Русская линия
Московский журнал01.10.2003 

УЦЕЛЕЕТ ЛИ ПАМЯТНИК В. М. ДОЛГОРУКОВУ В КРЫМУ?

Еще в апреле 2003 года в адрес Мэра Москвы Ю. М. Лужкова старший научный сотрудник Республиканского комитета по охране культурного наследия Автономной Республики Крым Владимир Николаевич Гуркович направил открытое письмо, в котором рассказывается о шумихе, поднятой крымско-татарскими националистами вокруг памятника покорителю Крыма князю Василию Михайловичу Долгорукову (1722−1782). Копия письма, а также подборка сопутствующих материалов поступили и в редакцию «Московского журнала». Дело заключается в следующем.
Впервые призыв к демонтажу монумента прозвучал в 1992 году со стороны совета Общества имени И. Гаспринского. Некая Зарима Керимова от имени этого общества, являющегося «общественно-политической и историко-просветительской организацией крымских татар и демократической общественности», обратилась в тогда еще существовавший Совет министров Крымской АССР с просьбой решить вопрос о ликвидации «одного из символов тоталитарной эпохи» — памятника В. М. Долгорукову. Так русский полководец ХVIII века под пером татарского «историософа» Керимовой превратился едва ли не в деятеля советского времени. Снести же памятник, по ее мнению, следует потому, что наличие последнего омрачает взаимоотношения с соседней Турцией, и вдобавок он якобы не представляет никакой архитектурной ценности.
Тогда же Гуркович опубликовал в газете «Южный курьер» статью «Да не покинет мудрость», где описал, какие именно деяния Долгорукова увековечены обелиском: в 1771 году руководимые Василием Михайловичем войска сначала разбили татар и турок под Перекопом, а затем окончательно разгромили их под Кафой, после чего Крым стал русским. Согласны: эти события едва ли являются светлой страницей в истории крымских татар и турецкого народа, но ведь актом вандализма дела не поправишь.
Монумент установлен в Симферополе в 1842 году на средства внука князя В. М. Долгорукова Василия Васильевича. Гуркович выражает убеждение, что автор памятника, прусский профессор Август Штрейхенберг, вполне оправдал возлагавшиеся на него надежды: «Изящество, великолепные пропорции, высокое качество кладкиЕ дают право высоко оценить архитектурные, художественные и строительно-технологические достоинства обелиска». Однако уже на заре советской эпохи монумент подвергся нападению. Празднуя в 1919 году день международной солидарности трудящихся, симферопольские борцы со старым режимом выломали из постамента четыре мемориальных медальона. На большее, однако, не хватило сил, памятник устоял, а в 1952 году даже восстановили медальоны — правда, сделали их уже не из мрамора, а из цемента. И вот теперь — новые страсти. В 1988 году в интервью корреспонденту НТВ Гуркович заявил: «Из всех политических сил в Крыму, пожалуй, есть одна только организованная политическая группировка, открыто призывающая к уничтожению памятников русской культуры, русского присутствия в Крыму. Я имею в виду крайних татарских националистов». С тех пор тянется судебный процесс между Гурковичем и редакцией газеты «Голос Крыма» — печатного органа упомянутых националистов.
Очередную атаку на памятник предприняла в феврале 2002 года татарская газета «Къырым», опубликовав заметку под весьма пространным названием: «Ненавистное свидетельство нашего оскорбленного прошлого, нашей трагедии. Сколько еще его шпиль будет вонзаться в израненные крымскотатарские сердца и чистое небо Крыма?». Крымская же газета «Русский Мир» перевела этот опус на русский язык — так, как он есть, ничего не прибавляя и не убавляя. И русские смогли наконец узнать, что памятник воздвигли «с целью напомнить нашему (татарскому) народу, в чьих руках его Родина, с целью всегда держать наш народ в страхе». Когда в мае 1999 года в Симферополе произошло шествие 50 тысяч крымских татар, «высказывались предложения снести его (памятник. — Ред.), это совсем не трудно, если за шпиль зацепить трос и с помощью одной-двух мощных машин потянуть. Но, к сожалению, почему-то возникли другие, более важные дела, и меры не были предприняты». И вот уже терпение крымских татар на исходе, «ведь „каменный нож“ Долгорукова до сих пор продолжает себе преспокойно стоять». Беспокоясь, как бы опять не помешали какие-нибудь «более важные дела», автор заметки заключает: «Но да поможет Аллах, и в какой-то из дней 18 мая (так в тексте! — Ред.) мы его уничтожим». Отдает финалом гоголевских «Записок сумасшедшего», однако вполне могут найтись люди, которым столь странно установленная дата покажется вполне внятной. Так что грех Москве медлить с реакцией на призыв Владимира Николаевича Гурковича: «Москвичи! Поддержите человека, выступившего против сокрушения памятника в Симферополе вашему земляку!»
Редакция


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru