Русская линия
Московский журнал01.11.2003 

О ТРЕХ ЖИВОПИСНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЯХ САРОВСКОГО ЧУДОТВОРЦА

Сто лет назад был прославлен в лике святых великий молитвенник и подвижник Земли Русской препродобный Серафим Саровский. Сегодня, как и тогда, в связи с этой датой торжества прошли по всей стране, достигнув своей кульминации в Сарове. В Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «К 100-летию прославления преподобного Серафима Саровского» говорится (газета «Церковный вестник», N 13−14, июль 2003 года):
«Народное почитание преподобного Серафима не прекращалось с самого времени его блаженного преставления, ибо, по слову Евангелия, „не может укрыться город, стоящий на верху горы“ (Мф. 5, 14). Изображения саровского старца благоговейно хранились во многих домах». Иначе и быть не могло, потому что, как отмечает далее Патриарх, «прославление преподобного Серафима проистекало из самых глубин народного сознания».
И тем не менее, изображений, о которых упомянул Святейший, сохранилось совсем немного. Ныне все они наперечет. Огромную ценность представляют не только прижизненные, но и более поздние по времени живописные работы безвестных художников, доносящие до нас облик всенародно почитаемого святого. Сейчас пока рано говорить о датировке изображений старца, публикуемых нами на 1-й и 2-й сторонах обложки этого номера «Московского журнала», — тут необходимы тщательные исследования специалистов.
Портреты преподобного любезно предоставлены редакции протоиереем одного из московских храмов, долгие годы хранившим у себя эти бесценные реликвии. О том, как они попали к нему, священник поведал следующее:
«В свое время я познакомился с дочерьми академика Прянишникова Зоей и Валентиной. Портрет преподобного в клобуке принадлежал Зое, которая рассказала мне такую историю. Оставшаяся в Москве после революции княгиня не то Урусова, не то Уварова жила в крайней бедности. Как-то раз, идя по Тверской, она увидела в витрине антикварного магазина этот портрет и мгновенно загорелась желанием его приобрести. Однако цена — 300 рублей — была по тем временам слишком велика. Княгиня стала собирать деньги, непрерывно обращаясь к Господу, чтобы Он помог ей завершить начатое. Через какое-то время, опять оказавшись у магазина, она с радостью увидела, что портрет «уценили» на сто рублей! Но все же оставалось раздобыть еще столько же — где и как? И вот однажды вечером княгиня, просматривая в газете очередной тираж облигаций, обнаружила, что выиграла именно сто рублей! И как только получила их, тут же купила портрет. Дома поставила его вместе с иконами и с тех пор не переставала молитвенно благодарить преподобного, что он пришел к ней. Перед смертью княгиня передала портрет Зое Прянишниковой. Та тоже зажгла перед ним лампадку. Своим родственникам она сказала, чтобы после ее кончины они передали портрет мне. Так и произошло.
Второе изображение — преподобный Серафим Саровский исцеляет болящего — досталось мне от одной из прихожанок по имени Зиновия, которую я знал много лет и причащал до самой ее смерти.
Портрет преподобного, изображенного с посохом, пришел ко мне с книгами архимандрита Бориса Холчева (о нем см. «Московский журнал», N 5 за 1995 год. — Ред.). Надпись на фотографии гласит: «Снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е. М. Журавлевой (рожденной Бахметьевой)».
Нам остается добавить, что первые два изображения публикуются впервые, третье же если и воспроизводилось когда-либо в прошлом (поскольку это все-таки фоторепродукция), то, судя по всему, не так уж часто.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru