Русский вестник | Николай Селищев | 21.12.2005 |
При приснопамятных Патриархах Алексии 1 (Симанском) (1945−1970) и Пимене (Извекове) (1971−1990) были диссиденты, мнившие себя «интеллектуалами» и не скрывавшие своей любви к «свободному» Ватикану, к Западу. Но евро-батюшек, как массового перерождения клира и монашества, ещё не возникло. Сами евро-батюшки полны неприязни к Патриархам Алексию (Симанскому) и Пимену (Извекову). Их предпочитают вообще не упоминать, вычеркнуть из истории России, из истории Церкви. Вполне в духе неутомимого английского путешественника и специалиста по религиям Тимоти Уэйра (он же — «епископ Каллист» в юрисдикции Патриарха Варфоломея в Англии). На Западе именно Уэйр представляет православное богословие. И нам, в России, навязывают под разным соусом того же Уэйра. В своей книге «Православная Церковь» (Лондон, 1993) он упоминает нашего Патриарха Алексия (Симанского) только два раза. Первый раз, что его избрали Патриархом в 1945 г. И второй раз, когда Патриарх получил письмо Эшлимана и Якунина в 1965 г. Что делал Патриарх Алексий (Симанский) целых двадцать лет — между своим избранием и получением письма Эшлимана-Якунина — остаётся только догадываться. Кстати, американская радиостанция «Свобода» 24.11.2005 г. отметила 40-летие письма Эшлимана и Якунина, пригласив в еженедельную программу «С христианской точки зрения» лично отца Глеба Якунина, вновь нападавшего на Патриарха Алексия (Симанского).
Известный евро-батюшка, архимандрит Иоанн (Экономцев), в своём романе «Записки провинциального священника» (М., 1993) пышет ненавистью к Патриарху Пимену. Патриарх Пимен «…не хватал звёзд с неба, его интересы и менталитет были примитивными» (с. 20). Некий архиепископ, персонаж «Записок», сторонник «обновления и преобразования Церкви», говорит о патриаршестве Пимена как о «позорнейшем понтификате в истории нашей Церкви». Герой «Записок» (в них легко угадывается сам автор романа) так рассуждает о здоровье Патриарха Пимена: «Впрочем, диабет — непредсказуемая болезнь. Всё может разрешиться очень быстро, но Патриарх может прожить и пять, и десять лет» (с. 21).
Другой евро-батюшка, менее известный, нежели Экономцев, но от этого не менее богатый и не менее говорливый, в одной из своих книг чётко поделил духовенство и епископат МП на «попов» и на «батюшек». В числе «батюшек» у него оказались Якунин и многие ему подобные. Епископ (впоследствии — Патриарх) Пимен у него попал в «попы». Не любил Патриарх Пимен тех, кто позже составил когорту евро-батюшек.
Чем заняты евро-батюшки? Прежде всего тем, чтобы вытравить у русских чувство национального самосознания и самосохранения. Евро-батюшки и сейчас ненавидят св. Царственных мучеников, даже пытаются не служить им молебны в «своих» храмах и монастырях. Так, увы, бывает и в Москве, и в других епархиях. На вопрос — почему не почитаете св. Царственных мучеников — отвечают: «В каждом храме своя традиция». Если добрые монахини и клирики служат молебны св. Царственным мученикам, то евро-батюшки не благословляют монашествующих присутствовать за молебном, находя сразу тысячу «послушаний» своим монахиням по монастырскому хозяйству. Ведущий «Христианского церковно-общественного канала» («ХЦОК») Г. Давыдов поощряет самые гнусные звонки ярых демократок в прямой эфир — оскорбить св. Царственных мучеников. Тот же Давыдов, сменив личину, выступает на радио «Радонеж» с рассказами о русских художниках. Так, видимые антагонисты — «ХЦОК» и «Радонеж» — в жизни поддерживают «братские» отношения. Говорил же ярый евро-батюшка Лапшин на «ХЦОК», что он любит слушать эфир названного им «батюшки» на «Радонеже».
Свитой евро-батюшек стали мнимые «византинисты» (часто — из парторгов строительных организаций), большие любители папы и папства, да всё те же религиеведы типа профессора МГИМО А. Зубова. Из журнала «Нескучный сад» (v 5, ноябрь 2005) узнаём, что Зубов в МГИМО читает курс лекций по «истории религиозных идей» — «от палеолита до протестантизма» (с. 24). Очевидно, Зубов недалеко ушёл от дикого сочинения Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства», где всё на свете выводилось из зубил и шкур палеолитического общества. Особенно тонкие ценители Энгельса и Фрейда из МГУ в подобных случаях любовно расписывали «промискуитет» (беспорядочные половые связи) и их влияние на возникновение семьи и государства. Потом, понятно, государство придумало «опиум для народа» и т. д. Сейчас весь этот бред называется «сравнительным религиеведением», его чуть припудрили, но все профессора остались при прежних кафедрах. Зато гонорары теперь — не в рублях, а в «евро».
В «Нескучном саду» читаем, что Зубов — прихожанин и чтец сразу в двух храмах — в Царицыне и Крылатском. Но не написано, что он же — постоянный комментатор американской радиостанции «Свобода» по всем религиозно-историческим вопросам. Его характерный тембр — это вообще тембр «российской демократии». В «Церковном вестнике» (v 19, 2005) профессор Зубов призвал нас, русских, каяться в «прежних грехах» царской России «романовского периода». Какие же это «грехи» по Зубову? Это — «крепостное рабство (?!), абсолютизм (?!), отсутствие политических и гражданских свобод». Как пишет «ЦВ», с Зубовым сразу согласился игумен Петр (Мещеринов).
Другой евро-батюшка, Г. Чистяков занят ещё (как советник?) и в Библиотеке иностранной литературы, приютившей и Британский совет, и Американский и Французский культурные центры. Европеизм так и струится с Чистякова. В своей книге «Над строками Нового Завета» (М., 2002) Чистяков нас поучает: «Вообще царская Россия вовсе не была страной благостно христианской, и 19 век совсем не был золотым веком православия, как это любят сейчас изображать. Это было безбожное государство, быть может, одно из самых безбожных на земле» (с.64). На переиздание русских дореволюционных книг яростно нападает и Кураев в своей книге «Традиция, догмат, обряд» (М., 1995, с. 228−229), зато он же восторгается Чаадаевым, говоря о «вполне сформировавшейся и внушающей уважение традиции «филокатоличества» (с.185). Диагноз, поставленный Чаадаеву, известен. Государь Николай 1 пожалел Чаадаева, но для всех русофобов безумец Чаадаев стал идолом.
Демократическое пустословие, «ватиканизация православия», восторг по отношению к Европе, навязывание английского языка — это идея-фикс всех евро-батюшек. Православия вообще как бы нет. От евро-батюшек все слышат лишь постоянные призывы к «смирению» и «терпению». Это призывы из Льва Толстого с его «непротивлением злу». Если зло направлено против России и русских, то зачем же такому «полезному» злу сопротивляться? Особенно любопытны призывы к «молитве», «смирению» и «терпению», когда русская женщина жалуется евро-батюшке на неизменный обсчет на рынке, где заправляют кавказцы. Трижды она спрашивает у евро-батюшки: «Что делать-то?». Получает ответ — «молиться». Оказывается, Господь посылает этих торговцев для «смирения гордыни» русской женщины! Так магометане становятся орудиями «Божией благодати»?! Если учесть столь же навязчивые призывы к дружбе с магометанами, утверждения, что «эсхатологические понятия» поклонников Магомета «очень близки» к нашим православным, то трудно порой понять, кого мы слушаем. То ли «православных» евро-батюшек, то ли русскоязычный магометанский радиоканал.
Евро-батюшки нас постоянно оскорбляют. Один из евро-батюшек так часто ругает русских, не так-де строящих ему храм, так восторгается таджиками и нравственностью азербайджанцев, что это напоминает выступления «московской хельсинской группы». Увлёкшись обличением порочного русского человека, этот евро-батюшка сравнил русских людей с «человеческим материалом», который «рассосётся по Европе и миру», поскольку всегда нужны те, кто чистит другим ботинки (мне захотелось пожелать самому евро-батюшке чистить другим ботинки).
Обычно русофобия плохо прикрыта дешёвым антикоммунизмом. Обличение «70-ти советских лет» очень модно по-прежнему. Отсюда даже был рожден тезис — пока не вымрут все, кто пропитан советским духом, ничего хорошего не будет. А новые, оставшиеся, во всём проявят послушание и во всём последуют за евро-батюшками, «как древние евреи за Моисеем». Правда, вторично такое сердечное пожелание нам не высказывалось, очевидно, референты подсказали. Но слово не воробей…
Смысл длинных проповедей евро-батюшек можно свести к одному — «безоговорочное послушание» (оно же приравнено к «воцерковлению»). Но вот что написала одна из старейших (основана в 1944 г.) греческих православных газет — «Христианики спифа» (v 632, сентябрь 2005 г.). В статье «Старая, но весьма современная история» газета пишет о скандале на греческом острове Кефалония 20 октября 1965 г. Каждый год к мощам св. Герасима на Кефалонию собираются тысячи паломников со всей Греции. В 1965 г. божественную литургию в монастыре св. Герасима служил тогдашний митрополит Закинфский Алексий, временно управлявший Кефалонийской епархией. Митрополит Алексий не только разрешил папскому «священнику» войти в православный храм, но и пригласил в алтарь! В это мгновенье простой мирянин запротестовал против доступа паписта в алтарь. Митрополит позвал жандармов и велел вывести мирянина из храма, а сам продолжал службу и даже дал паписту антидор. Тогда один иеродиакон публично обличил архиерея: «То, что Вы, Ваше преосвященство, делаете, строжайше запрещено св. канонами Православия». Архиерей, услышав протест теперь уже и клирика, пришел в ярость и закричал на мужественного иеродиакона: «Какой козёл тебя рукоположил?… Какие-то подобные тебе монахи есть в Афинах и смущают Церковь… Я тебя отлучу…Я тебя лишу сана… Я здесь… Я делаю то, что хочу». Этот митрополит Алексий Закинфский (его фамилия была Инглесис) — давно умер. А обличивший его иеродиакон — сейчас уже архимандрит и служит в другой епархии. Вдумаемся, если бы не эти двое — мирянин и иеродиакон — Ватикан мог бы праздновать победу. И если бы сердца этих двух героев были бы высушены ложным послушанием, то было бы поругано Православие!
Недавно знаменитый православный богослов профессор Фессалоникского университета протопресвитер Федор Зисис опубликовал в газете «Ортодоксос Типос» (05.08.2005) статью «Безразличное послушание — всем и всему?». Зисис пишет о «дурном послушании и добром непослушании», призывая нас отличать лжепастырей от добрых, истинных пастырей. Ссылаясь на св. Никодима Святогорца, Зисис называет недостойных пастырей не «богозваными и зваными народом», а «самозваными». И отмечает: «Св. Григорий Богослов, претерпевший гонения и преследования от дурных епископов, пишет, что он не боится ничего, ни нападения людей и диких зверей, но единственно боится и хочет избегнуть недостойных епископов». Обличая содомию, профессор Зисис возмущается участием Греческой Церкви во «Всемирном совете церквей». «И мы не только участвуем, но и разделяем трапезу и совместно молимся с якобы христианами, с лже-церквами, которые благословляют даже и брак гомосексуалистов». Корень зла Зисис видит в папском влиянии, в духе обмирщения, в сближении с Ватиканом.
Эту позицию Зисиса разделяет и РПЦЗ. «Православная Русь» (редактор — митрополит Лавр) в v 5 за 2001 г. перепечатала статью Ф. Зисиса против папизма с пояснением от редакции «ПР», что статья Зисиса — «образец строго православного отношения к врагам Церкви папистам».
Если Зисис ссылается на многих св. Отцов, то для евро-батюшек наши св. Отцы — пустой звук. Родилась даже «теория» о непользе чтения св. Отцов, главное — о неприменимости их мыслей к сегодняшнему дню.
Евро-батюшки не любят и РПЦЗ. Сейчас помалкивают, раз идёт диалог. Но всегда евро-батюшкам по сердцу другие «отцы» — из т. н. «Американской Православной Церкви», безбрежно-экуменической и полностью англоязычной. Значительная часть епископата АПЦ — из «конвертов» («конверт» = convert — это «новообращенный» из одной религии в другую).
Для евро-батюшек правда о папе неприемлема. Папа — «милый друг», и ничего страшного Ватикан с собой не несёт. Тогда откроем американский же журнал «New American» (09.06.1997 г.) — интервью с Малахией Мартином, когда-то близким помощником папы Иоанна XXIII и кардинала Августино Беа. Интервью озаглавлено: «Католическая церковь в кризисе». Мартин, как и кардинал Беа, был иезуит. Но Мартин порвал с орденом иезуитов и отказался от крупных постов в Ватикане. Мартин признался: «Мне было всё труднее видеть Христа в ком-либо из моих непосредственных начальников… Я даже рассматривал тогдашнего главу ордена иезуитов отца Жан-Батиста Жанссена — как врага веры». Отвечая на вопрос журналиста, была ли «чёрная месса» в Чарльзтоне (Южная Каролина на юге США) в 1963 г., Мартин ответил: «Да, это было. И участие по телефону ряда высших должностных лиц Ватикана — тоже факт». Зная деятелей Ватикана, Мартин заявил: «Да, среди кардиналов и иерархии есть сатанисты, гомосексуалисты, антипаписты и сторонники мирового правительства». Сам Мартин понял ложность папства: «Но папы — это обычные люди, которые избраны на чрезвычайную высоту и получили чрезвычайную власть».
Вместо этой правды радио «Радонеж» в августе 2005 г., когда обстановка на Украине накалялась не по дням, а по часам, когда униаты готовили свой поход на Киев, дало интервью с одним евро-батюшкой, «богословом» (известен своей дружбой с австрийским аристократом кардиналом Шёнборном из старинной папской фамилии). Евро-батюшка призвал к сотрудничеству православных, «римско-католическую церковь» и монофизитов в рамках единой Европы. Евро-батюшка даже сказал о «закономерности возрождения греко-католической церкви на Украине» в начале 1990-х, посетовав, что при Сталине униатов запретили.
В противовес евро-батюшке сошлемся на епархиальную газету «Православный собеседник» (издается епископом Ипполитом Тульчинским и Брацлавским) v 7 (58), июль 2005 г. В «Православном собеседнике» напечатана статья «Греко-католическая церковь верно служила Гитлеру». Автор статьи ссылается и на украинские архивы. Весьма показательно, что абвер-команды 81 и 202 прямо использовали, кроме групп Бандеры и Мельника, и униатов, причём «священники"-униаты выполняли приказы абвера. Митрополит Андрей Шептицкий, глава униатов и матёрый русофоб, предоставил свой дом для абвер-команды 202 и обедал вместе с полковником абвера Айкерном и его подчиненными. Дивизия СС «Галичина» — общее дело и Шептицкого, и абвера. Так что приснопамятный Патриарх Алексий (Симанский) имел все основания радоваться краху преступной униатской «церкви» после нашей победы в Великой Отечественной войне.
Но современные «евро-паписты» не дремлют. Известный дружбой с фондом Сороса евро-батюшка Г. Чистяков в вышеупомянутой книге «Над строками Нового Завета» пишет, казалось бы, невинные вещи: «Церковь не требует от своих чад следования единому ритуалу, а включает в себя самые разные ритуалы. Есть византийский обряд, который используется у нас на Руси, есть армянский, малабарский, сирийский, римский, миланский, массорабский, коптский, эфиопский и другие. Одна вера «вмещается» в более чем десяток разных ритуалов» (с. 261).
Перед нами — типичный текст для «посвященных». Русский человек помнит, что мы приняли Св. Православие от Византии. Поэтому слова «византийский обряд, который используется у нас на Руси» — воспримет спокойно и не увидит в них никакого двойного смысла. Но иезуиты и униаты, эти мастера подлога и лицемерия, давно создали т. н. «византийский обряд» для горстки «русских католиков». Это дело поставил в 1917 г. на широкую ногу ставленник иезуитов папа Бенедикт (делла Кьеза). Так что евро-батюшка Чистяков — это «священник византийского обряда», но отнюдь не православный! Далее в своей книге Чистяков перечисляет обряды разных наций. Этнографический перечень? Нет! Перечень униатских разновидностей, созданных Римом в разные века. Откроем знаменитого греческого профессора общей церковной истории архимандрита Василия Стефанидиса (+ 1958). И найдем в его книге (с. 413−419, 658), что армяно-униаты существуют с конца 16 века отдельно от армянского монофизитского центра в Эчмиадзине. А упомянутые Чистяковым малабарцы — это воспитанники иезуитских школ в Индии, с 17 В. отделившиеся от малабарцев-монофизитов. «Сирийский патриархат» был создан Римом тоже в 17 веке и, хоть и малочисленный, существует до сих пор в Бейруте (недавний «сирийский патриарх», он же кардинал Игнаций Муса 1 Дауд, ныне глава конгрегации «восточных церквей» в Ватикане). Коптский униатский патриархат появился в 1895 г., существуя доныне параллельно с коптским монофизитским патриархатом. То же с «эфиопским обрядом».
Т. е. евро-батюшки — это униаты «византийского обряда», но не ограниченные папством 17−19 веков, а напротив, «открытые» всем религиям по образцу папства 20 века в духе «молений всех религий» в Ассизи. Только помня, что современное папство торгуется с самыми экзотическими и извращенными языческими культами мира, мы поймем, как умудряются евро-батюшки одновременно хвалить и Ватикан, и Магомета, и осуждать «нетерпимость», вырывая из текста Св. Евангелия полфразы «…нет ни эллина, ни иудея» и переиначивая смысл Св. Евангелия на «толерантный».
В журнале «Эксперт» (v 35, сентябрь 2003 г.) были опубликованы беседы с руководством целого ряда французских масонских лож. Парижские масоны попытались отмежеваться от южнофранцузских. «Там, на юге, всё по-другому. Там и послушание (обратим внимание на термин! — Н. С.) другое, и порядки почти итальянские. Фактически это уже не масоны, а мошенники», — сказал «Эксперту» Ж.-П. Блонд, мастер ложи «Дидро», имеющий 18-й градус шотландского обряда. Т. е. сам Блонд не отрицает сцепки итальянских масонов и мафии. А как насчет Ватикана и масонства? Блонд сказал «Эксперту», что в его ложе есть и атеисты, и католики, и протестанты, и мусульмане, недавно в ложу приняли буддистского монаха. Блонд излагает, по сути, программу экуменизма, когда говорит «Эксперту»: «…как вы видите, масонство не чурается никаких религиозных движений, оно пытается соединить людей на основе общих ценностей».
У французских масонов разгорелся аппетит в отношении России. Ж. Лякомб, масон уже 33-й степени, поясняя слова президента Франции Ширака о Европе до Владивостока, сказал «Эксперту»: «…было бы очень хорошо, если бы Россия стала ближе к нам, была бы глубже интегрирована в Европу…А культурная наша общность несомненна». И уже совсем недавно в том же «Эксперте» (N 40, октябрь 2005 г.) было 6-страничное интервью с крупным иезуитом Б. Сордже, приближенным последних пап. Сордже хвалит орденскую систему школ, разбросанных по всему миру. И способ сбора средств на цели ордена. Вплоть до обработки японского миллиардера Савакава. Сордже говорит: «К этому Савакаве (не знаю уж, какую он религию исповедовал), как он мне рассказывал, однажды ночью пришло видение абсолютного духа. (Смеется)».
Смех иезуита Сордже понятен: какая разница, какую религию ты исповедуешь, если у тебя крупный счёт в банке и ночные видения, — иезуиты всегда помогут. Недаром Сордже хвалился, что иезуиты были духовниками у всех правителей Европы 16−17 веков. Что это «духовничество» привело к разложению Европы и к революциям, Сордже умолчал. О «культурной общности» (термин французского масона Блонда) говорит и Сордже. Он утверждает, что цель иезуитов — «заниматься политикой в культурном смысле». «Мы меняем идеи. А политики с малой буквы «п», согласно идеям, уже делают программы». Сордже подчеркнул, что для иезуитов «очень важно интегрироваться в культуру», поскольку для ордена «очень важен диалог между культурами». Иными словами, безбрежный экуменизм и глобализм.
Теперь зададимся вопросом — чьи цели преследуют евро-батюшки, евро-философы, твердящие, что различий между Православием и папизмом нет, что всё дело в «культурологических оттенках»? Откуда у нас так расцвело «религиеведение», куда валом повалили вчерашние «специалисты по научному атеизму»?
Среди «спецов» — диакон Кураев. В своей книге «Традиция, догмат, обряд» (М., 1995) он часто цитирует кардинала Ратцингера, его книгу «Введение в христианство» (например, с. 313, 360). Ратцингер тогда ещё не был папой, даже не входил в круг возможных преемников Войтылы, но уже прочно сидел на посту главы ватиканской конгрегации (министерства) вероучения. Кураев одобрительно пишет и о кардиналах де Любаке и Урсе фон Балтасаре (с.163). Оба получили кардинальские шапки от Войтылы, оба — иезуиты. Де Любак даже был похоронен в 1991 г. в иезуитском склепе на парижском кладбище Вожирар. Если почти в самом начале кураевской книги мы находим обильную цитату из Бернарда Клервосского (о нем подробно я писал в «РВ» N 23, 2005), как выразителя «христианской традиции», то в завершение книги мы читаем цитату из Ратцингера.
У Кураева пример святости — Франциск Ассизский (с. 33−34). Кто объявил Франциска «святым»? Папа Григорий 9 в 1228 г. Но Православная Церковь не признает папские «канонизации»! Наш великий православный знаток античности и средневековья А. Ф. Лосев в «Эстетике Возрождения» (М., 1978) писал, что в лице Франциска Ассизского «прежний церковный тип» близок к «прямому пантеизму» (многобожию), «эстетика доходит до чувственного натурализма», чуждого христианству. В видениях сам Франциск был окружен Христом Спасителем, Девой Марией, св. Иоанном Крестителем, Иоанном Евангелистом и «величайшим множеством ангелов» (Лосев цитирует францисканские записи о видениях). Натурализм францисканцев, ставивших Франциска наравне с самим Христом Спасителем, — «обязательно кончается обмороками и мертвенным бесчувствием» (с. 113, 220). Итак, религиоведение Кураева не имеет ничего общего с Православием, с тем же дореволюционным обличительным богословием, зато очень близко к прямому кощунству и тайному оккультизму.
Особенно кощунственно цитирование Кураевым богохульных «откровений» бесноватой Анжелы из Фолиньо, причем Кураев называет её блаженной без всяких кавычек (с.169−171). Из старых иностранных папских изданий не вполне ясно, кто именно объявил Анжелу «блаженной» — то ли Иннокентий 12 (1693 г.), то ли Климент 11 (1701 г.). Но главное — в Риме она блаженная, и у Кураева тоже.
Но Кураев даёт не полную ссылку. Он ссылается на «Откровения блаженной Анжелы» под редакцией Карсавина (М., 1918), в то время как полный заголовок был иным — «Библиотека мистиков. Выпуск первый. Откровения блаженной Анжелы». Ясно, как нужна была Ленину и Троцкому в 1918 г. подобная антихристианская мистика. Сам Карсавин писал в предисловии, что «…и в творениях богоборцев начинают для внимательного взора сверкать зерна Божьей Истины». Из предисловия Карсавина явствует, что Анжела принадлежала к таинственному движению «спиритуалов» в средневековой Италии. Кураев не цитирует в своей книге наиболее мерзкого места из «откровений» Анжелы. Это гл. 6, п. 111 издания Карсавина, где бесноватая Анжела вещает: «Поэтому, когда представляли Страсти Христовы на площади Св. Марии и казалось, что тогда нужно было плакать, меня, напротив, чудесно коснулась такая радость, и так я наслаждалась, что отнялся у меня язык…». Если кто-либо хочет узнать, что на самом деле чувствует евро-диакон Кураев, пусть вспомнит о почитании им «блаженной» спиритуалки Анжелы, «наслаждавшейся» «представлением» Страстей Христовых. Неудивительно, что в 1997 г. антихристианские «откровения» Анжелы были переизданы одним сибирским издательством с характерным названием «Водолей» («Водолей» — символ оккультистов).
Недавно мне привезли из Ярославля местную газету «Юность» (N 46, 09.11.2005). В рубрике «Поколение next» (т. е. следующее поколение, ставка на юнцов) интервью с Кураевым под заголовком «О молодежи, байкерах и барби». Кураев призвал идти «туда, где они тусуются», и «говорить с ними не на церковно-китайском (?!) языке, а на языке этой самой молодежи». В московской печати до редкой наглости — «церковно-китайский язык» — Кураев не доходит. В провинции — можно. Вновь поругав «наших бабушек» (наших, но не его, у Кураева были другие бабушки, и в Церковь они не ходили), Кураев призвал пускать в храмы байкеров, не требуя от них переодеваться. Его горячая мечта — стать настоятелем московского храма с молодежно-студенческим приходом. Тогда Кураев, по его словам, сказал бы прихожанам: «Тусняк, слушай сюда — в православии нет бессмысленных вещей. В наших преданиях всё со смыслом. У каждого праздника есть свой цвет богослужебного облачения. На Пасху — в красном, на Троицу — в зелёном, на Рождество — в белом. Значит так, «хайры» (английское hair — волосы) красить в цвет праздника!» («Юность», N 46, 2005).
Это же сознательное кощунство — ватага накурившихся и напившихся байкеров будет чуть ли не заезжать в храм, выкрасив волосы в красный, зеленый, белый цвет, «в цвет праздника»? Вспоминается знаменитая картина И. Глазунова — «Разгром Храма в Пасхальную ночь». Там есть разряженная «революционная» толпа, правда, без мотоциклов, и комиссар с наганом.
Кроме разгрома, есть и подрыв Православия изнутри. Например, архимандрит Иоанн (Экономцев) так поставил дело катехизации и религиозного образования, что «хоть святых выноси» (по известной русской поговорке). Но это не случайность, а стратегия. Откроем его книгу «Православие, Византия, Россия» (М., 1992). Как указано в выходных данных — печатается по сборнику статей, вышедшему в парижском издательстве YMCA-Press в 1989 г. Добавлена лишь одна статья «Русский национальный идеал и идея империи в петровскую эпоху» из сборника «Homo imago et amicus Dei» (Romae, 1991). Римское издательство не указано. Поисковая интернет-система yahoo.com дала только одну ссылку на сборник статей «Homo imago et amicus Dei» (Romae, 1991). Этот сборник был издан хорватской папской конгрегацией «святого Джироламо» в Риме. Итальянское имя Джироламо (английское — Джером) — аналог греческого Иеронимос. Из папского интернета видно, что конгрегация «св. Иеронима» служит и на старославянском, и на латыни. Современный итальянский политолог М. А. Ривели в своей известной книге «Надбискуп геноцида. Монсиньор Степинац, Ватикан и усташское государство в Хорватии в 1941—1945 гг.» (Милан, 1999, сербский перевод — г. Никшич, 1999) подробно говорит о «крысиных каналах», по которым Ватикан переправил в Латинскую Америку тысячи фашистов-усташей и прочих подручных «третьего рейха». Среди таких «крысиных каналов» Ривели прямо называет конгрегацию «святого Джироламо Илирийского» в Риме (с. 214) — «исторический центр хорватского католического национализма».
Экономцев пишет об «интеллектуальной творческой элите», всё более выражающей русский национальный идеал. Для этой «элиты» принадлежность к Русской Православной Церкви «вовсе не является непременным условием». «Они сами могут себя считать агностиками или приверженцами других конфессий, оставаясь в русле русской православной традиции и являясь носителями русского национально-религиозного идеала» (с. 164 сборника «Православие, Византия, Россия»). Как это может быть? Очевидно, по масону Блонду, мастеру ложи «Дидро», о которой мы уже говорили. Протестанты, католики, безбожники, магометане, буддисты — все вместе выражают идеал французской революции. В 1991 г., когда тайные силы взорвали изнутри Советский Союз и Югославию, Экономцев писал в статье «Русский национальный идеал»: «Можно приветствовать стремление различных народов, населяющих нашу страну, обеспечить свой государственный суверенитет…».
Мы должны понимать, что, идя за евро-батюшками, мы уйдем неведомо куда. И послушание — это тот привод, которым нас тянут в бездну. Экуменизм — это способ стереть Россию с лица земли. Народ это чувствует. Верно сказано в Ответе Архиерейского Собора РПЦЗ во главе с Митрополитом Лавром на братское послание иерархии Московской Патриархии: «Несвобода русской Церкви обусловила вхождение ея во Всемирный Совет Церквей и активное участие в экуменизме. Чужеродность церковному сознанию русских верующих экуменизма ярко доказывает оценка, данная ему в 1948 году на Московском Соборе, принявшем за основу знаменательный доклад архиепископа Серафима (Соболева). Жизнь показывает, что большинство церковного народа России и ныне не приемлет экуменизм» («Православная Русь», Джорданвилль, 2001, N 21).
Жизнь всегда покажет, кто пастырь, кто «поп» в старом русском значении, а кто вкрадчивый евро-батюшка. Жизнь всегда покажет, как нам обойти «самозваных» пастырей, следуя за пастырями, «богозваными и зваными народом».