Русская линия | Анна Долгова | 17.10.2005 |
Чтения открылись 11 октября пленарным заседанием в бывшем Покровском храме Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена (РГПУ). В начале собрания был отслужен молебен, затем представлен ряд докладов, посвященных современному диалогу светского и духовного образования, а также проблемам христианской психологии и философии.
Как сообщил академик РАО, ректор РГПУ им. А. И. Герцена Геннадий Бордовский, Покровские Чтения призваны найти те необходимые слова и действия, которые смогут улучшить моральное состояние нынешнего общества.
Ректор Санкт-Петербургских Духовных академии и семинарии, архиепископ Тихвинский Константин, в своем докладе «Социальная угроза нравственности» поднял вопрос взаимодействия Церкви и государства в деле патриотического воспитания молодежи. Владыка привел данные опросов студентов российских вузов, свидетельствующие о слабости гражданской позиции молодежи и отсутствии у нее созидательных ценностных ориентиров.
Главная задача Церкви, по словам архиепископа Константина, — воспитание нравственного поколения, путем формирования трезвенного и серьезного образа молодого человека — победителя соблазнов.
Также в ходе пленарного заседания с докладами выступили наместник Александро-Невской Лавры архимандрит Назарий (Лавриненко), доктор педагогических наук протоиерей Алексий Мороз, профессор РГПУ им. А. И. Герцена И. Гончаров, декан ППФ РГПУ им. А. И. Герцена В. Семикин и другие преподаватели.
Особенно тепло слушатели встретили выступление профессора, доктора педагогических наук В.А. Беляевой, рассказавшей о 10-летнем опыте работы Центра православно-педагогической культуры при Рязанском педагогическом университете имени С.Есенина.
Традиционно на Покровских чтениях наибольшее количество участников собрали секции «Современные методы православной психологии», «Благодатная педагогика» и конференция, посвященная деятельности воскресных школ.
Как сообщил ответственный секретарь Ассоциации «Покров» Сергей Прокофьев, секция по христианской педагогике полностью сформировалась в рамках чтений. Теперь это целое направление, с постоянно расширяющимся кругом авторов. Термин «благодатная педагогика» возник после первых чтений на межвузовской конференции и теперь получил практическое и теоретическое обоснование. С.Е. Прокофьев отметил, что задача Ассоциации — через проведение межвузовских конкурсов и чтений, сформировать принципы и методы работы православной организации в светских учебных заведениях.
На конференции воскресных школ педагоги делились опытом организации работы с подростками и детьми на приходах. Были отмечена отличная работа Духовно-просветительского Центра при храме Иоанна Кронштадтского в поселке Колтуши. Организаторы этого Центра, существующего с 1998 года, определяют цель своей деятельности созданием промежуточного звена между церковью и миром, которое занималось бы внешкольным воспитанием детей на базе отечественных культурных традиций. В центре действуют самые разнообразные кружки по интересам. Особое внимание педагоги уделяют работе с безнадзорными детьми. Среди преподавателей Центра есть люди не воцерковленные, так как верующих — специалистов не хватает. Руководители организации считают, что при этом осуществляется принцип взаимопомощи, и, помогая детям, эти люди получают помощь на своем пути к храму.
По мнению ученого секретаря Межвузовской Ассоциации «Покров», кандидата психологических наук Марианны Ярославовны Дворецкой, Покровские чтения этого года отличались практикоориентированным подходом, так как все участники искали выход в «реальность» психолого-педагогического процесса, позволяющего не только поднимать вопросы духовно-нравственного становления личности, но и реализовывать на практике духовно-нравственное образование и воспитание.
Основными «камнями преткновения» в процессе воспитания на данном этапе, по ее словам, являются:
— проблема идеала, т.к. из нашей социальной реальности вытеснены все идеалы, кроме гедонистического;
— проблема принятия и осознания молодым поколением понятий «дух» и «духовность»;
— проблема возрождения идеала семьи на почве русской культурной традиции.
На чтениях было высказано пожелание организовать на базе РГПУ им. А.И. Герцена «студенческую гостинную», где учащиеся и педагоги разных факультетов смогли бы обсуждать проблемы современной семьи с духовных позиций Православия.
М.Я. Дворецкая также отметила, что в этом году впервые на чтениях была поднята проблема духовно-нравственного воспитания в среде военных. На круглом столе с воспитателями и офицерами ВМФ, приехавшими со всей России, сложилась интересная дискуссия. Воспитатели с боевых кораблей осознают назревшие проблемы, связанные с формированием патриотических убеждений у будущих моряков. Марианна Ярославовна поделилась своим впечатлением от этого семинара: «Собрались офицеры — болеющие, переживающие за свое дело люди. Главным был вопрос: как вернуть понятие — служить Отечеству? Когда они выступали, обнаруживая глубокое понимание проблемы, было такое ощущение, что нам, ученым, нужно учиться у них, а не им».
Результатом явилось решение организовать курсы по духовно-нравственному воспитанию для офицеров на базе Высших специальных офицерских классов ВМФ в Петербурге.
На VI Покровских чтениях можно отметить огорчающий момент — в конференции участвовало мало молодежи. Несмотря на меры по информированию студентов о предстоящих чтениях, предпринятые организаторами, посетили их лишь немногочисленные группы студентов РГПУ и Духовных школ. Очевидно, руководителям Ассоциации нужно внимательно отнестись к решению и этой проблемы — почему молодежь не захотела принять участие в обсуждении наболевших проблем и услышать старшее поколение, открытое для общения с молодыми.
Напомним, что Межрегиональные Покровские чтения организуются с 2000 года и проводятся по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, который не раз призывал к тесному сотрудничеству Церкви и государства в деле духовного возрождения России.
http://rusk.ru/st.php?idar=8123
|