Архитектура и строительство Москвы | Ю. Панибратов | 13.06.2006 |
Особое внимание хотелось бы обратить на систематизацию процессов развития в сочетании с сохранением динамики роста в строительстве и безусловным обеспечением безопасности последнего для самих строителей, жителей и природы. Базовыми при создании системы комплексного развития города стали законодательные акты, принятые на федеральном уровне, — Градостроительный, Земельный, Водный и Лесной кодексы, а также 122-й закон, регламентирующий разграничение полномочий между субъектами Федерации и Центром. В основе разработки указанной системы должны лежать вопросы планирования. В корне ошибочно было бы бездействовать, полагая, что «рынок все рассудит». Мы обязаны учитывать как макроэкономическую ситуацию в стране, так и принципы формирования рынка. На уровне субъекта Федерации необходимо четкое прогнозирование и планирование процессов проектирования комфортной городской среды, безопасного строительства и эксплуатации объектов.
Рассмотрим ряд наиболее масштабных проектов развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в разработке и реализации которых в 2004—2006 годах активное участие принимало Северо-Западное региональное отделение РААСН.
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПЛАН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДО 2025 ГОДА
Генеральный план — основа градостроительного регулирования. Он утвержден Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Хочу отметить, что в нем впервые удалось законодательно взаимоувязать новое строительство с сохранением исторической застройки, к счастью, обладающей у нас высокой степенью сохранности. Новый Генеральный план берет на вооружение принятую недавно на заседании Правительства Санкт-Петербурга стратегию: «Сохранение [исторического наследия] через развитие, развитие через сохранение». Эта стратегия стала своеобразной конституцией города в охватываемой ею области. Так, наравне с памятниками культуры, объектами охраны объявлены исторические ландшафты и виды, вторжение в которые может изменить уникальный силуэт Петербурга.
Значимый вклад в разработку Генплана внесли академики РААСН В. Ф. Назаров, В. В. Попов, Т. П. Садовский, С. И. Соколов, члены-корреспонденты М. И. Алексеев, Ю. И. Курбатов, Л. П. Лавров, Ю. П. Панибратов, советники С. Д. Митягин, Б. П. Усанов, О. А. Харченко. На уровне Правительства Санкт-Петербурга с их помощью уже подготовлен и принят целый ряд концепций территориального и отраслевого развития, в первую очередь — инженерии, водоснабжения и канализования, электроснабжения, теплоснабжения и газоснабжения. Санкт-Петербург — крупнейший транзитный центр, город-порт. Исходя из этого, основой Генерального плана стала схема дорожного и транспортного строительства, включающая прежде всего кольцевую автомобильную дорогу, «вылетные» трассы, новые развязки, мосты и тоннели. Зоны, где прежде не предусматривалось градостроительной активности (вокруг аэропорта Пулково, в районе кольцевой автодороги, вдоль Западного скоростного диаметра, между Витебской и Московской железными дорогами), теперь подлежат интенсивному освоению.
КОЛЬЦЕВАЯ АВТОДОРОГА
В августе 2005 года открыт участок Восточного полукольца кольцевой автодороги — от Московского шоссе до правого берега Невы. Полностью ввести в строй Восточное полукольцо планировалось до конца 2005 года, однако в силу некоторых причин пришлось перенести сроки сдачи на следующий год. Вместе с тем удалось добиться принятия постановления о завершении строительства КАД. Речь идет о Западном полукольце. К 2008 году по кольцевой дороге можно будет проехать уже до Таллинского шоссе, а к 2012 году будет закончен последний участок — от Таллинского шоссе до станции Бронка. Активизирована работа по сооружению и реконструкции городских переправ: вслед за новым вантовым мостом Генпланом предусмотрены мосты через Неву в створе Большого Смоленского проспекта и улицы Коллонтай и через Малую Неву для улучшения транспортных связей Петроградского района с Васильевским островом. Начата подготовка к прокладке первого в нашем городе автомобильного тоннеля под Невой в створе Пискаревского проспекта и Орловской улицы — возможно, к ней приступят уже в нынешнем году. Новая подземная переправа соединит Центральный и Красногвардейский районы Петербурга, облегчит движение по Литейному мосту и мосту Петра Великого, обеспечит круглосуточную связь между берегами Невы. Важную роль в решении транспортных проблем призвано сыграть строительство Западного скоростного диаметра. Магистраль длиной 5,5 км будет готова к Санкт-Петербургскому саммиту (2006). Западный скоростной диаметр поможет разгрузить исторический центр Санкт-Петербурга от транзитного транспорта, что, безусловно, будет способствовать и повышению безопасности на улицах. Реализация проекта позволит связать дорожной артерией не только юг и север города, но и начать строительство скоростной автомобильной дороги Москва — Петербург. Таким образом, южный участок Западного скоростного диаметра напрямую соединит петербургский Морской порт с основными федеральными магистралями, чем обусловлено общероссийское значение этого строительства, предполагающего федеральное финансирование. Активную работу от нашего Отделения по КАД ведет советник С. А. Евтюков.
