Русская линия
Русский вестник Н. Казанский04.03.2006 

Николай Николаевич Колосовский (1891−1954)

ХХ век войдет в историю, как век героических свершений России в поисках путей будущего мироздания человечества. Важная роль выпала на долю русских ученых, обеспечивавших своими трудами экономический базис стратегических сил победы, за счет которого была выиграна Великая Отечественная война.
Одним из таких «корифеев русской науки», по свидетельству академика И. П. Бардина, являлся профессор Московского государственного университета Николай Николаевич Колосовский. Но известны ли широкой общественности его деяния? Лишь некоторые знатоки вспомнят, что на земле Королевы Мод в Антарктиде одна из вершин этого далекого южного материка, открытая и нанесенная на карту нашей антарктической экспедицией 1961 года, носит имя Колосовского.

Николай Николаевич Колосовский родился 19.9(2.10).1891 года в Нижнем Новгороде в семье служащего Нижегородского ярмарочного управления. Детство Колосовского прошло на Волге среди скромных, но инициативных русских людей. В 1908 г. он окончил Нижегородское реальное училище и поступил в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения императора Александра 1, готовивший в то время инженеров широкого профиля. После окончания института в 1916 г. по распределению Военного министерства он был направлен в Забайкальский округ путей сообщения на строительство стратегических дорог. К 1918 г. он уже возглавлял дорожный отдел Лено-Байкальского округа путей сообщения в Иркутске. Под его руководством разрабатывалось технико-#экономическое обоснование строительства дорожной сети некоторых районов Восточной Сибири. Здесь же появился его первый печатный труд: «Справочная книга для изысканий и постройки грунтовых и шоссейных дорог» (Иркутск, 1919). В связи с началом строительства Ангаро-Ленского тракта (Заярск — Усть-Кут) ему удалось побывать в Братске и Падуне, увидеть большие пороги р. Ангара. Знакомство со столь яркими по природным особенностям и потенциальным возможностям хозяйственного освоения районами Сибири произвело на него неизгладимое впечатление. Мечтой его жизни стало раскрытие этих возможностей на благо будущего процветания России.

В конце 1920 г. Н. Н. Колосовский был отозван в Москву и назначен заведующим секцией путей сообщения Горного совета ВСНХ. На него возлагалось решение вопросов налаживания транспортных связей с горнопромышленными районами первоочередного освоения (Бодайбо, Содон, Баскунчак и др.), а также изучение Урало-Кузнецкого проекта, разработанного Томским обществом инженеров и поступившим на рассмотрение ВСНХ. В 1921 году Колосовский участвовал в работе Восьмого электротехнического съезда, рассматривавшего план ГОЭЛРО. Здесь произошло его знакомство с И. Г. Александровым и Л. Л. Никитиным, которые привлекли его к работе по экономическому районированию, проводившейся вновь образованной Государственной плановой комиссией (Госпланом).

В Госплане Н. Н. Колосовский работал с 1921 по 1931 г. Он руководил организацией и проведением съездов по экономическому районированию и изучению производительных сил Сибири и Дальнего Востока в Новосибирске (1923), Чите (1924), Томске и Хабаровске (1925). Эти съезды способствовали систематизации и обобщению большого материала по производительным силам этих районов, изданного Госпланом в двух томах. В 1925 г. Колосовский представил доклад о задачах развития Сибири и Дальнего Востока. В нем был дан анализ хозяйственных проблем этих районов и предложена система ведущих проектов освоения Сибири: Урало-#Кузнецкого комбината, Транссибирской сверхмагистрали, Ангаростроя, очаговое освоение Сибирского Севера. В нем также впервые была сформулирована главная задача территориальной организации производительных сил в самом общем виде: сдвиг производства на восток страны.

Во время составления первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР Н. Н. Колосовский осуществлял общее руководство работами по планированию развития производительных сил Урала, Сибири, Дальнего Востока. В связи с этим он много занимался проектированием и практическим осуществлением планирования Урало-Кузнецкого комбината (УКК) и магистрализации Транссибирской железной дороги. Его исследования в этой области нашли своё выражение не только в Первом пятилетнем плане развития народного хозяйства, но и во многих его печатных трудах того периода.

Слабыми сторонами проекта УКК, вызывавшими большие сомнения, были обеспечение транспортных связей по перевозке кузнецкого коксующего угля на Урал на расстояние свыше 2000 км и неподготовленность местной рудной базы Западной Сибири. Отдельные работники Госплана и ВСНХ, местных плановых органов (А. М. Гинзбург, С. В. Бернштейн-Коган, Я. Б. Диманштейн, К. Г. Воблый и др.) выступали против создания УКК. Так, Я. Б. Диманштейн полностью отрицал целесообразность широкого развития металлургии на Урале. В 1927 г. в «Трудах комиссии по металлу при Госплане УССР» он утверждал, что «… не только Урало-Кузнецкий проект…, но и всякая концепция создания на Урале металлургии, работающей на сибирском топливе, представляется бесконечно вредной, как непроизводительная растрата национального капитала…».

По поручению руководства Госплана Н. Н. Колосовский выехал в Кузбасс для ознакомления с положением дел на месте. После возвращения в Москву им было выдвинуто предложение о комбинации потоков сырьевых ресурсов Магнитки и Кузбасса в виде двухстороннего потока кузнецкого угля и магнитогорской железной руды по реконструированной сибирской железнодорожной магистрали и использовании местных угольных месторождений на Урале и железной руды в Кузбассе только как страховых. Расчеты, произведенные профессором Е. В. Михальцевым, подтвердили эффективность функционирования проектируемых заводов на этих связях. Это окончательно развеяло всякие сомнения и обеспечило развертывание строительства. Через пятнадцать лет во время Великой Отечественной войны из-за оккупации украинской угольно-металлургической базы заводы УКК приняли на себя снабжение западных районов страны не только металлом и углем, но и разнообразной продукцией, развернутых здесь многих оборонных предприятий, эвакуированных из западных, оккупированных врагом районов.

Весной 1931 г. Н. Н. Колосовский перешел на работу в Бюро Ангары Гидроэнергопроекта в качестве заместителя главного инженера академика И. Г. Александрова. Здесь он принял активное участие в разработке комплексного проекта первой очереди Ангаростроя — «Байкальско-Черемховского энерго-#промышленного комплекса». Программой работ, выполненных в 1931_1935 гг., предусматривались полевые и камеральные исследования по всем разделам производительных сил Прибайкалья. Итоги работ были оформлены в 28 томах, в которых рассматривались и общие вопросы развития производительных сил Восточной Сибири.

После скоропостижной кончины И. Г. Александрова (1936) Колосовский осуществил наиболее тяжелый заключительный этап работы и защиту проекта на экспертной комиссии Госплана. Его глубокое убеждение в значимости скорейшего создания в Прибайкалье индустриальной базы для восточной части СССР заставляло его обращаться в высшие государственные органы для решения вопроса развертывания строительства предлагавшихся в проекте объектов. Еще в октябре 1935 г. он обратился с письмом и докладной запиской к И. В. Сталину по проблеме Ангаростроя. В письме отмечалось, что многолетняя работа по использованию производительных сил Прибайкалья «…постигла общая судьба. Сначала интересовались. Теперь, когда первоначальные предположения подтвердились фактами исследований и блестящие свойства Ангарских централей (в частности Байкальской станции) выявлены и выявлены богатства ископаемых, когда выяснилось мобилизационное значение Прибайкалья — к вопросу охладели. Между тем дело идет… о срочном строительстве… заводов для того, чтобы не приходилось заботиться о Востоке с Запада».

Экспертная комиссия Госплана завершила работу в мае 1936 года, высоко оценив комплексный подход проекта. Специальным постановлением одобрен выбор первоочередного объекта строительства — Байкальской гидроэлектростанции. Однако осложнение международной обстановки перед началом Великой Отечественной войны не позволило развернуть это строительство. Только после окончания войны намеченные энергопромышленные комплексы были построены.

С 1936 по 1946 гг. Н. Н. Колосовский работал в АН СССР, сначала в качестве консультанта Президиума, а затем руководителя группы технико-экономических исследований Совета по изучению производительных сил (СОПС). Эта группа была создана во исполнение решения Президиума АН СССР о реорганизации СОПСа (август 1937 г.) в направлении преодоления односторонней геологической направленности его работ и внедрения технико-экономического подхода во всей проблематике исследований.

В 1937 г. Колосовский разрабатывал программные вопросы исследований, частично отразившиеся в специальной статье «Размещение производительных сил СССР и задачи Академии наук», опубликованной в «Вестнике Академии наук СССР» (1938.? 6). В 1938 г. Колосовский вместе с академиком С. Г. Струмилиным и Л. Л. Никитиным руководил работой научных бригад СОПСа по анализу итогов первой и второй пятилеток в размещении отдельных отраслей производства и сложившихся транспортно-экономических связей в стране. Результаты исследований были переданы Госплану для использования при подготовке Третьего пятилетнего плана.

В самом начале Великой Отечественной войны Н. Н. Колосовский оказался востребован на Урале. По просьбе вице-президента АН СССР академика И. П. Бардина 8 августа 1941 г. он выехал в Свердловск. Через четыре дня он уже участвовал в подготовке мероприятий по проведению 29 августа заседания Комиссии Совета по изучению производительных сил АН СССР по мобилизации ресурсов Урала на нужды обороны, организованной по инициативе президента АН СССР В. Л. Комарова. Н. Н. Колосовский был введен в состав этой комиссии и назначен руководителем (позже совместно с академиком В. Н. Образцовым) транспортно-энергетической группы. На долю этой группы выпала сложная задача в кратчайшие сроки помочь преодолеть критическую ситуацию, сложившуюся на железных дорогах Урала.

Урал, Западная Сибирь, Казахстан приняли более половины эвакуированных предприятий, нагрузка на магистральных направлениях и отдельных транспортных узлах Уральской железной дороги резко возросла. Например, только в район Тагильского узла к декабрю 1941 г. прибыло свыше 10 тысяч вагонов с оборудованием 40 заводов, в том числе 14 крупных, из западных районов страны. Главная станция этого узла Смычка с нагрузкой не справилась. Перед группой Колосовского была поставлена задача в течение сентября-октября 1941 г. разработать предложения по усилению транспортных связей Среднего Урала. В ноябре в Комиссию были представлены две работы: «Железнодорожный транспорт Урала: неотложные мероприятия военного времени» и «Тагильский железнодорожный узел: рекомендации в связи с военными условиями». Содержавшиеся в них предложения позволили нормализовать положение на железных дорогах Урала. 10 апреля 1942 г. вышел указ о присуждении Сталинской премии 1 степени по экономическим наукам коллективу ученых за работу «О развитии народного хозяйства Урала в условиях войны», в числе награжденных был и Колосовский.

В Уральском филиале АН СССР Николай Николаевич проработал до марта 1943 г. Здесь им была выполнена еще одна работа: «Дальний транспорт углей из Кузбасса на Урал и в Европейские районы СССР. 1942_1943 гг.: Мероприятия военного времени и послевоенные задачи». В благодарность за труды городские власти Свердловска присвоили Н. Н. Колосовскому почетное звание «Стахановец науки по городу Свердловску».

После окончания Великой Отечественной войны Н. Н. Колосовский — профессор географического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Преподаванием в вузах он начал заниматься с 1927 года. В Институте народного хозяйства им. Г. В. Плеханова им читались курсы лекций по размещению производительных сил СССР, по проблеме Урало-Кузнецкого комбината и экономическому районированию страны. С 1931/32 учебного года он стал читать лекции на кафедре экономической географии СССР географического отделения МГУ. В 1935 г. он был утвержден ВАКом в ученой степени доктора географических наук и в ученом звании профессора.

Ещё до войны, а главным образом после её окончания, Н. Н. Колосовским разрабатывался курс лекций по экономическому районированию, нигде ранее не читавшийся. Этот курс явился плодом многолетней работы Колосовского в плановых и научных учреждениях нашей страны и его непосредственного участия в проектировании районных комплексов СССР. Лекции Н. Н. Колосовского стали настоящей школой для сотен будущих географов. Его научное направление нашло признание среди крупнейших учёных. В начале 1950-х гг. он завершил создание обобщающего труда, в котором он изложил разработанные им принципиальные основы теории экономического районирования. Основные особенности его подхода к этой проблеме можно кратко свести к следующему.

Будучи заместителем директора научно-исследовательского Института географии МГУ Н. Н. Колосовский много времени и сил отдавал организации научного географического изучения страны. В короткое время в МГУ сформировался центр комплексных исследований.

Большую педагогическую и научно-организационную деятельность в МГУ Н. Н. Колосовский совмещал с решением научных и практических задач государственного значения. Он активно участвовал в экспертизе Госплана СССР, проведении конференции АН СССР по изучению производительных сил Иркутской области (1947 г.), секции по научной разработке проблем транспорта АН СССР, в создании Института комплексных транспортных проблем АН СССР и др. В 1946 и 1950 гг. общим собранием Академии наук Колосовский избирался членом Совета по изучению производительных сил АН СССР. Активную роль сыграл Николай Николаевич в организации Московского филиала Всесоюзного Географического общества. В 1946 г. он был первым председателем его Бюро отделения экономической географии.

В феврале 1953 г. на пленарном заседании Московского филиала ВГО Н. Н. Колосовский выступил с докладом «Научные проблемы экономического районирования». В нем обосновывались предложения по совершенствованию государственной системы экономических районов страны. Доклад привлек широкое внимание научной и плановой общественности Москвы. По просьбе работников Госплана СССР было решено продолжить обсуждение назревших вопросов экономического районирования страны на расширенном заседании Бюро отделения экономической географии с приглашением ученых и плановых работников. Оно состоялось 4 декабря 1953 г. на Географическом факультете МГУ в новом здании на Воробьевых горах, где был заслушан доклад Колосовского, ставший его последним публичным выступлением. Во время бурных прений, в которых принимали участие многие ученые и работники аппарата Госплана, у Николая Николаевича случился сердечный приступ. После продолжительной болезни 25 ноября 1954 г. Николай Николаевич Колосовский скончался. Похороны состоялись 28 ноября в Москве на Ваганьковском кладбище при большом стечении почитателей — ученых, инженеров, аспирантов и студентов.

Н. Н. Казанский, заслуженный экономист РФ, кандидат географических наук


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru