Русская линия
Православие.RuСвятитель Иннокентий (Смирнов)23.10.2018 

Господи, Ты близ нас, Ты с нами
Наставления святителя Иннокентия Пензенского

Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский и Саратовский

Святитель Иннокентий (Смирнов; 1784−1819), епископ Пензенский и Саратовский, прожил совсем недолгую жизнь — 35 лет. Богослов, проповедник, церковный историк, преподаватель. Друг и сподвижник святителя Филарета (Дроздова), наставник архимандрита Фотия (Спасского), он отличался такою же ревностию о благочестии. При огромном объеме церковных послушаний, несмотря на высокие звания, посты и награды, святитель Иннокентий всегда сохранял глубокое смирение и мягкость своего характера.

Многочисленные речи и поучения святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма. Выдержки из них мы предлагаем нашим читателям в день памяти святителя — 10/23 октября.

О милосердии и милостыне

Свидетельствуйте любовь к Невидимому посредством любви к убогим, к рабам, к уничижаемым. Делайте что-нибудь для любви насильно, рассуждая, что вы делаете это для невидимо стоящего и приемлющего Бога Иисуса Христа. Заметьте, что, не имея любви, мы ничего не имеем; не принося плодов любви, мы ничего и никому не приносим. Как в бездну, поглощаем всё в себя, всё вовлекаем в себя, к своему отягощению!


+ + +

В то же время для Иисуса Христа, если ничего нельзя, подайте со стола половину куска своего; только повторяю: ради Иисуса Христа, Коего хотите причаститься. Подайте нищему — найдите его, поищите, как брата или как сестру, — подайте, как Господу. Если же сам придёт, поблагодарите его, что пришёл, и особенно — Господа, что привёл. Когда вы подадите кусок хлеба Господу, Он подаст вам исцеление. По мере вашей любви и веры будет мера и силы лекарства.

О празднословии

Господи! Время ли празднословия, когда все минуты недостаточны то для покаяния, то для благодарности, то для благотворения, то для молитвы, то для исправления житейских нужд! Время ли празднословить душе, которая стоит на краю бездны и одной ногой уже там, в неописанной глубине, другой же ещё держится здесь для того, чтобы вместо бездны выйти к свету, на небо!


+ + +

Земля, оглашаемая языком нашим, страждет от шума.


+ + +

Как лёгок язык, и как трудно движется сердце к заповедям Господним! Все мы выдумываем свои заповеди, сами себе даём правила, закон, сами себя учим, а Господних заповедей исполнять не хотим. О самолюбие, тонкое и прехитрое! Где скрыться от тебя, чем пресечь и искоренить тебя? Долго ли служить тебе, долго ли страдать от тебя и тобой распинать Господа?

Нет! Собственным распоряжением — так сказать, самолюбием — самолюбия не искоренить. Когда одно искоренится, другое, более тонкое, останется. Что же делать? Мне кажется, есть одно средство: молиться, ещё молиться, снова молиться и с молитвой ко Господу трудиться, делать по воле других, а не по своей, всё, что составляет круг нашей деятельности. И снова в молитве забывать про своё, про всё изобретенное в уме, составленное и содеянное нами. В молитве надо повергаться до той глубины, что мы ниже и хуже всех людей, ибо истинное смирение требует сего уничижения, снисхождения до сей глубины. С сим чувством должно оставаться и после молитвы.


+ + +

Смирение, как золото, очень глубоко закопано, и потому надо приложить очень много трудов, чтобы добыть его.

О молитве

Если желаете беседы, то возьмите Евангелие и потихоньку, с кроткою и мирною слезою беседуйте перед Иисусом. Беседа будет казаться небесною по сравнению с болтовней человека, коего вы знаете.


+ + +

Ощущение присутствия Иисуса Христа может быть во время любой работы, только бы одно око было устремлено на работу, а другое к Нему. И начало работы, и продолжение, и конец должны производиться как перед лицом Господа. О! Страшно и свято одно имя Его; как же страшно, свято и радостно должно быть Его присутствие!


+ + +

Одушевляйте всё молитвою. Из неё, как из источника, потекут реки любви и прочих благ духовных.


+ + +

Молитва, как всегдашнее оружие, пусть предстоит и возлежит около вас, покрывает, и защищает, и всюду сопровождает вас — молитва к Единому возлюбленному Господу Иисусу Христу! С Ним, как вы знаете, ничто, нигде, ни с кем не возмутит вашего сердца, хотя бы смутился ум или мысль многокрылая.


+ + +

В качестве домашнего, внутреннего, везде удобного занятия и некоего лекарства от рассеянности советую и прошу держать умную молитву и как можно чаще поставлять себя в присутствии Господнем, дабы наконец приучиться быть в Нём всегда. В противном случае тщетно поработаем и не продвинемся ни на шаг.


+ + +

Призовите Пресвятую Богородицу, чтобы Она за вас умолила Сына Своего Иисуса Христа, да спасёт душу от сует, от нечистот, от незнаемых грехов, от любления мира в тонких и различных видах. Предайтесь Ей молитвою и сердечным успокоением в её молитве, в её силе, в её высоте, чистоте и святости. Предайтесь, по крайней мере, на минуту со всей вашей преданностью: вы почувствуете покой в вашем сердце и, может быть, покой в вашей болезни.

Господь Иисус Христос от нас, недостойных, не приемлет молитв, ибо все наше — нечисто и корыстолюбиво, и пристрастно, а молитва о нас святых Его угодников и особенно Пречистой Богородицы, действительно, успевает настолько, что мы и не знаем, а уже получаем Господни милости.


+ + +

Дух наш всё ещё остается в волнении, чувства не очищены, ум не совсем освещён, совесть не совсем спокойна, воля не совсем управлена. Видите, сердце ещё не сияет, ещё не светит светом Христовым; или свет Христов ещё не воссиял в сердце. А сего надо искать, желать и молиться об этом. Горе нам, если в сей жизни не приобретём сего начала; в будущей едва ли останется надежда на это. И кто в этом может успокоиться, когда Господь не принят нами и как бы отвержен в сей жизни?

О пользе скорбей. Сознание скорбной души

Не прошла ещё первая тяжесть — налегла другая. Две, совокупившись, настолько стеснили жестокое сердце, что оно невольно уступило усилию или гнетущим силам. Видно, так всегда бывает с упрямым сердцем, так Господь милостиво творит смягчение. Его посылки — иногда как огонь, иногда как молот, иногда как бич, иногда как холод, иногда как камень, бремя; иногда как вода — соразмеряются и более производят блага, нежели все наши высокие подвиги. Господи! «Яви силу Твою и приди спасти меня» (Пс. 79: 3)!


+ + +

Терпите с радостью, когда страждете, ибо каждую мысль и каждый вздох слышит Иисус Христос, претерпевший за нас смерть. Утром и вечером вспоминайте о смерти. Сие научает смирению.


+ + +

Без Креста, без терпения, без сражения — нет победы, нет венца.


+ + +

Домашние хлопоты, как обыкновенные цепи, держат нашу духовную гордость на привязи. Иначе она, высоко поднявшись, увлекла бы нас по видимости — в превыспренность, а по истине — в прелестную пагубу, в глубину зол. Ибо нет ничего более скрытного и опасного, чем духовная гордость.


+ + +

Мне пришло на мысль напомнить вам в пост о посте духовном. Для того, чтобы наложить пост на самый дух, надо откинуть все попечения, отсечь все плотские пожелания, оставить все любимые мысли. Поститься — значит держать весь ум, все сердце при едином распятом Господе Иисусе Христе. Сия одна мысль, как крест, должна распинать всю душу вашу и чувственные пожелания со страстями и похотями.

О любви к оскорбителям и молчаливости терпения

Возлюбленный о Господе! Милость и благодать от Господа да будет с тобою! Любовь Его да управляет всеми мыслями, словами и делами твоими! Знаю, что мало облегчу или совсем не облегчу вашей душевной тяжести своими словами. Но, по крайней мере, удовлетворю моё желание — подать вам утешение о Господе.

Во-первых, вам нужна любовь за оскорбление и к оскорбителям! Вспомните, чем воздавал Иисус Христос, будучи на земле, всем врагам Своим и чем наконец платил распинателям, будучи на Кресте? Он молился за них и умолял: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23: 34).

Всякий раз, как поражает вас оскорбление, творите молитву Иисусову, всей силой напрягайтесь повторять её чаще, внимательнее и обращайтесь к любви Иисусовой, которая изливалась на распинателей. Сей есть первый и единственный пластырь на ваши раны.

Второй — молчаливость терпения. Пропускайте как сквозь пальцы то, что вас затрагивает: или как будто не примечаете, или, хотя примечаете, но не хотите вступаться. Молчите — пусть сперва с трудом, потом спокойнее. Держите нерастворенными уста и особенно не давайте воли глазам — затем не будет воли и мыслям, и языку. Испытайте, скоро увидите плод.

Третье средство — действие любви. Старайтесь что-нибудь делать в угождение и удовольствие оскорбителю, и делать против своей воли. Это начало любви, и это приучит вас истинно и искренне говорить в молитве Господней: «да будет воля Твоя» (Мф. 6: 10)! Иначе мы все будем делать, как и делаем, по своей воле. Господь положил на вас сей крест, его должно нести, творить волю Господню, говорить ежеминутно: «да будет воля Твоя!» А мы хотим противного, желаем, чтобы была воля наша!

О покаянии

На страшном пути, там, где всё — реки Вавилонские, где можно отдыхать только в сетовании и плаче о грехах своих. где всякий путь есть Вавилонский путь древнего рабства, — там открыть и воспомянуть хотя что-нибудь из Сиона, конечно, будет утешением.

«Дочь Вавилона окаянная», гнусная душа моя! «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 136: 8−9)! Все дела и мысли, как дети, рожденные в плену, как чада Вавилона, ничего более не заслуживают, как только смерти — избиения о камень.

Сознавая свою гнилость и отпадение, прошу всесильной помощи Небесного Врача, пришедшего не только целить гнилых, но и воскресить мертвых, — прошу Его прикрепить меня на лозу, растущую до небес, делатель коей есть Отец Небесный.


+ + +

Принесём благодарение Господу за то, что до сих пор терпит грехи наши и вразумляет нас искать пути истинного, учиться оправданиям Его. Что нам до других? Наши души, как Вавилон, должны быть разрушены, опустошены, сокрушены и потом возобновлены покаянием и делами, достойными истинного Иерусалима. «Дочь Вавилона окаянная!» Плоть, плоть грешная! «Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень» (Пс. 136: 8−9)!.. Вместо Иерусалима в Вавилоне, в плену плоти, страждет дух мой, часто поющий Вавилонские песни или услаждающийся ими, сознавая, или не сознавая, или не внимая песням сионским. О дочь Вавилона окаянная! Как ты пленила, как до сих пор увлекаешь и влечешь дух мой в гнусные узы твои! Прошу Господа, чтобы не погибнуть до конца, чтобы злые страсти вконец не возобладали над моими слабостями.


+ + +

Вы идёте к покаянию. Приемлющий кающихся, кто бы они ни были, да управит путь ваш! В тишине вечерней, перед сном, воспоминайте гнусность греховную, святость Бога распятого, разрешившего душу от грехов, неверность души и непременяемость Стоящего при вратах души нашей и ударяющего в них, дабы открыть и войти. Воспоминайте и то, что Он внидет в Таинстве Причащения, внидет, когда вкусите Плоть и Кровь Его дражайшую. Воспоминайте и желайте, желайте чаще и крепче, глубже и дольше, пламеннее и вернее. Воспоминая, молитесь и, молясь, надейтесь на Его посещение истинное, пренебесное, Божественное, непостижимое. Молясь, не вдавайтесь в мысли о слабостях, но прогоняйте их молитвенною любовью, именем Иисуса Христа, не своей силой, но Божией.


+ + +

Суета мира, в коем живём; непостоянность вещей, коими окружены; хитрость врага, который непрестанно нас ловит, везде и во всём ставит нам сети; слабость плоти, которая не покоряется; греховность души, которая непрестанно сама в себе родит тьму и всё тьмой покрывает; греховность ума, который стремится распространить свою область, то есть умножить гордость; греховность воображения, которое развлекает или увлекает к прежним порокам и изобретает новые удовольствия, чтобы хотя ими насытить и усыпить душу ищущих Господа; греховность чувств, которые, как окна смерти, приемлют только смертное, — словом, всё возмущает благое расположение нашей внутренней воли. Потому долго в одном положении никто быть не может. Правда, против всех сих врагов надобно стоять, бороться с ними и принуждать себя, хотя понемногу. С понуждением просить помощи Господней, чтобы Его сила совершилась в нашей немощи. Потому-то и нужно чаще воспоминать с желанием Христова посещения — как бы алкать и жаждать Его, а для сего отлагается понемногу телесное питие и телесная пища. Вот и говение.


+ + +

Слеза, падающая иногда с самохвальством, есть малый подарок из океана щедрот небесных. Пусть она будет нечиста, но если будет чаще падать, если будет что-нибудь смывать, если будет воздыхание о её нечистоте, то скоро просветлеет. Роняйте чаще хотя по одной слезе. Они, как жемчужины, соберутся в украшение души вашей. Они — изрядное лекарство от непостоянства, рождающегося от мечтательности о себе и рассеяния.


+ + +

Что смотреть на плоть тленную? «Что пользы в крови моей, — вопиет пророк, — когда я должен истлеть» (Пс. 29: 10)? Что за мир? Что за жизнь? Смотрите чаще за пределы жизни — лучше всё увидите в этой жизни.


+ + +

Час смертный для нашего самолюбия — как молния для боязливых, мысль о смерти проникает до костей и мозга, если мы чувствуем свою гнусность греховную. Смертное воздыхание или последние минуты жизни, в которые мы видим, как оставляет человек всё на земле, от земли переходит, переносится в другую, душевную область, — сии минуты должны обратиться для нас в самое ощутимое наставление: не искать на земле ничего, ничего не собирать, ничего не предуготовлять, жить для Господа, всё равно, в гнилом или в крепком доме, искать Его единого, Ему единому служить, о Нём заботиться, для Него устроять всё, а прежде всего душу свою, дабы была Его жилищем и храмом. Как часто мы об этом говорим и как мало действуем!

О воле Божией и Промысле

Опечалило вашей скорбью о недостатке духовных руководителей. Нет, их много, только надо уметь их примечать и извлекать то, чему они учат нас. Господь Иисус Христос посылает их каждый час, только наши глаза слабы — не видят или не хотят видеть их. Например, иной человек нас искушает рассеянностью — тем самым учит постоянству. Иной искушает раздражением, оскорблением — учит любви. Иной — пустословием, празднословием, а значит, учит твердой внимательности к размышлению о путях спасения.


+ + +

Привыкайте взирать на каждого человека с тем, чтобы от него научиться чему-нибудь духовному. Взирайте на него как на духовную книгу, раскрытую перед вами Самим Господом. Увидите из сего скорую пользу вашей душе. Господу угодно окружать нас всеми и всем тем, что нужно. Кроме того, вы имеете книги и умеете читать их. Вот руководство.


+ + +

Господи, Ты близ нас, Ты с нами, Ты знаешь, чему надо научить нас и в чём мы нуждаемся. Для Тебя все удобно и сообразно, но неудобны, несообразны наши помышления и сердца! Когда Тебе неугодно наставлять нас обыкновенными путями, то это значит, что Ты хочешь наставить нас необыкновенными или заставить молиться, просить, искать, плакать, сокрушаться душой, смиряться до настоящего смирения, ибо Ты Сам кроток и смирен сердцем.

Ты непрестанно учишь нас или терпению, или любви, или смирению, или молитве, или кротости, или милосердию, или многим добродетелям в совокупности! Поблагодарим Господа за всё, что с нами происходит. Действительно, от руки Господней, как от невидимого Врача, подаётся врачевство духовное: всё случающееся и окружающее нас!


+ + +

Господь Сам глаголет, только мы не разумеем. И глаголет непрестанно: то в тварях, то в подобных нам людях, то в книгах. Если же Он не удостаивает нас Своею благостью, то нам, надеясь на Него, всё предавать Ему же, покоряться Его воле, вверять Ему судьбу людей и свою судьбу должно от всего сердца. Такое упование и такая преданность сохранят в чистоте наше сердце, управят всеми вещами лучше, нежели все умы человеческие. Только предав Господу всё, должно не сомневаться в том, не колебаться мыслями, не ослабевать в вере, что Всемогущий всё может; не вставлять своих, по видимости прекрасных распоряжений — словом, не мешать своей воли с волей Божией, коей подобает преданность и полное доверие. Господи! Как трудна такая преданность из-за нашего своеволия! Сия добродетель, как зерно духовное, должна расти. Вдруг её не получить, но решимость должна быть «вдруг» и должна оставаться всегда. Сами себя, друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим!


+ + +

О Иисусе Христе! Ниспосли Твой покой нам, обременяемым: мне — болезнью, вам — суетами или заботами житейскими! Ему Единому всё предадим и от Него Единого всего ожидать, надеяться и молить будем. Господи! Куда идём? «Ты имеешь глаголы вечной жизни» (Ин. 6: 68), Ты источник жизни, Ты сама жизнь, Ты — всё для душ наших. Чего же, и где же, и для чего искать нам?

Горе наше в том, что мы неверны, что плоть окаянная удаляет нас от Тебя, что грех, царствующий в теле нашем, не даёт места Твоей благодати! С грехом частое забвение о Тебе, как мрак, сокрывает Тебя. Господи, прости сию слабость, отпусти сему неистовству ума и сердца и помози неверию и маловерию!

О мире

Не говорить правды, когда можно, значит утаить; не говорить тому, кому должно, значит работать из страха или из человекоугодия, терпеть только по видимости. Не говорить, потому что не видим успеха? успех — не наше дело, а Господне, наше дело — засвидетельствовать истину во славу Божию! Да и что за дальновидность в наших глазах? Мы не видим успеха видимого, человеческого, а какое невидимое потрясение совершается в одном, другом, может быть, во многих сердцах, — то видит только Сердцеведец! Более же всего надо опасаться укоризны или угрозы пророческой: страж, видевши опасность, приближающуюся ко граду, и не возвестивший, допустит погибнуть граду, но кровь всех погибших взыщется от руки его (Иез. 33: 6)! Хотя вы не страж, но обстоятельствами поставлены на стражу, по крайней мере некоторых лиц, а, может быть, через них и на великую стражу. Рано или поздно надо свидетельствовать славу распятого Иисуса Христа, хотя бы то стоило изгнания. В нынешнее время, да и всегда, сего ожидать не страшно, а славно.


+ + +

Что делать: мир — как море, город — как пучина, человек — как легкая ладья, а наш брат — разумею о себе — как легкое бремя или как обломок доски, проносимой всюду морем, поглощаемый и извергаемый не только пучиной, но и каждой волною. Что, если бы не Господь Иисус Христос, не имя Его, всесвятое и всесильное! Где бы тогда очутился такой ничтожный человек, как я?


+ + +

Всё должно расти постепенно, потихоньку. Ничему нельзя быть вне законов постепенности, вне законов покоя, в коем Бог почивает. Он сам есть покой, а потому и нам должно идти к Нему в покое. Чтобы не оставаться на одном и том же месте, не сделав вперед ни шагу, идите каждый день понемногу. Замечайте за собою каждый день: что делаете, что делали и что сделали.


+ + +

Знаю, что трудно подниматься от земли на небо, от своего тела к Иисусу Христу. Но чем труднее, тем полезнее для души, которая непрестанно ищет своего жилища на небе. Хотя желанием вашим не отступайте и не оставляйте пребывания с Иисусом Христом распятым, страдавшим в тысячу крат более вас, за нас, грешных. Да помилует Он всех нас Своею благодатию!

https://pravoslavie.ru/116 714.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика