Русская линия
Московский журнал Г. Сорокина01.01.2004 

ХУДОЖНИК «ЦАРСКОЙ ОХОТЫ» НИКОЛАЙ САМОКИШ

Николай Семенович Самокиш — самобытный Николай Семенович Самокиш.
Фотография 1929 годарусский живописец и книжный график — родился 13 сентября 1860 года в городе Нежине Черниговской губернии. По окончании Нежинской классической гимназии он уехал в Петербург поступать в Академию художеств. Экзамена не выдержал, но получил разрешение заниматься в батальной мастерской профессора Б. П. Виллевальде на правах вольнослушателя, и год спустя его зачислили по конкурсу. Наставляемый такими опытными учителями, как П. П. Чистяков и В. И. Якоби, Николай Самокиш делал заметные успехи. Его картина «Возвращение войск на родину» удостоилась в 1881 году малой золотой медали, а конкурсную работу «Трубач» в 1882 году приняли на Всероссийскую выставку в Москве. Тогда же 12 из 30 офортов, которые студент Самокиш выполнил под руководством известного офортиста Л. Е. Дмитриева-Кавказского, были изданы отдельным альбомом. Полотно «Помещики на ярмарке» на конкурсе Общества поощрения художеств, прошедшем в 1883 году, оказалось отмеченным премией С. Г. Строганова. Следующий 1884 год выдался не менее удачным: «Эпизод из битвы при Малом Ярославце» удостоился малой золотой медали, а «Прогулку» приобрел для своей галереи П. М. Третьяков. Большую золотую медаль Самокиш получил в 1885 году за дипломную работу «Русская кавалерия возвращается после атаки на неприятеля под Аустерлицем в 1805 году». С 1886 по 1888 год он совершенствовался в мастерской французского художника Эдуарда Детайля.
После окончания в 1888 году Академии художеств Н. С. Самокиша пригласили участвовать в выполнении большого заказа Тифлисского военно-исторического музея. Вместе с ним трудились Ф. А. Рубо, И. К. Айвазовский, А. Д. Кившенко. Самокиш создал три полотна: «Сражение при Авлиаре», «Баталия при речке Иори», «Защита Наурской станицы». В 29 лет за картину «Табун рысистых маток», написанную для Петербургского бегового общества, он получил звание академика. Журнал «Новый мир» за 1904 год отмечал: «В ряду современной русской живописи в ее баталистическом отделе одно из наиболее популярных и громких имен — имя Н. С. Самокиша».
Еще в годы учебы Николая Самокиша в Академии на него обратил внимание ее конференц-секретарь П. Ф. Исеев. Он добился, чтобы графические листы молодого художника были представлены наследнику престола. В результате Самокиша рекомендовали военному ведомству для зарисовок маневров. Он записал в дневнике: «Я вступил на путь иллюстрированной работы, не подозревая, как втянусь в это дело и буду отдавать этой работе большую часть моего времени». Между тем настоящую известность в 1890-х годах принесло Николаю Семеновичу именно иллюстрирование разного рода изданий, среди них — (23 тысячи миль на яхте «Тамара"(Г. И. Радде, «Памятка Апшеронского полка», «История Нижегородского драгунского полка», «История лейб-гвардии кирасирского полка», «История кавалергардского полка», «История военного министерства» (в 8 томах), «Коронационный сборник», «История Нежинского драгунского полка», «Атаманская памятка», «История лейб-гвардии резервного полка», «История лейб-гвардии Финляндского полка», «Чудо-вождь», «Севастополь и его славное прошлое», «Полтава» А. С. Пушкина, «Холстомер» Л. Н. Толстого, произведения Я. П. Полонского.
Н.С. Самокиш. Сокольник
(" Царская охота " Т.1. СПб, 1896) Но самым, наверное, значительным книжно-графическим его произведением явились иллюстрации к четырехтомной «Великокняжеской, Царской и Императорской охоте на Руси» Н. И. Кутепова, выходившей с 1896 по 1911 год. Каждый том имел собственное название: «Великокняжеская и Царская охота на Руси с X по XVI век»; «Царская oxoтa на Руси царей Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. XVII век»; «Царская и Императорская oxoта на Руси. Конец XVII и XVIII век»; «Императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век». Для работы над этим фундаментальным изданием историк Н. И. Кутепов пригласил, помимо Н. С. Самокиша, таких известных живописцев, как А. П. Рябушкин, И. Е. Репин, В. И. Суриков, К. В. Лебедев, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, Ф. А. Рубо, Л. С. Бакст, А. К. Беггров, А. Н. Бенуа, Е. Е. Лансере, Л. О. Пастернак, К. А. Савицкий, В. А. Серов, А. С. Степанов; использовались и литогравюры с произведений Дж. Доу, В. Г. Шварца, Ф. Г. Солнцева, А. Д. Литовченко. В «Охоте» Самокишу принадлежат 173 иллюстрации, включая виньетки, заставки, концовки, полевые украшения. Здесь Николай Семенович, ко всему прочему, раскрылся и как крупный художник-анималист. Чтобы убедиться в этом, достаточно назвать акварели «Выезд к устьям реки Тисмяницы Великих князей Черниговских, Галицких и Волынских» и «Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном». Иллюстрации выполнялись Н. С. Самокишем в самой разнообразной технике: акварелью, тушью, пером и кистью, позолотой. Мотивы виньеток в стиле древнерусского народного орнамента брались им из старинных рукописных русских книг.Н.С. Самокиш. Потеха при царе Иоанне Васильевиче Грозном. ("Царская охота")
Один из интереснейших эпизодов книги — чудесное спасение царя Алексея Михайловича от медведя в окрестностях Саввино-Сторожевского монастыря — дал возможность просиять книжно-графическому таланту Н. С. Самокиша особенно ярко. Однажды царь, охотившийся под Звенигородом, оказался со свирепым хищником лицом к лицу. Свита разбрелась по лесу, помощи ждать не приходилось, бежать было бесполезно. Царь приготовился к неминуемой гибели — но вдруг перед ним явился благолепный старец. Медведь тотчас же исчез. На вопрос об имени старец ответил: «Савва, инок Старожевского монастыря», после чего скрылся в лесу. В монастыре Алексей Михайлович безуспешно пытался разыскать своего спасителя, а зайдя в храм, увидел икону преподобного СаввыЕ С тех пор Алексей Михайлович не переставал благотворить Саввино-Сторожевской обители, богато украшал ее, делал крупные вклады, построил при ней дворец для себя и царицы, подолгу живал здесь, знал поименно всех иноков…
Включенная в «Охоту» поэма Л. А. Мея «Избавитель», воспевающая это чудо, подвигла Н. С. Самокиша на создание не просто иллюстраций, а настоящей лицевой рукописной книги, в которой присутствуют разнообразные заставки, инициалы, миниатюры, маргинальные рисунки. К сожалению, составители не поняли этого и расположили иллюстративные листы порознь в виде некоего украшения научного комментария к основному тексту. Это досадное упущение исправлено в новом издании труда Н. И. Кутепова, осуществленном в 2002 году, где иллюстрации Самокиша к поэме Мея собраны вместе. В книжке «Избавитель» — 15 миниатюр, выполненных в реалистической живописной манере. Это изображения зверей, пейзажи, вид Саввино-Сторожевского монастыря и интерьер храма с иконой преподобного Саввы, сцены охоты — царский выезд в Звенигород, встреча Алексея Михайловича с медведем, чудо спасения. Заставки, инициалы и орнаменты служат ярким доказательством того, что Н. С. Самокиш хорошо знал историю русской книжной культуры. Строгие геометрические многоцветные орнаменты XVI века он перемежает киноварными широколиственными и разнотравными орнаментами века XVII. В поэму Мея художник ввел 20 инициалов — украшенных заглавных букв. Большая их часть выдержана в духе растительных киноварных инициалов, господствовавших в рукописных фолиантах с XV по XVII век. Однако Н. С. Самокиш несколько отступил от общепринятых когда-то правил, тонировав литеры не только киноварью и охрой, но серебряной и золотой красками. Два инициала напоминают читателям «Царской охоты» о рублевской традиции оформления богослужебных книг, то есть о высокохудожественных Евангелиях типа Морозовского, Клементьевского и других, относящихся к рубежу XIV—XV вв.еков. Имеются также два инициала широколиственного орнамента, воспроизводящие заглавные буквы старопечатных книг. Для написания текста Николай Семенович выбрал крупный прямой полуустав, характерный опять-таки для рукописных книг, созданных во второй половине XVII века в Оружейной мастерской для подношения царю Алексею Михайловичу.
Работая над сюжетом «Избавления», Н. С. Самокиш далеко вышел за пределы простого иллюстрирования.
В 1904 году Николай Семенович отправляется на театр русско-японской войны в качестве художника журнала «Нива». Лучшая из написанных им по фронтовым впечатлениям картин — «Ляоян. 18 августа 1904 года». Полотно, посвященное одному из наиболее ожесточенных столкновений между русской и японской армиями, в 1910 году поместили в военную галерею Зимнего дворца.
Н.С. Самокиш. На сопке после штурма
(" Дневник художника ". СПб 1908) Другим результатом поездки стал альбом рисунков и акварелей «Война 1904−1905. Из дневника художника» — выдающееся явление в русском батальном жанре начала XX века.
К 100-летию Отечественной войны 1812 года Н. С. Самокиш создал серию рисунков пером для журнала «Нива», в которых изобразил наиболее значительные эпизоды освободительной борьбы русского народа: от «Перехода через Неман 12 июня 1812 года» до «Наполеон оставляет армию в Сморгони 3 ноября 1812 года».
В 1915 году Николай Семенович с пятью учениками снова оказывается на театре военных действий: первый и, пожалуй, единственный случай в истории Академии художеств, когда студенты батального класса во главе со своим профессором проходили практику непосредственно на передовой. Бригада работала сначала на Западном фронте, затем на Кавказском. На следующий год состоялась итоговая выставка. Рисунки Самокиша были включены в издания Д. Маковского «Великая война в образах и картинах» (1915) и «Русским героям Сербии и Черногории» (1915).
Как видим, Н. С. Самокиш много времени отдавал педагогической деятельности. Уже в 1894 году его пригласили в Рисовальную школу, где он преподавал рисунок и живопись в течение 23 лет. В Академии художеств Самокиш профессорствовал до 1918 года, когда Совнарком РСФСР опубликовал декрет об упразднении старой Академии и создании на ее базе Государственных свободных художественных мастерских, профессором которых Николай Семенович оставался до своего отъезда в Крым. Из Крыма он не эмигрировал, продолжал жить на Украине. Советская власть признала заслуги мастера, отметив сначала 40-летний, а затем и 50-летний юбилей его творческой деятельности. В 1940 году Николай Самокиш был награжден орденом Трудового Красного Знамени. Из крупных его работ советского периода особенно выделяется полотно «Переход Красной армии через Сиваш» (1935).
Николай Семенович Самокиш скончался в 1944 году, оставив после себя огромное творческое наследие, значительную часть которого нам еще предстоит по-настоящему «открыть».


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru

В мастерской АртАрия можно купить гобелен в СПб недорого