Русский Афон | 26.11.2018 |
Давние связи Руси со Святой Горой, как назван был Афон в уставе императора Константина Мономаха 1046 г., имеют прочное начало, заложенное еще прп. Антонием Печерским († 1073). От века к веку крепло духовное, литургическое и храмовое единство святогорцев на Руси и русских иноков на Афоне, связанное с общим почитанием Божией Матери.
Русские святогорцы в древности приложили немало усилий к просвещению Киевской Руси, основав знаменитый Киево-Печерский монастырь и многие другие монашеские обители как в Киеве, так и по всей Киевской Руси. И поныне русские монахи на Афоне являются весомой духовно-нравственной силой, ведущей религиозно-просветительскую деятельность и оказывающей сильное влияние на русское православие. Именно поэтому поток паломников из России и Украины, стремящихся душой коснуться истоков истинной веры, не иссякает на Афоне.
Автономное монашеское государство Святой Горы имеет давние духовные, культурные и дипломатические связи с Русью. Первое присутствие русских иноков на Афоне относят к началу XI века. С тех пор на Святой Горе действует русская афонская монашеская община, изначально располагавшаяся в древнерусском монастыре «Ксилургу», затем в Нагорном (Старом) Руссике, а с начала XIX в. — в Прибрежном Пантелеимоновом монастыре. К этой древнерусской афонской монашеской общине принадлежал и наш знаменитый земляк прп. Антоний Печерский, по настоянию своего игумена покинувший Афон и отправившийся обратно на Русь, где и основал на киевских горах по афонскому образцу Успенский монастырь, ставший впоследствии известным всему миру под названием Киево-Печерская Лавра.
Сегодня, возрождая духовно-нравственную основу христианской культуры, нам необходимо, прежде всего, воссоздать в сознании наших соотечественников любовь к Православной вере, как основе духовного самосознания нашей жизни. Ведь, возрождение, это прежде всего возврат к самому себе, к нашим вековым традициям. Это память о глубочайшей духовности всей нашей истории, о нашем историческом предназначении, о нашей одухотворенности Православием.
Есть довольно точные указания на то, что ещё во времена князя Аскольда и св. кн. Ольги в Киеве уже жили первые христиане. В этом нет ничего удивительного, если принять во внимание, что Киев лежал на пути «из Варяг в Греки и из Греков по Днепру» [11], являвшемся в древности крупной торговой магистралью, соединявшей различные цивилизации и страны. Поэтому не удивительно, что с древних времен, возможно еще до Крещения Руси, на киевских холмах появились и первые христианские аскеты-отшельники, подвизавшиеся в киевских пещерах на Печерске, Зверинце, в Аскольдовом (Угорском) урочище и т. д.
Пещерные монастыри являются неотъемлемой частью истории становления Православия на Руси, и сегодня они остаются для нас живым примером подвижничества первых монахов-миссионеров, которые своей аскетической жизнью показывали, что человек создан для вечности, он богоподобен, и цель его пребывания в этом мире — это преобразование и созидание.
Историю пишут люди, а в каждом человеке существует ещё и такое «явление», как «человеческий фактор», и поэтому, для нас важен ещё один неисчерпаемый источник, это необъяснимое Провидение Божье, и не учитывать его для получения более полного представления об исследуемом объекте никак нельзя, тем более если этот объект древний киевский Зверинецкий пещерный монастырь, усыпальница со святыми мощами, явленная миру очень загадочным и ничем не объяснимым образом.
Интересно с этой стороны высказывание иеромонаха Серапиона по поводу неожиданного открытия Зверинецких пещер в Киеве.
«..Побуждения к этому открытию не научно-археологические и, тем паче, не просто любопытные, а набожные, вызванные неожиданным указанием свыше, обнаружением в натуре, и явлениями умерших во сне и наяву живым…» [13, с.3].
Один из первых исследователей Зверинецких пещер Каманин Иван Михайлович свидетельствует о том, что «..начало монашества и подвига жизни в пещерах берет свое начало задолго до прихода сюда Антония и Феодосия Печерских». А святитель Илларион, который нес свой подвиг пещерной жизни еще до 1051 года, в своем произведении «Слово о законе и благодати» говорит, что «.. при Владимире Святом монастыри на горах стояли..» [7, с.8].
История монашеской жизни в Киевской Руси официально берет свое начало с IX — Х вв., но только в 1895 году впервые упоминаются Зверинецкие пещеры (в книге В. Б. Антоновича «Археологическая карта Киевской губернии») [1].
Исследователь А. Д. Эртель в своей книге «Древние пещеры на Зверинце в Киеве» отмечает, что Зверинецкие пещеры берут своё начало в глубокой древности и использовались людьми на протяжении столетий [16, с.13].
Конечно, не безинтересно было бы знать кто, когда и зачем создал эти пещеры. Но для раскрытия более полного представления о пещерах необходим ещё и взгляд на то, с какой целью они использовались. Было ли создание пещер дело только рук человеческих, или это Провидение Господне с целью объяснения людям их предназначения на этой земле в древности, и возрождения духовности сегодня.
В Киеве на сегодняшний день известно около 300 пещер, и среди них около двух десятков монашеских [3, с.7]. Но именно Зверинецкие пещеры вот уже более ста лет своим загадочным появлением вызывают повышенный интерес как со стороны ученых, так и простых людей.
Пещеры подробно освещаются в научно-популярной литературе. Прежде всего, это брошюры М. Архангельского «Новооткрытые Зверинецкие пещеры в Киеве (древняя обитель Михаила)», А. Д. Эртеля «Древние пещеры на Зверинце в Киеве», иеромонаха Серапиона «Новооткрывающаяся древняя пещера в Киеве на Зверинце», нашей современницы Воронцовой Елены Анатольевны «История „Зверинецкого дела“ Межведомственный сборник», «Киевские пещеры» сборник научных трудов «Лаврский альманах», «Киевский Зверинец и раскопки И. Я. Стрелецкого 1919 году», да и многих других.
Отсутствие древних источников о Зверинецком монастыре, кроме граффити на стенах пещер, породило обильное разномнение по многим вопросам, в том числе и о названии монастыря.
В наше время, если пройтись по домам или офисам обеспеченных людей, то можно увидеть в них содержание диких тварей, начиная с африканских попугаев, обезьян и заканчивая удавами и даже крокодилами. Поэтому совсем не трудно допустить такую мысль, что Ярослав Мудрый в своём загородном «Красном доме», который он построил для своего сына Всеволода Ярославовича (сегодня это Печерский район Киева), другими словами у себя в усадьбе, мог содержать зверинец, то есть зоопарк, в полном смысле этого слова. А так как такую «роскошь» мог себе позволить, в то далёкое время, только великий князь, то эта версия наиболее точно оправдывает название местности, а затем и монастыря (Зверинецкий), находившегося на её территории.
А вот, что касается загадочных «явлений» Зверинецких пещер в наше время, то здесь явно без Провидения Господня не обошлось. Ведь пещеры впервые после столетий забвения открылись не кому-то, а человеку явно глубоко верующему, принимавшему самое непосредственное участие в появлении на свет Божий огромного количества людей.
Феодосия Матвиенко, так звали женщину, которую Бог избрал для первого «открытия» пещер, была повитухой (помощь роженицам), и видела она в своём видении во сне радугу, то есть нерукотворный свет, который указывал на склон горы рядом с её домом. Эту историю, со слов самой Феодосии, хорошо описал иеромонах Серапион в своей брошюре «Новооткрывающаяся древняя пещера в Киеве на Зверинце» [14, с. 9].
Другим свидетелем «явления» пещер Бог выбрал человека, который создаёт прекрасное, то есть творит, им стал живописец Дмитрий Зайченко. Вместе со своим товарищем (свидетельств о нём, к сожалению, нет) и Феодосией Матвиенко они первыми вошли в новоявленные пещеры и стали свидетелями погребённых там святых иноков.
И наконец, по словам самой Феодосии Матвиенко, и по её просьбе (ей опять было видение, в котором она видела монахов, просивших молитв), в пещеры спустился старец Иона Мирошниченко (1802 — 1902; ныне прославлен в лике киевских преподобных). Вместе с монахами Троицкого монастыря, архимандрит Иона не мог не увидеть и не почувствовать святость места, поэтому можно быть уверенным в том, что была отслужена панихида над новоявленными святыми мощами. Тем более, что сам прп. Иона предсказывал появление в этой местности подземной святыни, над которой будет воздвигнута надземная святая обитель.
Что ещё интересно, имя Клементия, игумена Зверинецкого монастыря, со слов отца Валентина, ученика преподобного Ионы, было известно в Троицком монастыре, лет за двадцать, до первого явления пещер.
Как бы сегодня мы, люди ХХI века и технического прогресса, не относились ко всем этим видениям и явлениям, но факт остаётся фактом, без Провидения Божьего «явления пещер» в наш мир не обошлось.
С тех пор о Зверинецких пещерах заговорили публично. 12 октября 1888 года в газете «Киевлянин» появилась заметка об открытии Зверинецких пещер. В сообщении писалось, что в массиве горы, где население выбирало глину для собственных нужд, произошёл провал и обнаружились «..подземные пещеры, напоминающие лаврские».
В другой газете «Киевское слово», от 14 и 15 октября (№№ 508, и 509), также сообщалось о неожиданном явлении пещер на склоне горы, спускающейся к Днепру. В сообщениях описывались не только новоявленные пещеры, их устройство и находки, но даже и интервью с неизвестным очевидцем.
В следующем месяце, в ноябре 1888 года, в киевском журнале «Киевская мысль» (№ 539) сообщалось, что Киевский музей древностей выкупил некоторые вещи, найденные в пещерах местными жителями.
Пещерами заинтересовались ученные и профессора, такие, как А. В. Прахов, В. Б. Антонович, В. И. Гошкевич, А. Д. Эртель и другие. Это подтверждается небольшим сообщением в газете «Киевская старина» (№ 12. — 1888 г.).
И наконец, последователь и ученик профессора В. И. Антоновича, украинский историк, архивист, исследователь памятников культуры, палеограф, автор первого научного исследования о Зверинецких пещерах, Иван Михайлович Каманин в 1914 году, написал наиболее весомый труд о пещерах «Зверинецкие пещеры в Киеве (их древность и святость)».
О Зверинецких пещерах заговорили во всей Российской империи.
1888 год. Случайно ли то, что именно в этом году было первое «явление» Зверинецких пещер, или это было Божье волеизъявление, ведь в 1888 году праздновалось 900-летие Крещения Руси?
Все «явления» Зверинецких пещер были разным людям и в разных местах, входы в пещеры по-разному открывались, по-разному исчезали (засыпались), да и описывались очевидцами по-разному. Совершенно разное было к ним и отношение, даже со стороны церковных служителей. Что это? Такое впечатление, как будто Господь ждал того, кто достоин начать возрождение пещер и называться строителем Зверинецким. И такой человек появился.
Князь Владимир Давидович Жевахов, чиновник по особым поручениям при Киевском, Подольском и Волынском генерал-губернаторе, действительный член Православного миссионерского общества, коллежский асессор. Его загадочное появление у Зверинецких пещер, участие в возрождении, да и всю дальнейшую жизнь, логически необъяснимую ничем другим, как Провидением Господним, не назовёшь.
В сложнейшее историческое время для нашего народа, в ноябре 1924 года князь поселяется в киевском Свято-Троицком Ионинском монастыре. В декабре того же года, в Зверинецком надпещерном храме был пострижен в монашество с именем Иоасаф, в честь свт. Иоасафа Белгородского. Вскоре рукоположен во диакона и во иерея, и уже 6 июля 1926 года была совершена его епископская хиротония, а с июля 1934 года он назначен управляющим Могилёвской епархией. Уже в январе 1937 года он был арестован, и в том же, 1937 году, в Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, особой тройкой НКВД приговорен к высшей мере наказания и в тот же день расстрелян [5].
Как изменяет человека вера Христова и Божья благодать, которая нисходит в это святое место — Зверинецкую обитель Архистратига Божия Михаила!
Вчерашний чиновник высшего эшелона власти, за такой довольно короткий период времени, становится служителем Господа Иисуса Христа, святителем, и всей своей жизнью показывает нам всем пример истинного христианина, любящего своё Отечество, народ и веру нашу Православную.
В чем же отличие Зверинецкого пещерного монастыря?
Археологические открытия показывают, что Зверинецкие пещеры имеют схожесть только с пещерами Киево-Печерской Лавры. Этот факт говорит нам о том, что лишь в этих двух пещерных монастырях была введена практика сохранения мощей преподобных [4, с.163].
Здесь можно даже сделать допущение, что Печерская Лавра переняла такую традицию не из Афона, а из Зверинецкой обители, если исходить из того, что на Афоне существовала немного иная, специфическая традиция сохранения останков святых, ничем не похожая на ту практику, которую использовал Киево-Печерский монастырь.
Ведь, как говорилось выше, история монашества Киевской Руси и подвига жизни в пещерах берет свое начало задолго до прихода сюда Антония и Феодосия Печерских, и зародилось монашество, без сомнения, вместе с первыми проповедниками, которые пришли к нам из Византии.
Проведя «криптографические» экспертизы полиграфических особенностей надписей на стенах Зверинецких пещер, штемпеля, при помощи которых делались надписи и изображения с названиями праздников на монашеских поясах, то становиться ясным, что все они имеют византийское происхождение и соответствуют стилю Х — ХІ веков [15, с.52].
Образцы письма показывают, что каллиграфией здесь занимались много, и она достигла высшей степени совершенства. Несомненно, здесь должна была существовать и школа письма, а вместе с тем и переписывание книг [2, с.30].
При детальном осмотре усыпальницы «игумена Климента» были найдены две важные археологические находки, которые заслуживают самого серьезного внимания. Это образ Божьей Матери и епископская панагия.
Образ Божьей Матери был написан на достаточно толстой металлической пластине. Металл предварительно был покрашен эмалью и уже поверх нее писали икону. Зверинецкая икона Божьей Матери является образцом высокого художественного искусства, написана в стиле «Одигитрия», который был очень распространен в Х — ХІ веках, и являет собой, несомненно, памятник глубокой древности.
Панагия, найденная в Зверинецких пещерах, лежала на груди игумена Климента, ушко от панагии, к сожалению, отпало из-за того, что кипарисовое дерево, из которого она была сделана, находилась под действием тления. Но, к счастью, вся оставшаяся часть панагии Климента не пострадала. На передней стороне находится изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом в левой руке. Их головы венчают царские короны, на четырех сторонах иконы на символических лентах сделана надпись «СПОРУШНИЦА ГРЕШНЫХЪ».
На обратной стороне панагии изображено Успение Пресвятой Богородицы, рядом Апостолы, а над телом Её изображен стоящий Спаситель [17, с.36].
Изображения крестов над престолом и жертвенником в пещерном алтаре также относятся к Х — ХІ столетиям. Подобные изображения крестов встречаются на гробнице святого князя Ярослава Мудрого в Софиевском соборе.
В Зверинецких пещерах было найдено большое скопление человеческих останков [8, с.83]. С одной стороны, это наводит на мысли, что пещеры носили также функцию усыпальницы не только монахов монастыря, а были местом захоронения, например, воинов, послушников, знатных жителей города Киева.
Но, с другой стороны, а что, если в действительности останки людей принадлежат только монахам? Тогда выходит, что Православие в Х веке Киевской Руси не только стало государственной религией, но и превратилось в неотъемлемую часть культуры славян, которые за короткий период времени не только отреклись своих языческих верований, но и поспешили принять монашеский подвиг.
До того, как пещеры были открыты, это место представляло собой убогий и заброшенный склон, в котором были узкие отверстия, через которые человек с трудом мог попасть внутрь. Сейчас всё изменилось до неузнаваемости. Местность ухоженная, к пещерам ведут удобные спуски и входы, а сами пещеры имеют благообразный вид.
Древний Зверинецкий монастырь переживает свое возрождение. Так, после многих столетий забытья, в Зверинецкие пещеры попадает свет Надежды, который открывают миру великую загадку монашеской жизни Киевской Руси.
Новейшая история Зверинецкого монастыря началась в 90-х годах ХХ века. В 1997 году, в начале Великого поста, владыка Иона, наместник Свято-Троицкого Ионинского монастыря, вместе со своей братией, пришедшей ранее из возобновленной Киево-Печерской Лавры, приняли решение возродить богослужения в пещерах.
В марте того же года после долгого молчания пещерный храм имени Святого Архистратига Михаила впервые наполнился богослужебными песнопениями, была совершена Божественная Литургия, а прихожане Свято-Троицкого Ионинского монастыря стали первыми прихожанами и Зверинецкого пещерного монастыря.
Постепенно начала благоустраиваться территория, были расчищены и укреплены пещерные входы, поставлены двери. Службы сначала проходили ежемесячно, так как не было условий постоянно поддерживать и обеспечивать всё необходимое для богослужения, а затем уже, постепенно, примерно с 1998—1999 годов, привели к ритму еженедельному.
В 2000 году начались серьёзные работы по благоустройству. Строительные работы легли на плечи монашеской братии во главе с настоятелем монастыря архимандритом Кассианом (впоследствии епископом), разумеется, не считая профессиональных строителей.
В верхней части холма был установлен Поклонный Крест на месте дореволюционного. Уже в этом 2018 году, в год празднования 1030-летия Крещения Руси, в день Преображения Господня, 19 августа, на горке над Зверинецким монастырём был обновлён Поклонный Крест.
В 2007 году Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир возглавил чин закладки главного собора монастыря в честь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость». Это трехкупольный храм с небольшой звонницей, выдержанный в стиле древнерусского зодчества. Его купола похожи на шлемы древнерусских воинов. Милостью Божьей, из частной коллекции была выкуплена старинная икона Богородицы «Всех скорбящих Радость» и поставлена на священное место храма — храмовой иконы, на колонне.
В храме хранится точный иконописный список иконы Божьей Матери, образ которой был найден в 1913 году во время раскопок в пещерах. Священный Синод постановил величать эту икону Зверинецкой, благословлять, совершать перед ней акафистное и молебное пение, как перед местно-чтимой.
В конце 2009 года, с благословения Священного Синода Украинской Православной Церкви и юридически, и фактически Зверинецкий скит Свято-Троицкого Ионинского монастыря становится самостоятельным Свято-Архангело-Михайловским Зверинецким мужским монастырем, со своим укладом, со своим богослужебным уставом, со своей небольшой братией и со своими святынями.
В 2012 году архиерейским чином был освящен верхний храм во имя «Собора Преподобных Отцов Зверинецких», который выстроен в византийском стиле. Именно такими храмами укрыта Святая Гора Афон. И это не случайно, ведь Русь и Византия связаны общей историей, культурой и религией.
С момента своего возрождения Зверинецкий монастырь поддерживает очень тесные связи со Святой Горы Афон, а его братия время от времени проходит послушание в святогорских монастырях.
Стараниями настоятеля и братии в Зверинецком монастыре возрождают афонские духовные традиции, монашеский и богослужебный устав. Особенно в обители развито почитание афонских чудотворных икон Божией Матери.
В храме «Собора Преподобных Отцов Зверинецких» хранится точный список чудотворной иконы Божьей Матери «Скоропослушница». Икона написана и освящена в православном греческом мужском монастыре Дохиар на Святой Горе Афон в 2009 году, по особому письменному благословению старца Григория (Зумиса).
Привезена икона Божьей Матери «Скоропослушница» с Афона в Киев Преосвященнейшим владыкой Кассианом (в то время архимандритом) 22 ноября, в Свято-Троицкий Ионинский монастырь, откуда через неделю, то есть 29 ноября 2009 года, соборным крестным ходом перенесена в Зверинецкую обитель с установлением еженедельного (по четвергам) акафистного пения перед ней.
В декабре 2013 года в обители был освящен нижний Иоасафовский предел большого собора в честь святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Иоасафа Могилевского (князя Жевахова), строителя Зверинецкого. Это тёплый храм для будничных служб в холодное время года.
В 2014 году в Иоасафовский храм была привезена с Афона точная копия чудотворной иконы Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»), особо чтимая на Святой Горе. Написана икона в афонской обители Святителя Николая Чудотворца (Буразери) и освящена у первообраза, который хранится в святогорской столице Карее, в главном храме Протата в честь Успения Пресвятой Богородицы.
Особенностями убранства всех храмов Зверинецкой обители являются наследования классически и канонически выверенных образцов иконописи и декора резьбы по камню, резьбы по дереву, литья из бронзы, в лучших древних традициях, показывающих истинную красоту православных храмов. Эти традиции заимствованы из афонского, византийского и древнерусского наследия.
30 июля 2016 года митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий, во Всехсвятском храме Киевского Пантелеймонова женского монастыря в Феофании, возглавил чин архиерейского наречения архимандрита Кассиана (Шостака), наместника Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря, во епископа Ивановского, викария Киевской митрополии.
В обители действует строгий афонский устав. Кроме того, по благословению Преосвященнейшего владыки Кассиана, братия монастыря, небольшими группами по 2−3 человека, регулярно посещают основные монастыри Святой Горы Афон, такие как Русский монастырь святого Пантелеимона, Лавру, Ватопед, Дохиар, Хиландар, Зограф и другие, перенимая от них традиции афонского монашества. Таким образом, обитель возрождает и сохраняет свою древнюю тысячелетнюю традицию связей с монашеством Святой Горы Афон.
И сегодня, здесь, в Зверинце, Божья благодать вновь творит чудеса. Так, и не как иначе, можно назвать чудо возрождения обители. Ведь менее десяти лет понадобилось небольшой братии монастыря, во главе с наместником епископом Кассианом, на то, чтобы заброшенный склон днепровской горы в Киеве превратился в чудесный цветущий монастырь — сад, где среди суеты современного шумного большого города, в самом его центре, человек смог спокойно прикоснуться к самому святому, что есть в его душе и сердце — чистой истинной православной вере, и на самом себе почувствовать прикосновение Божьей благодати.
Однажды посетив Зверинецкую обитель, паломник или прихожанин вновь стремится посетить это древнее святое место и засвидетельствовать Божье чудо: благоухание от святых мощей, которые до возрождение обители несколько столетий пролежали под землёй.
На этом, впрочем, история пещер не заканчивается, поскольку, как показывают георадарные исследования, под Зверинцем существует еще до полутора километра неизвестных подземных ходов, что больше, чем длина Ближних и Дальних пещер Киево-Печерской Лавры вместе взятых.
Зверинецкая обитель Архистратига Михаила и в древности, и в наши дни, выполняла и выполняет важную миссию, собирая вокруг себя верных, искренно верующих и соединённых со Христом, чтобы жизнь их стала наполнена Христом, чтобы они чувствовали и понимали только через Христа, чтобы все их действия, сердцебиение и мысли были со Христом, чтобы уже не они жили, а жил в них Христос [10, Гал.2:20].
Сегодня Свято-Архангело-Михайловский Зверинецкий пещерный мужской монастырь ежедневно посещают паломники со всех концов Украины, из стран ближнего и дальнего зарубежья, из Европы и Америки, а также со Святой Горы и Святой Земли, ведь Зверинецкий монастырь — это не только самый красивый монастырь величественного древнего Киева, это и древняя история Киева, это и наша с вами история, это — духовная жемчужина всего мирового Православия.
Мощи святых угодников, которые хранят в себе пещеры, встают перед нами живыми свидетелями той трудной, полной подвигов праведности, жизни первых христиан. Благодать Божия не дала бесславно пропасть великой святыне древней земли Киевской. Сегодня сами Святые показывает нам Путь Истинной и неисчерпаемой Веры, Путь Искренней и Чистой Молитвы, Путь Божественной и Вечной Любви, Великий Благодатный Путь, который, как бесценное сокровище вручается нам.
Мелкон Георгий Грачикович, магистрант Белгородской духовной семинарии, церковнослужитель Архангело-Михайловского Зверинецкого мужского монастыря г. Киева
Библиография:
1. Антонович В. Б., Археологическая карта Киевской губернии: (приложение к XV т. «Древности»), изд. Тип. М. Г. Волчанинова, Москва, 1895, оцифровано в 2014 году, Национальная историческая библиотека Украины.
2. Архангельский Н. В. Зверинецкие пещеры в Киеве К. 2003. С. 30.
3. Воронцова Е. А. Исследования и возрождение Зверинецкого пещерного комплекса в Киеве — средневекового памятника истории и культуры Украины // Лаврский альманах. Спецвыпуск 9: Исследования монастырских пещерных комплексов. — К., 2010. С. 7.
4. Воронцова Е. А. Киевские пещеры, сборн. научн. трудов Лаврский альманах. — Киев: Изд. Бизнесбиблиограф, 2010. C. 163.
5. Иоасаф (Жевахов) — Православная энциклопедия. URL: http://www.pravenc.ru/text/578 050.html
6. Казанский П. С. Проф. «История православного монашества на Востоке (монашество в Египте)». Часть 1. Предисловие. URL: https://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij/istorija-pravoslavnogo-monashestva-na-vostoke/11
7. Каманин И. М. Зверинецкие пещеры в Киеве. К. 1914. С. 8.
8. Там же. — С. 83.
9. Летописи. Нестор URL: https://www.e-reading.club/chapter.php/1 035 928/7/Rybakov_-_Kievskaya_Rus_i_russkie_knyazhestva_XII_-XIII_vv.html
10. Новый Завет. Послание к Галатам, глава 2:20
11. «Повесть Временных лет» — произведение начала XII века. URL:http://lib.ru/HISTORY/RUSSIA/povest.txt_with-big-pictures.html
12. Рожнёва О. «Самая загадочная киевская обитель». Православие. Ru. URL: http://www.pravoslavie.ru/109 146.html
13. Серапион, иером. Новооткрывающиеся древние пещеры в Киеве, на Зверинце. — К., 1914. — С. 3.
14. Там же. — С. 9.
15. Толочко П. П. Тайны киевских подземелий. К. 1969. С. 52.
16. Эртель А. Д. Древние пещеры на Зверинце в Киева К. 1913. С. 13.
http://afonit.info/biblioteka/russkij-afon/vozrozhdenie-afonskikh-dukhovnykh-traditsij-v-zverinetskom-peshchernom-monastyre-kieva
17. Там же. — С. 36.