Русская Палестина | А. Глущенко | 05.12.2005 |
В составе комплекса — девять икон XVII—XIX вв.еков, характерных для старообрядческих молелен Севера: «Богоматерь Умиление Толгская», «Богоматерь Неопалимая купина», «Вседержитель с приписными святыми», «Богоматерь Тихвинская», «Иоанн Богослов», «Покров Богоматери» и «Деисус оплечный» на трех досках, повторяющий иконографию трех русских домонгольских икон XII века. Они составляли своеобразный многочастный киот, который староверы домовой молельни называли «иконостасом», и характеризуют специфику верований старообрядцев Северного Поморья.
Среди книг — редчайшие экземпляры «Требника» 1623 года и «Апостола» 1635 года, изданных в Московском печатном дворе, рукописные «Святцы» 1674 года с календарными и литургическими приложениями и «Каноны избранные с чином 12 псалмов» начала XIX века, а также отпечатанные в XIX веке в различных типографиях «Каноны за единоумершего, за умерших и за творящих милостыню» и «Псалтырь с восследованием».
Старообрядческая молельня, в которой были сосредоточены эти иконы и книги, использовалась местным населением до середины 70-х годов минувшего века, а затем хранилась в доме одной из семей. И мы сегодня должны быть благодарны этой северной семье за то, что уникальный, целостный комплекс старообрядческих памятников не разошелся по рукам, как это случилось со многими другими «моленными», не исчез, а нашел в конце концов свое место в архангельском музее и позволит расширить в знания об истории Севера и в том числе об истории и культуре северного старообрядчества.
«Культура русского старообрядчества, оформившаяся во второй половине XVII в. после реформ патриарха Никона и произошедшего в связи с ними церковного раскола, представляет собой своеобразную, уникальную страницу в истории всей русской культуры, — пишет в экспертном заключении доктор искусствоведения, главный научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры и массовых коммуникаций России и профессор кафедры истории отечественного искусства МГУ Э.Смирнова. — Ее особое значение состоит в том, что старообрядцы стремились на протяжении XVIII—XIX вв.еков сохранить традиции дониконовской Древней Руси.
Русский Север с конца XVII века стал местом локального расселения старообрядцев — они бежали туда от преследований. Однако старообрядческие памятники крайне редко попадали в музеи в силу скрытности старообрядческих общин и молелен. В наше время количество старообрядческих общин постепенно уменьшается. В Архангельской области, где еще в 1960-е годы археографы (в том числе из Пушкинского Дома в Санкт-Петербурге) находили богатые коллекции рукописей в селах на Пинеге и Мезени, сегодня не осталось ни одной старообрядческой молельни…
Иконы и книги старообрядческой молельни составляют уникальный комплекс памятников, случайно дошедший до наших дней. Его необходимо сохранить не разрозненно, а в единстве, так как он характеризует значительный пласт русской культуры».
Авторитетный специалист в области археографии, заведующая археографической лабораторией исторического факультета МГУ, доктор исторических наук И. Поздеева считает, что коллекция рукописных и старопечатных книг из старообрядческой молельни, приобретенная Архангельским музеем изобразительных искусств, и сама по себе имеет научную и мемориальную ценность.
«Однако их ценность принципиально возрастает, — пишет она в своем отзыве, — так как эти книги представляют неотъемлемую часть редчайшего комплекса старообрядческой „моленной“, сохранившего нам традиционную народную культуру как систему. Основой этой культуры, инструментом ее сохранения и воспроизводства была именно книга. Пять из шести книг… и по содержанию, и по времени создания, и по истории бытования типичны для старообрядческих библиотек. Они представляют и обязательную для старообрядчества древнюю часть русской книжности (до середины XVII века), и рукописную традицию самого старообрядчества, и старообрядческую издательскую деятельность. Важно, что одна из рукописей (Избранные каноны) может быть непосредственно связана с иконным рядом „моленной“ и активно использоваться в экспозициях, так как содержит каноны святым и праздникам, изображенным на некоторых сохранившихся иконах.
Представленные книги интересны во многих других отношениях. Например, на „Требнике“ 1623 г. сохранилась пространная информативная запись 1624 г., сделанная менее чем через год после выхода книги, о вкладе книги казанским калачником Сергеем Еремеевым. Экземпляр первого московского издания „Требника“ представляет особую ценность и очень большую редкость, так как на нем сохранились следы борьбы в Русской Православной Церкви этого времени. Можно упомянуть также оригинальное тиснение на старообрядческом издании „Канонов за единоумершего…“, которое подчеркивает древние традиции украшения книги, так как средник на верхней крышке переплета XIX в. является стилизацией суперэкслибриса Московского печатного двора XVII в.».
Остается добавить, что средства на приобретение этой ценнейшей коллекции икон и книг — а оценена она была в 825 тысяч рублей — Архангельскому музею изобразительных искусств выделило Министерство культуры и массовых коммуникаций России.