Русская линия | Владимир Пашков | 05.08.2006 |
Правовой аспект проблемы заключается в том, что «право на образование» следует рассматривать как право родителя не только на то, чтобы его ребенка учили чему-нибудь по усмотрению вышестоящих лиц, но и на то, чтобы при этом учитывались основные запросы и потребности ребенка, т. е. право формирующейся личности учащегося и самому активно влиять на процесс образования.
К сожалению, приходится констатировать, что русское образование на Украине подвергается деформирующему его давлению именно по политическим и идеологическим мотивам. Доминируют политики, общественники, публицисты, видящие решения проблемы приобщения людей к украинскому языку и украинской культуре путем силового вытеснения всего русского. Не случайно, что для определения данной культурной политики они используют термин «деруссификация», несущий деструктивный смысл, определяющий отрицательное действие. Инструментом реализации такой политики используется украинское государство. Поэтому правомерно констатировать, что в последние полтора десятка лет новейшей истории Украины проводится политика лингвоэтатизма (лат. lingua — язык и франц. etat — государство), т. е. активное правовое и административное утверждение титульного национального языка в качестве доминирующего по отношению к нетитульным языкам, в том числе и прежде всего русскому. Лингвоэтатизм, закрепленный в 10 ст. Конституции Украины и Законе о языках, получает развитие и оформление как новое государственно-политическое и социокультурное явление со всеми вытекающими последствиями для этнических русских (8,3 млн. по переписи населения Украины в 2001 году) и русскоязычных граждан (2/3 населения Украины — по данным социологических опросов Института социологии НАНУ в 2002 году).
Какова же реальная потребность общества в русском образовании? Оправдано ли уравнивать её с потребностью в обучении другим языкам и другим культурам — английской, немецкой, французской?
Убежденных сторонников отказа от русского образования или сведения его к уровню иностранного — меньшинство и сосредоточено оно преимущественно в Западном регионе. Однако, нынешняя политика Министерства образования и науки Украины реализует настроения и пожелания именно этого русофобствующего меньшинства, игнорируя желание большинства населения Украины обучать своих детей грамотно пользоваться русским языком. Речь идет и о тотальном переводе русскоязычных школ в украиноязычные, принципиально не согласуемом с родителями; и об исключении русского языка из перечня обязательных предметов, что на практике приводит к прекращению его преподавания. Ситуацию усугубляет дефицит учебников русского языка и русской литературы. Старые советские учебники третируются за заидеологизированность, новые российские для украинских школ не закупаются. А в новых отечественных учебниках излагаются только темы по западной литературе. Тем самым ученику не остается ничего другого как воспринимать русскую литературу в контексте зарубежной. Практически беспомощен и учитель, которому самому не по чему готовиться к урокам: методические журналы и курсы повышения квалификации почти полностью сориентированы на новые программы.
Деформированное сворачивание русского образования с неизбежным общим понижением уровня образованности стало возможным благодаря устранению, а точнее, самоустранению общественности от проблем школьного образования. Убежден, что проблемы русского образования могут быть справедливо решены только при условии широкого общественного обсуждения их, обсуждения спокойного, заинтересованного и профессионального.
Обратимся к вопросу о состоянии образования в современной средней школе, преимущественно украиноязычной, с преподаванием русской литературы. Сегодня редко высказываются на официальном уровне мнения о том, что, помимо украинской литературы, школьников необходимо приобщать приоритетно к русской литературе наряду с иностранной.
Предлагаются два подхода: 1) школьник должен быть в равной степени ознакомлен с выдающимися произведениями литератур; 2) существенное преимущество должно быть отдано русской литературе как наиболее близкой. Но открытой дискуссии по этому вопросу не ведется, в публикациях представлена только первая точка зрения, исключение — раздел «Русский язык: иностранный или родной?» в брошюре академика НАНУ П.П.Толочко «Что или кто угрожает украинскому языку?».
Именно первый подход положен в основу утвержденных учебных программ, анализ которых показывает, что русская литература изучается примерно в том же объеме, что и английская или французская, и чуть больше чем немецкая, т. е. её изучение сведено к минимуму. Это при той особенности Украины, что русская литература здесь считается своей в той же или почти в той же (а иногда и в большей степени), что и украинская, подавляющим большинством населения. Понятнее и ближе и её язык, и система образов и круг идей. Так обстоит, по крайней мере, в четырех из пяти регионов (кроме Западного). С этим обстоятельством, а по сути с естественными желаниями и предпочтениями граждан Украины, ведут ожесточенную борьбу наши новые идеологи. Их образовательная политика и соответствующие законодательные усилия по её закреплению дискриминационны по своей сути по отношению к большей части собственного населения.
Попытки отказаться от русского культурного наследства, отодвинуть русскую литературу на более скромное место, заменив ее литературой мировой, ведет к резкому понижению общего уровня образования и культуры всего населения Украины, а не только русскоязычного.
Для преодоления деформации русского образования на Украине считаю целесообразным вынести для общественного обсуждения и реализации следующие предложения:
1. Основной вариант школьного образования: украинский и русский языки и обе литература должны быть базовыми предметами и в обоих типах школ изучаться в равном объеме.
2. Предусмотреть и вариативность образования: создание школ с разными типами программ, причем по основным вариантам родителям должна быть гарантирована свобода выбора.
ВЛАДИМИР ПАШКОВ, Кандидат философских наук, Депутат Запорожского областного Совета от Партии Регионов, Председатель Запорожского отделения Петровской академии наук и искусств, член-корреспондент ПАНИ
http://rusk.ru/st.php?idar=8667
Страницы: | 1 | |