Русский вестник | Ирина Давыдова | 10.02.2006 |
Мудрое время открывает нам имена, которые могли уйти в небытие вместе с тяжестью прожитого ХХ века. Но Господь Своих не оставляет, поэтому узнает земля Нижегородская новые имена подвижников благочестия, стойких молитвенников за Святую Русь — Иоанна Шорохова, Михаила Хабарского (Сметанина), Григория Долбунова и других.
Родился Иван Димитриевич Шорохов — будущий старец Иоанн — в 1917 году в селе Малая Пуза Починковского района Нижегородской губернии 28 октября. Отец его Димитрий был глубоко верующий, всесторонне развитый, строгий и требовательный, прежде всего к себе, решительный и необычайно трудолюбивый человек. Сына своего первенца Ваню любил он очень горячо, и любовь эта не осталась безответной. Ваня неразлучно пребывал с отцом. На полевые работы он стал выезжать с ним с 5 лет, а в шесть лет некоторые работы уже мог выполнять самостоятельно. В зимнее время они вместе занимались ремонтом домашней утвари, всевозможных механизмов и машин. Эти трудовые навыки и, главное, молитвенный опыт ему очень скоро пригодились, так как на 12-м году Ваня с двумя меньшими братьями остался без родителей и без средств к существованию. Но разве Господь оставлет сирых? Никогда. Вот и Ваня по-настоящему узнал эту радость, ибо был к ней готов — в шестилетнем возрасте он услышал из уст некоего старца призыв послужить всецело Господу Богу: ?Будь светильником Господним?!
В особо трудные моменты, когда на него дважды въяве нападал диавол, защитила его оба раза сама Богородица, Которой он всеусердно молился. Оставшись без родителей, он, по устроению Царицы Небесной, трудился, не покладая рук, — одновременно пас скот, работал почтальоном и сторожем, позднее работал слесарем, механиком, авиатехником, мог выполнять любые самые сложные работы с высоким качеством, быстро, безошибочно.
Тяжелая контузия на заводском аэродроме в конце 1943 года сделала его инвалидом, совершенно нетрудоспособным. Пытался лечиться в разных больницах, но безуспешно. Получил исцеление от Господа по молитвам двух старцев. Первый старец, москвич, сам нашел его в Москве и привел к себе домой. Второй старец — Михаил Хабарский (Сметанин) наставил его в начатках подвижничества и имел о нем молитвенное попечение как о своем духовном сыне.
Русская душа милосердна, хлебосольна, сострадательна, находчива. Иван, не имея средств, построил дом, содержал и кормил не только свою большую семью (семь детей), но и крайне нуждающихся детей своих родственников. Бывало, на его иждивении проживало более 15 человек, и обо всех он имел искреннее, отеческое попечение, не безпокоясь о том, что иногда это слишком тяжело и небезопасно.
Но разве могут трудности быть камнем преткновения у таких людей?! Конечно же, нет, ибо проблемы только заставляют искать единственно верную тропку. Однажды отец Иоанн таким путем пришел к самому И. В. Сталину.
А дело было так. Чтобы обеспечить семью самыми необходимыми продуктами, Иван купил корову, и, конечно, тут же возник труднейший вопрос, где брать корм? Иногда в порядке исключения выделялись участки сенокосных лугов. Попытки решить этот вопрос в руководстве области оказались безуспешными, и тогда он, испросив благословение Господне, решил ехать в Москву, на прием к самому Сталину. Это его вовсе не смущало и не страшило, ибо он был тверд и непоколебим в служении Богу и своим ближним, не страшился ничего и никогда: Сталин так Сталин. В приемной Сталина оказались люди молодые, которые встретили его с должным вниманием и пониманием. После предварительного собеседования решили: ?Батя таких любит, надо допустить?.
Рассказав Сталину кратко о себе, упомянул, что работал в НКВД, на авиационном заводе, где получил контузию и стал инвалидом. Сказал, какую небольшую пенсию получает и что содержать семью крайне трудно. Просить же пришел не увеличения пенсии, а чтобы выделили участок лугов, и таким образом он бы смог держать корову, своими трудами обеспечить самым необходимым себя и свою семью. Сталин выслушал со вниманием, выразил свое сочувствие и решил просьбу удовлетворить. Однако на этом? аудиенция? не закончилась. Сталин продолжил беседу, стал расспрашивать, как живут люди, простой народ, как собирают налоги. Иван искренне, не смущаясь, рассказал несколько характерных эпизодов из жизни своего родного села. ?Почти как описано у русского поэта Некрасова: ?Кушай тюрю Маша, молочка-то нет, а коровку нашу увели, мой свет…? При сборе налогов бывало и такое: у бедной вдовы забрали последнюю козу, а потом по пьянке ее закололи и съели. ?Это был самый свежий, последний эпизод. ?А так ли это? — спросил Сталин. Ответил кратко, твердо: ?Все так!?. Тогда Сталин дал указание срочно соединить его по телефону с этим сельсоветом. В сельском Совете оказался на месте только сторож. Не представляясь, кто говорит, Сталин стал его расспрашивать, как собирают у них налоги. О том, что забрали у вдовы последнюю козу и ее зарезали, он не только подтвердил, а рассказал дополнительно некоторые подробности. После этого разговора Сталина соединили с первым секретарем райкома этого района. Представившись, он устроил ему грозный разнос и, как стало впоследствии известно, он тут же застрелился. Когда гнев и крайнее возмущение у Сталина прошли, он вновь стал беседовать с Иоанном. Теперь речь уже шла о том, чтобы он переехал в Москву и работал у него, такие работники Генеральному секретарю были очень нужны. Поблагодарив Сталина за такое неожиданное предложение, Иван Димитриевич, сославшись на свою болезнь, крайне тактично отказался, и Сталин с сожалением и некоторым огорчением согласился. Сталин, хотя был суров, а иногда и жесток, однако любил справедливость, а подлецов просто не мог терпеть.
Как бы трудно ни приходилось, Иван Димитриевич всегда испрашивал у Господа силы на молитвенные и иные тяжкие и высокие подвиги. Весь путь его подвижнических трудов и страданий можно условно разделить на несколько периодов: покаянно-исповеднический, тайнозрительный браней духовных, причем, тягчайших браней со множеством врагов видимых и невидимых, и, наконец, последних — ?Голгофских? страданий и кончины мученической.
Проходил он это служение в тайне. Помощь страждущим людям старец оказывал также прикровенно. Выслушав приходящих к нему людей, давал им советы, краткие наставления и отсылал их в храм Божий. Сам же в это время вставал на молитву и испрашивал у Господа то, в чем у них была крайняя нужда. Вот почему был неизвестен, ибо не искал ни вознаграждений за свои тяжкие труды, ни славы человеческой. По его молитвам люди получали всяческую помощь в повседневных нуждах: в работе и учебе, в разрешении семейных проблем, в получении жилья. Получали исцеления от тяжких недугов и болезней, утешение в скорбях и напастях, помощь и защиту от злых делателей — колдунов, а также освобождение одержимых от духов нечистых. Большую помощь оказывал он и усопшим.
Столь дивные многие дела сокрыть было невозможно, и некоторым Господь открывал о нем, как о своем истинном служителе. В числе его друзей и почитателей были, например, протоиерей о. Петр Мовчан, настоятель Печерского храма, который нередко бывал в его доме и даже хотел взять на воспитание одного из его сыновей. Неоднократно бывал в его доме и сам архиепископ Николай.
Сподобился Иоанн получить от Господа многие дарования и даже такие, как прозорливость и пророческий дар.
Видимыми знаками великой милости и благодати Божией на старце Иоанне были, например, обновление и мироточение икон и их благоухание, исполнение сказанных им слов, исцеления, небесные и иные знамения. И до сих пор, как видно, на его могилке во время усердной молитвы совершаются дивные знамения и чудеса.
Оставил отец Иоанн после себя немалое наследие в виде кратких духовных бесед, наставлений и предсказаний. Но самое главное благодеяние и наследие, которое получила и пользуется ныне почти вся Россия — это время благоприятное для покаяния и для приготовления к грядущим величайшим бедствиям. Это время, о котором митрополит Иоанн (Снычев) писал, что мы удержались как бы на краю пропасти… Эта величайшая милость Божия дарована всем нам ради тягчайших страданий и подвигов ревнителей Веры Православной, среди которых старец Иоанн и ему подобные.
Согласно его пророчествам, наша эпоха завершится самой разрушительной войной, в которой победителей не будет, а будет очищение земли огнем вещественным или небесным. После этой войны будет еще даровано время, крайне благоприятное для спасения, о чем неоднократно говорил блаженный старец Иоанн…
Старец остался в памяти потомков еще и как воспитатель человеческих душ. На наш взгляд, душеспасительны наставления в отношении грехов, разрушающих естество человеческое. Сохранились воспоминания его духовных чад, которые передают наставления о. Иоанна. Например, как бороться с гневом, беречься всячески от его? вспышек?. Распалять себя никак не допустимо, ибо это есть пагуба для человека. В его наставлениях записано, что? нарушать закон Господень никому не позволено, и если мы настолько неразумны и дерзки, то винить кроме себя некого. Ни на кого не гневаться, ибо на этом пути врагов у нас нет, кроме одного — сатаны. Господь же солнцу повелевает светить на праведные и неправедныя. А всегда пребывать в смирении и ум вознося ко Господу Богу, и так, как будто мы здесь уже и не живем. Но это не сразу, а постепенно, а то враг может сбить. Терпеть тяжело, но за то бывает и неописуемая радость, но кратковременно… Небольшой отдых, а затем снова жестокая борьба.
Когда человек пребывает в чистоте и всецело служит Господу Богу, его ничто устрашить не может. Когда на него ополчаются, угрожают, он, презирая все их злопыхательства, сложив руки крестообразно на груди, говорит: ?Что хочешь делай?, ибо твердо верит, что его покрывает Господь, поэтому никто и ничто не может сделать более того, что попустит Господь!
В жестоких скорбях и напастях будем терпеливы и да не унываем! Ибо, потерпев здесь кратковременные скорби, будем иметь надежду избавиться от вечных мук! Идя путем Господним и подражая Ему в терпении и во всем. Следить неусыпно за помыслами, особенно при тяжких искушениях и пресекать их усердным призванием имени Иисусова и неусыпной Заступницы рода Христианского — Матери Божией. Брань может быть очень жестокая, и нужно непременно устаивать в ней, не изнемогая и не расслабляясь. Считая эту брань последней в своей жизни, быть готовым вести ее до победного конца, даже до крови и смерти! Твердо победителями можем быть мы, а не враги, если употребим все силы, призывая неотступно на помощь нашего Спасителя и Искупителя и Его Пренепорочную Матерь, которая здесь, на земле, понесла столько бед, скорбей и напастей, как ни один человек, даже из угодников Божиих.
?Без войны нет победы и награды! Кто в бою устаивает, тот врага побеждает и в плену не бывает! Кто врагу уступает, — тот сам погибает и рабом бывает и в здешнем, и в вечном! Кто врага побеждает, тот рабом не бывает и в здешнем, и в вечном!
Мужественному терпению некоторых подвижников удивляются и ужасаются даже Ангелы Господни. Каковы же эти скорби, почитай в житиях Святых Отцев…
Иногда скорби настолько тяжки, что кажется мы совсем, совсем погибаем! Но твердо верь и знай, что это не погибель, а испытание.
Когда все напасти и беды мужественно претерпеваем, то бесам уже места нет.
В брани со злобными врагами нашими духовными надо вести ее мужественно, с твердою верою и упованием на милость и помощь Божию. Не расслабляться и не оставлять брани, пока не отступят враги, и будет послана Божия благодать.
Не только не бояться врагов, но надо испросить у Господа такую благодать, чтобы враги нас боялись!
Не страшиться никаких бесовских наваждений и запугивания, и тем более их служителей. Все претерпевать и пребывать неустрашимым, а также не давать места гневу, как бы лукаво и нагло на это не подвигали. А все упование возложить на Господа Бога с твердою верою, что все это происходит по допущению Господню. Отвечать им так: ?У меня есть защитник — Господь, а у вас (у тебя) кто есть? (Господь, Который за нас пострадал и Сам принял уничижение крайнее, казнь и мучительнейшую смерть: ?Я же за множество тяжких грехов своих достоин не только сего, но гораздо больших мучений?).
Иногда враги борют очень жестоко и неотступно, так что не знаешь не только какой час, но и день, ибо ходишь как чумовой…?
В это время чаще читать: ?Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь?
?Честнейшую Херувим…? Готовиться надобно к самым тяжким бедам и напастям, ибо враг не дремлет, но неусыпно борет в ярости своей, готовый поглотить нас.
При прохождении над пропастию по узкой тропе очень помогает? Святителю отче Николае, моли Бога о нас…? Но если поддаемся слабостям, то это прямая гибель!..
Господь допускает бесам и злым делателям творить зло, т. е. наводить всевозможные болезни, беды и напасти на рабов Божиих для того, чтобы проявилась и обнаружилась их крайняя неистовая злоба и коварство. Если в таковых злостраданиях человек все великодушно претерпевает ради Господа Бога, не ропщет, а тем более не хулит Бога, на что его всячески подвигают злые делатели и духи злобные, то тогда враги, не достигнув цели, остаются посрамленными, и злые дела их обращаются на их самих и они озлобляются еще больше. Но ничего не бояться.
Когда попускаются на нас болезни, — не расслабляться и не унывать, а все претерпевать с бодростию, укрепляя твердою верою и упованием на Господа, Если же поддадимся расслаблению и унынию, то можем дойти до отчаяния, а это уже гибель наша.
Самые же гибельные помыслы внушают нам враги часто такие: ?За что я здесь мучаюсь?!? — Это самые сатанинские помыслы, и их надо всячески оберегаться, не давать им места и входа. Болезни могут наводить и непосредственно бесы, но все претерпевать со благодарением, без ропота, зная, что они могут делать только тогда, когда им это допускает Господь для нашего исправления и очищения. И если мы будем так себя содержать, то, несомненно, Господь исцелит нас, когда это будет нужно.
Могут наводить всяческие болезни, окаменять, наводить безчувствие, но все мужественно претерпевая, всеусердно возносить ум Горе и всею удобию ко Господу Богу взывать, читая неустанно: псалом 90-й ?Живый в помощи…?; молитву Архангелу Михаилу; ?Заступник души моея буди, Боже…?; ?Суди, Господи, обидящие мя…?; псалом 34-й. Но тех, кто находится в таких мучениях, мужественно все претерпевая, хранят Угодники Божии и все взирают с радостию на их (его) подвиги.
Плоть немощна, а дух бодр! ?Мы бываем сильны и бываем немощны?, — так говорил и о. Михаил Сметанин. Но в немощах, в болезнях, страданиях — все претерпевать мужественно и в тайне, не подавая вида. А злобным врагам невидимым, мысленным наветникам, отвечать так, как отвечали мученики своим мучителям: ?скорее вы изнеможете, мучая и терзая меня, чем я изнемогу!?.
Если нас постигают болезни от наваждений вражиих, то обычное лечение безполезно. А враг гонит нас, чтобы мы шли и лечились и тем самым еще более усугубляли болезнь. Об излечении таких болезней нужно усердно просить Господа Бога, Матерь Божию, Святых Угодников Божиих. При этом правой рукой с перстосложением обводить вокруг больного места или члена, читая молитвы: ?Богородице Дево, радуйся…?; псалом 90-й ?Живый в помощи…?; ?Крестом Господним и силою Крестною освящается и исцеляется, бесам и колдунам в губительную язю обращается Отца, аминь, и Сына, аминь, во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь!?.
Просим молитвенной помощи и спонсорской поддержки на возведение могильной сени блаженному старцу Иоанну Многострадальному (Нижегородскому).
Ваши пожертвования просим направлять на указанные ниже реквизиты с пометкой? на сень?:
ООО ?АЛЬФА ТАИМ?
603 152 Н. Новгород, ул. Шапошникова, 2.
Тел./факс: (8312) 63−35−39
ОАО ГБ? Нижний Новгород?
г. Н. Новгород
ИНН 5 260 097 723/КПП 526 001 001
р/с 40 702 810 700 000 002 048
к/с 30 101 810 900 000 002 048
БИК 42 202 755
603 001 Н. Новгород, ул. Торговая, 18/4,17
E-mail: alkor70@rol.ru
Директор: Еськин Александр Михайлович.