Русская линия
Русская линия Алексей Абрамов29.11.2005 

Библейские события закономерны с точки зрения науки управления

Это открытие в полном понимании слова — автор исследования доказывает, что события Библии не только реальны, но могут стать основой для современного понимания науки управления с использованием христианских ценностей.

Метод, которой был использован, уникален и прост — анализ развития человечества в библейских событиях, как организации, на соответствие законам науки об управлении.

Вот каким выводам пришел исследователь.

Те, кто изучал менеджмент, знаком с таким понятием как жизненный цикл организации. Это стадии младенчества, юности, зрелости, стабилизации, бюрократизации и, наконец, смерти. Это цикл универсален, по нему развиваются политические партии, государства, коллективы, просто слет людей-любителей поэзии или пива. Любая организация от зарождения до смерти проходит все эти стадии.

Автор книги «Библия в стиле «Бизнес». Бизнес в стиле «Библия» Алексей Абрамов несколько лет изучал текст Библии и пришел к такому открытию — библейские события также развиваются по этому алгоритму жизненного цикла.

Исследование осуществлялось несколько лет. Каждое библейское событие вводилось в базу данных, классифицировалось. Преподаватели Санкт-Петербургской Духовной Академии выступали в качестве консультантов.

Первая стадия жизненного цикла — это выхаживание. Как компанию, так и ребенка необходимо оберегать, выполнять за него часть функций. Это период забот, тяжелого труда и инвестиций. В Библии это время Адама. Бог дал человеку все, что ему было необходимо — еду, тепло, безопасность, знания. Был создан мир — земля, небо, растения, животные и Эдемский сад и только после этого был создан сам человек. Человеку было дано знание об устройстве вселенной, знание языка животных. От Человек требовалось выполнить только одно простое требование — не срывать с запретного дерева плоды.

Второй период — младенчество. Время греха Адама, Вавилонской башни, Ноя, всемирного потопа и ковчега. Возгордившиеся своим привилегированным положением и знаниями, люди быстро отвернулись от своего Создателя, и Бог уничтожает все население земли, оставив только семью Ноя. Это время выбора Авраама, основателя иудейского племени, и с ним Бог заключает Завет или договор. От этого Завета идет формирование целого народа, который должен будет сделать историю — иудеи. От семьи Авраама иудеи прошли путь и стали одним из самых многочисленных народов древнего мира. Остальной мир остался в язычестве.

С периода младенчества начинается ряд интересных кризисов. Первый из них описан в любой книги по менеджменту — кризис лидерства.

Кризис лидерства связан с изменениями формы управления. В начале своей деятельности учредители и работники представляют собой большую семью — нет жесткого подчинения, работу исполняет тот, кто выражает желание и может с этим справиться. Отсутствуют инструкции, иерархия, кроме иерархии, основанной на авторитете. С ростом предприятия все больше востребованы формальные отношения. Появляются первые руководители, отделы, штатное расписание, система оплаты труда и т. д. Все это сопровождается ломкой мышления персонала и учредителей, обучением новым методам управления.

С людьми у Создателя были те же проблемы. Человеку было дано знание о Земле и Вселенной, человек понимал язык животных и получил право управлять Землей. По мере роста населения люди стали неуправляемыми. Они забыли о субординации, посчитав себя равными Создателю. Именно в это время Бог делает ставку на один народ и заключает договор — Завет. Было установлено единоначалие — люди должны были отказаться от других богов. Был определен план развития на несколько тысячелетий. В сравнении с жизнью Адама, который мог напрямую и запросто общаться с Богом, это были совершенно иные условия. Кризис лидерства был преодолен.

Науке известно не мало кризисов управления. Это кризис «Ловушка основателя», кризис автономии, контроля, несостоявшегося предпринимателя и т. д. Вся эти кризисы имеют место в библейских событиях с удивительной точностью и последовательностью.

В период «давай-давай», когда организацию сопровождает бурный рост и формализация отношений, Создатель дает людям известные Десять Заповедей. Семья Авраама уже стала многочисленным народом. Если в Египет пришло 70 человек, то вышло из страны уже почти 3 миллиона человек.

В это время весь народ делят на колена и ставят старейшин над каждым. Появляются судьи, священники. Если раньше каждый иудей молился где придется и как придется, то теперь эта главная обязанность стала осуществляться в походной церкви (скинии), а ритуалами стали управлять профессиональный священники. Главное же это закон. Теперь вся жизнь иудеев была регламентирована от продажи скота и рабов до возврата долга и гигиены.

В это время иудеи бегут из Египта, где их притесняет фараон. Глава народа Моисей насылает на Египет волей Бога саранчу, тьму, болезни и наконец смерть всех младенцев. Народ бежит в пустыню. Так начинается путь в обещанную Создателем землю — Ханаан. С этим периодом связан следующий один из самых сложных кризисов, известных науке — кризис несостоявшегося предпринимателя. Компания так быстро растет, что владельцы теряют над ней контроль. Зачем какие-то планы о доле рынка, какая программа производства, если денег и так много? Не проще ли наслаждаться тем, что есть, ведь чтобы стать лидером рынка надо приложить много еще усилий. Компания отдаляется от своих первоначальных планов и, в конце концов, погибает.

С подобной проблемой столкнулся и Создатель. Пришедшие в пустыню Синая иудеи устали от скитаний и им уже не хотелось идти в Ханаан. За чем нам это надо- задавали они вопрос. Уж лучше быть в египетском рабстве, где хоть что-то гарантировано, чем терпеть такие лишения и затем еще надо отвоевывать целую страну! Создатель, столкнувшись с таким противодействием народа, чуть было не стер его с лица земли. Он сказал Моисею — уничтожу этот народ и создам новый, и только заступничество Моисея спасло иудеев от гнева Бога. Создатель принимает сложное решение — никто из тех, кто вышел с ним из Египта не должен выйти из пустыни и продлевает срок скитаний на целых сорок лет. В обетованную землю уже пришли только потомки, которые не знали египетской жизни и родились в пустыне. Они уже были готовы воевать. Остатки семейной психологии были уничтожены и кризис несостоявшегося предпринимателя преодолен.

«Юность-расцвет». В компаниях много денег, доля рынка растет. У партий много желающих выступить в ее ряды, высокие рейтинги и светлые перспективы. Роскошные офисы, высокие доходы опять уводят от начальных целей.

Тоже самое происходит и с иудеями. Завоевав часть обетованной земли, захватив Иерихон, Гаваоон, крупнейшие города Ханаана, иудеи опять расслабились. Они отказались завоевывать остальную часть, удовлетворившись уже достигнутым. Они не выгоняют ханаанцев, как-то было указано Богом, а живут вместе с ними и даже поклоняются их идолам, нарушая главное условие завета с избранным народом — поклоняться только Создателю. И Создатель насылает на них врагов. Иудеи терпят одно вторжение завоевателей за другим. Им приходится вернуться к своим прежним планам и продолжить завоевание Ханаана.

Во времена царя Саула вся территория страны, обетованная земля, была захвачена. Враги покорены и изгнаны. Внешней угрозы нет. Так настала «Стабилизация», следующий этап жизненного цикла. Иудеи захватывают Иерусалим и делают его столицей своего государства. Язычники изгнаны и нет теперь опасности, что избранный народ опять станет отступником. Мир и покой пришел к иудейскому народу.

С периодом «Стабилизации» закончился рост. Начался период «Аристократизма». Во времена царя Давида государство иудеев процветает. Если раньше иудеи молились перед походной палаткой-скинией, то теперь в Иерусалиме был воздвигнут величественный храм Создателю. Дорогое убранство и драгоценности свозились со всего мира для этого храма. Процветала экономика, торговля, искусство, архитектура, наука. Все выглядело аристократично и достойно, но все это было лишь золотой мишурой — иудеи стали все чаще обращать внимание на царя, а не на Бога, на мишуру, а не на религию.

Форма правления государством претерпела кардинальные изменения. Если раньше государство иудеев было теологическим, т. е. главой государства был сам Бог, то теперь оно стало светским и главным стал царь или бюрократ. Религия стала традицией, обрядом, ритуалом. В период «Бюрократизации» нет необходимости в усилиях и квалифицированном персонале. Компании стараются снизить издержки, нанимая низкооплачиваемый персонал, издают массу инструкций, управлении становится сложным и жестким и падают продажи.

Иудеи стали больше уделять внимание государственному строительству, а не Богу. Даже цари в угоду своим целям отказывались от Бога. Царь Давид набрал гарем, брал в жены язычников-женщин, даже стал поклоняться идолам. Народ оказался в полурабском положении и жестоко эксплуатировался. Государству необходимо было строить дворцы, дороги.

Наследник Соломона царь Ровоам и царь Иеровоам развязали междоусобную войну. Страна распалась на две части по прихоти иудейских царей. Чтобы оправдать свои действия царь Иеровоам объявляет богом золотого тельца и отказывается от Создателя и запрещает людям посещать Иерусалим и поклоняться Создателю.

Это стало предвестником событий периода «Смерти». Ослабленная страна стала легкой добычей сперва Ассирии, потом Вавилона, затем страну захватили римляне и страна прекратила свое существование. Ассирийцы, следуя своей практике, увели в рабство большую часть населения, откуда никто не вернулся. Иудеи оказались изгнанными из своей страны и раскинуты по всему миру.

Жизненный цикл закончился и все библейские события полностью совпали с его стадиями, но это только события Ветхого Завета. Новый Завет открыл еще одну тайну. Здесь история приобрела иной характер.

Ветхий Завет — это история только одного народа, корпоративная история. По этой причине и был выявлен жизненный цикл — мы имеем дело с организацией и процессом управления ею. Новый Завет — это история распространения христианского учения на все народы, его изменение, трансформация и универсализация. То есть речь уже пойдет о глобализации христианского учения.

Как ни странно, но современный опыт глобализации очень схож с библейскими событиями. Основная цель современной глобализации распространение демократии и свободного рынка и мы сталкиваемся с двойными стандартами со стороны именно стран западного мира, пропагандирующих эти стандарты.

События с Иисусом Христом также были неоднозначны. Завет, заключенный между иудеями и Богом предполагал, что через этот народ будет осуществлено распространение христианского учения на все народы мира. Выращенное в среде иудеев христианское учение должно было стать достоянием всех народов. Тем не менее, именно иудейские священники казнили Иисуса Христа, препятствовали распространению нового учения и преследовали первых христиан.

Причины этого сокрыты в завете Бога и Авраама. Бог обещал Аврааму, что тот получит целый народ, обетованную землю и защиту в обмен на поклонение только Богу и за отказ от идолов. Это было первой частью завета.

Вторая часть — приход мессии и его царствование, т. е. сам Бог должен был возглавить государство, и распространение учения на все народы.

Первая часть завета не была выполнена иудеями — они поклонялись идолам, объявили золотого тельца своим богом и, как результат, было разрушено государство иудеев, и они потеряли благословление на вторую часть.

Вероятно, что иудеи верили, что завет еще действует. Это объясняет, почему именно священники казнили Иисуса Христа — ведь Бог не дал им обетованной земли, а значит, мессия не мессия и возглавить государство он не может. И распространение нового учения было невозможно — знание было только доступно иудеями. Священники видели только один путь приобщения к их религии — стать иудеем через обрезание и принятие веры Авраама. Другие народы, другие культуры должны были исчезнуть. Мир должен был стать иудейским. Те, кто сопротивлялся культурному покорению, по завету с Богом должны были быть уничтожены или изгнаны.

Такое поведение мы видим у стран западной демократии. Демократия объявляется безусловным стандартом для третьего мира и при этом она сопровождается либо культурным покорением, либо экономической или военной экспансией. Опять же насилием и отказом от первоначальных ценностей самого носителя демократических ценностей.

После преодоления суверенитета на учение распространение христианства прошло ряд стадий — универсализация, выработка новой формы и создание системы согласования и управления.

Процесс глобализации (распространения демократии, свободы предпринимательства, информации и т. д.), не первый в истории человечества. Мы пока находимся, возможно, в первой половине и ученые лихорадочно ищут возможные пути, по сути, гадая как может развиваться этот процесс. Тем не менее, в руках человечества находится документ, в котором подробно описан первый случай глобализации — становление христианства как мировой религии. Этот документ — Библия, которая в очередной раз подтверждает свое название Книги книг.

Открытие в тексте Библии методов управления организационными формами снимает одну серьезную проблему, о существовании которой говорят власть предержащие — в бизнесе, политической или общественной деятельности нет места христианским ценностям. Примеров подобного управления просто не существовало до настоящего времени. Сегодня можно утверждать обратное — христианство стало мировой религией, пройдя все стадии своего развития и процесс становления христианства есть процесс управления с использованием христианских ценностей. Как сказал фарисей Гамалиил: «. ибо если это предприятие и это дело от человеков, то оно разрушится.». Деян.5.38

http://rusk.ru/st.php?idar=8479

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика