Русская линия
Русский вестник Т. Юдина26.11.2005 

Апостол русской науки и веры
240-летию памяти М. В. Ломоносова и 250-летию Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова посвящается

Просвещающий свет Христов пришел в Российскую империю вместе с просвещенно-верующим человеком, защитником русской науки и веры Михаилом Васильевичем Ломоносовым (8(19) ноября 1711 г. — 4(15) апреля 1765 г.). «Свет Христов просвещает» — именно эти слова выписаны на храме Святой мученицы Татианы — домовой церкви Императорского Московского университета, ныне Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова. Инициатором, автором проекта его создания, одним из создателей по-настоящему первого русского университета, крепко стоящего на камне, а не на песке, предстает русский ученый, гений, энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов. По праву основателями Императорского Московского университета являются русская царица — императрица Елизавета Петровна Романова (1709−1761/62 гг., российская императрица с 1741 г.), русский государственный деятель Иван Иванович Шувалов (1727−1797 гг.) и Михаил Васильевич Ломоносов. Последний сам (по словам А.С. Пушкина) «есть первый наш университет, поборник русского просвещенья».

Что означает живое великорусское слово «просвещенье»? По В. Далю «просвещенье — свет науки и разума, согреваемый чистою нравственностью; развитие умственных и нравственных сил человека; научное образование при ясном сознании долга своего и цели жизни», «просвещенье одною наукою, одного только ума, односторонне и не ведет к добру». А еще просвещенье (1) по В. Далю означает Святое Крещенье, Праздник Богоявления (церк.)

Михаил Васильевич Ломоносов стяжал редкую просвещенность упражнениями в усвоении библейских речений. Он знал Библию — Вечную книгу — наизусть. Мне известны, кроме М. В. Ломоносова, еще две личности, знавшие Библию наизусть: это первый русский просвещенный царь Иоанн Васильевич Рюрикович (Грозный) и преподобный Серафим Саровский чудотворец.

Личность Ломоносова до сих пор не раскрыта целостно. В первой половине 19-го века А. С. Пушкин собирал материал, чтобы написать биографию М. В. Ломоносова. Великий человек писал о великом человеке. С. И. Вавилов уже в 20-м веке сожалел, что «подлинная фигура Ломоносова не ясна до сих пор». Однако следует читать прежде всего труды самого М. В. Ломоносова, а это просто 10 томов академического издания по химии, физике, физической химии, минералогии, языкознанию, философии, истории, экономике, географии, астрономии, металлургии, поэзии и др.

Первый русский академик, первый всемирно признанный русский ученый, один из светлых умов Отечества, М. В. Ломоносов не знал в науке ни одного поражения так же, как в военных боях не знали ни одного поражения в 18-м в. генералиссимус А. В. Суворов (1729 или 1730−1800 гг.) и святой адмирал флота Российского Ф. Ф. Ушаков (1744 или 1745−1817 гг.). Их имена вписаны золотыми буквами не только в историю Русской Земли, но и одного из них — уже на Небесах (в 2000 г. Русской Православной Церковью был канонизирован Феодор Ушаков).

Русской правдой, исконно отечественными институтами являются два начала — домостроительство и самодержавие. Последний русский император, закончивший полный университетский курс экономики и права на юридическом факультете, святой царь — искупитель Николай 2-й высшим благом для России считал самодержавие.

Для М. В. Ломоносова концепция божественного, непререкаемого происхождения монархической власти неотделима от его социально-экономических взглядов. По Ломоносову любой русский император печется о благе вверенного ему государства, заботится о своих верноподданных, восстанавливает справедливость на Земле — царскую правду. В опере «Жизнь за царя» поется: «Широко Царево сердце — хватит места всей Руси».

В своих исторических трудах М. В. Ломоносов ниспроверг норманнскую историю происхождения Государства Российского. Это нашло отражение в «Древней Российской истории от начала российского народа до кончины Великого князя Ярослава 1-го, или до 1054 года, сочиненной Михаилом Ломоносовым, статским советником, профессором химии и членом Санкт-Петербургской императорской и королевской Шведской академий наук», впервые изданной в 1766 г. посмертно, а также в «Записках и заметках по Русской истории» (1749−1764 гг.), «Кратком Российском летописце с родословием» (1760 г.) и др. Ломоносов писал во вступлении к «Древней Российской истории»: «Каждому несчастию последовало благополучие большее прежнего, каждому упадку — высшее восстановление; и к ободрению утомленного народа некоторым Божественным промыслом воздвигнуты были бодрые государи».

Россия, по мнению М. В. Ломоносова, «самодержавством как сначала усилилась, так и после несчастливых времен умножилась, укрепилась, прославилась». В самодержавии, «единоначальном владении», Ломоносов видел залог «нашего блаженства». Ломоносов писал, что «Оскольд и Дир в полянех самодержавство начали, которое потом Ольгой укрепилось». Последовательно Ломоносов стоял на концепции Москвы — России — Третьего Рима.

О первом русском царе Иоанне Васильевиче Рюриковиче как великом самодержце в Героической поэме «Петр Великий» пишет следующие строки Ломоносов:

«Великий Иоанн, Твой сродник и пример,
Что Россов превознес и злых Агарян стер.
Он, жертву принося за помощь в бранях Богу,
Меж прочими и здесь дал милостыню многу…»

М. В. Ломоносов верил во вселенское предназначение России, ее процветание. Для Ломоносова Российская Империя — это интеллектуальное, культурное, экономически процветающее пространство. Однако сегодня Российская Федерация предстает перед западом как набор чисел по Делягину: 2%, 14%, 35% (где 2% - это доля населения России в населении мира; 14% - это размер территории РФ в мировом пространстве, а 35% - это российская часть в мировых запасах природных ресурсов).

Имперский проект, социально-экономические воззрения Ломоносова, автора семи научных диссертаций, определены на основе ряда его произведений и высказываний. Они имеют актуальное значение для отечественной экономической мысли, в целом для русского проекта в эпоху глобализации.

В них М. В. Ломоносов предстает как сторонник философии хозяйства. Следует подчеркнуть, что «Первый наш Университет», русский Ломоносов был не только философом хозяйства, но и философом химии, философом физики, философом механики и т. д. Ломоносов всегда изучал, осмысливал реальность. Его учения, проекты нельзя отнести ни к материалистическим, ни к идеалистическим, они всегда являются реалистическими. Его научный метод, с помощью которого он изучал реальность, разрабатывал проекты, служит и сегодня научным методом познания и создания реальных проектов.

Частью имперского проекта Ломоносова служит его имперский проект учреждения Императорского Московского университета. В письме И. И. Шувалову (июнь-июль 1754 г.) М. В. Ломоносов писал: «… ежели Московский университет по примеру иностранных учредить намеряетесь, что весьма справедливо, то желал бы я видеть план, вами сочиненный. Но ежели ради краткости времени или ради других каких причин того не удостоюсь, то, уповая на отеческую вашего превосходительства ко мне милость и великодушие, принимаю смелость предложить мое мнение о учреждении Московского университета кратко вообще.

1) Главное мое основание., чтобы план Университета служил во все будущие роды…

2) Профессоров в полном университете меньше двенадцати быть не может в трех факультетах

В Юридическом три…
В Медицинском 3 же…
В Философском шесть…

3) при Университете необходимо должна быть Гимназия, без которой Университет, как пашня без семян».

25 ноября 1747 г. М. В. Ломоносов написал свою знаменитую оду «Царей и царств земных отрада», в которой прославляет науку и мирное процветание Российской империи.

Вполне справедливо в качестве интеллектуальных проектов Ломоносова перечислить нижеследующие:

— проект исследования земных недр, т. е. ГЕОЛОГИЯ;
— проект МЕХАНИКА;
— проект ХИМИЯ;
— проект ГЕОГРАФИЯ;
— проект МЕТЕОРОЛОГИЯ;
— проект ДЕМОГРАФИЯ;
— проект ИСТОРИЯ и др.

В целом это — проект Русская Наука. Во всем многообразии, глубине и широте, Русская наука предстает в качестве составляющей Русской культуры. Ломоносов подчеркивал национальные традиции русской науки, открывал самостоятельный путь развития русской национальной культуры, определял ее институциональные основы (прежде всего в виде неформальных правил: традиций, привычек, обычаев, а также организаций).

Первый русский академик М. В. Ломоносов создает одушевленный образ Родины-Матери в «Слове о пользе химии». Для него Русское Царство — Российская империя — одушевленное, одухотворенное, культурное, интеллектуальное пространство. Ломоносов обосновал и показал в реальной действительности, что Россия способна создавать интеллектуальный продукт, наращивать интеллектуальное одухотворенное богатство.

В 1752 г. благодаря «господину советнику М. В. Ломоносову» была снята копия с оставшейся неарестованной рукописи И. Т. Посошкова «Книга о скудости и богатстве». Значение подвига ученого со временем только увеличивается. Первый русский экономист, по сути являющийся и первым экономистом в мире, Иван Тихонович Посошков (1652/53-#1726 гг.) — самоучка, а значит «простец», — сумел создать в 1724 г. полное учение о богатстве как вещественном, так и невещественном. Вещественное богатство довольно полно исследовано на Западе учеными различных экономических школ и направлений. Научная заслуга, вклад И. Т. Посошкова в сокровищницу мировой экономической мысли заключается в создании им впервые в мировой истории экономической науки учения о невещественном богатстве — правде. Именно правда является клеточкой и инструментом национальной модели хозяйственной системы России — домостроительстве (это научное открытие автора данной статьи Т. Н. Юдиной). М. В. Ломоносов, готовясь к написанию большого социально-экономического трактата, который должен был состоять из 8 глав, опирался на учение И. Т. Посошкова о невещественном богатстве — правде и российской парадигме — домостроительстве.

В письме от 01 ноября 1761 года «О сохранении и размножении российского народа» М. В. Ломоносова И. И. Шувалову «наш первый Университет» пишет: «…нашел я старые записки моих мыслей, простирающихся к приращению общей пользы… Все оные по разным временам замеченные порознь мысли подведены быть могут… под следующие главы:

1. О размножении и сохранении российского народа.
2. О истреблении праздности.
3. О исправлении нравов и о большем народа просвещении
4. О исправлении земледелия.
5. О исправлении и размножении ремесленных дел и художеств (2)
6. О лучших пользах купечества
7. О лучшей государственной экономии
8. О сохранении военного искусства во время долговременного мира».

Анализ плана данного трактата М. В. Ломоносова и написанной только первой и единственной его главы позволяет найти общее и специфическое в социально-экономических воззрениях И. Т. Посошкова и М. В. Ломоносова. Для сравнения перечислим названия Посошковской «девятикратицы»:

— Глава 1. О Духовности.
— Глава 2. О воинских делех.
— Глава 3. О правосудии.
— Глава 4. О купечестве.
— Глава 5. О художестве.
— Глава 6. О разбойниках.
— Глава 7. О крестьянстве.
— Глава 8. О земляных делех.
— Глава 9. О царском интересе.

«Исправление неисправ» как у Посошкова, так и у Ломоносова касалось прежде всего духовной сферы, а также тех сфер человеческой жизнедеятельности, тех институтов, где создается невещественное богатство — правда: это духовенство, воинство, судейство. Так, М. В. Ломоносов в «примечаниях» (об обязанностях духовенства) писал: «Ежели надлежащим образом духовенство должность свою исполнять будет, то благосостояние общества несравненно и паче чаяния возвысится, затем что, когда добрые нравы в народе через учение и вкоренение страха усилятся, меньше будет преступлений, меньше челобитья, меньше ябедников, меньше затруднений в судах и меньше законов. Хорошо давать законы, ежели их исполнять кому». И Посошков, и Ломоносов рост материального, вещественного благосостояния народа связывали с ростом невещественного богатства — правды, как истины во благе, истины в деле, истины в образе; справедливости, а также праведных законах, они понимали и царскую правду.

В «Трудах по географии» (1763−1765 гг.) Ломоносов определяет цель имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи, ее государственной политики. Это — «благополучие, слава и цветущее состояние» страны. Одновременно он показывает пути достижения цели: «Первое — от внутреннего покоя, безопасности и удовольствия подданных, второе — от победоносных действий против неприятеля, с заключением прибыточного и славного мира, третье — от взаимного сообщения внутренних избытков с отдаленными народами через купечество». Ломоносов утверждал, что «российское могущество прирастать будет Сибирью и Северным океаном». В работе «Первые основания металлургии или рудных дел» Ломоносов заключал, что «металлургия -… предводительница к сему внутреннему богатству», «в северных недрах пространно и богато царствует натура».

Магистральным путем к социально-экономическому процветанию Российской империи Ломоносов считал обеспечение независимости, самостоятельности России. Основой этому является всестороннее развитие производительных сил в эпоху развития Всероссийского рынка, промышленных революций в мире, экспансии западноевропейского торгового капитала. Имперский проект Ломоносова включал и прогрессивное, эффективное развитие сельского хозяйства с использованием достижений аграрных наук, в частности отраженных в «Лифляндской экономии». Свой аграрный проект М. В. Ломоносов назвал «Мнение о учреждении государственной коллегии земского домостроительства» (1763 г.). Этот государственный институт должен заботиться, по мнению автора проекта, не только о земледелии, но и о лесах, дорогах, каналах, деревенских ремеслах, экспортных ресурсах страны, что сегодня называется пространственной экономикой.

Процветание империи обеспечивает и торговля, внутренняя и внешняя, развитие купечества. Ломоносов выступал за активный торговый баланс страны, за проведение протекционистской политики. По мнению Ломоносова, государство должно поощрять экспорт избытка продуктов отечественного производства над внутренними потребностями страны. Ломоносов не поощряет всякий экспорт, он четко дает институциональное обоснование своего проекта развития внешней торговли.

Ломоносов в рамках большого имперского проекта социально-экономического процветания Российской империи выдвинул научно-обосновательный проект Северного морского пути, теоретически обосновал проходимость Северного Ледовитого океана. Свои идеи о торговом мореплавании из Архангельска в Индию он обосновал в «Письме о северном ходе в Ост-Индию Сибирским океаном» (1755 г.), а также в «Кратком описании разных путешествий по северным морям и показании возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию» (1763 г.). Гениальность данного проекта М. В. Ломоносова подтвердилась уже в Советской империи, когда Ломоносовские идеи эксплуатации Северного морского пути осуществились в СССР. М. В. Ломоносов стоит у истоков развиваемой в 21-м веке пространственной экономики и географической экономики.

Таким образом, Ломоносов М. В. выдвигает свой имперский проект социально экономического процветания Российской империи на основе разрабатываемой им модели культурного, интеллектуального, хозяйственного развития Земли Русской, наделенной несметными природными сокровищами — домостроительства и самодержавия. М. В. Ломоносов последовательно придерживался теории божественного непререкаемого происхождения монархической власти. Его проект является не проектом интереса, а проектом реальности.

Вместо заключения слова Г. Державина:

«Река времен в своем стремленьи,
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей…»

Чтобы не забыть М. В. Ломоносова, не быть манкуртом, автор статьи стала одним из инициаторов проекта проведения Международной конференции по социально-экономическим воззрениям нашего народного Гения, российского самоцвета.

Т. Н. ЮДИНА


1. Не следует путать живое великорусское слово просвещенье, его смысл, содержание, с масонским словом «просвещение». Есть просвещенье от Бога и в то же время — «просвещение» от врага рода человеческого, который всегда есть вор, лжец, у него нет ничего своего. Однако под видом «просвещения» он начал пересотворение мира, положил начало модерна.

2. Художествами назывались тогда различные отрасли промышленности.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru