Православие.Ru | 24.04.2018 |
Трудно поверить, что это тот же самый храм. Всего двадцать лет назад здесь было всё по-другому: низкий потолок, маленький фанерный иконостас, дощатый пол, грязно-белые стены. А теперь храм воскрес и стал словно сказочный чертог! Господь сотворил это чудо, сделав так, чтобы над возрождением храма потрудились 5000 человек: архитекторы, строители, иконописцы, резчики, позолотчики… Хочется вернуться назад и вспомнить, как совершилось это чудо. Фоторассказ о возрождении главного храма Александро-Невского Ново-Тихвинского женского монастыря г. Екатеринбурга.
Этот храм всегда был знаковым для Екатеринбурга. Величественный, высокий, как крепость, он был виден за несколько километров.
Собор строили буквально всем миром: сёстры специально для этого храма своими руками делали кирпичи и сами переносили их, проект храма разработал известный на Урале архитектор Михаил Малахов, в создании проекта участвовали также столичные архитекторы Шарлемань и Висконти; пожертвования на храм присылали со всего Урала владельцы заводов, управляющие и простые селяне. Собор был достроен к 1854 году. Таким его запечатлел знаменитый фотограф Прокудин-Горский.
Храму удалось пережить революцию — здание осталось целым. Но с него были сняты кресты и колокола, а внутри — устроены железобетонные перекрытия, разделившие храм на 5 этажей.
Во дворе собора разместился музей военной техники; напротив главного входа поставили танк, обращённый дулом к храму. В самом храме с 1960-х годов находился краеведческий музей. В закрытом отделе музея хранились многие святыни, в том числе одна из главных святынь Урала и Сибири — мощи святого праведного Симеона Верхотурского. Об этом на Урале не знал никто, кроме нескольких сотрудников музея.
В 1991 году после 30-дневной голодовки верующих, организованной рабой Божией Ольгой (впоследствии монахиней Ольгой), собор в честь св. Александра Невского вернули Церкви. На нём вновь появился крест.
Внутри поставили иконостас из фанеры, повесили иконы
Внутри поставили иконостас из фанеры, повесили иконы
Хотя внутри собор мало походил на храм, а напоминал, скорее, катакомбы, но жители Екатеринбурга сразу полюбили его.
Переживший советские годы, Александро-Невский храм был похож на бойца, только что вернувшегося из страшного сражения и покрытого ранами с ног до головы.
Постепенно началась реставрация храма. На куполах обновили кровлю, установили позолоченные кресты. Четырёхметровый крест на главный купол был выполнен по подобию креста Рождественского собора города Владимира, где покоились мощи святого благоверного князя Александра до их перенесения в Александро-Невскую Лавру.
Установлены леса, фасад подготовлен к восстановлению штукатурного слоя.
Засияли золотом купола.
Самая трудная работа предстояла внутри храма. Прежде всего, нужно было убрать железобетонные перекрытия, разделявшие его на этажи. Как это сделать, чтобы не повредить стены храма? От ударных инструментов на стены передаётся вибрация, что может ослабить их прочность. Значит, нужно убирать перекрытия с помощью особых, режущих инструментов.
Специально для этого был разработан особый кран, который собрали прямо в храме. Этот кран держал железобетонную балку, а специальное устройство с алмазными наконечниками отрезало балку от стен, сантиметр за сантиметром. Эти работы проводились в течение нескольких месяцев.
Постепенно храм освобождался от перекрытий.
.. и наконец раскрылся весь объём храма. Видны следы от перекрытий второго и третьего этажей — словно шрамы, оставшиеся от советского времени. Сёстры уже начали делать первые эскизы росписей.
Над внешним видом и интерьером храма сёстры работали несколько лет, отрисовывая каждую деталь и всю композицию в целом.
Был изготовлен макет храма в 1,5 метра высотой, выполнены линейные эскизы будущих росписей.
Затем был изготовлен цветовой эскиз. Интерьер храма разработали совместно с сёстрами екатеринбургские архитекторы Михаил Голобородский, Владимир Руднев и Инна Ильмуратова. При разработке интерьера сёстры и архитекторы ориентировались на выдающиеся образцы византийского храмоздательства: храм Софии Премудрости Божией и монастырь Хора в Стамбуле (бывший Константинополь, столица Византийской Империи).
Восстанавливаются капители.
Декоративные элементы, украшавшие колонны до революции и частично разрушенные в советское время, полностью восстановлены с точным соблюдением размера и формы.
Храм опоясали надписи — строки из псалмов Пророка Давида: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея», «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его».
Храм опоясали надписи — строки из псалмов Пророка Давида: «Господи, возлюбих благолепие дома Твоего и место селения славы Твоея», «Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его».
Вся колокольня оделась в леса: нужно восстановить разрушившиеся участки кирпичной кладки, воссоздать купол со шпилем.
Изготавливается купол и шпиль на колокольню.
Высота колокольни с новым шпилем составляет 62 метра.
Внутренняя отделка храма началась с пола.
С большим трепетом сёстры приступили к самой главной работе — росписи стен храма.
Сначала они написали образ Спасителя в центральном куполе вчерне — для того чтобы посмотреть, как будет выглядеть изображение.
Потом рисунок был забелён, наложено золото, и сёстры начали писать все образы уже в цвете.
Сестра пишет образ Господа Вседержителя в куполе. Работа над этим образом была особенно сложной из-за его больших размеров: так, диаметр нимба Спасителя составляет 4 метра.
Образ Божией Матери в конхе центрального алтаря.
Все стены храма покрыты росписями. Вместе с сёстрами над ними работали одни из лучших мастеров России и Беларуси: Алексей Вронский с помощниками, иконописцы из Владимира, Троице-Сергиевой Лавры и Свято-Елисаветинского монастыря г. Минска. Всего в храме изображено около 150 святых и более 50 сюжетов из Священного Писания.
Прописаны малейшие детали, орнаменты
Пока шла реставрация храма, в нём часто, прямо на лесах служили молебны, призывая помощь Божию, чтобы Он помог сделать Свой дом благолепным, как Рай.
Наконец, пришло время убирать леса.
Храм засиял во всей своей красоте.
Над его убранством — сенями, лампадами, резными украшениями, мозаикой — трудились мастера из Москвы, Сербии, Беларуси.
И вот настал день освящения, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. 19 мая 2013 года, Неделя Жен-мироносиц.
Всё готово для освящения.
Храм освящается по особому чину, в котором каждое действие глубоко символично. На святую трапезу возливается тёплая вода в знак духовного очищения, затем священнослужители отирают престол
Крестообразно возливается розовая вода, смешанная с вином. Розовая вода означает миро, принесённое жёнами на погребение Христа, а вино — кровь, пролитую на Голгофе
Храм освящается крестообразным помазанием стен святым миром.
Святейший Патриарх в сопровождении духовенства совершает вокруг новоосвящаемого храма крестный ход со святыми мощами.
Перед затворенными дверями храма Святейший Патриарх молится о храме, чтобы он обновился благодатью и всегда был обителью Божией, пристанищем и лечебницей душ, орудием молитв и таин Божиих и пребывал непоколебимым вовеки. Затем, открыв врата храма, словно вход на Небо, Святейший Патриарх совершает вход в храм со святыми мощами.
Святые мощи влагаются в престол и в освящённые антиминсы
Этот день — день начала новой жизни для храма — стал незабываемым.
Первую Литургию в новоосвящённом храме совершает Святейший Патриарх Кирилл в сослужении архиереев и духовенства.
Храм вновь стал одним из самых любимых для горожан. Каждый день сюда приходят сотни людей, чтобы помолиться на богослужениях, отдохнуть душой и прикоснуться к красоте Православия. А в день Тихвинской иконы Божией Матери — главный праздник обители — здесь собираются несколько тысяч человек.
Как говорит преподобный Иустин Сербский, «каждый святой храм — это частица неба на земле. И когда ты в храме, то, смотри, ты уже на небе. Когда земля измучит тебя своим адом, ты поспеши в храм, войди в него, и вот — вошёл ты в рай. И если случится, что на тебя нападут целые легионы демонов, ты беги в храм — стань среди святых Ангелов, ибо храм всегда полон Ангелов, и Ангелы Божии охранят тебя от всех демонов мира сего. И ничто не сможет тебе повредить. Не забывайте, братья: мы, христиане, сильны Богом. Кто тогда может быть сильнее нас? Никто, никто!»