Русская линия
Православие.RuСвященник Олег Булычев11.05.2019 

На Европу ли будем пенять?..
Немного грустных слов о современной российской семье

Семейная ссора. Художник: Константин Савицкий

Семейная ссора. Художник: Константин Савицкий

Многие люди согласятся с тем, что семья для них является главной ценностью в жизни. Никто не возразит и против такого утверждения, что чем больше в нашем обществе будет крепких и нравственно здоровых семей, тем более благополучной и успешной будет наша страна. Да и будет больше счастливых людей, которые выходят именно из таких семей. Но судя по тому, что творится во многих современных российских семьях, какие уродливые явления они порождают, в этом отношении благополучным наше Отечество назвать трудно. Иногда кажется, что люди просто не знают, как правильно созидать свою семейную жизнь, да и многим это безразлично.

Напрашивается вывод, что правильный, здравомыслящий взгляд на семью присутствует у совсем небольшой части российского общества. В эту часть общества входят люди церковные, которые от всего населения России составляют около 3%. Также к этой части общества можно отнести людей нецерковных, но желающих придерживаться традиционных здоровых взглядов на семью, людей просто совестливых и ответственных.

Также нельзя забывать и о мусульманской части российского общества, и некоторых этносах, в которых, как правило, семейные узы крепки, а такие уродливые явления, как аборты, являются нонсенсом. Хотя это касается больше сельского общества, настроенного традиционно. В городских условиях, особенно не у себя на родине, мусульмане и разводятся, и вступают в прелюбодейные связи, и делают аборты.

Когда семья становится вертепом разбойников

Таким образом, остальная часть российского общества, смотрящая вольно на семейную жизнь, составляет абсолютное большинство. Это большинство ничего не хочет менять, ни к чему себя понуждать. Отсюда продолжает оставаться ужасающей статистика совершаемых в России абортов и разводов. Человеку церковному, невольно попадающему в атмосферу абортария, становится просто плохо, ему кажется, что в стране ничего не изменилось с советских времен.

Один священник рассказывал, какой ужас его объял, когда он пришёл навестить свою жену, лежавшую в больнице на сохранении. На его глазах выводили женщин, совсем недавно сделавших аборт. Потом ему рассказала его жена, что женщине, лежавшей на соседней койке, сделали искусственные роды, а плод, таким образом появившийся на свет, тут же… утопили в ведре с водой (!). В этой больнице одновременно сохраняли жизнь одним младенцам, и тут же других — нерождённых — детей этой жизни лишали. В праведном гневе священник пытался воззвать к совести сотрудников этой больницы (врачей и медсестёр), но над ним только посмеялись. И таковые медицинские учреждения распространены повсеместно по всей России.

Казалось бы, семья должна быть основой нравственности, первым училищем правильного воспитания детей, но часто мы видим, что современная семья красноречиво доказывает удобопреклонность человека ко греху. Понятны мотивы преступления, совершаемые по причине блудных отношений или даже прелюбодеяний. Но когда люди, живущие в браке стабильно и по многу лет, имеющие детей, под покровом этого брака становятся серийными детоубийцами, это вызывает недоумение и даже шок. Эти люди претендуют на то, чтобы называться семьей, но их сожительству больше подходит другое название — «вертеп разбойников».

Ведь создание семьи содержит в себе определенную цель, в которую входит в том числе и рождение детей, дальнейшее их воспитание. Семья является богоустановленным средством для достижения этой цели. Но всякая, даже самая великая, цель и средства для её достижения делаются бессмысленными, порочными и скверными, если при этом сами муж и жена убивают собственных детей. Семья, в которой убивают нерожденных детей, не может называться семьей, так как она изменяет своему созидающему предназначению. То же самое можно сказать и в отношении насилия в семье, жертвами которого часто становятся дети.

Потому и потрясает гибель детей, что она является следствием эгоизма и предательства со стороны самих номинальных родителей. Ребёнок смотрит на мир чисто и доверчиво, он вправе ожидать от жизни радости, а от взрослых — любви и заботы. И как противоестественно выглядит то, когда скверна взрослых покушается на чистоту ребёнка, когда их насилие ломает то, что так драгоценно в доверяющих им детях, — непосредственность и доверчивость.

Брак — нерасторжим!

Почему же так много греховного произвола в семейной сфере? Хотя, казалось бы, институт семьи призван упорядочить человеческую жизнь, узаконить половые отношения мужчины и женщины.

Не только потому, что греховная составляющая не позволяет многим людям удержаться в рамках семейных отношений, но и потому, что большинство людей смотрит на брак как на нечто естественное, зависящее только от их желания и воли; а то и просто воспринимают отношения полов как нечто подобное тому, что происходит в животном мире.

И это происходит по той причине, что люди в большинстве своём живут без осознания того, что брак имеет Божественное происхождение. Ведь именно Бог учредил брак как союз одного мужчины и одной женщины, составив из первых людей, Адама и Евы, первую человеческую семью:

«И создал Господь Бог. жену, и привёл её к человеку. Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2, 22, 24).

И здесь Бог нам открывает одно из главных свойств истинного брака, свойство фундаментальное. Этим свойством является нерасторжимость брака. Нерасторжимость брака — эта та «лакмусовая бумажка», которая определяет крепость отношений мужчины и женщины в браке. Падшее естество человека на протяжении всей истории человечества всегда вступало в конфликт с нерасторжимостью брака. Этот конфликт выражался в грехах прелюбодеяния, в разводах, о которых мы узнаем ещё из ветхозаветной истории иудейского народа, водимого Богом и получавшего от Него откровения.

Несмотря на падения иудейского народа, его регулярные отступления от Бога, по отношению к брачным отношениям Бог предъявлял иудеям строгие требования. Иудеи знали о нерасторжимости брака. Об этом мы узнаем из диалога Господа Иисуса Христа и фарисеев. Господь упрекал иудеев за разводы, поучая о нерасторжимости брака таким образом:

«..и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф. 19, 5−6).

Фарисеи пытались оправдаться пророком Моисеем: «..как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею?» И Господь, обличая фарисеев, открывает нам, что появились первые документы о разводе благодаря человеколюбию пророка Моисея:

«Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так» (Мф. 19, 7−8).

«А сначала было не так» — это важные, ключевые слова Христовы, говорящие нам о том, что первые поколения людей жили в единобрачии и не совершали преступлений против нерасторжимости брака. В наше же время в отношении этого важного свойства брака со стороны людей полная вольница. Это есть полный произвол, который является прямым следствием обезбоженного атеистического сознания подавляющего большинства современного общества. А если Бога нет, как говорится, то всё позволено.

Вот люди и позволяют себе, считая себя полными хозяевами жизни, легкомысленное отношение к брачному союзу, к взаимным обязательствам по отношению друг другу мужа и жены, не понуждают себя к хранению взаимной супружеской верности (для многих считается ненормальным не иметь связи на стороне), легко разводятся, не считаясь с желанием детей. Чаще всего грех прелюбодеяния напрямую связан с разводом.

А статистика разводов в наши дни ужасает. В наши дни Россия вообще считается мировым лидером по… разводам. По данным Росстата, в России в 2016-м году на 1000 браков было 895 разводов, в 2017-м году на 1000 браков было 829 разводов. Вот такие у нас «традиционные семейные ценности». А мы ещё на содомитскую Европу пеняем.

На данное положение вещей можно смотреть по-разному. Святые отцы сказали бы, что у современных людей нет страха Божия. Либерально же настроенный человек, освободивший себя от обязательств перед Богом, сказал бы, что число увеличивающихся разводов является признаком прогресса, так как люди научились жить без предрассудков.

Что следует за грехом прелюбодеяния

Из вышеуказанного диалога Господа Иисуса Христа и фарисеев видно, что факт развода, то есть разрушения брачного союза мужчины и женщины, противоречит замыслу Божию о человеке. По слову Господа, только факт прелюбодеяния является причиной, разрушающей брачный союз изнутри, растлевающей его. Развод в этом случае является естественным следствием измены. Но как причина, так и следствие режут по живому организму, раздирают единую плоть, оскорбляют Творца.

При этом «кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведённой прелюбодействует» (Мф. 19, 9).

Ученики Христовы после этих Его слов как будто заново открыли для себя и осознали значительность брачного союза, его незыблемость и нерасторжимость, выразив его словами: «если такова обязанность человека к жене, то лучше не жениться» (Мф. 19, 10).

Не просто так грех прелюбодеяния считается смертным грехом. Как свидетельствуют библейская и церковная истории, последствия греха прелюбодеяния всегда разрушительны не только для души и тела человека, но и для судеб целых народов. Этот грех, разрушающий нерасторжимость Божественного учреждения и поражающий духовной смертью прелюбодея, часто связан с человекоубийством. Ведь пророк Моисей потому и позволил иудеям ввести разводные письма для их опостылевших жен, чтобы они не убивали их, а отпускали, давая развод. Также можно вспомнить хрестоматийные истории грехопадения царя Давида и убийства великого пророка Иоанна Предтечи.

Святитель Иоанн Златоуст вообще считал, что нарушение супружеской верности есть преступление самое тяжкое. Поэтому обличения и предостережения великого святителя, если не буквально, то по сущности своей, имеют приложение и к нашему современному обществу. Ведь, по слову апостола Павла, «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр. 13, 8).

Обличая мужа, нарушающего верность своей супруге, св. Златоуст говорит:

«Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы: потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоём спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем нарушаешь брак, бесчестишь своё ложе? ..Не за тем пришла к тебе жена, оставив отца и мать и весь дом, чтобы терпеть от тебя бесчестие..».

Очень важно, что святитель говорит о единой жене для мужа и о её равноправии в браке:

«Ты взял спутницу в жизни, равную в чести, свободную. Не безрассудно ли, что ты, взяв приданое, бережешь его и не расточаешь, а между тем повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданого — чистоту, целомудрие и твоё тело, принадлежащее жене».

В истории разных народов случались моменты, когда грехи блуда и прелюбодеяния становились чем-то привычным для людей, их образом жизни, нормой поведения. Да и наше время разве не такое? Было бы странным, если плотская распущенность в обществе не приводила бы к тяжелым последствиям.

Прослеживается закономерность в том, что плотская распущенность создавала нездоровую обстановку в обществе, стимулировала мятежи и политические нестроения в государстве. Свидетельство архиепископа Никона (Рождественского) объясняет нам, что происходило в российском обществе накануне государственного переворота в 1917-м году:

«Страшно становится за человечество. порок становится обычным явлением жизни, на него привыкают смотреть как на что-то простительное. Простой люд блудит, грех грехом ещё называет, а городской обыватель греха уже не хочет знать. Приходится слышать о таких грехах, о таких мерзостях, каких и не могло себе представить воображение. Человек не только уподобляется скотам несмысленным, но и превосходит их. Молодёжь до того распустилась, что большинство её физически истощено, заражено омерзительными болезнями, открыто ходят в дома свиданий. распутство растёт. Ужели можно нашу страну назвать христианской, а нас — христианами?»

Либерально настроенная молодёжь сначала отвергла церковный брак, придумав для себя брак «гражданский», по сути, блудное сожительство, доходящее порой до создания так называемой «шведской семьи», что в конце концов при большевиках привело к попыткам вообще упразднить такое явление, как семья. Неудивительно, что, отказавшись от семьи как малой Церкви, общество стало гнать саму Церковь Христову.

Утрата стыда

Наше современное общество пожинает плоды той вакханалии, того мятежа против Богом установленного образа жизни. Понятия о правильной семейной жизни по духовным законам большинству российского общества неведомы, да и не очень-то и востребованы. Для многих прелюбодеяние стало привычным, нормальным образом поведения, а так называемые «гражданские браки» стали просто бичом нашего времени. По той же статистике, в России 40% пар проживают в «гражданском» браке.

Священникам часто приходится сталкиваться с тем, что люди, живущие в блуде и называющие свою связь «гражданским браком», приходят в храм креститься или быть крестными — и встречают препятствие со стороны священника, который объясняет им, что пребывание в смертном грехе и приобщение к святыне через участие в таинстве — суть вещи несовместимые. Как правило, люди протестуют против недопущения их к участию в таинстве, не желая вникнуть в правду Церкви.

Результатом того, что Церковь отделили от государства, стало то, что некоторые люди умудряются иметь… два брака одновременно (!). Одна дама, минуя ЗАГС, повенчалась с мужчиной без всяких свидетелей, в сельской церквушке. В этом союзе семейной жизни не получилось, и спустя некоторое время, без всякого на то благословения священноначалия (а женщина была воцерковлённой), она узаконивает брачный союз с другим мужчиной в ЗАГСе, не венчаясь. В итоге получилось, что она была одновременно замужем за двумя мужчинами: с одним венчана, а с другим расписана. И подобных случаев встречается немало.

Поэтому, несмотря на недовольство многих брачующихся, Церковь оправданно требует от желающих участвовать в таинстве Венчания свидетельство о браке из органа ЗАГС. Ведь, по существу, люди пытаются использовать Церковь в своём желании оправдать так называемый «гражданский брак». По сути, они хотят, чтобы Церковь благословила их блуд. Некогда люди освободились от власти Церкви над брачующимися, теперь уже многих из них не устраивает законность настоящего гражданского брака, регистрируемого в ЗАГСе. Но Церковь признает и уважает законность брачного союза мужчины и женщины, узаконенного органами светской власти. И даже без таинства Венчания для Церкви подобный брак является законным. А желание пар обойтись одним только венчанием она считает типичным лукавством.

Вообще, это явление, «гражданский брак», имеет происхождение от так называемой «свободной любви», когда люди не хотят впускать в свои отношения никакую власть, никакой закон — ни Божий, ни человеческий. Отношения мужчины и женщины в таком свободном сожительстве трудно считать полноценной семьей. Они не регулируются никаким законом, а значит, эта связь оправданно считается беззаконной, как и дети у этих пар — незаконнорожденные.

Церковь называет подобные сожительства блудом и лишает их своего благословения и духовной защиты. Также эти псевдосемьи лишаются и государственной защиты. Особенно когда речь заходит об имущественных отношениях. Получается, что, избегая законности в отношениях, люди обманывают только себя, часто заставляя страдать собственных детей. И, как правило, страдающей стороной в блудном сожительстве являются женщина и её дети. Мужчина, не связанный с ними узами закона, легко может порвать с ними отношения и лишить материального содержания. Что уж говорить о том, что нередко в свидетельствах о рождении детей напротив графы «Отец» наблюдается прочерк.

Ушли те времена, когда на блудное сожительство мужчины и женщины общество смотрело косо и предосудительно. Подобную связь сожители старались скрыть, напоказ её не выставляли. Моральные потери, конечно же, несла женщина. Это был её позор; в глазах окружающих она была падшей женщиной. Будущее её незаконнорожденных детей было сомнительным. Они могли до конца своей жизни нести бремя своего незаконного рождения. Как учил свт. Григорий Нисский:

«Блудник сам совершает собственное бесславие. Ибо что бесчестнее бремени блудодеяния?»

В наше же время, как говорится, люди вообще «греха не боятся», да и не хотят свои поступки оценивать понятиями греха и правды. Даже женщин, ранее являющихся заведомо проигрывающей стороной в подобных отношениях с мужчинами, сейчас это уже никак не смущает. Чувство стыда, стоявшее на страже целомудрия, изгнано. Женщины нередко уже сами являются инициаторами того, что уже привычно стало облекать в удобную упаковку с солидным названием «гражданский брак». Неужели мы подошли к той опасной черте, о которой предупреждал преп. Иоанн Лествичник, говоря:

«… если женщины сами станут прибегать к мужчинам, то не спасётся никакая плоть»?

Многие «гражданские» сожители всерьёз, как нечто само собой разумеющееся, часто свою многолетнюю связь считают настоящей семьей. В той же Франции две трети от всех союзов мужчин и женщин являются так называемыми «гражданскими браками», незарегистрированными органами власти. И подобная мода на «свободную семью» распространяется уже по всей Европе. Считается, что это, как минимум, просто удобно. Или, как говорят у нас в России, «мы не нуждаемся в штампе в паспорте».

Жаль, что редкие россияне в наше время обращаются к нравственным урокам прошлого. Ведь современная Россия имеет все шансы повторить судьбу императорской России, если ничего не поменяет в своих духовно-нравственных ориентирах. Вместо того чтобы обелять и оправдывать беззаконные сожительства, имеющие распространение во всех слоях общества, современные россияне лучше бы прислушались к предостерегающему от катастрофы голосу Православной Церкви. В борьбе за чистоту нравов современного российского общества она, по сути, осталась в одиночестве.

Кто блудодействует, тот отрекается от Христа

Бесчувствие в душах человеческих достигло таких размеров, что даже многие угрозы и трагедии нашего времени не отрезвляют их. На что они надеются? Что их так убаюкивает? Дело в том, что главное содержание «гражданского брака» — это блуд, который, по словам свт. Тихона Задонского, есть «яд, умерщвляющий душу», то есть делающий её бесчувственной и слепой. Как видно, сам блуд и усыпляет свои жертвы, не давая страху Божию родиться в их душах. Поэтому, эти люди, не замечающие вокруг себя никакой опасности, чаще всего и подвергаются внезапной гибели.

Святитель Тихон продолжает:

«Кто блудодействует, тот отрекается от Христа».

Действительно, потому так называемый «гражданский брак» и является блудом, что он не считается с бытием Божиим, для него Бога словно не существует. Знак равенства между «гражданским браком» и безбожием очевиден. Блуду просто невыгодно признавать Учредителя законного брачного союза мужчины и женщины, ибо он враждует против всякого закона над собой.

Да и какой смысл несёт в себе само слово «блуд», оттеняющее гнусность этого явления? Это измена, обман, ложь, заблуждение, прельщенное состояние, что-то грязное и тёмное. Поэтому и последствия от пребывания человека в блуде могут быть только самые тяжёлые:

«Любодей казнится смертью душевной. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех — залог неминуемой погибели и вечного томления в аду, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием» (свт. Игнатий Брянчанинов).

Великий дар

Узаконенный брачный союз мужчины и женщины, выражающийся в их дальнейшей семейной жизни, есть великий дар Божий человечеству. Дар, который призван оградить жизнь людей от всякой нечистоты, научить их умеренности и целомудрию, взрастить между ними истинную любовь и открыть им путь к духовному совершенству. Если бы знали люди, что брак, как божественное установление, является для них той крепостью, которая защищает их семейную жизнь от различных бурь житейских и треволнений, различных невзгод и напастей, от греховного растления и соблазнов падшего мира, делая их личную жизнь более счастливой, то берегли бы этот свой родной дом, не гадили бы в нем, оскверняя и разрушая его собственными блудными преступлениями, нанося самим себе смертельные духовные раны.

В этом отношении будут всегда актуальны слова свт. Иоанна Златоуста:

«Брак есть пристанище, но вместе и кораблекрушение — не сам по себе, а по расположению тех, кои худо пользуются им. Ибо тот, кто наблюдает в нём законы, находит в доме и жене своей утешение и облегчение от всех неприятностей, встречаемых в других местах. А тот, кто неблагоразумно и случайно приступает к сему делу. встречает неприятности и огорчения в своём доме».

Если бы знали мужчины и женщины, что настоящая семья созидает и строит, развивает и совершенствует, а отношения вне брака разрушают и губят, оскверняют и растлевают, то стремились бы выстраивать между собой законные отношения, учась взаимному снисхождению и терпению, по слову апостола Павла:

«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6, 2).

В этих словах апостола заключено глубокое понимание назначения брачной жизни, её цель — исполнить закон Христов, и средство для достижения этой цели — взаимное смирение супругов друг перед другом. Как видно, содержание брака — это следование закону Божию, несение креста за Христом, постоянный труд. Поэтому часто люди оказываются не готовы к серьёзной семейной жизни со всеми её трудностями, что воспринимают её больше как источник удовольствия. Нежелание терпеть трудности семейной жизни побуждает многих идти на преступления.

Как только люди не согрешают против брака, как замысла Творца о порядке человеческой жизни: прелюбодействуют, блудят, разводятся по любым основаниям, даже малозначительным, совершают аборты, творят насилие в семье, по многу раз женятся и выходят замуж, устраивают кровосмесительные связи, под кровом брака занимаются развратом, совершая противоестественные грехи. Что уж говорить о тех извращениях, когда гомосексуалисты, создавая «пары», претендуют на то, чтобы считаться обычной семьей, даже венчают свои так называемые «браки». А движение «чайлдфри», которое исключает появление детей в своих семьях?.. Видно, призыв Творца к людям: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 9, 1) они вполне игнорируют.

Казалось бы, мужчина и женщина от природы имеют взаимное влечение друг к другу. Не будь этого влечения, не было бы брачных союзов, никакой семейной жизни и деторождения, человечество бы выродилось. Бог, устанавливая союз мужчины и женщины, позаботился об этом природном свойстве людей, как основе их отношений.

Но для Бога люди — не животные, а существа, призванные к обожению. Знал Бог, что люди способны злоупотребить плотскими отношениями, поэтому, желая их уберечь от этого, освятил их отношения единобрачием. Бог хочет, чтобы люди стремились достичь идеала любви. И этого идеала можно достичь легче всего, научившись взаимной любви в атмосфере правильной, добропорядочной семейной жизни. Господь хочет, чтобы люди в построении своей семейной жизни стремились сделать её более совершенной, чтобы плоды их союза были добрыми и любезными в очах Божиих.

Идеал достижим

И, несмотря на многие несовершенства, недостатки, пороки и даже преступления, явленные людьми в отношениях между мужчиной и женщиной, законных и незаконных, всегда были и есть семьи, являющиеся достойным примером для подражания, семьи, которые доказали самим делом, что союз мужчины и женщины, освящённый благословением Божиим, может быть образцовым, что семья, ими созданная, есть истинное пристанище для любой добродетели, главная из которых есть любовь.

Если бы честная и достойная жизнь в едином браке была недостижима для людей, то Бог не предлагал бы человечеству такой порядок жизни. И мы знаем очень много благих, удивительных примеров семейной жизни, как на протяжении всей истории Церкви, так и в наше время. Чаще всего это многодетные христианские семьи, которые явили жизнь в браке как подвиг. Прожив в единобрачии честно, верно и целомудренно много лет, супруги достойно воспитали своих детей в вере и благочестии, собственным примером научив их взаимной любви и послушанию.

Родители свт. Василия Великого имели 10 детей. Из них мы знаем как прославленных во святых Церковью самого святого Василия, его братьев — святителей Григория Нисского и Петра Севастийского, сестру — блаженную Феозву; их брат Навкратий ушел в монастырь, также прославлена и сама мать семейства св. Эмилия. То же самое можно сказать и о семьях святителей Григория Богослова и Григория (Паламы). Многие святые восхищались подвигом святой семьи мучеников Маккавеев и их матери Соломонии. А св. мученица Фелицитата и её семь сыновей: это как надо было воспитать детей, что ни один из них не дрогнул в трудный час своей жизни!

И подобных примеров можно приводить очень долго. А ведь есть ещё обычные семьи, живущие честно, серьёзно и ответственно, доказывающие, что брак не просто так называют Малой Церковью, что брак есть дело Божие.

Взирая на эти семьи, становится ясно, что современным людям будет нечем оправдаться перед Богом за нечестную жизнь в браке или за блуд, пренебрегающий законной жизнью в браке. Это очень четко выразил апостол Павел:

«Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр. 13, 4).

Святые отцы называют Церковь Царствием Божиим на земле. Вот и настоящая семья, где общим Главой для мужа и жены является Сам Христос, как Малая Церковь, должна быть преддверием Царствия Божия. В подобной семье супруги не ищут наслаждений, а воспитывают будущих граждан Царствия Божия. В своё время преподобный Симеон Новый Богослов писал, что только здоровые души наследуют Царствие Божие. А где, как не в атмосфере добропорядочной христианской семьи, можно взрастить эти здоровые души, избавленные, благодаря своим родителям, от всего дурного и порочного? Это доказывают жизнеописания многих святых подвижников, которые сделали свой верный выбор благодаря той благотворной атмосфере, которая царила в их семье. К созданию такой семьи призывает святитель Иоанн Златоуст:

«Сделай твой дом церковью: ты ведь отвечаешь за спасение и детей, и домочадцев».

http://www.pravoslavie.ru/121 078.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика