Крестовский мост | Протоиерей Андрей Рахновский | 26.09.2018 |
О Святых Дарах, поклонах и неожиданных ситуациях в ходе причастия рассказывает протоиерей Андрей Рахновский, настоятель московского храма Ризоположения в Леонове
Не ищите особых ощущений
— Отец Андрей, что значит «причастие в осуждение»?
— Апостол Павел писал, что причастие в осуждение бывает в тех случаях, когда мы воспринимаем это Таинство как что-то обыкновенное, неподлинное, чисто символическое. Святой Павел говорит, что каждый должен испытывать себя, свою совесть и только потом приступать к Чаше, потому что тот, кто делает это не осознавая, причащается себе в осуждение: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. От того многие из вас немощны и больны и немало умирает».
— Все мы грешники, кто же тогда достоин причастия?
— Никто. Ни один человек не достоин благодати Божией, подаваемой нам в причастии. Мы причащаемся только по милости Господа нашего Иисуса Христа, Который любит нас, хочет всех очистить и спасти. И чтобы достойно причаститься, надо сознавать своё недостоинство, свои грехи. Большая ошибка — подходить к Чаше с чувством, что ты хорошо попостился, всё выполнил, вычитал и теперь достоин.
— Как понять, что причастие подействовало благодатно? Должны ли после него возникать радость, воодушевление?
— Никакое наше чувство не может быть объективным критерием. В причастии человеку подаётся благодать Божия, но это не значит, что нам передаются тем самым какие-то особые ощущения. Господь желает, чтобы мы изменили свой характер, поведение, перестали грешить, а не искали каких-то ярких ощущений или приятных чувств. Иногда мне говорят: «Батюшка, у меня после причастия на душе тяжело. Наверное, я недостойно причастился». Ошибочный вывод. Неразумно связывать перемены настроения с духовными действиями. Плод благодати Божией заключается в объективном изменении нашей личности. Допустим, человек часто раздражался, гневался, а после причастия у него возникает отвращение к такому поведению: он становится иным.
Детей нужно готовить к Таинству
— Многие родители приводят детей прямо к причастию, воспринимая это как целебную или, во всяком случае, полезную процедуру. То есть пропускают само богослужение. Действенно ли такое причастие? Нужно ли оно детям?
— Малышам тяжело долго стоять, поэтому необходимо приучать их к богослужению постепенно. В том случае, если родители хотят побыть на службе, но в ущерб себе сознательно идут на жертву, приводя детей прямо к причастию, — это не является чем-то плохим: люди вынужденно соизмеряют свои желания с реальными обстоятельствами. Но если всё делается небрежно, то есть родители сами не понимают, что такое причастие, и ребёнку не объясняют, — это, конечно, плохо. Если мы сами не причащаемся, мы должны хотя бы минимально подготовить ребёнка: провести вечер накануне всей семьёй в спокойной обстановке, почитать молитвы.
— Как быть, если ребёнок начинает кричать перед причастием? И почему так происходит?
— Это может случиться по разным причинам: иногда из-за тяжёлой атмосферы в доме или из-за того, что малыша редко приводят в храм и он испытывает здесь дискомфорт. Ни в коем случае нельзя ругать его, причащать насильно. Надо спокойно приходить к причастию, а если не получилось, значит, прийти в следующий раз.
Когда хлеб и вино становятся Плотью и Кровью
— В какой момент литургии происходит превращение хлеба и вина в Плоть и Кровь Христовы?
— Правильнее говорить «преложение» — этим словом мы называем происходящее чудо: обычные хлеб и вино становятся подлинными Телом и Кровью Христа, хотя Господь оставляет им тот же вид, потому что в противном случае мы не смогли бы их вкусить. В какой именно момент это происходит? Во время песнопения «Тебе поём…». Сначала диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, святый хлеб». Священник благословляет и возносит молитву ко Господу: «Сотвори убо хлеб сей Честное Тело Христа Твоего». Потом диакон говорит: «Благослови, владыко, святую Чашу». Священник благословляет и молится: «А еже в Чаши сей, Честную Кровь Христа Твоего». Затем диакон говорит: «Благослови, владыко, обоя». Священник благословляет со словами: «Преложив Духом Твоим Святым». После чего диакон громко возглашает троекратное «Аминь!» и все делают земной — в будни — или поясной — в праздники — поклон.
— А если происходящее в алтаре не слышно в храме? Когда же прихожанам кланяться?
— Если не слышно, то можно сделать поклон в конце «Тебе поём…». Главное — понимать смысл каждой части литургии, каждого песнопения, каждого действия и молиться. Ведь слово «литургия» переводится как «общее дело» — все присутствующие в храме должны быть в него вовлечены.
О бойкой девушке и о старой бабушке
— Некоторые прихожане, если не готовились к причастию, покидают храм, когда Чашу выносят из алтаря или ещё раньше. Это нормально?
— Мне кажется, правильнее всем оставаться до конца службы. Мы собрались для того, чтобы причаститься и помолиться. Вместе пришли и вместе должны уйти, а если человек скоро уходит со службы, получается, что он пришёл по какому-то частному делу.
— Вам приходилось сталкиваться с неожиданными ситуациями во время причастия? Бывают какие-то сложности?
— Сложности иногда возникают, когда люди подходят к Чаше без исповеди, им приходится тут же всё объяснять. Если это немощная бабушка, которая еле дошла до храма, прошу сразу же отвести её к исповедующему священнику или ставлю Чашу на престол и исповедую сам, а остальные причастники при этом ждут. Однажды был случай: подошла девушка, открыла уста, а на языке у неё — металлическая бляшка, пирсинг. Я её причастил, но потом подошёл и попросил перед следующим причастием пирсинг снять.
Беседовала Марина Морозова