Московский журнал | 01.01.2004 |
1 декабря 2003 года в московском
храме святителя Николая в Кленниках на Маросейке
епископ Орехово-Зуевский, викарий Московской
епархии Алексий (Фролов) с благословения
Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексия II в сослужении 19 священников,
протодиакона, двух диаконов и при большом
стечении народа отслужил торжественную литургию
по случаю 70-летия со дня рождения настоятеля
Николы-Кленниковского храма протоиерея
Александра Куликова.
«Московский журнал» не мог пройти мимо этого
события не только потому, что протоиерей
Александр — один из старейших и заслуженных
клириков Москвы, но и по той причине, что мы давно
и очень тесно связаны с маросейской общиной. Наш
первый опыт книгоиздания — «Московский
приходской сборник» — был посвящен храму на Маросейке и служению здесь святого праведного
Алексия и его сына священномученика Сергия
Мечевых. Об обретении честных мощей старца
Московского Алексия и перенесении их крестным
ходом из Новоспасского монастыря на Маросейку мы подробно рассказывали в N 12 «Московского
журнала» за 2001 год.
И вот юбилей нынешнего настоятеля
Николы-Кленниковского храма протоиерея
Александра Куликова, жизнь которого, внешне
скромная и неброская, являет собой пример
высокий и поучительный.
Александр Куликов родился 1 декабря 1933 года в деревне Александрово Рамешковского района
Калининской (Тверской) области. В трехлетнем
возрасте он упал и сильно ушиб бок. Образовалась
опухоль. Врачи в райцентре предлагали операцию.
Тогда мама, Анна Васильевна, повезла сына в Тверь
отслужить молебен и промыслительно оказалась в соборе, где в тот день служил архиепископ
Калининский и Кашинский Фадей (Успенский; ныне
прославлен в лике святых; мощи его находятся в Вознесенском соборе Твери). Владыка велел
причастить мальчика, а больное место помазать
маслом от чудотворной Тихвинской иконы Божией
Матери. Вскоре Саша поправился.
В 1943 году на фронтах Великой Отечественной войны
погибли отец Александра Сергей Васильевич
Куликов и старший брат Петр. В 1948 году умирает
Анна Васильевна. Александр с сестрами переезжает
в Тверь, заканчивает там среднюю школу и одновременно прислуживает в соборе Белая Троица
у возглавлявшего Калининскую и Великолукскую
епархии епископа Арсения (Крылова; о нем см.
«Московский журнал», N 6, 1997).
В 1950 году владыку переводят в Уфу с назначением
епископом Уфимским и Башкирским, и он приглашает
юношу к себе на должность иподиакона.
В 1952 году Александра Куликова призвали в армию.
Служил он в Средней Азии, первый год — в Фергане. И вот здесь произошло знаменательное событие —
встреча с архимандритом Борисом (Холчевым; о нем
см. «Московский журнал», N 8, 1995). Вот как об этом вспоминает сам отец Александр:
«С первого момента знакомства я почувствовал
его прозорливость. Когда после долгого перерыва
я вошел в храм, где служил отец Борис, у меня
возникло желание поисповедоваться. По окончании
службы я с этим желанием подошел к амвону, и вдруг
отец Борис выходит из алтаря с крестом и Евангелием и ласково, но утвердительно говорит
мне: „Вы желали исповедоваться“. Я был
потрясен. Батюшка глубоко понимал исповедника,
он умел найти нужные слова, проникающие в душу, и учил страху Божию; у него была духовная мудрость,
простота, дар постижения внутреннего состояния
человека.
Отец Борис предложил мне приходить к нему в дом,
ибо в то время небезопасно было солдату в форме
стоять в храме, а священнику — общаться с ним. И теперь, как только отпускали в увольнение, я шел к батюшке. Меня поражала его ученость, духовная
воспитанность и скромность во всем. Здесь я несколько раз исповедовался и приобщался Святых
Христовых Таин. Оставляли меня и на трапезу, за которой отец Борис часто сам читал душеполезные
рассказы, много говорил о старцах, об Оптиной
пустыни, вспоминал батюшку Алексия и протоиерея
Сергия Мечевых, духовным сыном которых был в московском храме святителя Николая в Кленниках
на Маросейке до своего ареста.
После перевода отца Бориса в Ташкент, а меня — на станцию Урсатьевскую недалеко от Ташкента я продолжал бывать у него — приезжая, переодевался
в штатскую одежду и свободно ходил в храм на чудные богослужения епископа Ташкентского и Среднеазиатского Ермогена (Голубева) и отца
Бориса. У батюшки мне посчастливилось
познакомиться со многими москвичами, в том числе
и с иконописцем Марией Николаевной Соколовой
(монахиней Иулианией). В Ташкенте я слушал
проповеди отца Бориса за литургией и беседы в воскресные дни, которые он проводил с кафедры в центре храма по благословению владыки Ермогена.
Демобилизовавшись и уезжая домой, я благодарил
батюшку за его отеческое отношение ко мне. При
прощании отец Борис предсказал, что я буду
служить в храме, где он сам служил с отцом Сергием
Мечевым. Это теперь и исполнилось».
В 1956 году Александр Куликов поступает в Московскую духовную семинарию, а через два года в Успенском трапезном храме Ново-Девичьего
монастыря епископ Дмитровский Пимен (Извеков),
будущий Патриарх, рукоположил его во диакона.
Местом службы был определен Владимирский храм
села Куркино.
В 1959 году диакон Александр оканчивает духовную
семинарию; в ноябре переводится в церковь
Преображения на Преображенской площади (не сохранилась), а еще через два года назначается
диаконом в Николо-Кузнецкий храм. Здесь 13 ноября
1960 года опять же епископ Дмитровский Пимен
рукоположил его в сан священника. Настоятелем
Николо-Кузнецкого храма был тогда протоиерей
Всеволод Шпиллер, под руководством которого и возрастал молодой иерей, получая неоценимую
духовно-практическую помощь. В тот период
завязывается его переписка с жившим в затворе
иеромонахом Павлом (Троицким). «Как легко тогда
было, — вспоминает отец Александр. — Рядом — мудрый
наставник. Вдали, но тоже рядом — иеромонах Павел.
Напишешь ему письмо с вопросом «Как
поступить?» и получаешь ответ: «Не делай
этого — нет воли Божией». Или наоборот: «Есть
воля Божия"…
О судьбах православного духовенства в эпоху
хрущевских гонений и в последующие десятилетия
написано немало. Не станем повторяться. Скажем
только, что особо ревностных иереев или тех из них, кто не шел на контакт с властью, могли — в лучшем случае — в любой момент «задвинуть» в малолюдный приход куда-нибудь на далекую
окраину. Отца Александра Куликова из Николо-Кузнецкого храма в 1968 году перевели
настоятелем в Крестовоздвиженскую церковь в Алтуфьеве (кстати, в том же году он заочно окончил
Московскую Духовную академию; его кандидатская
работа называлась «Таинство покаяния в деле
пастырского душепопечения»), в 1969-м вернули
назад рядовым священником, а в 1983-м назначили в храм Андриана и Натальи на Ярославском шоссе. И все эти годы отец Александр духовно окормлял еще
остававшихся в живых членов маросейской общины
времен святого праведного Алексия и священномученика Сергия. Поэтому выглядит
вполне закономерным, что когда в середине 1990 года
власти вернули храм святителя Николая в Кленниках Русской Православной Церкви, его
настоятелем стал протоиерей Александр Куликов
(вспомним провидческие слова архимандрита
Бориса (Холчева): «Саша, вы — наша смена»).
Начались неусыпные труды по восстановлению
порушенной святыни. В приветственном адресе
своему пастырю прихожане так вспоминают это
незабываемое десятилетие:
«Храм находился в полном запустении и был
обезглавлен. Теперь он восстановлен и в нем
налажена полнокровная церковная жизнь. Ведется
богослужение во всех четырех приделах, на новых
главках поставлены кресты, воссоздана
колокольня. Новые иконостасы, росписи,
паникадила, утварь, облачения украшают
богослужения.
Несмотря на скромные возможности храма, первое
Ваше деяние — открытие иконописной школы, тогда
еще единственной в Москве. Вы «приютили»
иконописное отделение Свято-Тихоновского
Богословского института. Вы покровительствуете
не только иконописцам, но и мастерам резьбы по дереву и камню, набойке тканей для облачений,
вышивке. И все это способствует украшению храма и духовному росту людей.
В эти годы произошли события уже всецерковного
значения — прославление святого праведного
Алексия и священномученика Сергия Мечевых,
обретение и перенесение мощей старца Алексия в наш храм — Его храм. Здесь Ваше участие
неоценимо…»
Во внимание к трудам протоиерея Александра
Куликова на благо Церкви и в связи с 70-летием со дня его рождения он был награжден орденом
святого благоверного князя Даниила Московского
II степени. Награду вручил епископ
Орехово-Зуевский Алексий, сказавший при этом
следующее слово:
«Дорогие отцы, братья и сестры. Сегодня мы сподобились участвовать в богослужении по случаю 70-летия отца настоятеля, дорогого для нас
всех отца Александра. Я сердечно поздравляю всех
с юбиляром. Богом стопы наши направляются и только милостью Божией мы все здесь соединяемся
в молитве. И единственное, что от нас требуется,
братья и сестры, это молить Бога о Его милости.
Тогда Господь сам направляет нас в нужный храм и дарует пастырей, которые помогают нам нести
данные Богом кресты.
Те пастыри, которые служат в храмах, наделены
жертвенной любовью. Один из священнослужителей
сказал, что во время хиротонии пастырю дается дар
сострадательной любви. Священник не может не любить, он не имеет права не любить, он обязан
любить. И в этом смысле он не имеет своего личного
времени — он всегда является служителем Богу и служит тем людям, которых Господь ему вручил.
Если мы сегодня и восхищаемся дивному промыслу
Божию об отце Александре, тут остается лишь
благодарить Господа за все.
Мы появились на свет благодаря любви Божией к нам. Мы вызваны на этот свет не сами и наделены
величайшим даром — даром вечности. И это не наша
заслуга. Мы вымолены теми людьми, которые
созидали наше сердце, и по их молитве мы теперь
есть. И милостью Божией мы направлены в те храмы,
где нас понимают, где нас любят. В чем наша
заслуга? Нет нашей заслуги.
И вот, дорогие, мы сегодня преклоняем колена и сердца пред пастырским служением отца
Александра, который совершает свой подвиг в этом
святом храме. Ему, рожденному в очень трудное
время, Господь ниспослал дар веры, и с этим даром
он достойным образом идет по жизни. Большую часть
своего времени он стоит у святого престола и возносит благодарственные молитвы, прошения,
ходатайства за нас, здесь пребывающих, любящих
этот храм. Отец Александр, как вы знаете, исполнен
величайшего смирения, которое дает возможность
ему — любить вас и вам — любить его.
Неудивительно, дорогие, что Господь благословил
воссоздать этот храм, некогда порушенный,
оскверненный, в бытность его настоятелем отца
Александра, а старец Алексий, пресвитер
Московский, благословил, чтобы именно при отце
Александре были явлены его мощи в Москве и он стал еще одним молитвенником-ходатаем
престольного града. Сын старца Алексия,
протоиерей Сергий, был также прославлен Русской
Православной Церковью в чине священномученика.
Отец Александр избран именно на то, чтобы
продолжать служение и дело старца Алексия и протоиерея Сергия. Мы знаем, конечно же, что на это служение благословляет Господь. Он Сам
избрал отца Александра, чтобы тот
настоятельствовал в этом храме в столь
ответственное и трудное время. <> Пропоем
отцу Александру «Многая лета», братья и сестры».
Пел весь храм. Звонили колокола. В кратком
прочувствованном ответном слове протоиерей
Александр поблагодарил прежде всего Святейшего
Патриарха Московского и всея Руси Алексия II за внимание к нему, а также епископа Алексия,
наместника Новоспасского монастыря, за ту радость, которую владыка доставил своим
богослужением, и далее сказал:
«Маросейка давно связана с Новоспасским
монастырем. Известно, что в 1893 году управляющий
этой обителью епископ Нестор рукоположил
диакона Алексия Мечева во пресвитера. Вы не раз
уже служили в нашем храме, а главное, были
председателем комиссии по обретению честных
мощей святого праведного Алексия. Сначала мощи
находились в Вашем монастыре, а затем 29 сентября
2001 года торжественным крестным ходом были
перенесены в наш храм. Поэтому, владыка, мы особенно ощущаем духовную связь с Вами и благодарим Вас за молитвы, за добрые пожелания.
Благодарю духовенство, которое собралось
сегодня поздравить меня, недостойного, с юбилеем.
Благодарю вас всех и прошу и в дальнейшем помощи
вашими молитвами. Всем вам — многая-многая
лета».
Потом владыка Алексий вновь обратился к присутствующим в храме:
«Я еще раз прошу не забывать благодарить Бога
за то, что он направил вас именно в этот храм, где
вы встретили такого достойного, любящего
пастыря, каким является отец Александр. <>
Если говорить о пастырстве, дорогие братья и сестры, то вспоминается следующее. Однажды у одного из старцев спросили, почему больше нет
старцев? И он ответил: «Потому, наверное, что
нет послушников». С тем большей
ответственностью и большим трепетом мы должны
относиться к пастырям. Ведь это особое явление
милости Божией на земле. Господь даровал нам
возможность иметь посредников между Ним и нами.
<> Нас любят пастыри. Этой любовью необходимо
дорожить, благоговеть пред ней и бояться ее потерять. Но не надо думать, что это наша заслуга,
что мы любим пастыря. Нет, это опять-таки милость
Божия, это дар Божий нам и особый дар любви именно
к этому человеку, ибо через этого человека Бог
говорит на языке любви с вами. <> Поэтому и вы обязаны — именно обязаны — любить своих пастырей.
<> Пастырь жертвует своей любовью, своей
жизнью, своим служением. И вы должны благоговеть
пред ним, дорожить его любовью, проявлять любовь
к нему. <>
Слава Богу за то, что мы все соединены любовью во Христе, любовью ко Христу.
С праздником. Аминь».
Редакция «Московского журнала» сердечно поздравляет протоиерея Александра Куликова с 70-летием и желает ему многая лета.