Московский журнал | Г. Сорокина | 01.11.2003 |
Многое из того, о чем пойдет речь, не включалось в собрания сочинений
Гиляровского, а то и вовсе не переиздавалось с момента выхода в свет.
В свое время певец Москвы и москвичей, оказывается, составил обстоятельный,
увлекательный путеводитель по Волге. Годы волжского бурлачества не прошли
даром. В 1908 году казанское издательство А. П. Петрова выпустило «Новейший
путеводитель» «Волга», автором которого был «король репортеров», «москвич
N 1» В. А. Гиляровский. Таким образом, не только Москву запечатлел он для нас, но и Ярославль, Рыбинск, Мышкин, Калязин, Кашин, Кострому,
Плес, Кинешму, Юрьевец-Поволжский, Нижний Новгород, Чебоксары, КазаньЕ
Вот для примера описание Нижнего Новгорода:
«Ни один, кажется, из поволжских городов не производит столь сильного
и величественного впечатления на путешественника. Со всех сторон открывается
чудный вид на город, широко раскинувшийся по горе, утопающей в зелени,
а с горы, как на блюдечке, видны две огромные реки, грандиозно-величественные
в своем слиянии: Волга и Ока. Какая-то волшебная фантасмагория проходит
перед глазами наблюдателя, стоящего на склоне горы: то здесь, то там
на поверхности воды двигаются, скользят, летят всевозможных типов, размеров
и строений суда; словно огромный муравейник копошится под ногами зрителя,
до того многочисленна, подвижна и шумна вся эта рать двигающихся судов.
Слух непривычного человека утомляется целым хаосом звуков, несущихся
с реки. Надо видеть здесь речную сутолоку, надо переиспытать ее действие
на наши нервы, чтобы понять, что за жизнь кипит на Волге у Нижнего».
«Новейший путеводитель» завершается такими словами:
«Проследив шаг за шагом все течение „русского Нила“, <> мы волей-неволей убедились в пользе, какую несомненно должно принести нам
путешествие по этой чудной реке <> ради изучения того огромного,
но мало изведанного колосса, который называется нашим Отечеством».
Изданная всего лишь один раз, эта книга — своего рода призыв к заинтересованному
знакомству с родным краем. «Когда мы будем больше знать о стране, когда
мы изучим каждый уголок ее, мы найдем и способ превратить все богатства,
которыми снабдила нас природа, в действительные, а не сказочные сокровища.
Поэтому все, кому представляется возможность, поезжайте по нашей реке,
изучайте ее и области, расположенные по ее берегам и призадумайтесь
над всем тем, что вы здесь увидите и услышите».
***
Поэма «Степан Разин» — одно из первых крупных поэтических произведений
В. А. Гиляровского, работа над которым длилась с 1882-го по 1888 год.
Рассказывая об истории написания и издания «Разина», вологодский исследователь
В. Гура подчеркнул, что поэма полностью была опубликована только в советское
время. Первые два ее издания вышли в начале 1920-х годов — тоненькие
книжечки малого формата. Они как бы продолжали дешевые серии, выпускавшиеся
в начале XX веке И. Д. Сытиным и другими книгоиздателями.
Книжка, выпущенная пятидесятитысячным тиражом в Госиздате, датировки
не имеет. Не назван и художник, оформивший ее в стиле агиток времен
гражданской войны, военного коммунизма и нэпа. Рисунки плакатно- лаконичны
и напечатаны в две краски — красную и синюю.
«Разин» в версии издательства «Берендеи» (1922) — это тот тип книги,
который принято называть коллекционным. Тираж — 500 экземпляров. Обложка,
созданная художником М. А. Добровым, стилизована под XVII век: рамка
широколиственного орнамента с шишечками и цветами и шрифты, напоминающие
скоропись, столь модную среди русских художников-книжников начала XX
века. Бумага вержированная, что опять же указывает на коллекционность
каждого экземпляра.
***
Поэму «Петербург» В. А. Гиляровский написал в декабре 1917 года. По словам К. Г. Паустовского, автор встретил революцию как «разворот русского
бунтарского духа» и «искал ее истоки в разинщине, пугачевщине, в крестьянских
бунтах и «красных петухах». Мы не ставим своей целью заниматься здесь
литературоведческим разбором этого произведения, а говорим об особенностях
издания 1922 года («Берендеи»). Небольшой формат, вержированная бумага,
тираж — 500 экземпляров. Над оформлением работали два художника, с которыми
Гиляровский был хорошо знаком: Г. П. Гольц и Н. М. Лобанов. Николай
Иванович Морозов в своих мемуарах «Сорок лет с Гиляровским» передает
следующий эпизод:
«Молодые художники нередко приносили на суд Гиляровскому свои работы.
Как-то пришло их несколько человек, в том числе Г. П. Гольц, ставший
впоследствии академиком архитектуры, и Н. М. Лобанов, один из ведущих
художников по оформлению книги. В это время у В. А. Гиляровского находился
В. М. Васнецов. Виктор Михайлович тоже принял участие в просмотре работ.
Осмотрев картины молодежи и сделав кое-какие замечания, он сказал: «Не мудрите, не увлекайтесь новыми течениями, всякими «бубнами» и «ослиными
хвостиками», старайтесь хорошо передать природу, передать то, что видит
ваш глаз, и это будет великим достижением».
Насколько прислушались художники к мнению Васнецова, сказать трудно.
Судя по всему, пропустили его мимо ушей, ибо «Петербург» оформлен в откровенно авангардном стиле.
***
О пьесах В. А. Гиляровского и об их изданиях говорят мало; еще меньше
— о водевилях. В юбилейный год, однако, не грех бы отметить эту сторону
творчества «дяди Гиляя». В 1889 году в Москве в издательстве Театральной
библиотеки С. И. Напойкина вышел водевиль «Полное непонимание коммерческого
дела», сочиненный В. А. Гиляровским и В. М. Дорошевичем и отпечатанный
на гектографе в типо-литографии Бонч-Бруевича: своего рода дань Гиляровского
своему театральному прошлому.
***
Перечислим еще несколько редких изданий Гиляровского.
В 1900 году появилась книжка его рассказов и очерков «Негативы».
В начале XX века Владимир Алексеевич посетил гоголевские места на Украине
и, собрав обширный материал, опубликовал в 1902 году исследовательско-очерковый
труд «На родине Гоголя», который И. Д. Сытин проиллюстрировал уникальными
фотографиями.
По случаю 25-летия русско-турецкой войны Гиляровский в качестве корреспондента
«Русского слова» ездил на Балканы. В 1902 году в типографии И. Д. Сытина
он издал книгу «Шипка прежде и теперь: 1877−1902».
В 1901 году в серии «Дешевая библиотека «Детского чтения» вышла его
быль в стихах «Портной Ерошка и тараканы» с довольно забавными иллюстрациями.
В 1909 году Гиляровский выпустил сборник рассказов «Были».
Свои фельетоны Владимир Алексеевич собрал в книге «Шутки» (1912).
***
Во время Первой мировой войны В. А. Гиляровский выступил как горячий
патриот, издав три книги стихов. Первая из них — «1914 год. Казаки»
(1914). В ее оформлении приняли участие выпускники Московского училища
живописи, ваяния и зодчества С. Ворошилов, А. Степанов и А. Герасимов.
В свое время Александру Михайловичу Герасимову успех предсказал именно
Гиляровский. «Нередко Гиляровский покупал картины у окончивших школу
живописи и помогал им советами, — пишет Н. И. Морозов в уже цитировавшихся
мемуарах. — Одним из первых он приобрел на ученической выставке полотно
А. М. Герасимова. «Большой художник выйдет из Александра Герасимова»,
— определил он».
Книжка «карманного» формата «Год войны. Думы и песни» вышла в 1915 году.
Открывалась она стихотворением «С нами Бог!»
Уникальным изданием «в пользу жертв войны», стал сборник стихов В. А.
Гиляровского «Грозный год» (1916). Сборник оформляли лучшие мастера
живописи и графики того времени: А. М. Архипов, В. Н. Бакшеев, А. М.
Васнецов, В. М. Васнецов, С. А. Виноградов, А. М. Корин, К. А. Коровин,
О. С. Малютина, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, В. В. Переплетчиков,
В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А. С. Степанов, А. В. Щусев. Над созданием
обложки трудился В. Е. Егоров. Пересказ тут бессилен — это надо видеть!
Поэтому в качестве приложения к статье публикуются стихотворения из книги «Грозный год» — каждое в сопровождении иллюстрирующей его работы
того или иного из вышеперечисленных художников.