Морской пассажирский терминал на Васильевском острове
Крайне актуальным представляется сегодня сооружение паромно-пассажирского комплекса на Васильевском острове. До сих пор Россия не имеет современного морского пассажирского порта. В концепции нового Генерального плана подчеркивается необходимость использования преимуществ уникального геополитического положения Петербурга, находящегося в зоне контакта России и Европейского союза.
Год назад проект петербургского Морского фасада предусматривал только строительство пассажирского терминала для приема круизных судов. Именно в этом ракурсе он прошел все городские и федеральные согласования (более 30), именно под него разрабатывались технико-экономические обоснования (37 томов). В 2005 году 65% пассажиров, прибывающих в город водным путем, проходили через причалы торгового порта, 18% - через существующий морской вокзал, а остальные покидали суда на швартовке в устье Невы.
Морской вокзал на Васильевском острове, причалы Английской набережной и набережной Лейтенанта Шмидта не могут принимать суда более 200 метров длиной и с глубокой осадкой. В то же время длина наиболее современных круизных лайнеров составляет около 300 метров.
В конце 2004 года в федеральные инстанции поступило технико-экономическое обоснование проекта намыва земель и строительства порта. В апреле 2005 года Правительством России принято решение о создании на Васильевском острове морского пассажирского терминала. В соответствии с проектом уже с 2008 года на вновь образованной территории будут сооружены три причала для приема круизных лайнеров длиной до 300 метров, завершить же строительство терминала предполагается к 2009 году. По расчетам, он сможет принимать в сезонный период порядка 12 тысяч туристов в день.
Ряд городских общественных организаций считают проект Морского фасада Санкт-Петербурга не прошедшим экологическую экспертизу и не получившим согласования целого ряда разрешительных органов. На самом деле все необходимые согласования имеются и экспертизой подтверждено, что вреда окружающей среде нанесено не будет. Новый порт позволит увеличить количество туристов в нашем городе до 3−4 миллионов в год. Без него развитие морского туризма немыслимо. Специалисты утверждают: современные лайнеры, которые сегодня не могут подойти к нашим берегам, для окружающей среды гораздо безопаснее старых: в отличие от последних, их навигационные системы ориентируются не по ультразвуку и лазеру, а по спутнику, что не оказывает негативного воздействия ни на здоровье человека, ни на воздух, ни на воду. Насыпные территории на Васильевском острове — самое оптимальное и едва ли не единственное место, где можно построить такой порт. Поэтому комиссия Отделения поддержала проект в аспектах экологического содержания и безопасности. Существенные замечания и предложения Правительству Санкт-Петербурга поступили от академиков Ю. И. Земцова, А. П. Кудрявцева, Т. П. Садовского, С. И. Соколова, членов-корреспондентов М. И. Алексеева, Ж. М. Вержбицкого, Л. П. Лаврова, советника Б. П. Усанова. По нашей инициативе создан специальный Попечительский совет при Правительстве города с участием представителей Северо-Западного регионального отделения РААСН.
Однако аппетит, как известно, приходит во время еды. И уже летом 2005 года заговорили не о строительстве порта на 150 га, а о намывных территориях в 450 га, где, помимо порта, планируется разместить общественно-деловую зону и жилые кварталы. Между тем сегодня нет проекта даже портовых сооружений (он появится не раньше лета 2005 года). С ООО «Управляющая компания «Морской фасад» не заключен инвестиционный договор (также ожидается к лету 2006 года). Акватория Финского залива считается федеральной собственностью и только после соответствующего переоформления сможет отойти городу. Уставный капитал компании составляет всего 10 млн. рублей, тогда как освоить предстоит порядка миллиарда. И, наконец, территориальные схемы Генплана и ТЭО компании не совпадают.
По нашему мнению, закреплять за пока еще не существующей территорией жилую и деловую функции по меньшей мере непредусмотрительно. Ведь на данный момент не выполнены ни экологическая, ни прочие экспертизы. Неизвестно даже, какую сумму обойдется намыв одного гектара.
Есть еще ряд серьезных опасений финансово-инвестиционного и правового характера. Останавливаться на них подробно не позволяет объем журнальной статьи. Мы считаем, что в Генплане рассматриваемую территорию необходимо обозначить как «зону акватории Финского залива, в пределах которой будет осуществлено размещение пассажирских терминалов морского порта». И не более.
«БАЛТИЙСКАЯ ЖЕМЧУЖИНА»
Так называется многофункциональный мегакомплекс с объемом инвестиций до 2,5 млрд. долларов — абсолютный рекорд по объему иностранных вложений в Санкт-Петербург. Строительные работы должны начаться весной 2006 года. Первоначально пул китайских компаний предполагал возведение только нежилых объектов. После очередной серии переговоров между инвесторами и петербургской администрацией выяснилась необходимость иметь здесь два-три жилых дома. Еще позже речь зашла о жилом квартале с несколькими нежилыми объектами. Теперь планы вновь пересмотрены — в сторону увеличения рентабельности проекта. Однако дополнительной земли инвестор не получит, и увеличивать площадь нежилой части за счет жилья он не собирается. Выход один — «расти» объектам вверх. Сейчас рассматривается вариант здания высотой 188 м. Это достаточно опасно, предупреждают ученые нашего Отделения РААСН.
Недавно архитектурная мастерская Б. Николащенко разработала регламент для строительства зданий максимальной высотой 150 м. Кроме регламента, необходимы технические нормативы для высотного строительства. Указание подготовить ТСН губернатор Петербурга В. М. Матвиенко уже давала в 2005 году. Однако и тогда речь шла о 150 метрах.
Судьбу новой идеи решит Градостроительный совет. Вряд ли он будет слишком строг — проект «Балтийская жемчужина» и китайский пул объявлены соответственно стратегическим проектом и стратегическим инвестором. Проект обсуждался на встрече Санкт-Петербургской международной бизнес-ассоциации на Северо-Западе (SPIBA) с представителем Комитета по инвестициям. По мнению наших ученых, это компиляция. «Мы не определили победителя, мы выбрали наиболее удачное решение из всех существующих», — заявил председатель совета директоров Шанхайской индустриальной компании, председатель совета директоров Шанхайской Заграничной Объединенной инвестиционной компании Цай Лайсин.
Впрочем, представители китайского инвестора изначально говорили, что конкурс проводится с целью «извлечения идей», а не выбора какого-то конкретного проекта в качестве основы для строительства «Балтийской жемчужины». Конкурс был объявлен в мае 2005 года. В нем приняли участие четыре архитектурные студии из различных стран мира: НОК (США), Xavier de Geeyter (Бельгия), ARUP+OMA Partnership (Великобритания-Голландия), SWECO (Швеция), а также объединенная команда специалистов из петербургских фирм «Земцов, Кондиайн и партнеры» и «Архитектурная студия STUDIO-44». Активно работают в этом направлении академики РААСН Ю. И. Земцов, В. В. Попов, члены-корреспонденты Л. П. Лавров, Н. И. Явейн, профессора СПбГАСУ Г. М. Бадьин, В. В. Верстов, Р. А. Мангушев, В. А. Нефедов. До мая 2006 года инвестор окончательно закончит планировку, а далее намерен развернуть масштабное строительство, продолжительность которого, по оценке ученых нашего Отделения, составит 5−8 лет.
Уникальный случай: конкурс не выявил победителя. Все проекты выполнены на высоком профессиональном уровне, каждый имеет свои сильные стороны, однако ни один стопроцентно не подходит для его принятия за основу. Китайцы высказываются более дипломатично. По словам директора Шанхайского архитектурно-проектного института «Тунцзи» Чжоу Цзяня, «мы, члены жюри, изначально договорились не искать недостатков в представленных проектах, а выделить в них лишь позитивное». Впрочем, гости из Поднебесной, подводя итоги конкурса, старательно обходили любую конкретику. Так, они отказались перечислить объекты, которые однозначно появятся в окончательном варианте генплана «Балтийской жемчужины», о финансовых затратах тоже не проронили ни слова, более того — затруднились даже назвать фирму-подрядчика, которая займется освобождением территории, предназначенной под застройку.
В целом же наше Отделение готово к дальнейшему сотрудничеству с Правительством города и инвестором и позитивно оценивает ход и темпы подготовки к началу строительства.
ВТОРАЯ СЦЕНА МАРИИНСКОГО ТЕАТРА И ДРУГИЕ ПРОЕКТЫ
Вторая сцена Мариинского театра вместимостью до 2 тыс. зрителей по своим акустическим и прочим характеристикам станет одной из лучших в мире.
Реализация этого крупнейшего проекта идет полным ходом.
Объявлен конкурс на право заключения инвестиционного договора на проектирование и приспособление для современного использования территории острова Новая Голландия. Здесь планируется создать многофункциональный комплекс с оригинальным архитектурным решением, включающим ансамбль исторического памятника.
Продолжается реконструкция сложившейся застройки, в первую очередь домов первых массовых серий. Как известно, все работы в рамках Адресной программы санации жилья первых массовых серий на 2005−2008 годы проводятся за счет городского бюджета (на 2006 года выделено 232 млн. рублей). Однако мнение членов нашего Отделения по поводу санации неоднозначно: затраты слишком велики. Среди экспертов все больше становится сторонников сноса старых и строительства на их месте новых высотных зданий. Хотя здесь возможны параллельные решения.
Компания «Газпром» реализует программу полной модернизации и повышения безопасности системы теплоснабжения Петроградского района, которая будет завершена к 2008 году. Инвестиции «Газпрома» составят порядка 4 млрд. рублей плюс 500 млн. рублей на газификацию пригородов в текущем году. Заключено соглашение с Федеральной сетевой компанией о строительстве подстанции «Ржевская» с объемом инвестиций более 6 млрд. рублей.
Однако, несмотря на успехи, есть, безусловно, и проблемы. По нашему мнению, Правительство города поздно взялось за решение некоторых вопросов. Прежде всего мы говорим о недостаточной инженерной подготовке территорий под застройку и неотрегулированности взаимоотношений застройщиков с ОАО «Ленэнерго».
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ДОСТУПНОЕ И КОМФОРТНОЕ ЖИЛЬЕ — ГРАЖДАНАМ РОССИИ» В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И СЗФО
Основной макроэкономический показатель в России по строительству — ввод жилья. Членам нашего Отделения известно мнение некоторых строителей, что количество строящегося жилья неизбежно будет уменьшаться и только обеспеченные люди смогут покупать квартиры. Мы в корне не согласны с таким тезисом.
Да, цены на жилье выросли, но мы не должны из-за этого останавливать процесс его возведения. Необходима активная работа по повышению покупательского спроса населения. И она начата. Жилищная политика — одно из важнейших направлений социальной деятельности, получившее сегодня государственный статус. Вопрос доступности жилья прежде всего означает доступную форму приобретения. Следует обеспечить максимальное многообразие этих форм. Здесь речь может идти как о классической ипотеке, так и о жилищных кооперативах, строительно-сберегательных кассах, даже о тех или иных аналогах долевого строительства. Мы видим ясное понимание федеральными властями указанной проблемы. Теперь необходимо поддержать его законодательно. Безусловно, создание Национального совета по доступному жилью, возглавленного президентом России В. В. Путиным, будет тому способствовать.
От Северо-Западного регионального отделения РААСН свои интересные научные разработки в жилищно-строительной сфере внедряют академики Ю. И. Земцов, В. В. Попов, члены-корреспонденты В. П. Ильин, Л. П. Лавров, советники С. Ф. Гришин, Т. А. Дацюк, Ю. Н. Казаков. В 2005 году Отделением выпущен по данной теме ряд новых интересных монографий и справочников — ими заинтересовались Минрегионразвития, Росстрой, МЧС.
В городе с декабря 2004 года ипотечное агентство начало реализацию программы рефинансирования — дело практически еще никем не освоенное: потребность в жилье очень велика, только в очереди на улучшение жилищных условий числится более 200 тысяч семей. При этом, несмотря на большоe количество банков, осуществляющих ипотеку, общий объем выданных кредитов за прошлый год составил всего 1400. Выход на рынок Санкт-Петербурга программы рефинансирования позволил выдавать ипотечные кредиты банкам, намерению которых развивать ипотечное кредитование препятствовало отсутствие долгосрочных ресурсов. Таким образом, динамика установилась хорошая, и у нас есть все основания прогнозировать вовлечение в программу не менее пяти банков в квартал. Поначалу город поставил перед собой задачу в 2006 году прийти к показателю 3 тысячи кредитов. Однако уже за девять месяцев выдано 3022 кредита, к концу же года, по оценкам специалистов, их число способно достичь 5 тысяч, то есть каждая шестая вновь построенная квартира будет приобретена в кредит. На следующий год планируется до 8−10 тысяч кредитов. Кроме того, принят ряд целевых программ, направленных на оказание бюджетной поддержки отдельным категориям граждан — субсидирование первоначального взноса для очередников, обеспечение жильем работников бюджетной сферы и другие. Они существенно увеличивают объемы кредитования (правда, ограниченные возможностями городского бюджета).
Оптимистические ожидания связаны главным образом с реализацией программы «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Это — система мер, переориентирующих усилия общества на достижение заявленной цели. Кое-что со своей стороны государство уже сделало — например, сформировало в прошлом году законодательную базу из 25 законов плюс закон о концессиях. Теперь дело за выработкой соответствующих нормативных актов — всего их ожидается 214. Но главное, конечно же, — деньги, и здесь впервые, пожалуй, государство решилось серьезно залезть в свои закрома. В федеральном бюджете 2006 года на обеспечение жильем определенных категорий граждан (бюджетников, военнослужащих, «чернобыльцев» и так далее) предусмотрено не 200 млн., как раньше, а 3,2 млрд. рублей. Кроме того, в бюджете заложены средства на развитие системы ипотечного кредитования и на помощь в инженерной подготовке новых территорий под застройку.
Строители, одобряя предстоящие бюджетные вливания в отрасль, тем не менее, считают, что государство слишком поторопилось с принятием пакета «жилищных» законов. Ведь некоторые из них, в частности, закон о долевом строительстве, способны принести рынку больше вреда, чем пользы. Да и за счет одних только средств федерального бюджета (пока еще, кстати, виртуальных), думается, нынешних проблем полноценно не решить. Во-первых, этих средств недостаточно. Во-вторых, жилищное законодательство необходимо корректировать, шлифовать. В-третьих, российские реалии таковы, что по пути в регионы выделяемые деньги могут «усохнуть». А если и не так, нужно еще суметь эффективно распорядиться ими на местах… Короче говоря, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить». Впереди новые препятствия, и надо активно готовиться к их преодолению.
В данном направлении Северо-Западным региональным отделением РААСН совместно с группой компаний «ГОРОД» (Гатчина Ленинградской области) ведется комплексная научно-исследовательская и проектно-экспериментальная работа по строительству в 2006 году 2−3-этажных блокированных жилых домов общей площадью 150 000 м² на основе новых объемно-блочных и панельных конструкций типа «сэндвич». Скорости впечатляют: один дом в месяц. Цена 1 м2 — до 500 долларов. От Отделения в программе участвуют члены-корреспонденты РААСН М. И. Алексеев, Л. П. Лавров, Ю. П. Панибратов, советник Ю. Н. Казаков, профессора СПбГАСУ Г. М. Бадьин, В. В. Верстов, Р. А. Мангушев, Б. К. Михайлов, доценты В. П. Асташенков, А. Ф. Питулько.
НЕРЕШЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ
В первую очередь застройщиков беспокоила (и, вероятно, беспокоит до сих пор) проблема комплексной инженерной подготовки новых территорий под застройку. Строители, понимая, что городу в одиночку с этим не справиться, предлагали «искать новые формы взаимодействия с бизнесом и монополистами». Сейчас можно с сожалением констатировать отсутствие здесь сколько-нибудь радикальных подвижек. «Взаимодействие с бизнесом и монополистами», очевидно, — дело будущего.
С особой остротой встал вопрос совершенствования системы распределения земли. Бизнесмены ждали «оптимизации процесса предоставления пятен и создания цивилизованного рынка земельных участков». Вскоре на смену ИТК пришли торги по так называемому короткому пакету, от которых застройщики, мягко говоря, не в восторге, а крупные строительные компании попросту их игнорируют, предпочитая покупать пятна на вторичном рынке земельных ресурсов. В итоге непродолжительная эпоха коротких пакетов также канула в Лету. Теперь будет два способа предоставления участков — комплексное освоение территорий и торги по полному пакету. Напомним, что, согласно Градостроительному кодексу, с 1 октября 2005 года все участки под жилищное строительство должны выставляться на аукцион.
Еще одна больная тема — отношения с монополистами. Строители предложили им сесть за стол переговоров. За два года эту тему «прессовали» на самых разных уровнях и мероприятиях, бурно обсуждали в СМИ. Но опять-таки существенных позитивных результатов до сих пор не достигнуто. За исключением, пожалуй, создания при Правительстве Санкт-Петербурга штаба по взаимодействию с монополистами, работа которого в основном сводится к сокращению сроков прохождения документации.
По поводу прочих проблем ограничимся замечанием, что все они решены с разной долей успеха и по большому счету половинчато.
* * *
В заключение скажем следующее. Тематика создания безопасной и комфортной среды жизнедеятельности не должна быть узкоотраслевой. Развитие Санкт-Петербурга, Ленинградской, Мурманской, Псковской и других областей Северо-Западного Федерального округа — общее дело правительств, законодательных собраний, общественных организаций, ученых проектировщиков, строителей. И, конечно, нашей Академии.