Московский журнал | 01.02.2004 |
В этом небольшом послании я хотел бы рассказать о моем двоюродном деде, архиепископе Казанском и Чистопольском Сергии (в миру — Аркадий Дмитриевич Королев, 1881−1952). К письму прилагаю фотографии из семейного архива.
Аркадий Дмитриевич Королев родился в Москве 18 января 1881 года, крещен в церкви Иоанна Предтечи на Пресне. Его родители — купец 1-й гильдии Дмитрий Леонтиевич Королев и Мария Алексеевна Королева (в девичестве Рожкова). Кроме Аркадия в семье было еще пятеро детей: Михаил, Василий, Екатерина, Елена и Ираида.
Дед Аркадия Дмитриевича, Леонтий Кириллович Королев, также московский купец 1-й гильдии, вместе со своим братом Иваном Кирилловичем Королевым в 1827 году создал торговый дом — «Братья Королевы». Продавали они кожаную обувь.
Начальное образование Аркадий получил в Московском реальном училище на Плющихе. Потом семья переехала в село Никольское-Горушек Дмитровского уезда Московской губернии. Там жила родная сестра Аркадия — Елена Дмитриевна, муж которой, Егор Егорович Каменев, был учителем в земской школе. После окончания Аркадием этой школы встал вопрос о продолжении образования. Хотя он и не принадлежал к духовному сословию, было решено отдать его в дмитровское Духовное училище, куда мальчик и был определен своим попечителем Е. Е. Каменевым.
В 1896 году Аркадий Королев успешно окончил училище и поступил в Вифанскую Духовную семинарию, далее, в 1902 году, — в Московскую Духовную академию. В 1906 году по окончании МДА Аркадий Королев в ожидании назначения поехал погостить к своему старшему другу по Академии Серафиму (Остроумову), ставшему наместником Яблочинского монастыря Холмской епархии (впоследствии возведен в сан епископа). В то время епархией управлял епископ Евлогий (Георгиевский), много потрудившийся на ниве народного просвещения и благотворительности, в частности, создавший при Яблочинском монастыре ряд школ — учителей, псаломщиков, сельскохозяйственную, ремесленную.
Прибыв в Яблочинскую обитель, Аркадий Королев не задумываясь решил остаться здесь и был зачислен штатным послушником с исполнением обязанностей школьного законоучителя. 7/20 июня 1907 года в Свято-Онуфриевском монастыре Холмской епархии владыкой Евлогием Аркадий Королев был пострижен в монашеский чин с именем Сергий и им же рукоположен во иеромонахи. Со временем иеромонах Сергий становится наместником монастыря, а в 1914 году — настоятелем и возводится архиепископом Евлогием в сан архимандрита с назначением благочинным епархиальных монастырей.
1/14 августа 1916 года ввиду наступления немцев архимандрит Сергий вынужденно покинул Холмщину, где, по его собственному признанию, под мудрым управлением владыки Евлогия прошли самые счастливые годы его жизни.
В 1920 году архимандрит Сергий возвратился в монастырь, находившийся теперь на территории, отошедшей к Польше. Разоренную и разграбленную обитель пришлось обустраивать практически с нуля. В 1920 году Патриархом Тихоном архимандрит Сергий был назначен, а 4 апреля 1921 года посвящен в сан епископа Бельского, викария Холмской епархии.
В апреле 1922 года Пилсудский выдворил владыку Сергия из Польши в Чехию, где тот оказался в пределах юрисдикции митрополита Евлогия и был назначен настоятелем храма Святителя Николая чудотворца в Праге.
В самом начале служения в Праге преосвяшенному Сергию пришлось выдержать нелегкую борьбу с неким архимандритом Савватием, чехом, получившим образование в Казанской Духовной академии и оставшимся на русской церковной службе смотрителем духовного училища. После Октябрьской революции он перекочевал на родину, в Чехословакию, надеясь возглавить русский православный пражский приход. Однако прихожане с ним не поладили. Тогда Саватий направил свои усилия в другую сторону: при поддержке некоего чеха Червины и ряда своих приверженцев составил петицию к Вселенскому Патриарху с просьбой об образовании самостоятельной чешской православной Церкви и вместе с Червиной поехал в Константинополь. Там его посвятили в «епископы всея Чехии», а Червину — в «протопресвитеры». явившись в Прагу, Савватий стал теснить преосвященного Сергия. Храм святителя Николая правительство Чехословакии оставило в общем пользовании русского прихода и Савватия. Бывало так: придет владыка Сергий служить, а Савватий, отстранив его, становится на настоятельское место… Однако это противостояние продолжалось недолго: на выборах главы чешской православной общины Савватий не получил достаточного количества голосов и остался не у дел, а православных чехов возглавил епископ Горазд, принявший посвящение от Сербского Патриарха. Хотя он и не слишком благоволил русской общине, тем не менее постороннего вмешательства в ее дела не допускал.
После этого жизнь русского пражского прихода под управлением владыки Сергия забила ключом. Смиренный, простой в общении, он обладал редким даром сплачивать вокруг себя людей. Знатные и незнатные, ученые и неграмотные, богатые и бедные — все они объединились под его благословляющей дланью в дружную семью.
Владыка Сергий жил в Праге, можно сказать, убого — в одной комнатке на четвертом этаже дома N 74 по Легеровой улице в Виноградах, у старушки-чешки. Тем не менее, его скромная квартира привлекала многих. По четвергам владыка ставил на стола самовар и устраивал чай. Кто только не бывал на этих четвергах! Молодежь, студенты и вообще забегали сюда зачастую без приглашения…
Благодаря личному авторитету преосвященного Сергия среди русских и симпатиям к нему со стороны чехов положение Русской Православной Церкви в Чехословакии, оставаясь юридически неопределенным, было фактически надежно-устойчивым: храмы принадлежали русским безусловно, а вопрос о том, на правах ли собственности или по праву владения, даже не ставился. Первоочередную заслугу в этом владыки Сергия особо подчеркивал митрополит Евлогий.
У епископа Сергия были отличные помощники. Во-первых, его правая рука — архимандрит Исаакий Виноградов, воспитанник Богословского института, умница, самоотверженный работник. Из представителей русской общины в Праге назовем еще князя Петра Дмитриевича Долгорукова, священника Михаила Васнецова (сына художника), многих деятелей Русского профессорского дома в Праге — среди них П. И. Новгородцева. Наконец, бессменного келейника и секретаря владыки Аркадия Петровича Струве — сына П. Б. Струве.
В 1924 году русская община в Праге создала Братство для погребения православных русских граждан и для охраны и содержания в порядке их могил в Чехословакии. Началось возведение Успенского храма на отведенном участке Ольшанского кладбища. Строился храм как памятник русским и славянским воинам, павшим в первую мировую войну, а также всем русским, скончавшимся на чужбине. С военного кладбища сюда перенесли останки российских офицеров — участников войны 1812 года. Закладку храма произвел 11 сентября 1924 года епископ Сергий (Королев). Проект разработали архитекторы В. А. Бранд и Н. П. Пашковский, взяв за образец древнее зодчество Новгорода и Пскова. 22 ноября 1925 года Успенский храм на русском кладбище в Ольшанах освятил митрополит Евлогий (Георгиевский).
Однако после этого храм более 15 лет простоял незавершенным из-за отсутствия необходимых средств. Весной 1941 года епископ Сергий обратился к мирянам с призывом оказать материальную помощь в деле росписи храма в Ольшанах. Деньги собрали. Знаток русской старины И. я. Билибин выполнил эскизы. Работа завершилась в 1946 году.
В 1945—1946 года в Ольшанах хоронили советских солдат и офицеров, павших во время боев за освобождение Праги от фашистов.
Служа в Праге, епископ Сергий неоднократно по делам Русской Православной Церкви посещал Италию, Францию, Германию, Прибалтику, Швецию, Финляндию, Австрию.
В 1946 году в 25-летнюю годовщину служения в сане епископа преосвященный Сергий указом Патриарха Алексия I возводится в сан архиепископа. В том же году, 7 июня, он назначается архиепископом Венским, в октябре утверждается Экзархом Средне-Европейских православных Церквей Московской Патриархии на правах епархиального архиерея, а в 1948 году, в связи с упразднением Экзархата Московской Патриархии в Средней Европе, — архиепископом Берлинским и Германским с жительством в Берлине.
Но владыку всегда тянуло на родину. И вот 26 сентября 1950 года он был переведен архиепископом Казанским и Чистопольским.
В 1951 году мы с мамой Т. Г. Каменевой побывали у него в гостях. Из Москвы до Казани нас сопровождал Аркадий Петрович Струве.
Архиепископ Сергий прослужил на Казанской кафедре всего два года, но своим отеческим вниманием к людям, постоянной готовностью разделить горе и радость каждого обращающегося к нему успел снискать горячую любовь и уважение верующих. 18 декабря 1952 года он отошел ко Господу и 21 декабря был погребен в Казани.
Борис Гаврилович Юдин
Москва