Русская линия
Московский журнал В. Пуцко01.10.2003 

СВЕНСКИЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «У ГРАДА БРЯНСКА»

Древнее предание рассказывает об ослепшем в 1288 году черниговском князе Романе Михайловиче, находившемся тогда в Брянске. Зная о прославленной многими чудесами иконе Печерской Божией Матери, он послал гонца в Киево-Печерский монастырь с просьбой прислать образ «на исцеление». «Архимандрит же сотвориша съвет з братиею и не оставиша прошение княже. И отпусти чудотворный образ и послаша священника своего с посланным и поплы в ладиях рекою Десною к горе ко граду Брянску И сташа ладия на едином месте среди реки Десны, гребцы не могуще згрести ни вгоре, ни вниз. Посланный же рече: обляжемо нощь сию зде в Свини реце, ладия же поидоша с места и присташа ко брегу на десной стороне, и пребыша нощь ту. На утрие же восташа и поидоша на ладию, восхоте помолитися Пречистои чудотворнои идти в путь свои. И не обретоша образа Пречистои на ладии И преехав за Десну реку против Свини реки и поидоша по горам. И обретоша Пречистые чудотворной образ стояща на дубе высоце между ветви. Они же не смеша коснутися снятию. И послаша вестника к великому князю Роману Михаиловичю исповедати бывшее чюдо Пречистые Богородицы чудотворные. Вестник же пришед возвести великому князю Князь великий же, услышав от вестника таковое чюдо, скоро въспрянув с одра своего с радостию великою и пролияша слезы и повеле вскоре звонити». Князь с епископом, духовенством и горожанами направляется на Свинь. Роман Михайлович усердно молится о прозрении. «И в тои час прозреша князь великии Роман Михаилович, но и паче яснейшаи первых очес, и повеле епископу и архимандритом, игуменом и всему причту церковному сняти з древа образ Пречистые чудотворны и приложишася и целова Пречистые чудотворны образ и нача молебны пети. По отпетии же нача сам князь великий Роман Михаилович своима рукама на храм Божии Пречистои бревна рубити и всем людем повеле такожде. И совершив храм вскоре во имя Пречистые Владычицы нашея Богородицы, честнаго и славнаго ея Успения И огради манастырь, и поставиша игумена, и повеле братию собирати, и дав довольно злата и сребра на созидание манастыря». Есть в сказании и известие о том, что князь «чудотворную икону украсив облажи златом единым и сребром».
Не был, конечно, Роман Михайлович Великим князем, но в указанное время он действительно княжил в Брянске, где жили и черниговские епископы. Цитируемый текст может служить прекрасным образцом поэтического осмысления памяти о чуде и о связанном с ним основании Свенской обители, начальные столетия существования которой остаются белым пятном в ее истории, прослеживаемой лишь со второй половины XVI века1.
К счастью, сохранилась икона, доставленная в 1288 году из Киева «ко граду Брянску»: восседающая на престоле Богородица с младенцем на руках в предстоянии преподобных Антония и Феодосия Печерских. Она представляет выполненный незадолго до указанного времени список Печерского ктиторского портрета, включавшего в композицию образ Богоматери, принесенный из Константинополя в 1073 году. Надо заметить, что в самой Киево-Печерской лавре данная иконографическая схема впоследствии подверглась изменениям, о чем свидетельствуют гравюры XVII века. Печерско-Свенская чудотворная икона Божией Матери находилась в монастыре до 1925 года, когда была вывезена в Москву и раскрыта Г. О. Чириковым и В. О. Кириковым. Ходили слухи о фрагментах золотого оклада времени Ивана Грозного, якобы уцелевших на иконной доске, но в современном описании иконы о них ничего не говорится2.
Археологическое изучение территории Свенского монастыря могло бы установить, действительно ли до 1560-х годов он оставался деревянным. К сожалению, после «бульдозерных раскопок» 1999 года ответ на этот далеко не праздный вопрос вряд ли будет получен. Так или иначе, вряд ли деревянные постройки Свенского монастыря, возведенные в конце XIII века, могли просуществовать до времени превращения обители в великолепный архитектурный ансамбль. Последнему, скорее всего, предшествовало несколько этапов. Судя по тому, что в 1565 году Иван Федорович Мстиславский пожертвовал монастырю железные двери художественной работы, там уже тогда велись подготовительные работы по сооружению каменного храма, осуществлявшиеся артелью тверского зодчего Гавриила Дмитриевича Макова, по заказу и на средства Ивана Грозного заложившего в 1566 году большой крестово-купольный пятиглавый Успенский собор. Но поставленное на откосе здание уже на следующий год частично обрушилось. Храм был завершен лишь в 1578 году. Он имел тесовую кровлю и три деревянные паперти. Не совсем понятно, как надо понимать помещенную под тем же 1578 годом запись: «Царь Иоанн Васильевич повеле каменныя церкви в монастыре созидати. И как создали церковь, в то время каменные своды упали. Игумен же Мартиниан с братиею и со всеми людьми чудодействием Пресвятыя Богородицы невредим из оной изыде».
По преданию, при Иване Грозном в монастыре появились также каменный храм во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских и столпообразная колокольня. Храм — небольшой, одноглавый, на подклете, с примыкающей обширной одностолпной трапезной — неоднократно перестраивался3. В настоящее время от него остались подклет и часть стен. Колокольня в XVII веке приобрела шатровую форму, объединив массивный десятигранник и более легкий суженный восьмерик, звон которого увенчан шатром со слухами и маленькой главкой; прежде два яруса нижней части завершались звоном с часами и пирамидой кокошников с главкой4. Сегодня колокольню можно видеть лишь на старом снимке.
После успешной войны Ивана III с Литвой в 1500—1503 годах большая часть Брянщины вошла в состав Московского государства в качестве порубежной, сторожевой области, что принесло Свенскому монастырю немало бед. В 1583 году его разграбил и разорил витебский воевода Пац, в 1607-м — отряды Лжедмитрия, в 1664-м — крымские татары. После объединения Украины с Россией Киево-Печерская лавра просила царя Алексея Михайловича приписать к ней несколько русских монастырей, включая и Свенский, чтобы иметь «пристанище» на случай военных действий, и 10 марта 1681 года ходатайство было удовлетворено. Вместо уволенного от управления монастырем архимандрита Никона прислали из лавры наместником Иоанна Максимовича, находившегося в этой должности до назначения его в 1696 году архимандритом Елецкого Успенского монастыря в Чернигове. Через год он стал архиепископом, с 1712 по 1715 год являлся митрополитом Тобольским; в 1916 году причислен к лику святых.
Иоанн Максимович оставил заметный след в истории Свенского монастыря. При нем была составлена подробная опись состояния монастырских построек. Так, Успенский храм с приделом Усекновения главы Иоанна Предтечи находился в полуразрушенном состоянии, хотя и простоял до 1744 года. В обители имелось 29 келий, больница, разнообразные службы, «ограда деревянная; половина ея крыта тесом, а другая половина забрана забором со столбами».
Надвратный ярусный храм Сретения Господня начали строить из кирпича на бутовом фундаменте в 1679 году. В описи она числится как уже существующая, однако в документах 1690 года почему-то снова идет речь об ее строительстве.
«Колокольня была каменная жь, на которой глава и кровля обгорелыя. На колокольне были девять колоколов больших и малых; а десятый колокол висел на земле на козлах в 200 пудов; и часы большие боевые железные без перечасья». После того как колокольню надстроили, в ней появились три помещения, назначение которых так и осталось загадкой для исследователей.
Над Святыми вратами возвышается прямоугольный объем церкви со слабо выраженными тремя алтарными апсидами. Композиционно постройка близка украинским деревянным храмам, но декор фасадов характерен для московского зодчества5.
В 1749—1758 годах в монастыре был сооружен еще один доныне уцелевший надвратный храм типа восьмерик на четверике — церковь Спаса Преображения с гульбищем6. К середине XVIII века относится и кирпичная монастырская стена с шестью восьмигранными башнями, заменившая отжившую свой век деревянную.
Рядом с Успенским собором находилась историческая достопримечательность — небольшой каменный домик, в котором Петр I останавливался во время посещений обители. По преданию, именно отсюда он отправился под Полтаву. Домик долго оберегали, пока в 1920 году в монастыре не организовали Свенскую детскую колонию. В декабре 1924 года московская комиссия по обследованию архитектурного ансамбля отмечала плачевное состояние домика Петра. Скоро его окончательно разрушили.
Если главной святыней Свенского монастыря являлась чудотворная икона Богоматери Печерской-Свенской, то основной архитектурной достопримечательностью был возведенный в середине XVIII века Успенский собор. Ему предшествовал старый, уже упомянутый, возобновленный в 1715 году по ходатайству наместника Модеста Ильницкого, писавшего в 1712 году, что «в Новопечерском Свенском монастыре церковь Божия во имя Успения Пресвятыя Богородицы, каменная, построена была в древних летах и за великою ветхостью разобрана, потому что служить в ней стало невозможно — расселины великие, и из свода падали кирпичи». К 1742 году храм вновь обветшал. Последовала новая челобитная, на сей раз императрице Елизавете Петровне. Указом от 3 апреля 1748 года на строительство были пожалованы шесть тысяч рублей. Проект и смету составил строивший в то время в Киеве архитектор И. Ф. Мичурин. Проект Мичурина повторял как размеры, так и общую идею собора Донского монастыря в Москве. Однако возведенный в 1749—1758 годах Успенский собор Свенского монастыря представляет совершенно оригинальное сооружение в стиле барокко: пятиглавый, четырехстолпный, центрический, без апсид, крестообразный в плане, с обособленными угловыми частями, с главным входом в закругленном выступе, украшенном колонным портиком. «Необыкновенное впечатление производила внутренность собора, залитого светом, лившимся из огромных окон, главного купола и световых глав. Прекрасна была обработка хоров при помощи гигантского деревянного декоративного панно, искусно вырезанного большим скульптором-самородком. Панно изображало кита, извергающего из своего чрева пророка Иону. Народная фантазия подсказала автору сочетание реализма и фантастики, полностью отвечающее библейскому сказанию"7.
Собор, имевший приделы во имя святых Захарии и Елисаветы и апостола Петра и Павла, был освящен в 1758 году и долго служил украшением обители, находившейся в цветущем состоянии, пока в 1764 году у нее не отобрали вотчины и угодья, записав по штату в 3-й класс. В 1786 году монастырь отчислили от лавры и передали Севской епархии. От пожаров 1824 и 1826 годов он существенно пострадал, но вскоре был отстроен и в 1847 году возведен на степень архимандрии. Собор в 1920-х годах разорили, а в 1928 году взорвали. От взрыва пострадали также соседние церковь Антония и Феодосия и колокольня.
Главным украшением интерьера собора являлся «величественный семиярусный иконостас XVII века с крупными резными фигурами вверху, перенесенныйЕ из прежнего Успенского храма и представляющий художественный интерес по тонкой и весьма сложной резьбе раннего малороссийского барокко. С течением времени иконостас неоднократно подновлялся, в 1838 году был разобран и в течение трех лет исправлялся"8. Сегодня на память потомкам остался только фотомонтаж отдельных частей иконостаса, поскольку сфотографировать его целиком оказалось невозможно. Есть снимки фрагментов резьбы. Это, к сожалению, все.
Сохранился и снимок главного престола со стационарным чеканным серебряным крестом и Евангелиями в окладах. Из монастырской книги вкладов, переписывавшейся в 1649 и 1696 годах с более древней, известно, что в 1583 году Иваном Грозным были «приложены» золотые с каменьями короны и цаты к образам — как выяснилось, похищенные в 1901 году. Царь подарил обители также два колокола весом в 200 и 40 пудов, атласную и объяринную серебряную ризы, окладные образа. Царь Михаил Федорович прислал напрестольное Евангелие, миткаль на ризы и медь на колокол. В 1699 году стольник Сильвестр Артемьевич Огибалов пожертвовал Евангелие в серебряном окладе и кадило с алмазами, боярин Д. И. Годунов в 1601 году — выносной серебряный подсвечник. Большой серебряный напрестольный крест изготовлен в 1733 году келарем Манассией. Водосвятная чаша 1636 года — вклад князя И. И. Шуйского. Таков далеко не полный перечень достопримечательностей ризницы Свенского монастыря.
Славен был Свенский монастырь и устраивавшейся рядом с ним ежегодной ярмаркой, впервые упомянутой в царской жалованной грамоте 1682 года. На нее съезжались не только русские купцы, но и иностранцы, особенно греки. Ярмарка начиналась в праздник Успения и продолжалась месяц. В 1749 году Коммерц-коллегия указала начинать ее 1 сентября, а в 1790—1864 годах она проходила с 6 октября по 1 ноября; потом ее перенесли в Брянск.
После 1918 года наступили иные времена. В 1922 году Свенский монастырь пережил изъятие ценностей, в 1924 году его закрыли, а 11 сентября 1926 года передали губернскому музею. Только в 1980-х годах началось восстановление оставшихся монастырских построек. В 1993 году сюда пришло новое поколение насельников. 10 декабря была освящена надвратная Сретенская церковь. И вот уже десять лет в обители ежедневно совершаются богослужения.


1Архимандрит Иерофей. Брянский Свенский Успенский монастырь Орловской епархии. М., 1866; Знаменский М. Свенский монастырь // Старые годы. 1915. Июль-август. С. 82−93; Свято-Успенский Свенский монастырь. Брянск, 2002; Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российския Церкви. СПб., 1877. Стлб. 906.
2Государственная Третьяковская галерея. Каталог собрания. Т. 1. М., 1995. С. 70−72.
3Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., 1998. С. 172−173.
4Там же. С. 176−177.
5Там же. С. 173−174.
6Там же. С. 174−176.
7Грабарь И. Э. И. Ф. Мичурин и московская архитектура 30−40-х годов XVIII века // Русская архитектура первой половины XVIII века. Исследования и материалы. М., 1954. С. 272.
8Знаменский М. Указ. соч. С. 90.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика