Московский журнал | Н. Богданов, А. Роговой | 01.10.2003 |
Один из самых «великорусских» писателей — Федор Михайлович Достоевский
-своими родовыми корнями теснейшим образом связан с Украиной. Его отец
Михаил Андреевич родился в селе Войтовцы под Винницей в семье местного
священника1. Двадцатилетним юношей он перебрался в Москву, где сумел
получить медицинское образование, а позже даже удостоиться трех орденов
и звания помещика. Известно, что на родине у него остались сестры Анна,
Фотина, Констанция, Фекла, Мария, Лукерья и брат Лев «очень слабого
здоровья"2. Лев, продолжая «семейное дело», с 1818 года служил священником
в родных Войтовцах3 и, вероятнее всего, умер бездетным около 1830 года4.
К этому времени все сестры вышли замуж, причем три стали попадьями5.
Их следы затерялись, и когда Михаил Андреевич в конце 1830-х годов попытался
восстановить родственные связи, на его призывы никто не откликнулся6.
Однако даже сегодня возможность пролить свет на некоторые «украинские»
страницы родословия Достоевского все же имеется. Еще со времен М. В.
Волоцкого, автора «Хроники рода Достоевского», в руках исследователей
оставались две путеводные нити. Первая тянулась к письму с просьбой
о вспомоществовании, полученному в 1879 году Ф. М. Достоевским от двоюродной
сестры (по линии тетки Лукерьи), вдовы сельского дьякона Надежды Глембоцкой.
В послании описывается состав семьи деда Федора Михайловича — священника
Андрея Достоевского, а также сообщается о бракосочетании одной из младших
дочерей последнего, Феклы, и священника Черняка7. Вторая нить — утверждение
известного ученого ХХ века, биолога Ф. Г. Добржанского, что он является
правнуком Феклы Черняк-Достоевской8.
Тщательные разыскания, предпринятые авторами в российских и украинских
библиотеках и архивах, позволили вызвать «из мглы прошлого» образы людей,
самая память о которых, казалось бы, давно и безвозвратно канула в эту
мглу
Супружество Ивана и Феклы Черняков длилось не так уж и долго (полтора
десятка лет отец Иван жил вдовцом), но зато детей было десять9. Трое
отпрысков умерли в детстве. Старшие дочери Пелагия и Елизавета вышли
замуж10. Родившийся в 1825 году сын Петр стал священником (известно,
например, что 17 августа 1867 года его определили в село Шаулиху Уманского
уезда11). Анастасия обучалась в школе при Киевской духовной семинарии12. Рано
потерявшая родителей Олимпиада не смогла получить образования и до конца
жизни так и не выучилась грамоте13. Около 1860 года она обвенчалась
со священником села Кальника Василием Войнарским14. Вместе они прожили
более тридцати лет. Их внуком и был Ф. Г. Добржанский.
Но наш рассказ пойдет о самом младшем сыне Ивана и Феклы Черняков —
Антонии.
Он родился в 1838 году в Ильинцах, по месту очередной службы отца, и так же как и тот, как и старший брат, как дядя и дед по материнской
линии, был предназначен к священническому служению.
В девятилетнем возрасте Антоний поступает в Уманское духовное училище15,
а после — в Киевскую духовную семинарию. С какими чувствами отправлялся
он туда? Здесь уместно обратиться к воспоминаниям известного украинского
писателя Ивана Нечуй-Левицкого, однокашника Антония Черняка по семинарии:
«Сельские бабы нарассказывали мне много дивного про Киев, а больше всего
про «Льва» (фонтан на Подоле, более известный как «Самсон». — Н. Б.,
А. Р.), огромные колокола да про древние церкви, а отец хвалил Днепр
да Лавру. Я до того времени не бывал ни в одном городе и въехал в Киев
с разбуженной фантазией, собираясь увидеть все те дива. Однако ни «Лев»,
ни колокола, ни старинные церкви, ни Лавра мне не понравились. Темные
древние церкви с их темными закоулками и притворами, с гробницами навеяли
на меня грусть. Меня же поразил сам город с его домами и величественный
Днепр с зелеными берегами"16.
Антоний Черняк учился еще в философском классе, когда в конце 1858 года
умер отец. Осиротевшее семейство испытывало крайнюю нужду. Антонию пришлось
подрабатывать частными уроками17. Несмотря на это, учеба идет успешно:
в 1861 году он окончил духовную семинарию по 2-му разряду18. Во иерея
его рукоположил сам митрополит Киевский Арсений.
Первое место служения отца Антония — село Даньковка Липовецкого уезда19,
что «на левой стороне реки Соби, между селами Неменка и Дубровинцы,
в 2-х верстах от каждого"20. Ветхая сельская церковь Святой Параскевы
по штату 1842 года относилась к 7-му классу, следовательно, здесь полагался
только один священник с жалованьем 300 рублей в год и дьячок с жалованьем
50 рублей. Дьячком с того же 1861 года стал Константин Розиновский.
При церкви «для пропитания» числилось 38 десятин 1876 квадратных сажен
земли. Жителей в Даньковке насчитывалось сравнительно немного — на восемь
десятков дворов 628 человек21. Местный помещик Антоний Гаврилович Черномский
совсем недавно — в 1859 году — унаследовал имение от отца. Его управляющий
обходился с крестьянами жестоко. Сам Черномский принадлежал к римско-католической
церкви, что, несомненно, в значительной степени усложняло жизнь в Даньковке22.
Тем не менее молодой священник Антоний Черняк развил бурную деятельность.
На его попечении оказалось учрежденное в 1861 году «в доме крестьянском»
приходское училище. Не вдаваясь в анализ причин, скажем, что народное
образование в то время переживало глубочайший кризис. Однако благодаря
самоотверженным усилиям батюшки к 1873 году число обучавшихся в училище
детей составило 28 — больше, чем в иных крупных селах23. Заметно оживилась
жизнь прихода, возглавляемого недавно избранным старостой Исидором Белокурым.
Но главным деянием отца Антония в Даньковке стало строительство новой
деревянной церкви и колокольни на месте старых — постройки 1782 года.
В награду за все эти труды даньковский священник удостоился набедренника24.
Возведенная им церковь, к сожалению, не сохранилась.
Через некоторое время отец Антоний подает прошение о переводе в село
Липовку Киевского уезда. 31 мая 1874 года митрополит Арсений его просьбу
удовлетворил. Липовка стояла «при болотистом ручье Почепин, образующем
небольшой прудик с водяною при нем мельницею. На сем месте в прежние
времена росло множество лип, давших и название селению"25. Впрочем,
ко времени появления здесь священника Черняка от липовых рощ уцелели
лишь отдельные деревья. В 216 дворах Липовки насчитывалось 1763 жителя
(через пять лет, перед отъездом отца Антония, в селе проживало уже 2073
человека). Местная Покровская церковь была уже 5-го класса, к ее приходу
относились деревни Лозовка, Озерщина, Королевка, Николаевская. С 1857
года дьячком числился Евфимий Грибин, обязанности просфорни с 1871 года
исполняла вдова Александра Рейваховского, церковным старостой в 1873
году избрали крестьянина-собственника Захария Липницкого. При церкви
проживали вдова умершего пономаря Ивана Стретовича с двумя детьми и семеро детей бывшего священника Саввы Мизорницкого. Так же как и в Даньковке,
в Липовке действовала церковная школа, где под руководством отставного
солдата Василия Ведерникова обучалось 25 мальчиков и 5 девочек26. Согласно
старинной описи, кроме обязательных религиозных книг, в школьной библиотеке
имелось еще 12 книг «для чтения предписанных разного содержания"27.
Быть может, были среди них и произведения Достоевского — например, отрывок
из романа «Преступление и наказание» под названием «Раздавили! Человека
раздавили!», изданный в серии «Детское чтение» в 1870 году.
К 1870 годам церковь, построенная во второй половине XVIII века28 тщанием
помещика Игнатия Трипольского, пришла в ветхость. Уже предшествующий
священник Павел Каковский ставил вопрос об обновлении храма и колокольни,
что в 1875 году и осуществил Антоний Черняк29. По воспоминаниям местного
старожила, 75-летней Веры Григорьевны Омельчук30, в самом начале Великой
Отечественной войны немцы оборудовали здесь наблюдательный пункт и артиллерийским
выстрелом с нашей стороны церковь была разрушена. Через несколько лет
жители Липовки, несмотря на тяжелые военные условия, восстановили свой
храм — во всяком случае, он встал на месте прежнего и точно повторил
его план.
В 1950 году Покровскую церковь закрыли. Восемь лет здание пустовало,
а затем в нем размещались ветеринарная станция, бытовой комбинат, сельский
магазин и тому подобное. В 1993 году здесь вновь начали совершаться
богослужения.
Сегодня храм имеет скорее светский облик — лишь вблизи можно различить
миниатюрную главку и крест на ней. По счастью, в архиве настоятеля отца
Геннадия есть уникальная старинная фотография церкви, возведенной еще
отцом Антонием Черняком, а в иконостасе с той поры сохранился образ
Спаса на Престоле.
23 июня 1879 года, передав, согласно резолюции нового митрополита Филофея,
приход священнику Василию Абрамовичу, отец Антоний «с повышением» переводится
в обширное село Самгородок Бердичевского уезда Киевской губернии31:
325? дворов, 2595 жителей32. Здешняя церковь Иоанна Богослова, причисленная
к 5-му классу, была сравнительно нова — построена в 1851 году, колокольню
возвели еще позже — в 1866-м. Местный дьячок Даниил Колосовский (с 1877
года), несмотря на молодой возраст (24 года), имел уже троих детей.
Ровесник отца Антония пономарь Николай Кошиц, окончивший Киево-подольское
духовное училище, мог считаться старожилом — он служил в Самгородке
с 1857 года. Просфорней была священническая дочь Александра Ящинская.
Обязанности церковного старосты исполнял крестьянин Василий Луцюк. При
церкви проживали вдовы духовных лиц с детьми33.
Документы свидетельствуют, что отец Антоний пользовался в округе весьма
значительным авторитетом. С 1880 года он входит в состав благочинного
совета, в 1883 году его награждают скуфьей Священного Синода34. Однако
прослужил в Самгородке Антоний Черняк недолго. В 1883 году воспаление
легких на всю осень и зиму приковало его к постели. Через год к этому
недугу добавилась сердечная недостаточность. Вскоре больного поразил
инсульт с параличом правой половины тела и полной утратой речи35. 3 октября 1884 года священник Антоний Черняк скончался на руках супруги
Анисии Федоровны и дочери Леониды. Ему было только 46 лет36.
В некрологе, написанном священником Петром Бутовским из села Овсяники,
отмечаются ревностное отношение почившего к своим пастырским обязанностям,
аккуратность, гостеприимство и приветливость37.
Нам остается добавить лишь немногое. Священническое служение отца Антония
продолжили трое его сыновей. Наиболее яркой фигурой среди них можно
считать старшего — Николая, родившегося в 1862 году. Он весьма успешно
учился в духовной семинарии: так, 22 июня 1884 года его переводят в 5-й класс I разрядом. В это же время Христофор Черняк, погодок Николая,
II разрядом переводится в 4-й класс38. А вот самый младший — Георгий,
первоклассник Киевского духовного училища, явно отстает: переэкзаменовка
по русскому языку. В 1895—1902 годах Николай Черняк — уже священник
Троицкой церкви села Должок Липовецкого уезда. В 1895 году он удостаивается
архиерейского благословения за свое пастырское рвение39, 27 ноября 1896
года получает денежное вознаграждение как законоучитель местной церковной
школы40, а 6 мая 1897 года награждается набедренником41. С 1904 года
Николай Черняк служит в деревеньке Троща к югу от Липовца42, с 1908
по 1914 год — в селе Дергановке Бердичевского уезда43. В это время он посещает семейство своей двоюродной сестры Софьи Васильевны Войнарской,
в замужестве Добржанской. «Я помню его как высокого и очень здорового
человека с большой энергией и энтузиазмом во время визита к нам в Немиров
приблизительно в 1910 году», — много позже вспоминал Ф. Г. Добржанский44.
Однако впечатление насчет здоровья оказалось обманчивым: «10 марта 1914
г. Николай Черняк, священник с. Дергановки Бердичевского у., уволен
за штат согласно прошению и по болезни"45. Далее его следы теряются.
Христофор Черняк, священник села Талалай Бердичевского уезда, скончался
9 июля 1897 года всего 35 лет от роду. Незадолго до этого, 28 ноября
1896 года, только что окончивший Киевскую духовную семинарию Георгий
Черняк определяется священником в село Великую Салтановку Васильковского
уезда46. Его рукоположение состоялось 16 марта 1897 года47. С 16 января
1902 года отец Георгий служит уже в селе Булаи Бердичевского уезда.
Его присутствие прослеживается здесь до 1915 года48.
Знали ли герои нашего повествования о своем родстве с Ф. М. Достоевским?
Со всей определенностью можно ответить: да! Эта уверенность основывается
на свидетельствах Ф. Г. Добржанского, бабка которого помнила девичью
фамилию своей матери, а также на том факте, что Н. Е. Глембоцкая отправила
письмо не прямо Достоевскому, а в адрес редакции «Отечественных записок»,
то есть украинские родственники писателя следили за его публикациями.
Куда сложнее ответить на вопрос: известно ли было Федору Михайловичу
о семействе Черняков? Так или иначе, ему не пришлось бы стыдиться их:
они твердо стояли на земле и честно делали свое дело.
1Центральный государственный исторический архив Москвы. Ф. 433, оп.
30, д. 110, л. 12; Федоренко Б. В. О неясном в жизнеописании М. А. Достоевского
// Достоевский и мировая культура. Вып. 4. М., 1994. С. 21−22. Богданов
Н. Н. Войтовцы — родовое гнездо Достоевских / «Московский журнал». 2001.
N 10. С. 2−8. Роговий О. I. Достоевський i Вiнниччина / «Вiнниччина»,
22. 08. 2001. С. 7.
2Волоцкой М. В. Хроника рода Достоевского. М., 1933. С. 61.
3Государственный архив Винницкой области. Ф. 799, оп. 1, спр. 114, арк.
20.
4Труды Подольского епархиального историко-статистического комитета.
Вып. 9.
1901. С. 195−196.
5Волоцкой М. В. Указ. соч. С. 44.
6Достоевский А. М. Воспоминания / Издательство писателей в Ленинграде.
1930. С. 17.
7Волоцкой М. В. Указ. соч. С. 44; Материалы к биографии Достоевского.
Письмо Н. Е. Глембоцкой. Публ. Н. Ф. Будановой и Н. Н. Богданова //
Достоевский: Материалы и исследования. Вып. 16. СПб., 2001. С. 405−408.
8Волоцкой М. В. Указ. соч. С. 61−64.
9Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1056−1058.
10Центральный государственный исторический архив (ЦГИА) Украины. Ф.
127, оп. 1011, д. 516, л. 172; оп. 1009, д. 1795, л. 231, об.
11Киевские епархиальные ведомости. 1867. N 21.
12ЦГИА Украины. Ф.127, оп. 1009, д. 948; оп. 1011, д. 1801, л. 158 об.
13Государственный архив Российской Федерации. Ф. 102, ДП-7, N 146, 1895,
л. 317−318.
14Волоцкой М. В. Указ. соч. С. 63.
15Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1056.
16Нечуй-Левицкий И. С. Собр. соч. в 10-ти тт. Киев, 1968. Т. 10. С.
13−14 (пер. с украинского Н. Н. Богданова).
17Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1056.
18ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1011, д. 17, л. 301 об.
19Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1056.
20Похилевич Л. Сказания о населенных местностях Киевской губернии. Киев,
1864. С. 324.
21ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1009, д. 878, л. 67.
22Жалобы на католиков поступали из Даньковки даже в 1888 г. от преемника
отца Черняка священника Кульчицкого (ЦГИА Украины. Ф. 442, оп. 572,
д. 54, л. 192).
23ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1009, д. 878, л. 68.
24ЦГИА Украины. Ф.127, оп. 1009, д. 878, л. 68, об.; Киевские епархиальные
ведомости. 1884. N 23. С.1056−1058.
25Похилевич Л. Указ. соч. С. 88−89.
26ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1011, д. 1507, л. 38.
27Там же.
28Числится в инвентарных книгах Фастовского деканата с 1746 г., метрические
книги сохранялись с 1787 г. (ЦГИА Украины. Ф.127, оп.1011, д. 1506, л.
39).
29ЦГИА Украины. Ф.127, оп. 876, д. 470; Киевские епархиальные ведомости.
1884. N 23. С. 1056−58.
30Записано Н. Н. Богдановым в августе 2003 г.
31ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1011, д. 17, л. 301 об.
32Там же. Л. 305.
33Там же. Л. 302 об.
34Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1056−1058.
35Там же.
36Там же. ЦГИА Украины. Ф. 127, оп. 1011, д. 204, л. 81 об.
37Киевские епархиальные ведомости. 1884. N 23. С. 1058.
38Там же. N 14. С. 605.
39Там же. 1895. N 10. С. 139.
40Там же. 1897. N 4. С. 69−70.
41Там же. N 10. С. 164−166.
42Памятная книжка Киевской губернии на 1905 г. С. 199.
43Памятная книжка Киевской губернии на 1908 г. С. 149; на 1912 г. С.127;
на 1914 г. С.136; Весь Юго-западный край. Киев, 1913. С. 485.
44Добржанский Ф. Г. Воспоминания. Машинопись. 1960-е гг. / Копия из архива Н. Н. Богданова / Пер. с англ. Н. Н. Богданова; РГАЛИ. Ф. 117,
ед. хр. 1, оп. 44, л. 3 об.
45Киевские епархиальные ведомости. 1914. N 11. С. 118.
46Там же. 1897. N 1. С. 1.
47Там же. N 9.
48Там же. 1902. N 4. С. 92; Памятная книжка Киевской губернии на 1905
г. С. 177; на 1908 г. С. 150; на 1909 г. С. 122; на 1911 г. С. 137;
на 1914 г. С. 128; на 1915 г. С. 117; Весь Юго-западный край. С. 483