Русская линия | Игумен Дамаскин (Орловский) | 06.03.2019 |
Священномученик Константин родился 31 мая 1877 года в Москве в семье диакона единоверческой церкви у Преображенского кладбища в Москве впоследствии настоятеля церкви Косьмы и Дамиана на Маросейке Михаила Степановича Пятикрестовского (1845−1919) и его супруги Параскевы Александровны, урождённой Бриллиантовой (1855−1914), дочери священника.
У Константина Михайловича были братья и сёстры: Александр (1870г.р., впоследствии протоиерей, расстрелян чекистами в 1938 г. в тюрьме Енисейска), Иван (1896г.р.), Евгения (была убита бандитами вместе с мужем Николаем Алексеевичем Скворцовым в 1917 г.), Наталия (1880−1927), Мария (1899−1929).
Свою фамилию Пятикрестовские получили от прадеда Степана, первого священника в роду. Он был крестьянином, уроженцем погоста Пяти Крестов под Коломной. При поступлении в Коломенское Духовное училище Степана спросили: «Чей ты? Откуда?» Он отвечал, что Яковлев, а живет в Пяти Крестах. Поскольку в тот год уже двое Яковлевых были зачислены в училище, Степана решили записать Пятикрестовским.
Первоначальное образование Константин получил в духовном училище. В 1897 году он окончил по второму разряду Московскую Духовную семинарию и был определён учителем в Георгиевскую двухклассную церковноприходскую школу. В 1899 году Константин Михайлович обвенчался с дочерью священника Сергия Митропольского, служившего в Никольском храме в Москве, Людмилой. Впоследствии у них родилось четверо сыновей.
В 1899 году Константин Михайлович был рукоположен епископом Можайским Парфением (Левицким) во священника к Михаило-Архангельскому храму села Коробчеево Коломенского уезда Московской губернии.
Служил отец Константин усердно и не только окормлял прихожан в их духовной жизни, но, как любящий отец, заботился о них. Своей отзывчивостью он снискал уважение и известность не только в своём селе, но и в окрестных деревнях. Дом, в котором жил отец Константин с семьей, был в очень плохом состоянии, но батюшка безропотно терпел все неудобства и трудности жизни. Принятие любого предложения перейти на лучшее место избавило бы отца Константина от крайней неустроенности его личной жизни, обеспечило пригодным жильем и достаточными средствами. Но он остался на приходе, вверенном ему Богом, и облегчения креста своего не искал. На третий год служения в Коробчееве он сам так сильно заболел, что 8 августа 1902 г. ему пришлось уйти за штат
По выздоровлении в 1903 году отец Константин был назначен священником в Никольскую церковь в селе Летово Подольского уезда Московской губернии; здесь он прослужил десять лет. В 1913 году он был назначен настоятелем в Введенский храм в Конюшенной слободе близ города Дмитрова. На новом месте служения супруги Пятикрестовские приобрели дом неподалеку от храма, завели крестьянское хозяйство: имели сад, огород, держали коз. Жили хорошо, помогали нуждающимся. После революции батюшка устраивал обнищавших крестьян на работу. В отношениях с людьми о. Константин отличался исключительно мягким характером. Но когда вставал вопрос о вере, оставался непреклонным: он не поддался давлению обновленцев, не снимал подрясника и рясы, выходя на улицу и даже на крестьянских работах. В документах живоцерковного Московского Епархиального Управления он назван среди пяти наиболее твердых «тихоновцев» Дмитровского уезда. Внутрицерковные нестроения 1930-х годов отец Константин считал временными преходящими испытаниями, которые надо пережить, перетерпеть.
В 1926 году отец Константин был награжден наперсным крестом, в 1932 году возведён в сан протоиерея. Во Введенской церкви отец Константин прослужил 24 года, до самого своего ареста.
Протоиерей Константин был арестован 26 ноября 1937 года и заключён в Таганскую тюрьму в Москве. Одновременно с отцом Константином арестованы 14 священников и диакон Дмитровского собора.
28 ноября следователь допросил отца Константина.
— Следствию известно, что вы среди населения выказывали враждебные взгляды в отношении коммунистов. Подтверждаете ли это?
— Враждебных взглядов в отношении коммунистов я не высказывал.
— Признаете ли вы себя виновным в том, что среди населения ведёте антисоветскую деятельность?
— Виновным себя в антисоветской агитации не признаю. Но я говорил: «Пора большевикам понять, что не в попах дело, а в другом. Неужели им неясно, что от попов вреда власти не будет». В частных беседах я говорил: «Православная вера и вообще вера в Бога с арестом священников и закрытием церквей не прекратится, не прекратится она, эта вера, в силу того, что бессмертна». Кроме того, я говорил, что большевики ведут борьбу с религией не идеологическую, а путём насилия, путём арестов священнослужителей, но путём насилия и арестов положение не улучшишь.
5 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Константина к десяти годам заключения. Впоследствии один из очевидцев тех событий рассказывал, что «всех заключенных собрали… явились молодцы с ножницами и бритвами и, глумясь, издеваясь, всех обстригли, побрили, сорвали со всех рясы». Протоиерей Константин был отправлен в Мариинские лагеря.
Семья не знала, где находится о.Константин. Но однажды от него пришло письмо. Батюшке удалось выбросить его за лагерное ограждение. Нашлись добрые люди из жителей ближайших домов, которые подобрали записку и послали её по написанному в ней адресу.
Исповедник писал жене: «Пишу из города Мариинска… Привет моим дорогим деткам и внучатам… Если о чём желаешь известить меня, то пиши по означенному адресу… При продаже дома, я слышал, требуется моя подпись к нотариальной доверенности. Теперь ты знаешь, как это надо сделать… Заключён по 58 статье, пункт 10».
В ответ на это письмо супруга написала ему, но ответа не получила, и следующее письмо 7 апреля 1938 года написал сын Пантелеимон: «Здравствуй, папа! Вот уже четыре с половиной месяца, как ты уехал из Дмитрова, а между тем от тебя получено только одно письмо из Мариинска. Почему ты не пишешь? Не болен ли ты? Очень ждём от тебя письма. Напиши, как здоровье, где в настоящий момент находишься, что делаешь? Сообщи — получил ли ты письмо от мамы, а также деньги и посылку? Пиши чаще. Мы все живы и здоровы. Желаем тебе бодрости, здоровья и спокойствия. Может быть, тебе необходимо что-либо из одежды, обуви, продуктов питания — напиши, и мы немедленно тебе вышлем».
На обороте этого письма один из заключенных написал ответ и выслал жене священника: «Дорогая матушка! Хочу Вам сказать и не утаить от Вас, я такой же, как Ваш муж. Не пугайтесь, он помер… Мне Вас жаль, что вы ему всё пишете и пишете, наконец, вижу, сынок Пантюша пишет. Ваши письма два ещё у меня… Мы поплакали горько, я решил потрудиться и ответить. Вот моя покорнейшая просьба: больше не пишите и не ищите его, он почил милостью Божией, а о посылках Вы сверьтесь на почте».
Протоиерей Константин Пятикрестовский умер в больнице Мариинского лагеря 6 марта 1938 года и был погребён в безвестной могиле.
Священномученик Константин прославлен в лике святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 13−16 августа 2000 г. Определение Священного Синода от 27 декабря 2000 г.
http://rusk.ru/st.php?idar=83813
|