Русская линия
Московский журнал Г. Сорокина01.11.2003 

СРЕДИ РЕДКИХ ИЗДАНИЙ «ДЯДИ ГИЛЯЯ»

Многое из того, о чем пойдет речь, не включалось в собрания сочинений Гиляровского, а то и вовсе не переиздавалось с момента выхода в свет.
В свое время певец Москвы и москвичей, оказывается, составил обстоятельный, увлекательный путеводитель по Волге. Годы волжского бурлачества не прошли даром. В 1908 году казанское издательство А. П. Петрова выпустило «Новейший путеводитель» «Волга», автором которого был «король репортеров», «москвич N 1» В. А. Гиляровский. Таким образом, не только Москву запечатлел он для нас, но и Ярославль, Рыбинск, Мышкин, Калязин, Кашин, Кострому, Плес, Кинешму, Юрьевец-Поволжский, Нижний Новгород, Чебоксары, КазаньЕ Вот для примера описание Нижнего Новгорода:
«Ни один, кажется, из поволжских городов не производит столь сильного и величественного впечатления на путешественника. Со всех сторон открывается чудный вид на город, широко раскинувшийся по горе, утопающей в зелени, а с горы, как на блюдечке, видны две огромные реки, грандиозно-величественные в своем слиянии: Волга и Ока. Какая-то волшебная фантасмагория проходит перед глазами наблюдателя, стоящего на склоне горы: то здесь, то там на поверхности воды двигаются, скользят, летят всевозможных типов, размеров и строений суда; словно огромный муравейник копошится под ногами зрителя, до того многочисленна, подвижна и шумна вся эта рать двигающихся судов. Слух непривычного человека утомляется целым хаосом звуков, несущихся с реки. Надо видеть здесь речную сутолоку, надо переиспытать ее действие на наши нервы, чтобы понять, что за жизнь кипит на Волге у Нижнего».
«Новейший путеводитель» завершается такими словами:
«Проследив шаг за шагом все течение „русского Нила“, <> мы волей-неволей убедились в пользе, какую несомненно должно принести нам путешествие по этой чудной реке <> ради изучения того огромного, но мало изведанного колосса, который называется нашим Отечеством».
Изданная всего лишь один раз, эта книга — своего рода призыв к заинтересованному знакомству с родным краем. «Когда мы будем больше знать о стране, когда мы изучим каждый уголок ее, мы найдем и способ превратить все богатства, которыми снабдила нас природа, в действительные, а не сказочные сокровища. Поэтому все, кому представляется возможность, поезжайте по нашей реке, изучайте ее и области, расположенные по ее берегам и призадумайтесь над всем тем, что вы здесь увидите и услышите».
***
Поэма «Степан Разин» — одно из первых крупных поэтических произведений В. А. Гиляровского, работа над которым длилась с 1882-го по 1888 год. Рассказывая об истории написания и издания «Разина», вологодский исследователь В. Гура подчеркнул, что поэма полностью была опубликована только в советское время. Первые два ее издания вышли в начале 1920-х годов — тоненькие книжечки малого формата. Они как бы продолжали дешевые серии, выпускавшиеся в начале XX веке И. Д. Сытиным и другими книгоиздателями.
Книжка, выпущенная пятидесятитысячным тиражом в Госиздате, датировки не имеет. Не назван и художник, оформивший ее в стиле агиток времен гражданской войны, военного коммунизма и нэпа. Рисунки плакатно- лаконичны и напечатаны в две краски — красную и синюю.
«Разин» в версии издательства «Берендеи» (1922) — это тот тип книги, который принято называть коллекционным. Тираж — 500 экземпляров. Обложка, созданная художником М. А. Добровым, стилизована под XVII век: рамка широколиственного орнамента с шишечками и цветами и шрифты, напоминающие скоропись, столь модную среди русских художников-книжников начала XX века. Бумага вержированная, что опять же указывает на коллекционность каждого экземпляра.
***
Поэму «Петербург» В. А. Гиляровский написал в декабре 1917 года. По словам К. Г. Паустовского, автор встретил революцию как «разворот русского бунтарского духа» и «искал ее истоки в разинщине, пугачевщине, в крестьянских бунтах и «красных петухах». Мы не ставим своей целью заниматься здесь литературоведческим разбором этого произведения, а говорим об особенностях издания 1922 года («Берендеи»). Небольшой формат, вержированная бумага, тираж — 500 экземпляров. Над оформлением работали два художника, с которыми Гиляровский был хорошо знаком: Г. П. Гольц и Н. М. Лобанов. Николай Иванович Морозов в своих мемуарах «Сорок лет с Гиляровским» передает следующий эпизод:
«Молодые художники нередко приносили на суд Гиляровскому свои работы. Как-то пришло их несколько человек, в том числе Г. П. Гольц, ставший впоследствии академиком архитектуры, и Н. М. Лобанов, один из ведущих художников по оформлению книги. В это время у В. А. Гиляровского находился В. М. Васнецов. Виктор Михайлович тоже принял участие в просмотре работ. Осмотрев картины молодежи и сделав кое-какие замечания, он сказал: «Не мудрите, не увлекайтесь новыми течениями, всякими «бубнами» и «ослиными хвостиками», старайтесь хорошо передать природу, передать то, что видит ваш глаз, и это будет великим достижением».
Насколько прислушались художники к мнению Васнецова, сказать трудно. Судя по всему, пропустили его мимо ушей, ибо «Петербург» оформлен в откровенно авангардном стиле.
***
О пьесах В. А. Гиляровского и об их изданиях говорят мало; еще меньше — о водевилях. В юбилейный год, однако, не грех бы отметить эту сторону творчества «дяди Гиляя». В 1889 году в Москве в издательстве Театральной библиотеки С. И. Напойкина вышел водевиль «Полное непонимание коммерческого дела», сочиненный В. А. Гиляровским и В. М. Дорошевичем и отпечатанный на гектографе в типо-литографии Бонч-Бруевича: своего рода дань Гиляровского своему театральному прошлому.
***
Перечислим еще несколько редких изданий Гиляровского.
В 1900 году появилась книжка его рассказов и очерков «Негативы».
В начале XX века Владимир Алексеевич посетил гоголевские места на Украине и, собрав обширный материал, опубликовал в 1902 году исследовательско-очерковый труд «На родине Гоголя», который И. Д. Сытин проиллюстрировал уникальными фотографиями.
По случаю 25-летия русско-турецкой войны Гиляровский в качестве корреспондента «Русского слова» ездил на Балканы. В 1902 году в типографии И. Д. Сытина он издал книгу «Шипка прежде и теперь: 1877−1902».
В 1901 году в серии «Дешевая библиотека «Детского чтения» вышла его быль в стихах «Портной Ерошка и тараканы» с довольно забавными иллюстрациями.
В 1909 году Гиляровский выпустил сборник рассказов «Были».
Свои фельетоны Владимир Алексеевич собрал в книге «Шутки» (1912).
***
Во время Первой мировой войны В. А. Гиляровский выступил как горячий патриот, издав три книги стихов. Первая из них — «1914 год. Казаки» (1914). В ее оформлении приняли участие выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества С. Ворошилов, А. Степанов и А. Герасимов. В свое время Александру Михайловичу Герасимову успех предсказал именно Гиляровский. «Нередко Гиляровский покупал картины у окончивших школу живописи и помогал им советами, — пишет Н. И. Морозов в уже цитировавшихся мемуарах. — Одним из первых он приобрел на ученической выставке полотно А. М. Герасимова. «Большой художник выйдет из Александра Герасимова», — определил он».
Книжка «карманного» формата «Год войны. Думы и песни» вышла в 1915 году. Открывалась она стихотворением «С нами Бог!»
Уникальным изданием «в пользу жертв войны», стал сборник стихов В. А. Гиляровского «Грозный год» (1916). Сборник оформляли лучшие мастера живописи и графики того времени: А. М. Архипов, В. Н. Бакшеев, А. М. Васнецов, В. М. Васнецов, С. А. Виноградов, А. М. Корин, К. А. Коровин, О. С. Малютина, С. В. Малютин, М. В. Нестеров, В. В. Переплетчиков, В. Д. Поленов, И. Е. Репин, А. С. Степанов, А. В. Щусев. Над созданием обложки трудился В. Е. Егоров. Пересказ тут бессилен — это надо видеть! Поэтому в качестве приложения к статье публикуются стихотворения из книги «Грозный год» — каждое в сопровождении иллюстрирующей его работы того или иного из вышеперечисленных художников.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru