Русь Православная | Констанин Душенов | 18.03.2006 |
После восстановительного съезда Союза Русского Народа, состоявшегося в Москве осенью прошлого года, в читательской почте «РП» стали всё чаще попадаться письма, посвященные проблемам становления современной Черной Сотни. А после того, как у нас в Петербурге был организован сперва городской Отдел СРН, а затем — региональный Северо-Западный, активность читателей еще более возросла. Многие из них хотят принять личное участие в возрождении черносотенного движения.
Зачем сегодня нужна черная сотня?
«Уважаемый Константин Юрьевич, — пишет мне Николай Иванович Иванов (Ivanov_nikolay@strelna.ru), — я являюсь подписчиком электронной версии «Руси Православной» (жаль только, что иногда почта работает с перебоями) и за вашим сайтом слежу регулярно. Простите, что не имею возможности послать Вам подробный отклик на публикации «РП» т. к. компьютер только на работе. Даст Бог, все-таки выберу время, чтобы поделиться своими скромными соображениями. А пока прошу ответить: когда и где будут проходить собрания регионального северо-западного отделения Союза Русского Народа?«
А вот еще одно письмо. «Был приятно поражен материалами Вашего сайта и уровнем, правильностью подачи материала, просмотрел полностью видео-интервью с участием Душенова, — пишет в редакцию наш читатель с адреса rischkov@mtu-net.ru , — Как русский человек, в основном разделяю Ваши взгляды на положение дел в стране. Движение «Черной сотни» необходимо пропагандировать и дальше.
Все мы кровно заинтересованы, чтобы люди (в лоне Церкви, по крайней мере) понимали, что «машиах» иудеев — это не кто иной, как антихрист. К сожалению, наша Церковь сегодня не считает нужным как-то ориентировать людей в этом направлении. Похоже, что священники имеют на эту тему «установку сверху» под предлогом «не вмешиваться в политику"… Такая вот антигражданская, антирусская позиция. Но проявлять агрессию по этому поводу к Церкви и иерархам нельзя. Надо терпеливо и аргументированно объяснять людям, что к чему, критиковать ошибки и вырабатывать правильное отношение к проблемам. И организация Союза Русского Народа должна нам в этом помочь…«
Есть в нашей почте и письма с конкретной программой действий. Скажем, Л. Безручко (anta2003@mail.ru), озаглавил своё письмо так: «Союз Русского Народа: первоочередные задачи».
«Первым делом, — пишет он, — надо сделать достоянием широкой гласности тезис о том, что СИОНИЗМ — ЭТО ЕВРЕЙСКИЙ ФАШИЗМ, главной целью которого является массовое истребление человечества (христиан — поголовно и в первую очередь) и завоевание господства над миром.
При этом целесообразно исключить из употребления само слово «семиты», «семитизм», чтобы разоблачить злонамеренный жидовский миф об «антисемитизме». Известно, что арабы и евреи относятся к общей этнической и языковой семитской группе, причем арабов в ней гораздо больше, чем евреев, — это арабы севера Африки и севера и запада Азии.
Если же слово «семиты» употреблять по отношению к евреям, имея в виду исключительно их национальность, пренебрегая тем, что с таким же успехом можно было бы говорить и об арабах, то резонно было бы назвать антисемитами в первую очередь самих же евреев, неоднократно воевавших с арабами и проводящих в Израиле линию на физическое устранение неугодных палестинцев. Так что давайте не будем в очередной раз идти на поводу у евреев, любящих прятаться за чужие спины и всюду вносящих путаницу в собственных целях.
Во-вторых, нам надо объяснить людям, что тот, кто не выступает против еврейского фашизма, — тот поддерживает и защищает его. И независимо от национальной принадлежности, по сути дела он является врагом русского народа.
В-третьих, надо сделать всё возможное, чтобы любым путем прекратить доступ сионистов во все государственные и партийные структуры нашего государства.
И, наконец, необходимо поднять вопрос о пересмотре российского гражданства лиц еврейской национальности. Если они действуют во вред России и на благо государства Израиль, государственной идеологией которого является еврейский религиозный фашизм, то в России они должны иметь статус иностранцев — со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В случае, если это не поможет и враждебная деятельность еврейской общины на территории России будет продолжаться, надо будет ставить вопрос об обязательной поголовной депортации лиц, не имеющих гражданства, представляющих собой по национальному или религиозному признаку единое целое и находящихся на территории нашего государства с явно враждебными целями".
Аналогичных писем в нашу редакцию приходит много. Они написаны разными людьми, в них содержатся различные предложения и советы, но общую для всех мысль можно выразить так: «Наконец-то в России появилась настоящая Русская Организация. За дело, братья!«
Объясните, в чём дело?..
Впрочем, становление современного Черносотенного движения не обходится без проблем.
«Уважаемая редакция, уважаемый Константин Юрьевич! — обращается к нам Дегтярев Игорь Иванович из Мурманска — Я уже давно являюсь подписчиком Вашей газеты. С радостью узнал из её публикаций об образовании северо-западного регионального отдела Союза Русского Народа. Подумалось: давно пора!
Но вот 15 марта 2006 года на сайте «Русской Линии» со ссылкой на официальный сайт СРН появилась информация под названием «Совет Петербургского отдела Союза Русского Народа осудил создание параллельного отдела в Петербурге». В нём говорится:
«14 марта вечером состоялось заседание Совета Санкт-Петербургского отдела Союза Русского Народа. Члены Совета обсуждали ситуацию сложившуюся после учреждения в Петербурге 25 февраля с.г. Северо-Западного регионального отдела СРН.
Суть проблемы состоит в следующем. 21 января с.г. состоялось учредительное собрание, на котором был создан Санкт-Петербургский отдел СРН и избран Совет отдела. Через три дня в ходе бурных дебатов председателем Совета был избран главный редактор «Русской линии» Анатолий Степанов. Причем, почти половина членов Совета предлагала избрать председателем главного редактора газеты «Русь Православная» Константина Душенова. Тогда по предложению священнослужителей члены Совета согласились положиться на волю Божию и решить вопрос жребием. Жребий пал на А.Степанова. После этого все участники голосования обязались оказывать всемерную поддержку председателю отдела.
Однако уже через месяц состоялось собрание клуба «Русская мысль», на котором был учрежден Северо-Западный отдел СРН. Причем, в учреждении отдела приняли участие некоторые члены Совета Петербургского отдела, несогласные с избранием председателем отдела А. Степанова (К.Душенов, В. Никольский и др.), а также член Правления Главного совета СРН М.Назаров. На это собрание руководители Петербургского отдела (единственного, кстати, отдела на Северо-Западе) приглашены не были. В связи с учреждением фактически параллельного отдела в Петербурге сложилась двусмысленная ситуация. Ее и собрались разрешить участники вчерашнего заседания.
В заседании приняли участие 10 из 13-ти членов Совета (двое отсутствовали по уважительным причинам, один по неизвестной), а также секретарь отдела и почетный член Петербургского СРН известный церковный историк и общественный деятель Виктор Васильевич Антонов (согласно положению, почетные члены отдела имеют права равные правам членов Совета). На заседании звучали жесткие оценки произошедшего, инициаторы учреждения параллельного отдела обвинялись в расколе. Многие обращали внимание на тот факт, что подавляющее большинство учредителей Северо-Западного отдела — люди нецерковные и выражали опасение, что новый отдел может стать орудием в борьбе против Церкви.
По итогам обсуждения вопроса было предложено две резолюции. Первую предложил один из учредителей параллельного отдела К.Душенов. Смысл ее сводился к тому, чтобы признать факт учреждения еще одного отдела и начать консультации о единстве действий. Однако большинство членов Совета обратили внимание на противоречивость предлагаемой резолюции, ибо до 25 февраля Петербургский отдел существовал как единая организация, теперь, когда часть членов решила отделиться, законно избранному Совету предлагается «начать консультации» с отколовшейся частью. В итоге резолюцию кроме ее автора не поддержал никто.
Были отвергнуты и прозвучавшие крайние точки зрения с другой стороны «осудить и исключить». Большинство выработало довольно взвешенную резолюцию: «Совет Санкт-Петербургского отдела Союза Русского Народа квалифицирует действия учредителей Северо-Западного регионального отдела Союза Русского Народа как ошибочные. Совет предлагает отменить решение собрания от 25 февраля с.г. об учреждении Северо-Западного регионального отдела Союза Русского Народа. При отказе принять данное постановление Совет Санкт-Петербургского отдела Союза Русского Народа будет считать учредителей Северо-Западного отдела отпавшими от Союза Русского Народа.
При этом мы признаем, что в Союзе Русского Народа могут существовать как умеренные, так и крайние точки зрения на ключевые проблемы современной русской жизни".
За эту резолюцию проголосовали 9 участников заседания (2 члена Совета при голосовании воздержались).
Члены Совета Петербургского отдела решили также просить Правление Главного совета Союза Русского Народа поддержать принятое постановление, чтобы прекратить спекуляции вокруг этого вопроса, а также воспрепятствовать возникновению подобного рода прецедентов (создание параллельных отделов Союза Русского Народа) в других городах".
Меня эта информация огорчила и озадачила. Объясните, пожалуйста, что происходит? Почему местные отделения СРН, не успев толком начать какой бы то ни было положительной деятельности, втянулись в какие-то странные разборки, суть которых нам, простым русским людям, совершенно непонятна?
Простите меня, может, я чего-то не понимаю или не знаю, но на мой взгляд, сейчас — перед лицом тех грандиозных проблем, с которыми мы столкнулись — все русские должны собираться в единый кулак, а не делиться на конфликтующие группы. Ответьте пожалуйста, как этого можно добиться?"
Необходимое предисловие
Что ж, начнем по порядку.
Для начала скажу, что возникновение подобных проблем в современном черносотенном движении хотя и огорчительно для любого русского патриота, но, увы — неизбежно. Ведь, по большому счету, ничего особенного не происходит.
Перед нами стоит сложнейшая задача: в условиях тотального жидовского засилья в средствах массовой информации и высших эшелонах власти; при постоянном усилении уголовно-политических репрессий против русских патриотов; под колпаком спецслужб, стоящих на довольствии у государства, которое само находится в плену у откровенных врагов русского народа — «с нуля» создать эффективную и дееспособную структуру для управления Русским Сопротивлением жидовскому игу.
Дивно ли, что на пути решения этой задачи мы сталкиваемся с многочисленными проблемами, а порой — и с откровенными провокациями? Так было на протяжении последних двадцати лет, начиная с середины 80-х годов ХХ столетия, т. е. с момента возникновения первых легальных русских православно-националистических организаций. Так происходит и сейчас. Только теперь мы уже вооружены весьма значительным опытом — опытом горьким и тяжелым, основанным на наших прежних ошибках и поражениях. И на сей раз мы должны, наконец, использовать этот опыт для того, чтобы не допустить развала зарождающегося черносотенного движения под грузом личных амбиций, второстепенных мировоззренческих разногласий и злонамеренных провокаций.
А желающих развалить нарождающуюся Русскую Организацию — хоть отбавляй. Но Бог не без милости: слабость современного черносотенного движения — его организационная разобщенность — одновременно является нашей силой, ибо сегодня Русское Сопротивление нельзя обезглавить, нельзя лишить единого центра управления, которого просто-напросто пока не существует. Можно посадить в тюрьму Квачкова или Миронова, можно арестовать тираж «Руси Православной», но всё это на общем фоне — частности, всё это никак не мешает развитию русской национально-освободительной борьбы, более того — лишь подогревает и ускоряет её течение.
Пока же — идет нормальная организационная работа. Учитывая то колоссальное давление, которое оказывается нынче на конкретных лидеров современного Русского Сопротивления и на русское национальное самосознание в целом, нет ничего удивительного в том, что эта работа идет с трудом. Но пугаться возникающих сложностей, конфликтов и дискуссий не стоит. Наоборот, очень хорошо, что в ходе таких дискуссий — порой весьма острых и жарких — выявляются действительные (а не показные) позиции тех или иных действующих лиц, их реальные интересы и настоящие цели.
В сложившейся ситуации все мы, выступая с различных точек зрения, вынуждены апеллировать к главному арбитру: к русской православно-патриотической общественности, к народному мнению. И это прекрасно. Это лишает любого участника наших дискуссий возможности на келейные, закулисные маневры, на ложь и лукавство. Все мы оказываемся как бы под рентгеном, беспощадно высвечивающим любой обман, любую неискренность, любую фальшь.
Поэтому я хочу сразу расставить все точки над «и». Я не претендую на то, что моё мнение есть истина в конечной инстанции. Я могу ошибаться — и готов признавать свои ошибки. Но при этом буду всеми силами отстаивать свою точку зрения в братской дискуссии. Только дискуссия эта должна быть открытой, гласной и, главное — равноправной. А там — время покажет. Пусть люди сами решат, кто прав…
Господи, вразуми и помилуй нас, грешных!
Бес в деталях
Теперь о сути произошедшего в Петербурге размежевания. Этот конфликт не стоил бы столь подробного разговора, если бы он не повторялся — с небольшими формальными различиями — в самых разных черносотенных организациях от Калининграда до Владивостока. Ключом к его пониманию служит фраза из резолюции питерского отдела СРН о наличии в Союзе«как умеренных, так и крайних точек зрения на ключевые проблемы современной русской жизни». Именно это противоречие между мировоззрением «умеренных» и «радикальных» русских патриотов — а вовсе не проблема столкновения чьих-то личных амбиций — лежит в корне тех организационных сложностей, с которыми мы сегодня сталкиваемся.
При этом надо сказать, что те «крайние» точки зрения, которыми недовольны «умеренные патриоты», на деле вовсе не столь уж радикальны. Никто не зовет Русь к топору. Из уст «радикалов» звучит — во всяком случае, пока — призыв не на баррикады, не к оружию, а лишь к бескомпромиссному слову правды, не допускающему стыдливых умолчаний по отношению к нашей государственной и церковной власти. Именно такая неконтролируемая критика начальства и раздражает «умеренных» больше всего.
Но давайте обо всём по порядку. Сообщение «Русской Линии» (или сайта СРН — это не имеет значения, так как их редактирует один и тот же человек — Анатолий Степанов) грешит множеством неточностей, искажений и передержек.
Да, действительно 21 января 2006 года состоялось учредительное собрание, на котором был создан Санкт-Петербургский отдел СРН и избран Совет отдела, председателем которого был избран главный редактор «Русской линии» Анатолий Степанов. Действительно,по предложению священнослужителей члены Совета согласились положиться на волю Божию и, помолившись, решить вопрос жребием. Но вот дальше начинаются маленькие неточности, которые в итоге вырастают в большую неправду. Бес, по привычке, кроется в деталях.
Итак. «После этого все участники голосования обязались оказывать всемерную поддержку председателю отдела» — сообщает «Русская Линия». Это правда. Но не вся.
Начнем с того, что обязательства «всемерной поддержки» были взаимными. Все обещали «согласно работать на пользу общего дела». И председатель, насколько мне помнится, тоже обещал руководить отделом, прислушиваясь ко мнению всех членов Совета и не давать воли личным симпатиям и антипатиям. Вроде бы мелочь, но без этой поправки получается, что все мы принесли присягу на личную верность А.Д.Степанову, и обязались соблюдать тотальный запрет на любую критику его действий — что, конечно же, вовсе не так.
Далее. Уже после этого собрания Анатолий Дмитриевич написал мне письмо, в котором вполне откровенно заявил, что считает мою деятельность и содержание газеты «Русь Православная» «вредной для Церкви и Отечества», а самого меня — находящемся«в прискорбном духовном помрачении». И когда я сказал об этом членам Совета на заседании 14 марта, он свою позицию подтвердил. Думаю, что каждому понятно — любое конструктивное сотрудничество при таком отношении становится весьма затруднительным.
Но вернемся к сообщению «Русской Линии». «Уже через месяц состоялось собрание клуба „Русская мысль“, на котором был учрежден Северо-Западный отдел СРН, — говорится в нём. — Причем, в учреждении отдела приняли участие некоторые члены Совета Петербургского отдела, несогласные с избранием председателем отдела А. Степанова (К.Душенов, В. Никольский и др.), а также член Правления Главного совета СРН М. Назаров»
Тоже, вроде бы, на первый взгляд всё верно. Но… Всё, да не совсем. Например, информация о том, что Региональный отдел учредили люди, «несогласные с избранием Степанова» — это откровенная неправда. Не буду расписываться за других, но я на учредительном собрании публично заявил, что ни в коем случае не ставлю под сомнение избрание Анатолия Дмитриевича руководителем питерского отдела СРН.
В чём же дело? Чего, казалось бы, беспокоиться? Зачем поднимать такой шум? Ведь с формальной точки зрения никаких претензий учредителям Регионального отдела предъявить нельзя. Создание такого отдела ничем не нарушает существующий ныне Устав СРН. И все разговоры о «расколе» и «создании параллельных структур» — элементарное вранье.
Во-первых, учредители Регионального отдела ничего не раскалывают. В него вступают люди (кстати, подано уже более двухсот письменных заявлений), в подавляющем своем большинстве изначально не вошедшие в городскую организацию СРН из-за несогласия с тем «умеренным» курсом, который провозгласил ее руководитель. Во-вторых, структура Регионального отдела не является параллельной: в ней, кроме черносотенцев Петербурга, принимают участие жители других регионов российского Северо-Запада (Мурманска, Архангельска, Великого Новгорода).
Да и вообще, чем плохо сосуществование двух отделов СРН в Петербурге? Ничем! Просто «умеренные» боятся: а ну как начальство не станет разбираться, кто есть кто, и всех чохом запишет в экстремисты? И придется им, «умеренным», оправдываться и отмываться от нашего «экстремизма». Ведь не случайно главными «возмутителями спокойствия» в сообщении «Русской Линии» названы Душенов и Никольский, против которых питерская прокуратура по наущению жидов пытается «сшить» дела по 280-й и 282-й статьям уголовного кодекса — о «разжигании межнациональной розни» и «публичных призывах к экстремистской деятельности».
Мы сможем стать силой, которая остановит смуту
На всякий случай я напомню нашим читателям информационное сообщение об учреждении Регионального отдела, которое уже было опубликовано «Русью Православной» в конце февраля. В нём говорилось:
«Ряды Союза Русского Народа, воссозданного в прошлом году на съезде в Москве, растут. 25 февраля 2006 года в Петербурге в конференц-зале регионально-образовательного центра Минатома на базе клуба «Русская Мысль» состоялось учредительное собрание Северо-Западного регионального отдела Союза Русского Народа. На собрании присутствовало 426 представителей русской православной общественности из Санкт-Петербурга и области, а также из Вологды, Новгорода, Петрозаводска, Архангельска и Мурманска. С докладом о целях и задачах современного черносотенного движения выступил приехавший из Москвы член постоянного Правления СРН Михаил Викторович Назаров.
Собрание началось молебном, который отслужил священник Алексий Успенский. Затем последовали выступления делегатов. М.В.Назаров в своем докладе, в частности, сказал: «Современное православно-патриотическое движение охватывает людей с различными политическими взглядами, различным отношением к нынешней государственной и церковной власти, различным видением нашей тактики действий в сложившихся условиях. Но это не должно становиться препятствием для становления Черносотенного движения, поводом для расколов и взаимных упреков. Пусть каждый патриот, каждый благонамеренный русский человек найдет свое место в Союзе Русского Народа. Только тогда мы сможем стать той силой, которая остановит нынешнюю смуту…
При этом одним из важнейших вопросов, без решения которого мы не сможем продвинуться вперед, является борьба с еврейским засильем в России. Движение «Жить без страха иудейска», которое я представляю, ставит эту проблему в центр своей деятельности. Уже есть первые плоды: по результатам нашумевшего «Письма 500−5000−15 000» прокуратура вынесла постановление, в котором указано, что иудейский религиозный закон носит оскорбительный для всех неевреев характер [1].
Нам всем надо понять, что такая борьба с иудейским христоненавистничеством — не есть какой-то досадный уклон в узкую тему. Это принципиальный вопрос. Речь идет о проведении четкой разграничительной линии в борьбе добра и зла. Если мы действительно являемся православными христианами, последователями Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, то борьба с Его врагами, с сатаноизбранными иудеями, есть наш священный долг".
Собравшиеся единогласно постановили учредить Северо-Западный региональный отдел СРН. В состав руководящего органа -Совета — были избраны 33 человека, среди которых профессор Каратаев, профессор Любомудров, главный редактор «РП» Константин Душенов, директор клуба «Русская Мысль» Татьяна Андреева, священник Алексий Успенский и другие известные представители православной общественности города.
Собрание также единодушно поддержало Обращение инициативной группы православных христиан к прокурору Санкт Петербурга Зайцеву С.П. с требованием прекратить преследование газеты «Русь Православная» и её главного редактора, в котором говорится:
«В течение 2005−2006 годов предпринимаются неоднократные возмутительные попытки привлечь к уголовной ответственности известного православного журналиста, редактора газеты «Русь Православная» К.Ю.Душенова за, якобы, публикацию в газете материалов экстремистского толка, разжигающих межнациональную вражду. В частности, 04 марта 2005 года Вашим заместителем А.Д.Корсуновым газете было необоснованно вынесено предупреждение о недопустимости распространения экстремистских материалов. 21 декабря 2005 года сотрудниками Оперативно-розыскного бюро Главного управления МВД России по Северо-Западному Федеральному округу был столь же необоснованно арестован тираж газеты (N 11−12 за 2005 год).
Мы, русские православные люди, читатели и подписчики этой газеты, со всей ответственностью заявляем, что все обвинения в адрес газеты «Русь Православная» есть не что иное, как злонамеренная и откровенная клевета. Целью клеветников является ограничить свободу слова и свободу распространения информации, гарантированные всем гражданам России Конституцией РФ, и ввести цензуру, запрещенную ст. 3 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации».
Эти попытки незаконны и ни на чем не основаны. В газете «Русь Православная» никогда не публиковались материалы, содержащие идеи ненависти, вражды, унижения человеческого достоинства по признакам расы, национальности, происхождения и отношения к религии или направленные на разжигание какой-либо розни. Все материалы газеты «Русь Православная» выдержаны в строгом соответствии с вероучением Православной Церкви. Они направлены на воспитание в читателях высоких нравственных идеалов русского христианского патриотизма: любви к своим исконным святыням, к Отечеству и своему народу. На её страницах не раз публиковались авторитетные епископы и священники Русской Православной Церкви, историки и богословы, общественные и политические деятели.
Поэтому мы решительно требуем прекратить необоснованное преследование главного редактора «Руси Православной» К.Ю.Душенова".
На данный момент это обращение к прокурору города поддержали более 300 человек, среди которых главный редактор газеты «Новый Петербург» Алексей Андреев, протоиерей Алексий Масюк, руководитель движения ЖБСИ Михаил Назаров, доктор юридических наук Олег Каратаев и другие известные деятели русского патриотического движения…"
Патриоты «чистые» и «нечистые»
Теперь вернемся к заседанию Совета городского Отдела СРН. В сообщении «Русской Линии» упоминается, что я предложил принять на нём альтернативную резолюцию, но текст резолюции не приводится. Восполним этот пробел. Её текст таков:
«1. Санкт-Петербургский одел Союза Русского Народа констатирует наличие в русском православно-патриотическом движении различных точек зрения на ключевые общественно-политические проблемы и организационные основы Союза Русского Народа.
2. Санкт-Петербургский одел СРН предлагает учредителям Регионального Северо-Западного отдела СРН начать консультации для определения наилучших путей конструктивного сотрудничества и совместной деятельности на благо Русского Народа и Православной Церкви.«
Резолюция эта — не прошла. В сообщении «Русской Линии» говорится, что «большинство членов Совета обратили внимание на противоречивость предлагаемой резолюции, ибо до 25 февраля Петербургский отдел существовал как единая организация, а теперь, когда часть членов решила отделиться, законно избранному Совету предлагается „начать консультации“ с отколовшейся частью». Тут, к сожалению, не всё — правда. Никто «отделяться» и «откалываться» от Петербургского отдела не собирался и не собирается. Я, во всяком случае, никуда из Совета городского отдела СРН уходить не намерен, а намерен, напротив, принять в его работе самое деятельное участие — в рамках тех мероприятий, которые будут, по моему разумению, направлены на пользу русского народа и нашей Матери-Церкви. При этом я не собираюсь никому мешать, но и потакать неправильным, с моей точки зрения, действиям тоже не стану.
Впрочем, не всё в резолюции Совета питерского отдела СРН от 14 марта так уже плохо. Есть в ней одна часть, с которой я полностью согласен: «Члены Совета петербургского Отдела решили также просить Правление Главного совета Союза Русского Народа поддержать принятое постановление, чтобы прекратить спекуляции вокруг этого вопроса, а также воспрепятствовать возникновению подобного рода прецедентов в других городах». Центральному руководству СРН, действительно, надо определиться: станет ли возрожденный Союз русских людей вотчиной «умеренных патриотов» с их вечной боязнью поссориться с начальством, или у нас останется шанс превратиться в настоящий штаб всенародного Русского Сопротивления жидовскому игу, тяготеющему над Россией уже почти целое столетие?..
Теперь поговорим о патриотах «чистых» и «нечистых». В сообщении «Русской Линии» говорится: «Многие члены Совета обращали внимание на тот факт, что подавляющее большинство учредителей Северо-Западного отдела — люди нецерковные и выражали опасение, что новый отдел может стать орудием в борьбе против Церкви». Сам А.С.Степанов сформулировал свою позицию еще более резко. Первоначально он предложил внести в текст резолюции питерского Совета СРН специальный пункт, прямо запрещающий членам Союза всякую публичную критику священноначалия Московской Патриархии [2].
Что можно на это сказать? Во-первых, не надо подменять настоящую православную церковность бесхребетной лояльностью, я бы даже сказал — сервильностью к ныне существующему церковному начальству. Начальство, как ни крути — величина переменная, а церковные Истины неизменны и вечны. Во-вторых, облыжные обвинения в нецерковности «подавляющего большинства учредителей Северо-Западного отдела» — голословны и, мягко говоря, непорядочны. Кто, позвольте спросить, уполномочил г-на Степанова «со товарищи» быть измерялами нашей церковности? Я, грешный, неплохо помню те времена, когда и сам Анатолий Дмитриевич был не очень-то церковным человеком.
Наконец, в-третьих. Устав СРН не допускает участия в нем однихтолько евреев. Строго говоря, даже мусульмане, искренне радеющие о благе русской государственности — и те могут быть его членами или учредителями региональных Отделов. Так что отказывать в этом праве русским патриотам, воспитанным в атеистической совдепии и ныне с трудом грядущим из тьмы атеизма ко свету Православия на том лишь основании, что они, по мнению Степанова, «недостаточно церковны» — на мой взгляд, просто бессовестно и гадко!
Всё это недвусмысленно попахивает сектантской психологией, густо замешанной на гордыне и тщеславии. Вот мол, мы — настоящие, «вменяемые» православные патриоты, а остальные — еще проверить надо… Именно такие мнения — буквально — звучали на заседании Совета 14 марта.[3] К чему может привести подобная «кадровая политика», предсказать не сложно: к расколу и взаимному противопоставлению, к чреде бесконечных конфликтов и ссор, к радикальному ослаблению и подрыву влияния зарождающегося черносотенства. [4]
Кто заказывает музыку
Вообще говоря, столь бескомпромиссная любовь Анатолия Дмитриевича к Патриарху Алексию II легко объяснима. Истоки её, на мой взгляд, коренятся в финансовом положении информационного агентства «Русская Линия», которое он возглавляет.
Пару лет назад оно оказалось на грани закрытия, и даже публично объявило о прекращении своей деятельности в связи с отсутствием средств. Положение, в конце концов, спас некто Александр Алекаев. «Русская линия» на своём интернет-сайте дает о нём такую справку: «А.Н.Алекаев — православный предприниматель, генеральный менеджер Русской линии, руководитель проекта «Белые Воины». Родился в 1959 году. Окончил Академию народного хозяйства им. Плеханова, а также Академию внешней торговли. Занимается благотворительностью и просветительским делом.
По инициативе А.Н.Алекаева в военно-исторической серии «Белые Воины» были выпущены четыре книги, посвященные судьбам четырех русских белых воинов — генералов С.Л. Маркова, В.О. Каппеля, М.К. Дитерихса и М.Г. Дроздовского. В 2002 году финансировал установку киота с иконой св. прп. Сергия Радонежского — небесного покровителя Маркова и марковцев — в Свято-Вознесенском кафедральном соборе Новочеркасска, в декабре 2003 года — памятника генералу С.Л. Маркову в городе Сальске Ростовской области, а в 2005 — двух уникальных киотов с иконами святых Царственных Страсторепцев и святого равноапостольного Великого князя Владимира в Казанском кафедральном соборе Читы. Является ктитором храма Спаса Нерукотворного в подмосковном селе Никулино, за восстановление которого награжден орденом св. блгв. кн. Даниила Московского 3 степени"
Именно после того, как г-н Алекаев взял на своё содержание «Русскую Линию», тон её публикаций стал неуклонно и целенаправленно меняться в сторону «взвешенности» и «умеренности». Штат агентства увеличился до 12 человек, появились новые авторы, а одной из центральных тем стало противодействие «раскольникам» и «провокаторам», позволяющим себе критиковать священноначалие Московской Патриархии. И там это заметили и оценили.
В этом году, по сообщению «Русской Линии», Александр Алекаев «был одним из приглашенных на торжественное поздравление Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с Днем Рождения и Днем Тезоименитства, состоявшееся 27 февраля в Храме Христа Спасителя . А.Н. Алекаев преподнес Его Святейшеству букет белых хризантем и памятный адрес, в котором отметил: «Ваше Святейшество, чадолюбивый Патриарх, милостивый Владыка и отец! Позвольте от имени нашего агентства и от православного информационного агентства «Русская Линия» сердечно поздравить Вас с Днем Рождения и Днем Тезоименитства». Патриарх, в свою очередь, ответил Алекаеву теплым письмом, в котором отметил, что «посильный вклад в благое дело созидания экономически стабильного государства Российского — наше общее призвание и основа для взаимодействия», а так же выразил надежду, «усилия Церкви и предпринимателей… и в дальнейшем будут направлены на возрождение великой России, вне зависимости от национальной принадлежности, религиозных убеждений и политических предпочтений наших граждан».
Думаю, сказанного вполне достаточно, чтобы понять, что после этого А.Н.Степанов, как главный редактор «Русской Линии», просто в силу своих служебных обязанностей будет бдительно стоять на защите нашего московского церковного начальства, независимо от того, какие безобразия позволят себе члены синодального «митрополитбюро».
Что ж, все правильно: музыку заказывает тот, кто платит. И вообще, редакционная политика «РЛ» есть внутренне дело агентства. Её нам, посторонним людям, не стоило бы и обсуждать, если б не одно «но». Такую же «генеральную линию» Степанов заявил в качестве ключевой и в своей деятельности на посту председателя Петербургского отдела СРН. А это — дело уже совсем не внутреннее, а вовсе даже наоборот — публичное. И касается оно всех нас — тех, кто считают себя участниками черносотенного движения и членами Союза Русского Народа…
Немного о личном…
Не буду скрывать: моё отношение к происходящему не может быть вполне беспристрастным. Мне, грешному, такой «идеологический маневр», совершенный «Русской Линией» и её нынешними руководителями, особенно неприятен хотя бы потому, что первым директором «Русской Линии» был именно я! И задумывалась «РЛ» первоначально как своего рода электронная версия газеты «Русь Православная», так сказать, её рупор в сети интернет.
В моём письменном столе до сих пор хранится Договор от 16 апреля 1998 года, подписанный мною и тогдашним главным редактором «РЛ» С.М.Григорьевым, в котором написано, что я, как директор «Русской Линии», осуществляю «Общее руководство, цензуру всех материалов и обеспечение финансирования в размерах, предусмотренных предварительной сметой».
И пока я мог обеспечивать это самое «финансирование в размерах…», у нас не возникало никаких проблем с «цензурой всех материалов». А вот когда из-за случившихся у меня денежных затруднений возникли перебои с финансированием проекта, оказалось, что наша прежняя «генеральная линия», совпадающая с позицией газеты «Русь Православная», уже устраивает далеко не всех…
Как бы то ни было, в результате «Русская Линия» отправилась в самостоятельное плавание. Случилось это, если мне не изменяет память, лет пять-шесть тому назад. Впоследствии «РЛ» сменила многих хозяев — и в Питере, и в Москве — пока, наконец, не прибилась к г-ну Алекаеву. Теперь, надо думать, уже он осуществляет «цензуру всех материалов» «Русской Линии». И не было бы в этом ничего зазорного, если бы только свою нынешнюю «гибкую» позицию А. Степанов не пытался навязать всем остальным членам петербургского отдела Союза Русского Народа. А всех недовольных такой гибкостью — отсечь от СРН, обозвав «нецерковными раскольниками"…
Столь подробный экскурс в прошлое «РЛ» может породить у читателя вполне резонный вопрос к автору статьи: а сам-то ты, братец, каков? Неужто весь из себя такой белый и пушистый?
Конечно, нет.
Издание русской православной газеты в современной России — дело заведомо убыточное. И «Русь Православная» — не исключение. Доходы от её распространения, увы, не покрывают расходов на её содержание. А раз так — деньги надо находить где-то на стороне, искать какие-то дополнительные источники дохода.
В поисках таких источников мне за последние десять-двенадцать лет приходилось сотрудничать с самыми разными людьми, от бывшего вице-президента Александра Руцкого до лидера КПРФ Геннадия Зюганова [5], от архиепископов и митрополитов Московской Патриархии (не стану называть их имён, дабы не подвести под патриарший гнев) до известных московских предпринимателей (их тоже называть не стану: бизнес не политика, публичности не любит). Приходилось писать аналитические записки, готовить тезисы для докладов и статей, иногда просто консультировать высокопоставленных клиентов по вопросам, связанным с религиозно-политической тематикой.
За всё это я получал деньги, но в одном моя совесть чиста: где бы я не пытался заработать на издание «РП», это никак не сказывалось на её содержании, на «генеральной линии» редакции, на отношении газеты к ключевым проблемам современной церковной жизни и русского национально-освободительного движения.
По-другому никогда не было и быть не могло. С помощью Божией не будет, уверен, и впредь.
Прямая речь
В заключение повторю еще раз: проблема, с которой столкнулись питерские черносотенцы — не в личностях. Душенов и Степанов здесь факторы второстепенные. Проблема гораздо глубже и касается она всего русского национально-освободительного движения. Корень её — в различных точках зрения на главные цели, формы и методы практической деятельности Союза Русского Народа на современном этапе.
Думаю, пришла пора назвать вещи своими именами: позиция, которую в Совете петербургского отдела СРН озвучивает Анатолий Степанов [6], есть позиция соглашательская, примиренческая, чтобы не сказать — предательская по отношению ко всему движению Русского Сопротивления. Ибо соглашаться и примиряться нам предлагают не с чем иным, как с нынешним беззаконием и беспределом, при котором президент Путин лично возглавляет кампанию по «борьбе с ксенофобией» (читай — с русским национальным возрождением), законодательство страны целенаправленно «затачивают» под широкомасштабные репрессии против «черносотенцев и антисемитов», русский народ вымирает по полтора миллиона человек в год, а Патриарх Московский и всея Руси Алексий II при этом шлет главе жидов-христоненавистников Берл Лазару «братские приветы» и награждает церковными орденами раввинов-дьяволопоклонников, воссылающих в своих синагогах хулы и проклятия Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу!
Результат такой «умеренности» может быть только один — распад зарождающегося Черносотенного движения. Горькое разочарование тех, кто поверил нам. Превращение Союза Русского Народа в беззубую, «карманную», виртуальную организацию, лояльную к нынешним антирусским властям и предназначенную для выпускания пара народного недовольства в свисток «умеренной» псевдопатриотической говорильни.
Да не будет сего! Помоги, Господи…
[1] «Письмо 500», кстати — ещё один камень преткновения для А.Д.Степанова. Он изначально отказался его подписать, когда я лично предложил ему это сделать в начале января 2005 года. Затем, почти сразу после его публикации «Русью Православной» он на сайте «Русской Линии» заявил, что считает идею этого письма «абсурдной, противозаконной и по сути провокационной». На собрании 21 января 2006 года, когда встал вопрос о его избрании председателем Совета, Анатолий Дмитриевич сказал, что теперь он изменил своё мнение и считает это письмо полезным. Но уже на заседании Совета 14 марта, когда речь вновь зашла об этом письме, выяснилось, что он его так и не подписал…
[2] Против такой «сверхлояльности» московским синодалам возразили даже присутствовавшие на собрании священники.
[3] Заместитель Степанова, г-н Ильин прямо предложил в случае необходимости переименовать Петербургский СРН в «Православный Союз Русского Народа», чтобы отличаться от остальных, «невменяемых», по его терминологии, патриотов. Он же сказал, что в случае, если Москва не поддержит решение питерского Совета, надо быть готовыми отколоться от «клыковского» Союза Русского Народа и приступить к созданию собственной, «правильной» структуры. И кто же, позвольте спросить, после этого раскольник?
[4] На радость жидам. Они сегодня тратят массу усилий, чтобы разобщить Русской Сопротивление, противопоставить русских людей друг другу, а тут — на тебе — русские сами готовы переругаться…
[5] Кстати, на сотрудничество с ними обоими меня ещё при жизни благословил митрополит Иоанн, сказав: «Не надо бояться. Важно лишь, чтобы ваше взаимодействие шло на пользу Русскому Народу и Православной Церкви». Кстати, оба они — в рамках наших взаимоотношений, во всяком случае — вели себя достойно и порядочно.
[6] Повторюсь: я говорю не о личности, а о политической позиции, символом которой стал в последнее время главный редактор «Русской Линии».