Православие.Ru | Архимандрит Алексий (Поликарпов) | 07.09.2019 |
Преподобный Аристоклий Московский (1846−1918) — один из самых любимых москвичами святых. Его мощи были 15 лет назад обретены на Даниловском кладбище и из Данилова монастыря перенесены на Афонское подворье в Москве (ул. Гончарная, 6), где ныне и почивают.
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов), наместник Данилова монастыря, рассказывает про известные ему изустные предания об общении с иеросхимонахом Аристоклием, о его благословениях, чудесах и пророчествах.
Преподобный Аристоклий Московский
— Я знал одну монахиню, в юности она общалась со старцем Аристоклием. Это было уже в предреволюционные годы, а она думала о монастыре. Такая мать Пантелеимона, пострижена была уже перед смертью. Рассказывала про себя, что она была дочерью владельца бахромной мастерской, жили они на Икше, около Дмитрова. Родители ей предлагают встретиться с каким-то молодым человеком, а она про себя рассуждает: а вдруг я с ним познакомлюсь да влюблюсь? Решила все-таки сначала пойти к старцу, испросить благословения на монастырь. Иеросхимонах Аристоклий принимал в большой комнате Московского подворья Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря, которое до революции находилось на улице Полянка. У него болели ноги, он сидел. А народ подходил по очереди, на коленочки около него вставал. И вот мать Пантелеимона, тогда ещё, до пострига, Евдокия, рассказывает: передо мной подошла девушка, вся такая в тёмненьком, спрашивает у батюшки благословение в монастырь.
Он говорит:
— Нет, тебе не надо, не надо.
Она все равно просится.
— Не надо тебе! — он так сердито стал говорить. — Поживёшь там 3−4 месяца и уйдёшь из монастыря, только обитель опозоришь. Не надо!
А я, говорит, стою дрожу: что сейчас он мне скажет? Может быть, то же самое…
— Можно тебе, — говорит ей, — в монастырь идти. Только не в городской.
Перенесение мощей преподобного Аристоклия в 2004 году
Она и пошла — был такой монастырь в Филимонках[1], это в Одинцовском районе. Вот как старцы могли видеть судьбы человеческие. Потом, она рассказывала, обитель эту у них закрыли. Сестры жили по квартирам в разных местах. Она перешла в Спасо-Влахернский монастырь[2]. Он сейчас тоже восстановлен. А тогда и его закрыли. На станцию «Турист» привели сначала одну монахиню Агриппину, а она и говорит:
— Да что я тут буду делать одна?
— Да не будешь одна! — отвечают ей.
И действительно, всех сестер туда собрали. Отправили их на Север, куда-то под Архангельск, в район Плесецка. Лес валить. А там, мать Пантелеимона рассказывала, «лесины» падали, но ни одну «монашечку» не задавило. Хотя среди мирских заключённых были несчастные случаи.
Ещё рассказывала, что привели их в первый день в лагерный барак, а там на одной стороне — «религиозники», а на другой — уголовницы, а матери Пантелеимоне (тогда ещё Евдокии) «со своими» места не хватило, и она разместилась среди противоположного контингента. Матушка очень благотворно на соседку-зэка влияла — могла её усмирить, когда та разойдётся да за нож схватится, все к матушке бегут: «Уйми там свою, Евдокия!»
Потом, вернувшись из ссылки, мать Пантелеимона жила в коммунальной квартире, кажется, соседи против неё вооружались, но она такой же любовью и снисхождением всех примиряла, так что после, когда их расселяли, те о ней даже плакали, как о доброй родственнице…
А в лагере матери Пантелеимоне трудно было на лесоповале, у неё был больной позвоночник. Они с одной сестрой пошли к заключённому там же владыке Евсевию Кронштадтскому проситься на медсестер учиться, чтобы их освободили от тяжёлых работ. Тот и говорит:
— Медсестрой — нет! Сестрой милосердия! — и благословил их.
Вот она там, в лагере, и выучилась элементарным медицинским навыкам. Потом вернулась из лагеря и в Дмитровской больнице ещё много лет прослужила старшей медсестрой. Перед смертью была пострижена. Такая тихая, смиренная была. У неё все спрашивали: «Матушка, а что же вы не постриглись…» — «Так никто не предлагал», — кротко отвечала она.
Епископ Солнечногорский Алексий (Поликарпов)
А сам преподобный Аристоклий до пострига жил мещанином в Оренбурге. Был женат. После смерти жены отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Принял постриг с именем Аристоклий. Тогда из монастыря братию в Москву на послушания отправляли. Он много потрудился для блага обители и людей. Привозил святыни со Святой Горы больным и бедствующим. Множество народа Бог по его молитвам исцелил. После встречи с духоносным старцем люди уже не теряли с ним связи. Он вёл постоянную переписку. Много трудился в молитве на поприще духовного окормления. Страждущих исцелял. Чудес много творил. Ни одну сотню людей исцелил.
Одна духовная дочь отца Аристоклия тяжело заболела. У неё были парализованы ноги. Тогда старец пришёл к ней, чтобы навестить и утешить. Пробыв у неё некоторое время и собираясь уже уходить, он благословил её и сказал:
— Ну что же, чадушка моя любимая, мне пора уже уходить. Ты не унывай, а молись и благодари Господа. Я пойду, и когда буду выходить, ты подойди к окошечку и помаши мне ручкой. И я помашу тебе.
Духовная дочь очень смутилась и говорит ему:
— Батюшка, я же не могу встать, а вы говорите: подойди и помаши.
Старец улыбнулся и говорит:
— Ничего-ничего, помаши.
Только старец вышел за дверь, как эта раба Божия почувствовала в ногах своих силу и встала. Сама себе не веря, подошла к окну, и в это время он как раз из дверей на улицу вышел — и, повернувшись, помахал ей рукой, и она ему.
А ещё одна духовная дочь старца говорила, что она ходила к отцу Аристоклию в предреволюционные годы и однажды спросила о судьбах России. Он ответил, что большевики победят, потом будет большой башмак, придёт и уйдёт, а потом, говорил, придут с косичками.
Кто такие «придут с косичками»?
Архимандрит Никон (Смирнов)
Как можно понимать пророчество преподобного Аристоклия Афонского, мы спросили у архимандрита Никона (Смирнова), многие годы бывшего настоятелем Афонского подворья в Москве, где мощи преподобного почивают:
— Я думаю, что под этими пришельцами «с косичками» можно подразумевать мирских людей с их либеральными настроениями: когда мужчины ходят неподстриженные, как женщины, с длинными волосами. Вот идёт некто такой, со спины смотришь и не знаешь: то ли мужчина это, то ли женщина. Мужчины носят серьги, женщины облюбовали брюки. На маленьких девочек в 3−4 годика уже джинсы напяливают. Такое размывание Богом установленных границ — это очень тревожный признак. Почему?
Все начинается с малого, а потом нация вырождается, однополые браки признаются на законодательном уровне, а если эта мерзость становится легитимной, значит, уже нет критериев различения добра и зла, все дозволено! Общество не может жить без этики и морали. Все это смешение — бунт против законодательства, записанного ещё Моисеем под диктовку Самого Бога: «Мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Эта волна сейчас захлёстывает страны Евросоюза, но протесты есть и там.
В нашей же стране Господь всё-таки сменил гнев на милость. Сейчас даже внешне изменения очевидны. Дорога в храм Божий открыта и беспрепятственна. Также и в монастыри — тем, кто желает, можно идти подвизаться, спасаться. Уже никаких искусственно творимых властями ограничений нет. Я думаю, что эти изменения свидетельствуют о том, что с нами Бог, Он принимает нас, идёт нам навстречу. Вопрос в том: идём ли мы навстречу Господу?
Подготовила Ольга Орлова
Примечания:
[1] Женский монастырь в селе Филимонки Одинцовского района в память князя Владимира. Устроен в 1891-м году при домовом храме в усадьбе Святополк-Четвертинских на средства В. Б. Святополк-Четвертинской. В 1920-е годы обитель была закрыта, до 1931 года здесь при храмах (Троицком и Успенском), ставших приходскими, проживали 65 монахинь. В 1931-м году были закрыты и эти храмы.
[2] Спасо-Влахернский женский монастырь близ города Дмитров при селе Деденеве (ранее — Новоспасское). учреждён в 1861-м году из основанной вдовой А. Г. Головиной женской общины на месте усадьбы Головиных. В церкви монастыря находилась Влахернская икона Божией Матери «Одигитрия». Обитель закрыта в 1928-м году, в ней располагался Дом инвалидов. Передан Русской Православной Церкви в 2001-м году.