Парламентская ассамблея Совета Европы рассмотрела вопросы присутствия религии в жизни европейцев
На четвертой, заключительной в 2005 году сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), состоявшейся в Страсбурге с 3 по 8 октября, были подняты вопросы религиозного образования для школьников и дискриминации женщин. Делегаты законодательных собраний 46 стран — членов Совета Европы обсудили столь важные для миллионов верующих людей вопросы в отсутствии представителей религиозных организаций, непосредственное участие которых в работе крупнейшего европейского форума не предусмотрено. Парламентская ассамблея заявила о необходимости развивать преподавание истории религии в средних и высших учебных заведениях, которое поможет «созданию обстановки терпимости» и «воспитанию граждан в демократическом духе». Это суждение основано на том, что «все больше и больше молодых людей не имеют необходимой опоры, чтобы в полной мере оценивать то общество, в котором им предстоит жить, и других, которые этому обществу противостоят». Засвидетельствовав, что «образование играет ключевую роль в борьбе с невежеством, стереотипами и неправильными представлениями о различных религиях», парламентарии указали на то, что «повсюду в Европе ощущается дефицит преподавателей, обладающих достаточной квалификацией для того, чтобы проводить сравнительный обзор различных религий». Для решения этого вопроса Ассамблея предложила открыть Европейский учебно-педагогический институт, который смог бы дать дополнительные знания о религиях преподавателям гуманитарных предметов в школах. В своем обращении к депутатам Ассамблеи Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге указало, что преподавание в школах основ религии не должно превратиться в воспитание атеистического или безрелигиозного мировоззрения, должно учитывать традиции и культуру каждого европейского народа, а выработка программ обучения должна вестись в тесном взаимодействиями с основными традиционными религиями в каждой стране. В тех же государствах, где накоплен позитивный опыт участия священнослужителей в преподавании религиозных дисциплин, такая практика не должна разрушаться. Ассамблея также заслушала доклад Комиссии по равенству возможностей женщин и мужчин, представленный ее председателем Розмари Цапфль-Хеблинг (Швейцария, Группа Европейской народной партии). Доклад, который готовился в течение полутора лет при участии экспертов от светских и религиозных организаций, в своем окончательном виде носил явно антирелигиозный характер. Традиционное влияние религии на общество и государство, по словам докладчицы, «редко бывает благоприятным», приводит к частому нарушению прав женщин «во имя соблюдения религиозных догматов». Резолюция «Женщины и религии в Европе», принятая на основании доклада, содержит призыв к «борьбе с религиозными стереотипами относительно предназначения мужчин и женщин», которая «должна вестись с самого раннего возраста, в том числе в учебных заведениях». Представитель Московского Патриархата в Страсбурге игумен Филарет (Булеков) в своих переговорах с депутатами ПАСЕ отметил, что представленный проект резолюции противоречит фундаментальному праву на свободу совести, представляет это право и пути его реализации исключительно с негативной стороны. Проект противопоставляет свободу совести и ее реализацию другим правам, неотъемлемой частью которых она является. Так, в резолюции указывается, что «права человека ограничивают свободу вероисповедания». Права человека являются неразделимыми и не могут гарантироваться селективно, одно за счет другого. Невозможно защищать право на жизнь, не защищая при этом право на религиозную свободу. Не только с религиозной, но и с правовой точки зрения невозможно согласиться с оправданием ограничения свободы совести правами и теориями, не признанными международной правовой системой и общеевропейскими традициями и ценностями (например, право на аборт и право на использование контрацептивов малолетними девочками). Представительство отметило неправомерность использования негативных примеров, взятых из малораспространенной практики отдельных религиозных групп, для обвинения религии в целом и всех вероисповеданий без различия. Так, доклад опирается во многих своих частях на отчет ООН 2002 года по дискриминации на основе религии или вероисповедания. В указанном отчете ООН речь в подавляющем числе примеров идет о государствах, не являющихся членами Совета Европы — Индии, Таиланде, Малайзии. В тексте резолюции даже нет речи о социальной поддержке государствами матерей и детей, укреплении основ семьи, противодействия торговле людьми и проституции. Представительство Московского Патриархата призвало «отвергнуть представленный текст как крайне тенденциозный, учредить специальную согласительную комиссию, к работе в которой привлечь как представителей религий, так и приверженцев секулярного мировоззрения». К сожалению, большинство депутатов не прислушалось к поступавшим многочисленным возражениям, и итоговая резолюции была принята в варианте, предложенном к рассмотрению. Представительство Русской Православной Церкви в Страсбурге сочло необходимым заявить, что принятый документ, безусловно, вызовет возмущение многих верующих людей в Европе и не сможет служить поставленной цели защиты европейских женщин от дискриминации.