Русская линия
Московский журналСвященник Николай Киселев01.01.2004 

ДОРОГА РОСТОВЕЦКАЯ

В домонгольской Руси путями сообщения служили в основном реки и переволоки
между ними. Вдоль рек шли и первые дороги. В период татаро-монгольского ига устройства дорог требовали сами завоеватели, чтобы эффективнее следить за порядком и контролировать получение дани. Заинтересованность в развитии дорожной сети вскоре начала проявлять и Москва — без этого нечего было и думать о собирании русских земель и освобождении их от иноземного гнета.
Святой благоверный князь Даниил (1261−1303) разделил Московское княжество на станы (в пригородах) и волости (в присоединенных землях) — со своими центрами управления хозяйственной, административной, податной и военно-оборонительной деятельностью. И уже в первой трети XIV века от Москвы пролегли дороги на новые города Серпухов, Калугу и Каширу, ставшие вместе со старой Коломенской дорогой главными артериями связи столицы с Золотой Ордой, а позже с Крымом.
Ныне Щербинско-Лопенский регион, о котором у нас пойдет речь, пронизывают с севера на юг две автомагистрали — скоростная Симферопольская, построенная в 60-е годы прошлого века, и старое Варшавское шоссе 1845 года устроения. В древности  же главной дорогой здесь была так называемая Ростовецкая, или, по-народному, — Ростовка. За несколько десятилетий до основания Серпухова, еще при князе Данииле, она соединяла основные селения края с его становым центром в селе Чермнево и с Москвой. Москвичи называли ее Ордынкой — как ведущую через Тулу и Алексин в степи Золотой Орды, но в представлении местных жителей она, вероятно, заканчивалась в волостном центре Ростовцы — отсюда «Ростовка». Ростовцы находились в 50 верстах от Москвы, в верховьях речки Ражаи (ныне — Рожай, Рожайка); населяли их выходцы из Ростова Великого. Те, кто ведал, что Ростовка проходит и через древний Боровск, порой именовали ее Боровской дорогой. В XIX—XX вв.еках возникло еще одно ее название — Старо-Калужская.
Ордынско-Боровский шлях, начинаясь от Боровицкого холма московского кремля, пролегал по современным улицам Полянка, Большая Ордынка, Большая Тульская и Варшавскому шоссе; там, где сейчас Верхние Котлы, сворачивал на запад, держась примерно нынешного Нахимовского проспекта, пересекал глубокую долину реки Котловка, поворачивал на юго-запад и, огибая Битцевский лес в районе села Узкое, приводил в Ясенево. Отсюда путь лежал в Голубино и Качалово (ныне Северное Бутово), а далее в Чермнево (Южное Бутово).
Село Чермнево, то есть Красное или Красивое, с его церковью Рождества Христова, как сказано выше, являлось становым центром огромного региона, распростершегося от Битцы на севере и до реки Пахры на юге, в состав которого входила прилопенская область площадью около 50 квадратных километров. На рубеже ХIII-ХIV столетий она уже включала в себя села Никольское-Неверовское и Васильевское, деревню Ордынцы и — за Пахрой — села Розница-Покров и Добрятино. Все эти старинные населенные пункты и связывала между собой Ростовецкая дорога.
В полутора километрах к югу от Никольского-Неверовского, на холмах в неглубокой
речной долине, стоит деревня Молодцы. Название Молодцы (Молоди, Молодечно, Молодцевские дворики) определенно указывает на существование здесь в древности одного из тех военных поселений, что обычно комплектовались молодыми дружинниками, а позже стрельцами. Расквартированные в этих поселениях гарнизоны в числе прочего следили и за дорогой, записывая, опрашивая и, если надо, обыскивая проезжающих. Возникновение села Молодцы ничем иным не объяснишь, как разветвлением здесь дороги на Боровскую и Ростовецкую. Первая, сливаясь с современным Варшавским шоссе, уходила на Боровск и Калугу, и местные жители не без оснований называют ее остатки старой Калужской дорогой — в отличие от новой, идущей от Теплого стана через Троицк на Обнинск и Малоярославец.
Ростовка брала восточнее. Ныне она частично прослеживается в поле ниже села Сырова, а затем возобновляется по другую сторону Московско-Курской железной дороги за платформой Силикатная, где пересекается с Варшавским шоссе; отсюда, часто петляя и скача по буграм, за что получила название «пьяной», идет мимо поселка Цемянка, дачных товариществ, Ордынцев, ВНИИ рыбного хозяйства, бывшей ведомственной дачи Минсельхоза; от плотины на реке Лопенке взлетает на Быковские холмы и далее плавно спускается к переправе через Пахру. И вот мы оказываемся в селе Васильевском, подаренном Великим князем Даниилом Московским ближнему боярину Федору Иакинфовичу Бяконту (ок. 1270−1330), который с семьей и домочадцами прибыл в Москву из Чернигова и, благодаря своим незаурядным качествам, занял одно из главных мест в боярской думе. Он замещал князя, когда тот отсутствовал в Москве, а в обычное время исполнял должность городского головы. Старшим его сыном был святитель Алексий, митрополит Московский и Всея Руси (1293−1378). К лику святых причислены русской церковью и обе дочери Бяконта, преподобные Иулиания и Евпраксия, по желанию которых их брат, митрополит Алексий, устроил в Москве около 1360 года Алексеевский монастырь, располагавшийся первоначально на Остоженке, на том месте, где ныне Зачатьевская обитель. Сыновья Бяконта Феофан, Даниил, Константин и Александр стали основателями славных дворянских родов Фофановых и Плещеевых.
Практически непрерывное пребывание Бяконта в Васильевском с 1290 по 1300 год наводит на мысль, что именно здесь родился в 1293 году его первенец Елевферий, будущий митрополит Алексий. Уже будучи главой Русской Церкви, он, конечно, неоднократно проезжал по Ростовецкой дороге, следуя с ответственной миссией в Золотую Орду.
На подходе к селу Васильевскому в полуверсте слева от дороги расположены Ордынцы — древнее ямское поселение, первый дневной перегон от Москвы. Князь населил его русскими служилыми людьми, называвшимися «ордынцами», «числяками», «делюями», «разниками», то есть ремесленниками самых разных специальностей, в обязанности которых входило обслуживать проезжающих на Москву и обратно ордынских послов.
После переправы на Мысу дорога Ростовецкая вела прямо на Розницы-Покров — село, известное с XIII века по переписи населения, произведенной здесь при князе Александре Невском татарскими баскаками, затем поворачивала на запад, к древнейшему граду Добрятину: еще в X веке его основал на южном берегу Пахры как восточный пограничный форпост Киевского государства главный полководец крестителя Руси Великого князя Владимира Добрыня Никитич. Из Добрятина Ростовка выходила на ведущую к Туле и Алексину дорогу, после основания Серпухова называвшуюся чаще всего Серпуховской, а в более поздние времена — Крымской. Следуя строго в южном направлении, она приводила в местечко Молоди с Воскресенским погостом при нем. В этом месте у переправы через речку Ражайю («ражая» — «красивая») со времен князя Даниила также стоял караульный гарнизон воинов-молодцов. На пересечении Ордынки с рекой Лопасней при селе Зачатьевском (где ныне город Чехов) был еще один укрепленный пункт, о чем свидетельствует новое раздвоение дороги: одна ветвь — на Алексин и прочие верхне-окские города, другая — на селение Хатунь и город Лопасню, а оттуда к Туле, служившей северным щитом Москвы в ХIII-ХVII столетиях.
В июле 1572 года, когда 60-тысячная рать крымских татар и ногайцев во главе с ханом Девлет-Гиреем надвинулась на Москву, русские встречали ее возле бродов на Оке у Нары и Лопасни, однако татары переправились в другом месте и по Ордынке устремились к столице. Их основные силы дошли до Пахры, где и стали лагерем под Бяконтовым бродом между Добрятиным и Покровом-Розницей, ожидая отставшие отряды. Нашей коннице тем временем удалось догнать татарский арьергард и возле Молодей наголову разбить его. Узнавший о том хан повернул от Пахры к Молодям, думая легко разгромить втрое меньшее по численности русское войско. Однако устройство последним подвижной крепости, называвшейся «гуляй-городом», с мощной артиллерией внутри, и умелое маневрирование князей М. И. Воротынского и Д. И. Хворостинина конницей и стрельцами сорвали эти намерения степного хищника. Татары бежали с поля боя, потеряв до 40 тысяч человек, весь полон и трофеи. Молодинское сражение надолго отбило у них охоту ходить на Русь.
Древняя Ростовецкая дорога послужила России и в Отечественную войну 1812 года, явившись частью маршрута знаменитого «тарутинского маневра», предпринятого М. И. Кутузовым после оставления Москвы. Внушив Наполеону мысль, будто ведет армию в сторону Рязани, Кутузов основные свои силы в 30 верстах от Москвы развернул на запад, где занял оборону в ключевых пунктах по Каширской, Серпуховской и Калужской дорогам. Таким образом путь французам на плодородный юг России был наглухо перекрыт.
В сентябре 1812 года армия Кутузова прошла по Ростовке от Бяконтовой переправы на Мысу через Васильевское, Ордынцы, Сырово, Никольское, Молодцы до Рязанова и далее на запад. Погибших в боях под Быковкой русских воинов с почестями похоронили в братских могилах на Васильевском погосте, на котором в 1815 году вместо старой разобранной церкви была построена каменная Никольская часовня в память о погребенных здесь героях Отечественной войны…
На протяжении ХIII-ХVII веков дорога Ростовецкая не теряла своего стратегического значения. Это случилось только с наступлением мира на южных границах России, к началу XIX столетия, когда села Васильевское и Ростовцы исчезают с карты Подмосковья, а само название «Ростовка» переходит в область народных преданий и краеведческих описаний.

Литература:

  1. Карамзин Н. М. История государства Российского в III тт. СПБ., 1998. Т.1.
  2. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия. М., 2001.
  3. Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества ХII-ХIII вв. М., 1982.
  4. Веселовский С. Б. Древнее Подмосковье. Три очерка. М., 2002.
  5. Веселовский С. Б. Ономастикон. М., 1974.
  6. История Москвы. Хрестоматия. Т. I. М., 1997.
  7. Св. благоверный князь Даниил. М., 2002.
  8. Логофет Пахомий. Житие митрополита Московского и всея Руси святаго
    Алексия. Кн. 1−2, СПБ., 1877−1878.
  9. Балашов Д. С. Младший сын. Тула, 1993.
  10. Холмогоров В. Г. Исторические материалы о церквах и селах XVI-
    ХVIII cтолетий. Вып. 2. М., 1882; вып. 8. М., 1892.
  11. Сироткин Н. Е. Статистический обзор селений прихода села Захарьино
    Подольского уезда // «Ежегодник Московского губернского Земства за 1904 г.»
    Сельскохозяйственное обозрение. С. 1−16
  12. Аверьянов К. А. Московское княжество Ивана Калиты. М., 1993.
  13. Русский военно-исторический словарь. М., 2001.
  14. Гарин Г. Ф. История села Ям и храма свв. мчч. Флора и Лавра. С. Ям, 2002.

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

Производство и ремонт рукавов высокого давления. . от фирмы фара на инфинити qx56 подробнее на Avto-j.Ru