Православие.Ru | Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (Березовский) | 02.03.2018 |
Духовные беседы, проповеди и высказывания митрополита Онуфрия исполнены простоты, доступности и духовной мудрости. Такое сочетание характерно для опытных духовников, молитвенно сосредоточенных на нуждах вручённой им паствы, стремящихся как можно проще и глубже, на жизненных примерах раскрыть знание о духовных законах, указать простой и ясный путь достижения спасительной благодати Божией. Слушая блаженнейшего владыку, понимаешь, что его советы и рекомендации исходят из личного многолетнего опыта духовной жизни, строгой самодисциплины.
Наша беседа о том, как правильно проводить Великий пост, как избежать ошибок и крайностей, чтобы найти «свою меру» в великопостных трудах.
«Если нет заповеди, человек не может духовно развиваться, совершенствоваться»
— Ваше Блаженство, в среде нецерковной часто звучит одна и та же претензия в отношении Великого поста: зачем такие крайности — полтора месяца перед Пасхой сидеть на растительной пище, часто и без растительного масла, а в определённые дни вообще ничего не вкушать? В самом понятии «запрет», по мнению оппонентов Церкви, проглядывает нечто диктаторское, даже жестокое.
— Нельзя рассматривать пост как запрет. Пост — это одно из добровольных слагаемых духовной практики, и исполнение поста — это выражение нашего послушания Господу и Его Святой Церкви. Послушание было предложено Господом ещё нашим праотцам Адаму и Еве. В Эдемском саду было много деревьев, которые приносили прекрасные и вожделенные плоды, и Адам мог вкушать от любого из них, кроме одного. Господь запретил не потому, что ему было жалко этого плода для Адама. А для того, чтобы дать ему заповедь послушания, через которую он мог бы совершенствовать свою любовь ко Творцу. Если нет заповеди, человек не может духовно развиваться, совершенствоваться.
Когда дети оказывают послушание своим родителям, они так выражают свою любовь к ним. Им жаль огорчить родителей, и, когда они совершают непослушание, дурные поступки, совесть тут же начинает укорять их, возникает психологическая преграда в общении с родителями. И часто дети со слезами раскаяния прибегают к родителям, чтобы снять тяжесть с детской души. И нам, взрослым, нужно оказывать послушание Святой Церкви, исполняя её предписания, покоряясь её уставу, её правилам. И благодаря этому послушанию у нас возрастает любовь к Богу через полученную от Него благодать. Когда же мы поступаем вопреки воле Божией, мы удаляемся от Него, нам трудно быть с Ним, как трудно было в раю согрешившему Адаму.
Пост нужен нам для восстановления нашего духовного здоровья. Ведь мы не удивляемся, когда врач во время болезни приписывает нам строгую диету, воздержание от каких-то продуктов. И вот Церковь напоминает нам, что пост — это время исправления своих ошибок, своих немощей, преодоления своих недостатков, духовного оздоровления, время шествия к Богу, а не удаления от Него. И в этом нам помогает телесное воздержание и молитва.
«Вкушая постную пищу с молитвой, мы оздоравливаем душу и тело»
— Любимый аргумент противников поста: в конце зимы организм ослаблен, обессилен, нужно получать калории, питание должно быть обильным.
— Знаете, человек в угоду себе придумает многое. Курильщики говорят, что сигарета помогает сосредоточиться, а любители спиртного оправдывают его употребление снятием стресса и усталости. В Великий пост Церковь благословляет воздерживаться от скоромной пищи, употреблять преимущественно растительную пищу не случайно. Это не жестокость по отношению к человеку. Бог сотворил человека и дал ему изначально пищу растительную — разнообразную, прекрасную. Эта пища натуральная, природная — самая полезная, которая подходит нам более всего. Когда мы вкушаем её, то мы восстанавливаем гармонию в своём теле.
Привыкнув к мясной пище, мы думаем, что без неё невозможно жить. Но оказывается, можно жить, и весьма полноценно. Если человек никогда не постился, привык в своём рационе постоянно иметь скоромную пищу, ему поначалу может показаться такой переход довольно трудным. Но нужно пережить эту перестройку в организме, быть внимательным к употреблению пищи, стараться есть то, что полезно организму для жизни. Ведь пищей можно лечить организм, как и травами, свежими овощами, соками. Белок имеют многие растительные продукты: разные орехи, различные семена. Вкушая такую пищу с молитвой, мы оздоравливаем и душу, и тело.
Конечно, не следует накладывать на себя какие-то особые подвиги, голодовки, а придерживаться разумного воздержания, как говорят святые отцы — золотой середины, идти царским путём, исходя из своего самочувствия. Бог каждому из нас дал разум, и мы должны корректировать норму и качество своей пищи. Также есть духовники, с которыми можно посоветоваться в этом вопросе, если возникают какие-то трудности и недоумения.
«Мы уподобляемся Христу, Который учил нас воздержанию»
И.Н. Крамской. Христос в пустыне. 1873. Холст, масло.
— А почему, Ваше Блаженство, этот пост назван Великим? Ведь не только же из-за своей протяжённости в 40 дней с последующей Страстной седмицей?
— Великий пост предшествует самому великому празднику — Пасхе, Воскресению Христову, величайшему событию в истории человечества: победе над смертью. Пасха даёт нам залог того, что мы тоже воскреснем, что мы будем неразлучны с Господом и с теми, кого мы любим. Христос является нашим Спасителем, Богом Чистым, Богом Совершенным, Богом Милостивым, исполненным Премудрости. Для того чтобы встретить праздник Пасхи Христовой, праздник Света и Жизни, Праздник, который несёт с собой обилие Божественной благодати, мы должны приготовить свои души к этой встрече через покаяние и молитву. И Церковь учредила святой Великий пост, чтобы мы могли это приуготовление успешно совершить.
И это касается не только воздержания телесного, но и воздержания в чувствах, в помыслах, в языке при общении. Потому что пост и молитва — это два крыла, которые приближают человека к Богу, помогают ему себя очищать и давать в своей душе место для благодати Божией. И блажен тот человек, который с усердием совершает пост и молитву. В истории Церкви нет ни одного святого, который не прибегал бы к посту и молитве. В этом делании мы уподобляемся Христу, Который учил нас воздержанию, постясь 40 дней в пустыне. Ему не было нужды очищать Свою душу, ибо Господь безгрешен. Но постясь, Он подал пример приготовления к встрече с Ним.
— Всякое ограничение вызывает дискомфорт, влечёт за собой раздражительность. Как избежать этого во время поста?
— Пост не случайно назван весной духовной. А весна всегда радостна для человека. Пост приближает нас к Богу, помогает нам восстановить в себе образ Божий, искажённый грехом, помогает нам стать богоподобными. Поэтому пост нужно совершать не в унынии, не в тоске, но со светлым лицом. Спаситель учит нас, как мы должны поститься.
В Евангелии говорится, чтобы мы умыли своё лицо, умастили свою главу елеем, чтобы явиться постящимися пред Богом, а не пред людьми. И Бог, видя наше усердие, которое мы совершаем для того, чтобы к Нему приблизиться, чтобы быть похожими на Его образ, видя наш подвиг в тайне, воздаёт нам явно (см.: Мф. 6: 17−18). Умастить главу елеем — это
может означать для нас быть исполненными добрыми мыслями, добрыми пожеланиями по отношению к другим людям. Отбросить недовольство, ропот, зависть, уныние, неприязнь. Господь, видя наши добрые устремления и расположения души, не оставит её без вознаграждения.
«Важна мера и рассудительность»
— Владыка, скажите, как избежать крайностей, ведь у людей разные духовные и физические силы, да и возможность поститься и молиться не у всех одинакова?
— Пост — это время усиленной работы над собой. В этот период телесное воздержание должно быть большим, нежели когда-либо, также и молитв должно быть больше, нежели мы обычно совершаем. Но при этом нужно уметь чувствовать свою меру и стараться не переходить её. Потому что всякая крайность вредна. Вредно, когда человек объедается, и вредно, когда постится до такой степени, что становится нетрудоспособным. Бог дал человеку пост, чтобы он нормализовал духовные и телесные силы, восстановил здоровье духовное и телесное. А не для того, чтобы, неразумно постясь, стать инвалидом. Поэтому постепенно нужно входить в пост. Каждый знает, с какого уровня он начинает свой пост. И постепенно по мере прохождения поста уже может ограничивать свою меру еды, пития, увеличивать молитвенное правило.
— А если человек болен?
— Если человек болен и ему рекомендован какой-то особый род пищи, то с этими вопросами нужно обращаться к духовникам и брать благословение на ослабление поста. Церковь даёт такое благословение на послабление беременным женщинам, питающим младенцев и людям больным. Но меру послабления нужно также согласовывать с духовником.
— Во время поста церковные службы особенно продолжительны. Как совмещать их с работой, учёбой, хозяйством?
— Каждый человек выстраивает свою духовную жизнь самостоятельно, исходя из своих возможностей во времени. Если нет возможности посетить Литургию Преждеосвящённых Даров среди недели, можно прийти ненадолго на вечернюю службу, можно самому помолиться дома, почитать Псалтирь, Священное Писание, поучения святых отцов. Отложить привычные развлечения у телевизора, устраниться от потока политической информации, подумать о том, кто нуждается в нашей помощи, кто страдает в одиночестве. Стараться время проводить с рассуждением, с пользой для души. Всё зависит от нашего желания и настроя.
«Неосуждение — главная добродетель»
— Говорят, что в молитве преподобного Ефрема Сирина изложен краткий устав Великого поста и покаяния так такового.
— Это действительно так. В этой молитве перечислены все главные страсти человека, которые нужно искоренять, и противоположные этим страстям добродетели, которые следует им противопоставлять. И главная добродетель, венчающая эту молитву, — неосуждение: «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего».
Господь говорит в Евангелии: если мы хотим, чтобы Бог нам простил согрешения, нужно простить согрешения тем, кто согрешил против нас. Если это условие не будет соблюдаться, то никакой пост, никакая молитва не помогут нам освободиться от греха. Ибо злоба, которая наполняет человека и не даёт ему простить грех брата своего, не даёт места для благодати Божией в душе человека. Поэтому нужно стараться искоренять грех обиды, осуждения и неприязни. В жизни всякое бывает. Бывают ссоры, обиды, и чаще всего каждый считает, что именно он более прав в спорном вопросе, чем его оппонент. Но если мы хотим получить прощение грехов, мы должны отбросить все свои аргументы, которые нас оправдывают, подойти и сказать: «Брат, сестра, прости меня Христа ради». Хотя случается и так, что устами скажем, а обида остаётся лежать на сердце. Но и то хорошо, что мы сделали первый шаг — испросили прощение. Постепенно и обида уйдёт из души.
— Владыка, уже не первый год ежедневно во всех храмах Украины возносится молитва о мире, о прекращении военных действий на востоке страны. А в течение этого поста, как и в минувшие годы, Вы благословили всем верным читать по одной кафизме в день.
— Это наша скромная молитвенная жертва за нашу землю, за наш украинский народ, чтобы Господь благословил нас миром и помиловал всех нас. И мы знаем из истории Церкви, что усиленная молитва о мире никогда не бывает напрасной и всегда приносит плоды.
— Ваше Блаженство, по традиции хочется завершить беседу Вашим пожеланием и благословением читателям.
— Пусть Господь помогает нам, чтобы мы в телесном воздержании и в посильной молитве провели время святой Четыредесятницы, чтобы мы сподобились встретить в радости, в мире великий праздник светлого Христова Воскресения.
С митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием беседовал Сергей Герук