Московский журнал | 01.01.2004 |
17 ноября 2003 года
Государственный музей А. С. Пушкина
(улица Пречистенка, 12/2)
Открытие выставки «Румянцевский музей в культурной жизни России
(к 175-летию Российской государственной
библиотеки)»
22 марта 1828 года император Николай I подписал указ
«Об учреждении Румянцевского Музеума».
Преемницей музея является Российская
государственная библиотека. Его история
началась в Санкт-Петербурге, но с 1861 года она
неразрывно связана с Москвой, с Пашковым домом.
Задача выставки — показать исторически
сложившиеся фонды Румянцевского музея во всем их многообразии. Посетители получили редчайшую
возможность увидеть рукописные, старопечатные,
редкие и библиофильские книги из собраний
императрицы Александры Федоровны (старшей), Н. П.
Румянцева, П. Я. Чаадаева, С. Д. Полторацкого, А. С.
Норова, В. Ф. Одоевского, В. Н. Панина, М. П.
Погодина, оригиналы государственных договоров,
заключенных «мужами прославленного рода
Румянцевых» — А. И. Румянцевым (1743), П. А.
Румянцевым-Задунайским (1774) и самим Н. П.
Румянцевым (1809).
Поскольку Румянцевский музей был крупнейшим
центром хранения архивных документов деятелей
культуры и искусства, на выставке представлены
рукописи «Мертвых душ» Н. В. Гоголя,
«Преступления и наказания» Ф. М.
Достоевского, «Войны и мира» Л. Н. Толстого,
«Вишневого сада» А. П. Чехова, а также
экспонаты Афонских экспедиций П. И. Севастьянова,
коллекции древностей Л. К. Зубалова, А. С. Уварова,
картины из собраний Ф. И. Прянишникова, К. Т.
Солдатенкова, Н. И. Подклюшникова, М. П.
Фабрициуса, офорты Калло, Рембрандта…
Особое внимание привлек нумизматический
кабинет, в значительной степени пополнявшийся
находками археологических экспедиций,
поддерживаемых графом Николаем Петровичем
Румянцевым.
Этнографическая коллекция Н. П. Румянцева, начало
которой положили материалы кругосветных
путешествий И. Ф. Крузенштерна-Ю. Ф. Лисянского
(1803−1806) и О. Е. Коцебу (1815−1818), значительно
преумножилась попечением первого штатного
директора Румянцевского музея В. А. Дашкова. В экспозицию вошли предметы культуры и быта
народов России из Дашковского этнографического
музея.
Минералогическая коллекция графа Румянцева, по мнению В. И. Вернадского, была одной из лучших для
своего времени; многие ее образцы вследствие
окончательного исчерпания соответствующих
месторождений как в России, так и в Европе, стали
уникальными. Среди экспонатов — минерал
«Румянцевит», названный так в честь П. А.
Румянцева-Задунайского.
На выставке впервые со всей наглядностью и во всей полноте был представлен выдающийся феномен
российской культуры XIX — XX веков — Румянцевский
музей. Ее организовали Российская
государственная библиотека и Государственный
музей А. С. Пушкина при участии Государственного
Исторического музея, Историко-документального
департамента МИДа России, Государственной
Третьяковской галереи, Государственного музея
изобразительных искусств имени А. С. Пушкина,
Государственного геологического музея имени В.
И. Вернадского, Государственного музея Л. Н.
Толстого, Российского этнографического музея
(Санкт-Петербург).
25 ноября 2003 года
Центральный выставочный зал «Манеж»
(Манежная площадь, 1)
Открытие выставки «Москва Гиляровского.
Город на рубеже XIX—XX вв.еков»
Выставка, приуроченная к 150-летию со дня рождения
бытописателя московской жизни Владимира
Алексеевича Гиляровского (1853−1935), была
организована соединенными усилиями Музея
истории Москвы, Государственного литературного
музея, Центральной городской публичной
библиотеки имени Н. А. Некрасова, музея МХАТ имени
А. П. Чехова, Государственного музея Л. Н. Толстого
и, естественно, ЦВЗ «Манеж».
Обширная экспозиция впервые столь широко
представила личность и творческое наследие
«короля репортеров». Другая тема выставки —
Москва Гиляровского, которую он запечатлел для
потомков на протяжении многих десятилетий —
«от конки до метро».
Среди материалов, демонстрируемых участниками
этого масштабного выставочного проекта, — первые
издания произведений В. А. Гиляровского, его
очерки и репортажи, переписка, театральные
мемории, воссоздающие артистическую и художественную атмосферу Москвы рубежа XIX-XX
веков, портреты «дяди Гиляя», выполненные
известнейшими живописцами.
Немалый интерес посетителей вызвали работы
современных художников Ольги Борисовны Тучиной
и Вячеслава Юрьевича Желвакова — своеобразные
иллюстрации к книге «Москва и москвичи»,
впервые опубликованные в N 11"Московского
журнала" за 2003 год.
Выпуск «Летописца» подготовила Г. В.
Аксенова