Московский журнал | Анна Грушина | 01.12.2003 |
Святитель Николай с детьми. Скульптура, установленная во дворе храма. Фотография 2003 года. |
…Дорога в Демре крутым серпантином
извивается вдоль живописных скал. Вверху —
кедровые заросли, внизу — изумрудное море. Раньше
кедры росли здесь везде. Ими, а еще благодатным
мягким климатом славилась древняя Ликия —
загадочная страна на юге Малой Азии. С VI века до Рождества Христова была она под властью персов,
затем входила в состав державы Александра
Македонского, государства Птолемеев, Римской
империи… И сегодня в этих краях неподалеку от бывшей Миры есть деревни, населенные
светловолосыми и голубоглазыми турками — они
называют себя потомками Александра
Македонского. Местное предание гласит, что
Троянская война на самом деле велась не за красавицу Елену, а за богатства здешних мест,
прежде всего — лесные…
Так или иначе, но пережила принадлежащая ныне
Турциии земля не одну цивилизацию; знала и язычество, и христианство, и ислам. Помимо красот
природных, здесь можно увидеть руины античных
городов, древние портовые причалы, диковинные
высеченные в скалах гробницы. Ликийцы вообще
жизнь земную, как и полагается, считали делом
временным, а потому не требующим особого
попечения. Их сохранившиеся жилища поражают
своим аскетизмом. Зато к жизни вечной они
готовились со всем тщанием, о чем
свидетельствуют добротность и разнообразие
архитектуры тех самых гробниц. Жители Ликии
имели свой язык, чеканили собственные монеты. До сих многое в истории этого народа остается
тайной. Столицей Ликии был Ксантос, а Мира
входила в тройку ее крупнейших городов.
В нынешнем Демре от древних ликийских Мир
остался лишь его скальный некрополь, античный
амфитеатр и церковь святителя Николая. Из Жития
Николы Угодника мы знаем, что пришел он сюда,
ведомый промыслом Божиим. В Мирах никто его не знал, и жил он как нищий, «только в доме
Господнем и находя себе приют». А епископом Мир
Ликийских стал так.
После кончины архиерея этого города собралось
все священноначалие Ликии, чтобы избрать
преемника почившему. Поскольку единодушия не достигли, пришли к следующему заключению:
«Избрание епископа на сей престол не подлежит
решению людей, но есть дело Божия строения. Нам
подобает совершить молитву, чтобы Сам Господь
открыл, кто достоин принять такой сан и быть
пастырем всей Ликийской страны». Далее
придались посту и молитве. И открыто было одному
епископу, чтобы он ночью отправился к дверям
церковным и наблюдал: кто первым войдет в церковь, тот и есть избранник Божий, а имя ему
Николай…
Много лет служил святитель Николай в Мирах, много
великих и преславных чудес сотворил. Уже в глубокой старости он «отдал долг человеческой
природе» и после непродолжительной болезни
перешел в вечную блаженную жизнь. Честное тело
святителя «положили в соборной церкви Мирской
митрополии в шестой день декабря месяца». Год
кончины Николая Угодника точно неизвестен: по одним источникам, он умер в 341-м, по другим — между
345 и 352 годами.
Какой она была в те времена, церковь Мирской
митрополии? Бог весть. Вероятно, типичная римская
базилика… Есть сведения, что первую церковь в традиционном нашем понимании возвели на этом
месте в IV столетии, а до наших дней дошло здание,
построенное еще позже — в VII веке. Так или иначе,
сооружались церкви исключительно ради
сохранения в них раки с мощами святителя, которая
и сейчас находится у южной стены и называется
здесь древним ликийским саркофагом. В 1087 году
итальянские купцы вскрыли саркофаг и вывезли
мощи в Бари, так как в округе уже не осталось
никого, кто бы исповедовал христианство.
Несколько косточек святителя спешившие
негоцианты оставили в саркофаге — сейчас они
хранятся в музее Анталии в деревянном ящике с изображением на крышке лика Николая Чудотворца.
С годами церковь затянуло песком, приносимым
протекающей рядом рекой Мирос (Демре). Толщина
песчаного слоя достигала 5 метров. В 1853 году,
после начала Крымской войны, при посредстве
русского консула на острове Родос церковь
святителя Николая с участком земли вокруг нее
была выкуплена представителями Российской
Империи на имя княгини Анны Голицыной. Начались
работы по раскопкам и реставрации. Однако очень
скоро османское правительство признало сделку
недействительной и аннулировало подписанное
соглашение. Спустя столетие, в 1952 году, одна из турецких газет признала факт существования этой
сделки в связи с тем, что годом ранее вторично
начались раскопки вокруг церкви святителя
Николая. Длились они четыре года, за которые
удалось снять 5-метровые песчаные наносы и восстановить храмовые интерьеры.
«Дошедшее до нас предание представляет
Николая старцем с ангельским ликом, исполненным
святости и благости Божией, добавляя еще и следующее: если кто его встречал, едва взглянув
на святого, усовершенствовался и становился
лучше, и всякий, чья душа была отягощена
каким-нибудь страданием или печалью, при одном
взгляде на него обретал утешение. От него
исходило некое пресвятое сияние, и лик его
сверкал более Моисеева» Что добавить к этим
словам Симеона Метафраста? Разве только то, что и по сей день нет, пожалуй, на земле ни одной
православной семьи, которая не имела бы иконы
всемирно почитаемого святого — Николая
Мирликийского. И сегодня он спасает страждущих
от глада и хлада, покровительствует униженным и оскорбленным, оберегает моряков и путешественников. «Сего великого чудотворца
знает восток и запад, во всех концах земли
известны его чудотворения». И отовсюду едут в автобусах и автомобилях, плывут на кораблях и яхтах паломники в мусульманский город Демре,
чтобы прикоснуться к теплому камню раки, некогда
хранившей мощи святителя. Оказывается, не только
в русском сердце неизбывна жажда чуда, которое
подается в этом святом месте каждому — по вере
его…
Автобус осторожно петляет по крутому серпантину
среди скал — здесь не разгонишься. Внизу — древняя
дорога, по которой в незапамятные времена
проходили и персидские войска, и воины
Александра Македонского. Еще ниже — пляжи, пирсы,
рыбацкие шхуны и лодки, плотно прижавшиеся к берегу моря. Вот мелькнул порт Андриаке, где
апостол Павел пересаживался на корабль,
направлявшийся в Рим…
Почему-то на ум приходят строки Ф. И. Тютчева:
Удрученный ношей крестной,
Всю тебя, земля родная,
В райском виде Царь Небесный
Исходил, благословляя…
Земля-то вроде не родная — турецкая, да только нет
для святости ни времен, ни сроков, ни застав, ни границ!
А гид рассказывает:
- Однажды к экскурсионному автобусу, следующему в Миры, подходит женщина с младенцем на руках. Я ей говорю: «Не стоит Вам с таким маленьким ехать:
дорога трудная, в горы поднимемся — начнется
серпантин, укачает, да и просто опасно».
Женщина отвечает: «Мы только ради этой поездки
в Турцию прилетели». И рассказывает такую
историю. У них с мужем — две дочери. Хотели еще
сына, но врачи сказали, что детей больше не будет.
Дочери подросли, стали взрослыми, а они все
надеялись. Дважды приезжали в Миры поклониться
земле, по которой ходил святитель Николай,
приложиться к его раке. «И вот с младенцем
Николаем едем поблагодарить святителя…»
Святый праведный отче Николае, моли Бога о нас!