этот звучит в словах великого пастыря святого праведного Иоанна Кронштадтского: «Я предвижу восстановление мощной России, еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая — по старому образцу; крепкая своей верою во Христа Бога и во Святую Троицу! И будет по завету святого князя Владимира — как единая Церковь! Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня! Русский человек должен понять это и благодарить Бога за то, что он русский».


Впечатления светличной боярыни и крестьянки
Татьяна Жамалтднова

В прошлые выходные в Федоровском городке состоялся фестиваль «Русское Царство». Полгода подготовки, волнений, шитья костюмов, подбора литературы. Очень хотелось, чтобы все состоялось, несмотря на все препоны. На фестиваль я приехала почти в самом конце, в пятницу вечером. Народe было около 40 человек. Все без исключения были в костюмах, соответствующих сословию. Возникло впечатление, что попала в уже сложившуюся среду со своими правилами, порядками. Сразу ощутила контраст между миром за крепостными стенами и маленьким мирком внутри городка. Было совершенно невозможно находиться там без костюма. Невозможно по той причине, что возникало ощущение параллельности происходящему, выключенности из общей жизни.

События, происходившие в городке, конечно, были игровыми. И земский собор, и выборы царя все было «понарошку», но складывалось ощущение значимости происходящего. Затем был праздник в деревне. Ребята из театра «Свеча» очень расположили к себе своей искренностью, радостностью. Было очень весело поиграть в народные игры. В конце дня очень не хватало какого-нибудь обобщения прожитому за день, кружка вокруг костра, тем более, что событий хватало и было необходимо подготовиться ко дню следующему. Но, вероятно, это было субъективное восприятие мной происходящего. Я слишком поздно приехала. Крестный ход в конце дня вдоль городка соединил все, что не соединялось в моем восприятии. Следующий день начался с игры. Сначала было очень непривычно входить в иное пространство, жить по его законам. Постепенно смысл прояснялся, возникло понимание, зачем мы здесь собрались. Очень запомнилось вечернее правило по старому чину в субботу вечером после Всенощной. Возникло ощущение, что это одна из тех минут, которые бывают раз в жизни. Несмотря на усталость, уходить не хотелось, было желание вобрать в себя происходящее, впитать, запомнить на всю жизнь. В воскресенье — все вместе ходили в храм на Литургию в народных костюмах, потом прогулка по парку. Совместная трапеза после службы, потом круглый стол с обсуждением и подведением итогов, все говорило о том, что фестиваль подходит к концу и скоро надо будет возвращаться домой в привычную, но ставшую такой чуждой обстановку. Исторический эксперимент все же состоялся. Все познается в сравнении. Человек, живущий в серой среде, не понимает ее серости. Эксперимент контрастировал обстановку, показал всю разницу между современной жизнью и укладом. Хочется надеется, что следующий фестиваль состоится через год и верю, что пройдет он по-другому, качественно по-другому. Спасибо вам большое.


Как я побывал в русском царстве
Евгений Чепкасов (Лесник, стряпчий, посол)

Вообще-то, я на заказ не пишу. И до сих пор все попытки «Трилистника» использовать меня по назначению, т. е. для написания чего-то вроде отчетов о совместных походах, оканчивались тем, что моя несокрушимая лень превозмогала любое психологическое давление. Однако проект «Русское царство» — это не просто поход с житьем-бытьем в палатках, но действо, над которым активная часть «Трилистника» билась как минимум полгода. Я тоже был в составе оргкомитета: принимал участие в составлении и правке документов, был вторым мастером (режиссером) эксперимента (придумывал вместе с главным мастером сюжетные ходы и вводные (роли) для участников). Результатом наших трудов стал эксперимент «Русское царство», сочетавший в себе элементы исторической реконструкции и ролевой игры. После того, как эксперимент прошел, возникла необходимость проанализировать его результаты. У нас было два основных участка игры — Москва и деревня. По идее, должен был быть еще лес с разбойниками и вражеский стан татар-литовцев, но участники не приехали. Не приехала и купчиха, в связи с чем лесник, он же региональный мастер, отвечающий за разбойников (аз, грешный), не смог помочь единственному лихому человеку, который впоследствии с тоски переквалифицировался в юродивые.

Не приехал и посол, который в эксперименте должен был стать одной из ключевых фигур. В ночь перед экспериментом выяснилось, что придуманный Денисом и мной расклад сил в деревне («свободолюбивая» и «вольнодумная» семьи с вводными для каждого члена семейства и прописанным конфликтом) не устраивает старосту деревни — почтенного человека с опытом житья в реконструкторском поселении. Он не был сторонником вольнодумства, в связи с чем деревня получилась однородно белая и пушистая, работящая и молящаяся, а медовуху, лившуюся рекой в царском тереме, потребляющая только в микродозах, причем сочетании с чаем.

В Москве было два терема — царский и царицын, или мужской и женский. В царицыном тереме пытались воссоздать чин шестнадцатого века (насколько успешно — не знаю, ибо не бывал ни в том тереме, ни в шестнадцатом веке). Я был в царском тереме в качестве лесника, стряпчего, аглицкого посла. Достаточно хорошо обстояли дела в деревне, которая не играла, а жила. Крестьяне готовили еду для Москвы, кланялась боярам и стряпчим, и тем их контакты с властью ограничивались. В остальном же деревня была самозамкнутым мирком с благочестиво-патриархальными отношениями, работой, песнями и играми.

Само же избрание царя было очень серьезным. Я был на земском соборе как один из выборных (в роли лесника) и могу засвидетельствовать, что способ избрания (избрание по жребию после молитвы среди трех достойнейших с одним пустым жребием) был принят после выслушивания всех участников собора и именно соборно. Демократия при избрании царя оказалась бессильной, и это очень важный вывод, полученный опытным путем. Кстати, во время собора и последующей жеребьевки ощущения игры не было — была жизнь. И перед жеребьевкой была по очереди полностью прочитана Псалтирь, жребии были вложены в рушник перед иконой Богородицы, после чего были прочитаны молитвы о даровании царя, а молитва, как мы и договаривались перед экспериментом, в игровое пространство не входит. Следовательно, избрание царя было не игровым, хотя, разумеется, и не легитимным.

Очень любопытно было наблюдать за избранным после оглашения жребия: было видно, какая ноша на его плечи пала, как он посерьезнел. «Положение обязывает» в полном смысле, тут уж не до игрушек!

Совместные молитвенные правила и акафисты по старопечатным книгам с многочисленными земными поклонами и участием настоятеля из единоверческой церкви тоже очень дисциплинировали и вводили в историческую атмосферу шестнадцатого века. И еще один момент оставил очень приятное впечатление — это простое человеческое общение между участниками эксперимента, т. е. общение не как между игроками. Ergo, «Русское царство» было слабо игрой и сильно неигровыми моментами. Такой вот парадокс. Будем надеяться, что в следующем году «Русское царство» будет сильно во всех отношениях.


О Крестном ходе «Царский путь»
Сергей Шаров (Стряпчий)

Ощущение, что произошло что-то очень важное и значительное, чего мы еще сами не можем осознать. Это невозможно сравнить с ощущениями после какого то обычного фестивалей.

Как будто бы здесь было и взаправду положено начало возрождения Русского царства.

Но самым ярким для меня событием был Крестный ход. Кажется, что сам Государь шел с нами и именно перед ним, а не перед нами настеж раскрывались ворота Екатерининского и Петергофского парков, куда обычно пускают только по билетам. Ведь не могли же Государю предложить купить билет для входа в парки по которым он любил гулять.

Он шел рядом с нами по Дудергофским высотам, где любил гулять вечерами. Именно его встречал звучным колокольным звоном Никольский Морской собор Кронштадта, массивные колокола которого еще звонят, пока очень редко. А колоколам Морского собора вторили колокола Собора Владимирской иконы Божией Матери, предвозвещая возрождение России, согласно пророчеству Святого праведного Иоанна Кронштадского.

http://rusk.ru/st.php?idar=8686

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика