Русская линия
Православие.Ru Дмитрий Михайлов20.11.2018 

Забытые вырицкие подвижники
Верные. Часть 3

Часть 1: Ковчег спасения

Часть 2: Опекунша

В сложной мозаике человеческой жизни бывают очень незначительные по времени встречи с людьми Духа, решающим образом меняющие всю её картину. В судьбах семейства Малышевых и их опекунши монахини Марины (Изотовой) таких встреч и людей много. Познакомимся с двумя из них, имевшими прямое отношение к постригу матушки Марины и последующим событиям: архимандритом Серафимом (Проценко) и схимонахиней Таисией (Коржавиной).

Карта Вырицы. Отмечены места, где жили два Вырицких СерафимаКарта Вырицы. Отмечены места, где жили два Вырицких Серафима

Второй Вырицкий Серафим

О том, что вырицких Серафимов было два, повествует краеведческий труд И.В. Попова[1]. Биографическая хроника иеросхимонаха Серафима (Муравьева) теперь общеизвестна. А об архимандрите Серафиме (Проценко; 28.12.1874 — 29.12.1960) можно прочитать в материалах ПСТГУ[2] и в Синодике Псковской миссии[3]. В Синодике дата рождения указана с вопросительным знаком: «род. в 1874 (1869 (?))».

Архимандрит Серафим (Стефан Владимирович Проценко) родился в 1874 (1869 (?)) году в селе Карповка Славянской волости Изюмского уезда Харьковской губернии в крестьянской семье. Окончил церковно-приходскую школу. Помогал родителям по хозяйству. Во время службы в Санкт-Петербурге рядовым лейб-гвардии Семёновского полка он неоднократно посещал Кронштадт, встречался с отцом Иоанном Кронштадтским, по совету которого ушел в монастырь. Подвизался (1895−1917) в Сяндемской и Никифоровской пустынях, позже в Кирилло-Челмогорском мужском монастыре Олонецкой епархии. Пострижен в мантию с именем Серафим, рукоположен во иеромонаха.

Этот монастырь, основанный в 1316 году преподобным Кириллом Челмогорским, пострижеником Новгородского Антониева монастыря[4], расположен в пяти верстах от Каргополя, близ Челмозера; на протяжении многих столетий обитель была паломническим центром Каргополья благодаря многочисленным чудесам от мощей преподобного Кирилла. Нуждаясь в средствах, монастырь в 1912 году устроил в Петрограде часовню на Обводном канале, 65, а затем подворье в доме № 40 по Боровой улице, которое с 1917 по 1923 год по благословению митрополита Петроградского Вениамина открывал и строил отец Серафим. В 1918 году была освящена часовня во имя преподобного Кирилла Челмогорского и священномученика Ермогена. Домовая церковь находилась на углу нижнего этажа и пользовалась популярностью. В 1919 году храм стал приходским. В 1919—1924 годах отец Серафим был настоятелем храма, возведён в сан игумена, а затем — архимандрита.

Подворье Кирилло-Челмогорского монастыря в Петербурге, на углу Обводного канала и Боровой ул.Подворье Кирилло-Челмогорского монастыря в Петербурге, на углу Обводного канала и Боровой ул.

14 января 1924 года храм был закрыт, его имущество передано в церковь святого Мирония, подворье обращено в жилой дом, существующий поныне, а отец Серафим стал служить в храме Пекинского подворья, история которого описана в работе А.С. Фуганова[5]. «Как будто никем не сознаётся, какое огромное значение имеет Китай для Православия и что только усиленное распространение Православия в недрах Китая может в будущем спасти Россию от нового грозного монгольского нашествия»[6], — писал начальник миссии в Китае архимандрит Иннокентий (Фигуровский), собиравший для неё пожертвования.

Пекинское подворье в Петербурге, на ул. Воронежской, 110, где служил до ареста архимандрит Серафим (Проценко)

Пекинское подворье в Петербурге, на ул. Воронежской, 110, где служил до ареста архимандрит Серафим (Проценко)

Это ныне занятое рядовой застройкой место на Воронежской улице, 110 — частица «невидимого Петербурга», где в храме Рождества Христова был большой приход, кипела жизнь. Здесь до своего ареста в 1932 году служил архимандрит Серафим (Проценко). С этими двумя подворьями в трущобах Лиговки, бывших в те годы городской окраиной, связано и начало монашеского пути келейницы отца Серафима схимонахини Таисии (Коржавиной), родственными узами соединенной с опекуншей детей Малышевых — монахиней Мариной (Марией Николаевной Изотовой).

Два подворья, где служил архимандрит Серафим (Проценко), на плане Санкт-Петербурга

Два подворья, где служил архимандрит Серафим (Проценко), на плане Санкт-Петербурга

Схимонахиня Таисия (Коржавина) и монахиня Марина (Изотова)

О матушке Таисии (Вере Владимировне Коржавиной), двоюродной сестре Павла Александровича Изотова — мужа Марии Николаевны, сохранились скупые сведения. Родилась в Санкт-Петербурге в 1890 году. Будучи учительницей, в 1922 году, смертельно заболев, приняла тайный постриг с именем Варвара на Кирилло-Челмогорском подворье, решив, что будет преподавать в школе, пока её не станут принуждать отречься от Бога. Постриг над нею был совершен иеромонахом Серафимом (Проценко), с которым матушка Варвара была знакома с 1917 года, когда он начал устраивать подворье в Петрограде. Вскоре она поправилась. С этого времени монахиня Варвара — ближайшая помощница, а с 1925 года — келейница отца Серафима.

Схимонахиня Таисия (в миру Вера Владимировна Коржавина) – слеваСхимонахиня Таисия (в миру Вера Владимировна Коржавина) — слева

Муж Марии Николаевны Изотовой скончался, когда ей было 42 года — в 1924-м. Время пострига её в монашество, следовательно, находится в промежутке между 1924 и 1930 годами — кончиной супруга и высылкой из Ленинграда. То есть к моменту, когда овдовела Мария Николаевна Изотова, Вера Владимировна Коржавина уже стала монахиней Варварой, келейницей игумена (примерно в это же время ставшего архимандритом) Серафима (Проценко), и привести Изотову к отцу Серафиму было для неё вполне естественно. Поэтому войти в общину духовных чад и стать постриженицей отца Серафима М.Н. Изотова могла в период его служения на Кирилло-Челмогорском или бывшем Пекинском подворье.

В начале 1930-х тайная монахиня Варвара преподавала в школе фабзауча (ФЗС) № 51. Была арестована 4 октября 1932 года по делу ИПЦ («Истинной Православной Церкви»). Упоминается она в связи с арестами иосифлян в 1931 году: среди прихожан и членов «двадцатки» Сретенского храма в Полюстрово были и монахини закрытых к тому времени монастырей. Все они также были осуждены как «активные участницы Сретенской контрреволюционной группы, занимавшиеся антисоветской деятельностью», в частности «монахиня Варвара, тайно постриженная архимандритом Серафимом (Проценко), в миру Вера Владимировна Коржавина»[7].

Арест, лагерь, ссылка. Тайный монастырь в Вырице

Отец Серафим 17 апреля 1932 года арестован по делу «Ленинградского филиала Истинно-Православной Церкви», 16 июня того же года приговорён к 5 годам заключения и отправлен в Темниковские лагеря.

Через полгода и келейница отца Серафима была отправлена в ссылку. В октябре по постановлению коллегии ОГПУ от 08.12.1932 она была сослана в Северный край на 3 года. В других источниках про лагерный путь монахини Варвары говорится, что три года отбыла она в Свирских, позднее в Карагандинских лагерях. Отбыв срок в 1935 году, она поселилась в Вышнем Волочке[8]. Биографы не объясняют причину выбора этого городка, но мы можем предположить, что она приехала к уже жившей там монахине Марине (Изотовой). Через три года — в 1938-м — матушка Варвара перебралась в Вырицу: на юго-западной окраине этого городка, именуемой Посёлок, на краю леса жили в собственном доме её знакомые Сидоровы. Сюда же в конце 1930-х годов приехал после лагерей архимандрит Серафим.

Здесь, в Посёлке, в доме Василия Петровича и Пелагеи Дмитриевны Сидоровых, проживавших на бывшем Эдвардсовском пр. (ныне пр. Ленина) в доме № 54[9] образовалась тайная монашеская община отца Серафима. Дочь Сидоровых Елизавета, слепая с детских лет да ещё и прикованная к постели (она не владела ногами), в конце 1930-х годов была тайно пострижена архимандритом Серафимом с именем Евфимия. К общинке в предвоенные годы примкнули помогавшие отцу Серафиму супруги Старцевы — Григорий Иванович и Зинаида Петровна. В эти же годы монахиня Варвара была пострижена архимандритом Серафимом в схиму с именем Таисия. В мансарде помещалась домовая церковь, где отец Серафим совершал богослужения для своей общины.

Дом Сидоровых в Вырице: пр. Ленина, 54. 2002 г. Фото И.В. Попова

Дом Сидоровых в Вырице: пр. Ленина, 54. 2002 г. Фото И.В. Попова

Тайные богослужения совершались также в мансарде углового дома, выходившего фасадом на Ефремовский пр.[10], (ныне ул. Чапаева) и расположенного почти напротив дома Сидоровых, по адресу пр. Ленина, 71[11]. Его можно условно назвать домиком отца Серафима, хотя известно, что в основном проживал старец у Сидоровых. Севернее дома Сидоровых, на пр. Варламова (ныне ул. Ворошилова), сохранился пруд, в котором освящали воду, и поэтому мальчишек, приходивших туда баловаться или купаться, монахини прогоняли, отправляя на реку Оредеж. Относились к этому пруду строго, так как в нём освящалась вода на Богоявление.

Кроме близких к отцу Серафиму и монахине Варваре людей, проживавших в Вырице, на богослужения приезжали редкие гости из Ленинграда. Община архимандрита Серафима к концу 1930-х — началу 1940-х годов оставалась единственной в Вырице: все храмы в городе советскими властями были закрыты.

Дом о. Серафима в Вырице: угол ул. Чапаева и пр. Ленина, 71. 2002 г. Фото И.В. Попова

Дом о. Серафима в Вырице: угол ул. Чапаева и пр. Ленина, 71. 2002 г. Фото И.В. Попова

Иногда жители Вырицы приглашали архимандрита Серафима помолиться и посетить их дома, обращались к старцу за советом. Многие его почитали прозорливым, чему были свидетельства. Так эта маленькая община жила до начала Великой Отечественной войны[12].

Дом Сидоровых в Вырице: пр. Ленина, 54. Вид от дома о. Серафима на пр. Ленина, 71. 2016 г.

Дом Сидоровых в Вырице: пр. Ленина, 54. Вид от дома о. Серафима на пр. Ленина, 71. 2016 г.

С лета 1941 по 1944 год отец Серафим служил в храмах Вырицы, открыл (легализовал) созданный на основе своей монашеской общины Богоявленский мужской монастырь в Посёлке. Выстроил в 1942 году в монастыре церковь во имя святого Иоанна Предтечи (арх. Ф.М. Ларченко). Окормлял добровольческие вспомогательные (тыловые охранные) части «хиви» (РОА), расквартированные в Вырице и окрестностях. Немцы, уходя, забрали его с собой. К осени 1944 года он служил в Никольской церкви в Любятово близ Пскова. Дальше с отступающими немцами не пошёл, остался на родине. И 30 июля 1945 года был арестован в Любятове, почти год спустя, 4.05.1946, приговорён к 20 годам каторжных работ по ст. 58 п. 1-а. В заключении находился до середины 1950-х годов. После освобождения некоторое время жил в Псково-Печерском монастыре, в 1955 году — в Ленинграде, позже вновь проживал в Вырице, почитался как старец и прозорливец. Впоследствии был реабилитирован.

Короткая послевоенная «оттепель» и возобновление гонений

В период времени между уходом отца Серафима с немцами и его возвращением после лагеря матушка Таисия вошла в число активных помощниц другого Вырицкого Серафима — иеросхимонаха Серафима (Муравьева). С 1945 года по январь 1951-го она работала казначеем в Вырицкой церкви. Посещение Малышевыми преподобного Серафима Вырицкого, благословившего Бориса и Модеста на путь служения алтарю Господню, стало возможно именно благодаря помощи матушки Таисии: умирающий старец в то время уже никого не принимал.

Недолгие годы военной «оттепели» закончились, и вновь матушка Таисия была арестована 30 января 1951 года, осуждена особым совещанием при МГБ СССР от 28.04.1951 и приговорена к 10 годам лагерей. В заключении она находилась в Тайшете Иркутской области. После освобождения с конца 1950-х годов она вновь проживала в Вырице[13]. По некоторым данным[14], освобождена она в 1955 году.

На выставке рассекреченных материалов был представлен документ, в которым упоминается о послевоенной судьбе архимандрита Серафима (Проценко) и его келейницы схимонахини Таисии (Коржавиной), — справка уполномоченного Совета по делам Русской Православной Церкви от 28 мая 1959 года — за полтора года до смерти отца Серафима — «о работе по реализации решения Президиума ЦК КПСС от 28 ноября 1958 года». Процитируем его (тут искажены и фамилия старца, и описание его жизни):

«На территории Ленинградской области так называемых святых мест — озёр, рек, ключей, действующих монастырей и пр., — где бы собирались большие группы богомольцев и православного духовенства для отправления религиозного культа, не имеется. Однако имеют место факты, когда небольшие группы фанатично настроенных, отсталых людей собираются у недействующих храмов и часовен для отправления религиозных обрядов; разного рода кликуши распространяют слухи о „святости“ отдельных старцев. В поселке Вырица Гатчинского района проживает некий архимандрит Серафим Яценко. Ему 86 лет, получает ежемесячно 500 рублей пенсии от Московской Патриархии. Группа фанатиков и кликуш для извлечения материальных выгод распространили слух о том, что Серафим Яценко „святой“ человек, „великий прозорливец“. На квартиру к Яценко приходили богомольцы (своего рода паломники) с просьбами исцеления от разных болезней и семейно-бытовых неурядиц. Фанатизм вокруг Серафима Яценко развивали так называемые опекунши Таисия Коржавина и Онуфрия Андреева. Мною через митрополита были приняты меры об отстранении Андреевой и Коржавиной, после чего паломничество прекращено»[15].

По информации, предоставленной И.В. Поповым, схимонахиня Таисия (Коржавина) проживала в Петербурге по адресу: Коломенская, 7, кв. 67; она скончалась 10 июля 1963 года. Монастырский дом отца Серафима, построенный в годы оккупации в стиле загородной дачной деревянной архитектуры начала ХХ века, — последний дом, если идти на юг по левой, нечётной стороне пр. Ленина, — был отдан под детский сад, а потом выкуплен и снесён, уступив место паре новых домов очень неказистой и примитивной архитектуры. Домовый храм, расположенный по адресу: пр. Ленина, 71, сгорел по неосторожности игравших с огнем детей в 2015—2016 годах, а домовый храм в доме Сидоровых снесён новыми хозяевами участка весной 2018 года.

Место, где до недавнего времени стоял дом Сидоровых (пр. Ленина, 54). 2018 г.Место, где до недавнего времени стоял дом Сидоровых (пр. Ленина, 54). 2018 г.

Навстречу потоку рассекреченных сведений от советской власти идёт иной поток свидетельств, которые можно сопоставить с официальными воззрениями:

«Ещё об одном пастыре, архимандрите Серафиме, вспоминает Лидия Павловна как о старце высокой духовной жизни. Она о нём узнала ещё до знакомства с отцом Михаилом и возвращения к иосифлянам. Хотя и недолгое время довелось с ним общаться, но его духовные наставления очень ей помогли. Формально к иосифлянам архимандрит Серафим не принадлежал, но, очевидно, и к официальной Церкви отношения уже не имел. Он много лет провёл в тюрьмах, вышел уже в середине пятидесятых. Рассказывали, что он обличал многих священников в церквях, что они неправильно служат и так далее, за это его даже били, а потом сдали в психиатрическую больницу.

Мы о нём узнали от отца Бориса Николаевского, который после войны служил в Троицкой церкви в Лесном. Он нам сказал, что так и так, вот, появился такой-то старец. И вот мы в Сочельник поехали навестить отца Серафима. Он был как раз в психушке. Вывели его к нам, он так посмотрел проницательно, ко мне обратился: «Как тебя звать?» Из больницы его быстро выпустили, сказали, что нормальный. Потом мы к нему ездили в Вырицу, он там жил у одной монахини — слепой Евфимии. Были там и другие монахини, всегда радушно принимали, угощали всех, кто приехал, чай сразу ставили. Помню, как-то отец Серафим одной монахине как стукнет по голове! За дело. Она ничего, смиренно приняла. Видно, мысли были не те, прозорливый был старец. Он очень много мне всего говорил.

А как-то у меня очень серьёзно горло болело, я все лечилась. Мне предлагали операцию, решила: поеду к отцу Серафиму за благословением. А он уже не говорил, юродствовал, перестал людям прямо говорить, так как его преследовали. Спрашиваю: «Что мне делать, батюшка? Благословите на операцию». Он молчит. Вдруг приходит женщина, приносит бидон с молоком. А холодно, февраль или март месяц. Я всё пила только тёпленькое. Тут все ахнули: «Сейчас тебя, наверное, начнет поить». Одна монахиня ему: «Ей нельзя, нельзя..» А он первым долгом — указывает: мол, давайте на стол. Разлил и мне налил. А моя приятельница: «Лидка, всё, тебе беда!» Он и другим наливал, а мне — больше всех. Так ничего и не сказал, а вот поил молоком. Едем обратно. Пока глотаю, ничего, а утром встала — как подтянуло мои гланды, хоть бы что. Всё прошло совершенно.

Он многих исцелял. И бесноватых. Изгонял тёмную силу. Недолго прожил, болел. Умер 28 декабря 1960 года. Его могилка на Большеохтинском кладбище, сразу за церковью. Посещается его почитателями"[16].

Как установил И.В. Попов[17], старец скончался в Вырице 29 декабря 1960 года.

Табличка на кресте на могиле старца Серафима (Проценко). 2018 г.Табличка на кресте на могиле старца Серафима (Проценко). 2018 г.

Его могила на Большеохтинском кладбище Петербурга справа от Никольского храма.

Могила старца Серафима (Проценко) на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. 2018 г.Могила старца Серафима (Проценко) на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. 2018 г.

Могила старца Серафима (Проценко) на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. 2018 г.

Могила старца Серафима (Проценко) на Большеохтинском кладбище Санкт-Петербурга. 2018 г.

Паломники связывают посещение Вырицы с благоустроенным приходом Казанского храма, процветающим благодаря почитанию преподобного Серафима Вырицкого, и едва ли знают, что в недавно снесённых старых домах на лесной окраине Вырицы, называемой Посёлком, на улице Ленина, больше похожей на просеку в лесу, в домах № 54 и 71 в годы гонений теплилась лампада молитвы, совершались Божественная служба и монашеские постриги. Эти дома постигла участь дома Малышевых и множества других тайных храмов эпохи гонений. Наше поколение верующих не вдохновляет идея хранить историю, и предприимчивые современники стирают памятные места с лица земли. Вскоре мы увидим по этим адресам новостройки, и останется лишь поклониться месту, с которым связан фрагмент «портрета утраченной страны». И нужно делать усилие памяти, чтобы с благодарностью вспоминать тех, кто в годы гонений сумел сохранить и умножить в людях веру.

https://pravoslavie.ru/117 332.html

Продолжение:

Часть 4: Надо очищаться, надо страдать


Примечания:

Выражаю особую благодарность Илье Васильевичу Попову, любезно предоставившему фотографии домов № 54 и 71 по пр. Ленина в Вырице, связанных с архимандритом Серафимом (Проценко).

[1] Попов И.В. Святая Вырица // http://www.vyritsa.narod.ru/history/mitropolia.htm#obshina.

[2] Серафим (Проценко Стефан Владимирович) // http://www.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/docum/ans/m/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid6qUtu0fc74fsuOZfOXjTX2tB1FyV8Kfc5tjP1MiBXY. Дата кончины старца Серафима установлена И.В. Поповым. См. примеч. 17 к данной статье.

[3] Синодик Псковской миссии. Монашествующие. № 248. Архимандрит Серафим (Проценко Стефан Владимирович) // http://ricolor.org/history/pv/5/.

[4] Варшавская Наталья. Кирилло-Челмогорский монастырь в рамках хронологического исследования // http://l-ozerohram.ru/kirillo-chelmogorskiy-monastyr/istoricheskaya-spravka/.

[5] Фуганов А.С. К юбилею Пекинской духовной миссии и её разрушенного храма // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2013. Т. 14. Вып. 1. С. 34−40 // https://cyberleninka.ru/article/n/k-yubileyu-pekinskoy-duhovnoy-missii-i-eyo-razrushennogo-hrama.

[6] Поздняев Дионисий, священник. Православие в Китае (1900−1997). М.: Изд. Свято-Владимирского братства, 1998 // http://www.orthodox.cn/localchurch/pozdnyaev/index_ru.html.

[7] http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1 045 218/Osipova_-_Svyaschennomucheniki_Sergiy%2C_episkop_Narvskiy%2C_Vasiliy%2C_episkop_Kargopolskiy%2C_Ilarion%2C_episkop_Porech-skiy._Taynoe_sluzhenie_iosiflyan._Zhizneopisaniya_i_dokumenty.html.

[8] Благословенная Вырица / Автор-сост. Л.А. Ильюнина. СПб., 2014. С. 86−87 (по материалам И.В. Попова: Попов И.В. Святая Вырица // Санкт-Петербургские епархиальные ведомости. 2003. № 28−29).

[9] Координаты: 59.364 323, 30.306 245; подробная информация: https://egrp365.ru/map/?kadnum=47:23:606 005:307.

[10] http://vyritsa.ru/map/poselok_1912.

[11] Координаты: 59.363 951, 30.304 880; подробная информация: https://egrp365.ru/map/?kadnum=47:23:606 005:368.

[12] http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/koi/nm/?TYZCF2JMTdG6XbuFdS0Ut8Wg60WDs8vadOqefW0FseLYc8oUUeiUd8WgeC0iceXb8E.

[13] Варвара (Коржавина Вера Владимировна) // ПСТГУ. Новомученики и исповедники // http://sr.isa.ru/~bin/nkws.exe/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTcCid61UdS5Wc5slCHIlTcGZeu-yPqkp9XQo (Источники: 1. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии. XX столетие. СПб., 1999. С. 62; 2. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е изд., дополн. СПб., 2002. С. 134; 3. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во «Миръ»; Общество святителя Василия Великого, 2002. С. 134; 4. Шкаровский М.В. Иосифлянство: течение в Русской Православной Церкви. СПб.: НИЦ «Мемориал», 1999. С. 320−321).

[14] История иосифлянства // http://true-orthodox.narod.ru/library/history/bf2.html.

[15] Евгеньев Сергей. Гриф «Секретно» снят // Вести. 2014. 15 октября // http://lenoblast.bezformata.ru/listnews/grif-sekretno-snyat/25 169 400/.

[16] Архимандрит Серафим (Проценко) // Священномученики Сергий, епископ Нарвский, Василий, епископ Каргопольский, Иларион, епископ Поречский. Тайное служение иосифлян. Жизнеописания и документы / Сост. Л.Е. Сикорская, ред. И.И. Осипова. М.: Братонеж, 2009 // http://www.e-reading.mobi/chapter.php/1 045 218/37/Osipova_-_Svyaschennomucheniki_Sergiy%2C_episkop_Narvskiy%2C_Vasiliy%2C_episkop_Kargopolskiy%2C_Ilarion%2C_episkop_Porech-skiy._Taynoe_sluzhenie_iosiflyan._Zhizneopisaniya_i_dokumenty.html.

[17] Регистрационная запись № 150 в Вырицком ЗАГСе от 29.12.1960 г.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика