Русская линия
Русский вестник О. Шафранова10.02.2006 

Юбилей в капелле

14 января 2006 г. в Концертном зале Капеллы Санкт-Петербурга творческая общественность чествовала народного артиста СССР, лауреата государственных премий профессора В. А. Чернушенко по случаю его 70-летия. Уже пошел 32-й год с тех пор, как Владислав Александрович был назначен художественным руководителем и главным дирижером старейшего музыкального коллектива России, Государственной академической капеллы. Годом рождения Капеллы считается 1479-й, когда при дворе Ивана 3 был образован хор государевых певчих дьяков, преобразованный при Петре 1 в Придворный хор, затем в Придворную певческую капеллу, в 1922 г. получившую название Государственной академической капеллы. Пользовавшаяся на протяжении 19 — первой половины 20 вв. европейской известностью, Капелла к моменту назначения ее руководителем В. А. Чернушенко находилась в глубоком кризисе. Талант, огромная энергия и энергетика нового руководителя, осознание им своих задач — все это способствовало быстрому возрождению, возвращению Капелле значения лучшего певческого коллектива страны. Обновление репертуара, включение в него наиболее значимых, но и наиболее сложных произведений русской и западной классики, привлекало все большее число любителей музыки в ряды поклонников Капеллы. Не только здесь, в Ленинграде — С.-Петербурге. В Москве, в Большом зале Консерватории, в Колонном зале гастрольные выступления коллектива под руководством В. А. Чернушенко проходили при огромном энтузиазме слушателей.

Выдающейся заслугой В. А. Чернушенко следует считать возвращение в репертуар Капеллы запрещенной долгое время русской духовной музыки. После 54-летнего перерыва, 12 июня 1982 г., Капелла исполнила гениальное произведение С. В. Рахманинова 'Всенощное бдение'. Вскоре оно было исполнено и в Москве в переполненном Большом зале Консерватории. Это выступление послужило толчком к началу включения духовной музыки русских композиторов в исполнительский репертуар хоровых коллективов по всей стране. Несомненно, что именно этот прорыв явился стимулом к организации фестивалей православной музыки в России, вскоре перешедших рамки нашей страны и ставших международными. Принципиально важным было также включение в репертуар Капеллы произведений композиторов братских православных народов, вообще незнакомых нашим слушателям. Так, 15 февраля 1996 г. в зале Капеллы прозвучат 'Тестамент (завещание) владыки черногорского П. П. Негоша' композитора Райко Максимовича, 17 февраля следующего года — 'Молитва Рачана' Светислава Божича. Огромного мужества и от художественного руководителя Капеллы В. А. Чернушенко, и от всего ее коллектива потребовало выступление 15 апреля 1999 г. в бомбардируемом НАТО Белграде. Вслед за этим, 1−4 июня 2000 г., в Капелле были проведены Дни сербской культуры, в ходе которых наряду с хором и оркестром Капеллы под руководством В. А. Чернушенко выступали музыкальные коллективы Сербии. Также В. А. Чернушенко в сотрудничестве с выдающимся греческим композитором Микисом Теодоракисом подготовили к первому исполнению в России его 'Реквием' на тексты Иоанна Дамаскина; концерт состоялся 11 мая 1997 г.

Наряду с русской и западной классикой в репертуаре Капеллы постоянно присутствовали произведения современных композиторов, многие из которых доверяют ей их первое исполнение. Многолетняя творческая дружба связывала В. А. Чернушенко с Г. В. Свиридовым. Исполнению его произведений посвящались специальные фестивали Капеллы. Владислав Александрович писал о Георгии Васильевиче: 'Верный сын отчизны, он делил с ней боли и радости, был ее строгим послушником, стойким бойцом, ее пророком и, в конце жизни, неутомимым молитвенником своей 'отчалившей Руси', приносящим вместе с блудным сыном прощальное покаяние за всех нас перед Отцом Небесным'. Он рассказывал о недавних гастролях Капеллы в Испании, что там во время исполнения произведений Свиридова, несмотря на незнание языка, на глазах у слушателей появлялись слезы. Слова эти подтвердили и прошедшие в ноябре 2005 г. очередные Невские хоровые ассамблеи, посвященные на этот раз 90-летию Георгия Васильевича. Исполнение Капеллой под руководством В. А. Чернушенко произведений Свиридова 'Неизреченное чудо', 'Странное Рождество', 'Поэма памяти Сергея Есенина' вызвало у слушателей настоящее потрясение.

В 1991 г. вновь созданный симфонический оркестр Капеллы позволил еще более расширить репертуар Капеллы, включив в него симфонические концерты, инструментальные концерты и даже оперы.

С 1980 г. начинаются зарубежные гастроли Капеллы. В 90-#е гг. ее триумфальные выступления проходили во многих странах. В 2000 г. в Париже Государственной академической Капелле была вручена премия Французской Академии — первому зарубежному исполнителю в истории премии! Обретя международное признание, Капелла 'превратилась в один из крупнейших центров европейской музыкальной культуры'.

Увы! Как национальное достояние Капелла, на всех этапах своего существования пользовавшаяся государственной поддержкой, в последние годы переживает поистине трагические моменты. Лишенная многих льгот, потерявшая возможность гастрольных поездок по стране, что так важно для распространения музыкальной культуры, она теперь потеряла и свое историческое наследство, свои, построенные в 19 в. специально для Капеллы здания, необходимые ей для полноценной работы, для поддержания своего статуса и, в конце концов, своего достоинства. Горькими были последние годы для руководителя Капеллы В. А. Чернушенко. Но, к чести его, мужественный характер позволил ему выдержать эти испытания. И тот грандиозный прием, который ему устроили присутствовавшие на его юбилее 14 января, и то море цветов, заполнившее сцену, и поздравления — все это еще раз свидетельствовало о значимости его личности.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru