Московский журнал | Н. Ширинский | 01.12.2003 |
Она родилась в Киеве в 1894 году. На всю жизнь будущей певицы мрачной тенью легло
воспоминание о судьбе ее отца. Блестящий оперный
тенор, партнер по спектаклям Ф. И. Шаляпина и Л. В.
Собинова, великолепный исполнитель романсов П. И.
Чайковского, он неожиданно стал терять голос. В 1904 году Павла Алексеевича уволили из Большого
театра, и этот несчастный, охваченный отчаянием,
в припадке умоисступления покончил с собой.
Казалось бы, предостережение достаточно
серьезное. Но вот спустя девять лет, в 1913 году,
фамилия Кошиц вновь обращает на себя внимание:
Нина Кошиц, пошедшая по стопам родителя, с отличием оканчивает Московскую консерваторию
сразу по двум специальностям — пения и фортепиано
- и дебютирует практически одновременно в московской Частной опере С. И. Зимина и в петербургской Императорской Мариинской опере.
«Она обладала лирико-драматическим сопрано
совершенно необыкновенного, волнующего,
горячего тембра. Ее называли Шаляпиным в юбке»,
- пишет П. А. Марков в своей «Книге
воспоминаний». Кстати говоря, это сравнение
довольно часто встречается в мемуарной
литературе и периодике тех дней.
Лучшие партии Нины
Кошиц — Татьяна в «Евгении Онегине» П. И.
Чайковского, Дездемона в «Отелло» Дж. Верди,
Рахиль в опере Ф. Галеви «Жидовка». Она пела
Лизу в «Пиковой даме» П. И. Чайковского,
Ярославну в «Князе Игоре» А. П. Бородина,
Марину Мнишек в «Борисе Годунове» М. П.
Мусоргского, Мими в «Богеме» Дж. Пуччини,
Недду в «Паяцах» Р. Леонкавалло и даже Ренату
в опере С. С. Прокофьева «Огненный ангел».
Сергей Сергеевич был очарован искусством певицы
и в благодарность посвятил ей одно из сочинений.
С 1915 года о Нине Кошиц начинают говорить не только как об оперной примадонне, но и как о замечательной исполнительнице романсовой
лирики русских композиторов. Ее концертный
репертуар быстро расширялся: Чайковский, Кюи,
Мусоргский, Рахманинов. «Ничто и никого не пою
с таким восторгом, как Рахманинова», —
призналась она позднее в одном из писем. А Сергей
Васильевич посвятит ей весь свой опус тридцать
восьмой — шесть прославленных романсов. Сегодня
студент-вокалист, прочитав в сборнике сочинений
композитора: «Посвящается Нине Кошиц», в лучшем случае пожмет плечами. А между тем имя
артистки всегда будет стоять рядом с именем
Рахманинова.
Они познакомились у известного и сейчас, а тогда
очень популярного композитора Ильи Саца, отца
основательницы Детского музыкального театра
Натальи Сац. Восьмилетняя Наташа была
свидетельницей этой сцены.
Еще на улице, подходя к дому, Рахманинов услышал
вступительные аккорды, а затем и мелодию своего
романса «В молчаньи ночи тайной». Сергей
Васильевич сразу обратил внимание на прекрасный
голос, но прежде всего его внимание
сосредоточилось на аккомпанементе — так играть
мог только высокий профессионал.
Заинтригованный Рахманинов с порога попросил
хозяина представить ему исполнителей. Навстречу
вышла миловидная молодая девушка. Как же удивлен
был Рахманинов, не обнаружив пианиста и узнав,
что она аккомпанировала себе сама! В этот вечер
они были заняты исключительно друг другом:
обсуждали его произведения, спорили о разных
трактовках; он показывал Нине Кошиц новые
сочинения, она напевала ему свои любимые
романсыЕ
Впрочем, вернее будет сказать: у Ильи Саца Нина
Кошиц и Сергей Рахманинов стали хорошими
друзьями, ибо встречались они и раньше — в своих
неопубликованных мемуарах Н. П. Кошиц утверждает,
что впервые увидела композитора в пятнадцатилетнем возрасте, в 1909 году, а на одном
из концертов в 1912 году подошла
засвидетельствовать Рахманинову свое почтение,
и маэстро заметил: «Я Вас помню».
На сцене московской Частной оперы С. И. Зимина
Нина Кошиц прослужила до 1917 года. С самого начала
юная выпускница консерватории заставила
говорить о себе всю театральную Москву. Голос
редкой красоты, лучистый взгляд огромных серых
глазЕ Покорила она не только Сергея Васильевича
Рахманинова — многих, и в числе этих многих —
молодого статиста по имени Миша,
подрабатывавшего в Частной опере. «Мы все были
в нее влюблены. Сменялись знаменитости на сцене,
появлялись новые увлечения, но Кошиц при всех
обстоятельствах оставалась нашей общей
любимицей, пока она сама не влюбилась в Рахманинова», — вспоминал спустя десятилетия
народный артист СССР Михаил Иванович Жаров в своей книге «Жизнь, театр, кино».
Писатель Юрий Нагибин в очерке «Сергей
Рахманинов» («Советская культура», 1987 год)
ничтоже сумняшеся говорит о «прохладном,
скоротечном романе <> с певицей
Кошиц, исполнявшей его романсы, но не пробуждавшей в нем музыки». Как «не пробуждавшей»? А опус тридцать восьмой?!
В 1916—1917 годах артистический дуэт Рахманинов —
Кошиц концертировал в Москве, Петрограде,
Кисловодске, Киеве. О киевском выступлении
артистов вспоминала М. М. Элланская:
«Она всегда волновалась. На рояле стоял графин
с водой — она часто пила (от волнения, конечно).
Сергей Васильевич успокаивал ее, тихонько
говоря: „Ну, не надо волноваться, успокойтесь,
не надо волноваться, все будет хорошо“. Я сидела близко и слышала каждое слово».
А вот строки из мемуарной книги известного
советского дирижера А. Б. Хессина:
«Бывают особенно яркие художественные
впечатления в жизни каждого человека, и к ним я отношу концерт, в котором пела Н. Кошиц и аккомпанировал Рахманинов. В ее исполнении была
разлита исключительная теплота и задушевность, а в голосе было столько обаятельной красоты,
столько нежности в тембре. Я редко встречал
исполнителей со столь непосредственным
ощущением композиторской мысли. В этом отношении
исполнительское творчество Кошиц было до известной степени родственно Федору Ивановичу
Шаляпину. Я бы сказал, что они артисты одной
категории».
Одно из первых совместных выступлений Кошиц и Рахманинова состоялось 10 февраля 1916 года в Москве. В хоре восторженных откликов прозвучал
лишь один недовольный голос, обвинявший Нину
Павловну в недостаточной строгости исполнения, в излишней чувственности — «цыганской
театральности». Так утверждал известный
композитор, тоже, кстати, автор многочисленных
романсов Николай Карлович Метнер. После столь
резкой отповеди надо было думать, что уж он-то
никогда не свяжется с «театральной
цыганкой». Однако уже через год Метнер
пригласил Нину Кошиц участвовать в своем
авторском концерте в Московской консерватории, а в 1929—1930 годах гастролировал с ней по США.
А едва ли не последний раз Нина Павловна и Сергей
Васильевич выступали в России 28 июля 1917 года в Кисловодске, где большой концерт с участием
многих знаменитостей устраивали военные. В первом отделении Рахманинов аккомпанировал
Кошиц, во втором — дирижировал оркестром. Уже
тогда композитор твердо решил покинуть Россию. В 1920 году Нина Кошиц отправилась с украинским
хором в США и не вернулась. В 1921-м она
дебютировала за океаном — выступила в Детройте с большой концертной программой.
В Штатах Нина Павловна неоднократно пела со знаменитым оркестром под управлением Леопольда
Стоковского. Спустя пять лет она организовала в Нью-Йорке серию концертов из произведений
русских авторов, в которых участвовали
композиторы А. К. Глазунов, А. Т. Гречанинов, Н. К.
Метнер и, конечно, С. В. Рахманинов.
В 1922 году в США проходили гастроли Частной
русской оперы — коллектива известных в России
музыкантов, уехавших из страны после 1917 года. В постановках этой труппы с большим успехом
выступала Нина Кошиц. Позже она пела на сценах
крупнейших оперных театров мира — Париж,
Амстердам, Брюссель, Стокгольм, Канны,
гастролировала по Южной Америке.
Последние годы жизни Нина Павловна Кошиц
посвятила преподаванию, живя и работая в Голливуде. Скончалась певица в мае 1965 года в городке Санта-Ана в Калифорнии, практически
забытая на родине.