Русская линия | Людмила Ильюнина | 17.10.2005 |
Вся книга написана в виде святительских (или пророческих, если проводить параллели с Ветхим Заветом, с историей богоизбранного еврейского народа, что делает сам святитель постоянно в этой книге) воззваний. Зачало дано в первой главке, ее темы потом развиваются во всей книге. Приведу ее здесь почти целиком:
Грешили мы и грехи искупали.
Оскорбили мы Господа Бога и наказаны.
Испачкались мы беспутством, умылись кровью и слезами.
Попрали мы все, что для предков было свято, за то и сами попираемы.
Имели мы школу без веры, политику без чести, войско без родинолюбия, государство без Божиего благословения. Из-за этого пропадают у нас и школа, и политика, и войско, и государство.
Двадцать лет мы усердствовали, чтобы не быть самими собой, поэтому чужеземцы накрыли нас своим мраком… На протяжении двадцати лет были мы на смерть осуждены. Приговор начал исполняться. И убит каждый восьмой серб. Затем наказание было смягчено, и мы осуждены на вечную каторгу, на вечное рабство в немецких кандалах… За двадцать лет своей беззаконной жизни сербский народ получил всего два года каторги. Разве это не Божественная милость?
Что теперь делать? Только не то, что делали в период между двумя мировыми войнами…
Пусть каждый, кто является сербским родинолюбцем, стремится заслужить Царство Небесное, которым единственно может сохраниться царство земное на длительное время.
Наш народ сказав: «Справедливостью держатся страны и города», сказал: «Царством Небесным держится царство земное». Ибо справедливость — одна из многих сил Царства Небесного. Другая сила — вера, третья — любовь, четвертая — истина, пятая — милость, шестая — мудрость, седьмая — чистота, и так почти без числа и без конца.
Размыслите, какую из этих сил имеете, а какой не имеете. Поспешите, чтобы все их обрести. Тогда будете совершенны, как совершенен Отец Небесный. Тогда одолеете мрачные силы ада, которые властвовали в нашей стране, которые и при воспоминании долго будут мучить нас, как мучают кошмары…"
Святой Николай Сербский, как бы отвечая тому, кто сейчас может сказать: Как можно винить народ-страдалец? — говорит, что покаяние народа — это и есть победа над врагом. Более того, Святитель утверждает, что самоосуждение — это «коренная особенность сербского народа». И дальше слова совсем уж невместимые для простой человеческой логики: «Как только с сербами случается несчастье, они кричат перед небом и землей: «Мы виноваты. Только мы виноваты в несчастье, которое с нами случилось! На Косово виноваты не турки, а Вук Бранкович. На Марицы виноваты не азиаты, а Вукашин. Боже, милостив буди нам грешным, сербам, и спаси нас!»
И, отвечая на наше недоумение, на наше смущение (кажется тем, о чем он говорит, умаляется народный героизм) Святитель продолжает: «Такой язык непонятен властолюбивым и надменным народам Европы. Они ни за что не признают своей вины. Потеряли нравственное представление о грехе, о грехе и покаянии. За любое зло в мире они обвиняют других; себя — никогда… Я вам говорю: обретайте дух сокрушения и покаяния перед Богом. Пока такой дух будет жив в груди сербов, до тех пор будут сербы существовать как народ Божий. Богу во славу ныне и во веки веков».
Книга, написанная в темнице, обращена не только к современникам высокопреосвященного узника и не только к сербам, она обращена ко всем народам Европы (Европе на страницах воззваний святого Николая Сербского направлены многочисленные обличительные филиппики) и к нам, русским, в том числе, а может быть и в первую очередь. Святитель рисует нам образ России, которой давно уже нет: «Посмотрите на землю Русскую. Это самая обширная из всех стран мира. Вот вам очевидное доказательство истинности слов Христа; благо кротким, ибо они наследуют землю. Воистину, не нужны нам доказательства яснее и реальнее, чем Православная Русь и православный русский народ. Бесчисленные грабители и насильники владели этими пространными землями, которые ныне унаследовали кроткие русские».
Страница, за страницей, читая обличения Святителя сербского народа, все сильнее воспринимаешь их как обращенные к нам — современным русским людям. Все, в чем он упрекает сербов, потерявших в начале XX века веру отцов и поклонившихся западной цивилизации, имеет прямое отношение и к нам. И к нашей истории, и к дню сегодняшнему. Заменим в обличениях святого Николая «сербский народ» на «русский народ» и это будет про нас:
«Ходить бы народу сербскому, несколько столетий пекшемуся на огне страданий, чтобы сладким хлебом быть для Господа своего, ходить бы ему путями святых предков своих, путями Господними! Господь бы с ними был и Господь бы хранил от всех безбожных врагов его. Он был бы спокойным, был бы сытым и счастливым под сенью покрова Божия.
Но Европа бросилась за обманными мыслями своих философов и покатилась под гору за обманными хотениями сердца своего. А для Сербии Европа стала милее Воскресшего Христа… И разбилась Европа, как горшок о камни, и в кровь разбились, изуродовались сыны сербские…
Большую цену мы дали за эту науку. Будущее покажет, используем ли мы ее. Господи, сурово нас покаравший, помилуй нас! Дай нам мудрость и силы использовать дорого оплаченный опыт. И не оставь нас, Господи Боже, не отступись от нас».
Святитель предупреждает: если полученные от Бога уроки не будут усвоены, если и дальше его народ, и другие народы земли пойдут по пути богоотступничества, то в будущем неизбежно еще большее наказание:
«Злоба в сердце и ложь на языке, братья, стали злым роком человечества в наше время. Злоба и ложь — это два поджигателя, учинившие пожар всего мира во время двух минувших Мировых войн. И знайте, что злоба и ложь — эти две ведьмы нашего мира — будут неустанно стараться, чтобы устроить третий мировой пожар, еще страшнее двух предыдущих.
Сражайтесь, братья, против злобы и лжи!»
Предотвратить или хотя бы отодвинуть во времени мировой пожар, — пишет святой Николай Сербский, — может и должен каждый человек:
«Сражайтесь против злобы в сердце своем и лжи на устах своих, чтобы не допустить новой Мировой войны между народами! Это наука Христова: лекарь, исцелись прежде сам! Это метод христианский: начни с себя. Если же начнете с какой-то иной стороны, ничего не получится. Христос Бог вас этому научил. Ему слава и хвала во веки. Аминь».
Сетуя, обличая, пророчествуя на страницах книги «Из окна темницы», святой Божий кончает плачем, молитвой за свой народ, покаянными воплями о всех людях, — и так дает нам образец внутреннего устроения, к которому мы должны стремиться, — не других винить, а себя, не возмущаться, а каяться:
«Единственный сострадательный и милосердный Боже, прости нас. Совершили мы преступление по отношению к Тебе, Всемогущему и Всеблагому Творцу и Отцу нашему. Забыли мы Тебя как единственного Друга, а искали много друзей среди соседей своих, среди тех, кто из плоти и крови и праха, как и мы.
А когда мы составили список друзей наших, получился перечень имен князей этого мира, сыновей человеческих. И мы радовались, и в радости говорили душе своей: «наслаждайся, душа, ты обеспечена; со всех сторон поддерживают тебя друзья твои; не бойся, будешь иметь покой на многая и многая лета. Однако, о Господи, лишь Твое имя не вписали господа сербские в список друзей и советников. Лишь Твоего имени не было среди записанных имен…
Предали нас все князи человеческие и все сыны человеческие! Попрали клятву, наплевали на дружбу. Обещания отмели от себя, как ветром, и затрубили во все трубы слова предательства.
Услышь, Всеблагий и всеправый Боже!
Прости нас, Господи и спаси нас!»
Библейский взгляд на события в Сербии и прошедшие и современные, который излагает святой Николай Сербский, открывает нам глаза на смысл тех процессов, которые сейчас происходят в мире. Книгу «Из окна темницы» хорошо бы включить в список настольных книг православного христианина, перечитывать ее полезно для напоминания о том, в какое решающее время мы живем, какая ответственность лежит на каждом из нас, какие нас могут ожидать испытания, и как правильно к ним приготовиться, как правильно настроить свое сердце и свои помышления.
http://rusk.ru/st.php?idar=8011
|