Московский журнал | 01.09.2003 |
Все началось с «Низка»
В 1922 году в Петрограде был издан тиражом в 2000 экземпляров сборник
статей, отражавших различные моменты становления московского библиофильства.
Назывался он «SERTUM BIBLIO-GICUM». Особый интерес в нем представляют
воспоминания А. Д. Торопова, живо и ярко рисующие картину создания в Москве Библиографического общества.
В 80-х годах XIX века около Никольских ворот в Китай-городе существовало
несколько лавок букинистов. Самая большая из них принадлежала А. А.
Астапову. Эту лавку, при которой располагались квартира книготорговца
и книжные склады, часто навещали книголюбы, в том числе и весьма именитые:
П. В. Щапов, Г. И. Хлудов, Ф. Ф. Мазурин, К. Т. Солдатенков, Ф. И. Буслаев.
Торопов, бывавший здесь ежедневно, весьма тесно сошелся с хозяином —
личностью в своем роде замечательной. Астапов, казалось, знал все о книгах, книжной торговле и о своих клиентах. Постепенно у них завелся
обычай беседовать за чаем в трактире «Низок» на Рождественке.
Там к ним присоединялись и другие посетители астаповской лавки.
Именно в «Низке» в августе 1889 года Астапов познакомил Торопова
со студентом Духовной академии А. Н. Соловьевым и служащим книжного
магазина В. Готъе В. Ф. Фрейманом. Фрейман, обладатель необычайно громкого
голоса и роскошных бакенбард, оказался к тому же энтузиастом-библиографом.
Нисколько не смущаясь краткостью знакомства с Тороповым, он тут же предложил
ему принять участие в начатом им деле составления полного каталога русских
книг, вышедших с 1708 года, сообщив, что уже приготовил 10 тысяч карточек,
но на дальнейшую работу у него не хватает средств и сил. Торопов не замедлил плениться проектом своего нового друга. Вскоре на его квартире
состоялась организационная встреча, в которой, кроме Фреймана и Соловьева,
участвовали устроитель библиотек в больницах и тюрьмах Ф. С. Ханов и молодой книгопродавец Д. В. Банков. В конечном счете было решено образовать
общество, куда могли бы вступать все интересующиеся библиографией, а пока продолжить начатое В. Ф. Фрейманом заготовление карточек, одновременно
занимаясь составлением устава. Каждый, кто выразил согласие поддержать
благородное начинание, обязывался вносить ежемесячно по рублю на покупку
необходимых материалов, а Астапов и Торопов пожертвованием всего, что
имелось у них по библиографии, положили основание специальной библиотеки.
Со временем к работе над уставом подключились известный библиофил Н.
И. Носов, профессор А. П. Гемилиан, магистр А. Н. Нетунин, присяжный
поверенный Д. И. Невядомский и В. П. Магнуссон. Руководство осуществлял
Байков, он же устраивал и проводил собрания временного комитета, в который,
кроме него, входили Торопов, Фрейман и Соловьев. Весной 1890 года устав
был написан и 31 июля того же года утвержден министерством. Общество
начало функционировать 4 октября 1890 года, назвавшись Московским библиографическим
кружком. К тому времени уже был готов указатель с наименованиями 66
тысяч изданий и организована библиотека, насчитывавшая 800 книг библиографического
характера. Действовал кружок при Московском университете. Его история
еще ждет своего исследователя.
В заключение стоит упомянуть, что издан «SERTUM BIBLIOGICUM»
был в честь президента Русского библиографического общества профессора
Александра Иустиновича Малеина. Он родился в 1869 году в Торжке в семье
чиновника. Среднее образование получил в тверской гимназии, которую
окончил с золотой медалью в 1888 году, после чего поступил в Историко-филологический
институт. Двухгодичное пребывание за границей, где он изучал творчество
античного поэта Марциала, породило в Малеине увлечение классической
древностью. Защитив диссертацию в Московском университете и получив
звание магистра, он стал переводить сочинения иностранцев, писавших
о России, в частности Герберштейна, Рубрука и других.
Споры о пользе классического образования, бушевавшие в русском обществе
конца XIX — начала XX века, побудили Малеина заняться выяснением влияния
античной литературы на нашу словесность. Особенно ценны в этом отношении
его статьи и заметки о Пушкине. После революции, в 1919 году, Малеин
возглавил Русское библиографическое общество, а с 1922-го стал редактором
«Библиографических листов РБО». Тридцатилетний юбилей его
научной деятельности был отмечен 2 января 1920 года, а два года спустя
вышел сборник «SERTUM BIBLIOGICUM», давно ставший раритетом.
О дальнейшей же судьбе А. И. Малеина ничего не известно.
И последнее. Хорошо бы отыскать на нынешней Рождественке место, где
когда-то находился скромный трактирчик «Низок». Право, место
это заслуживает мемориальной доски…
Д. А. Владимиров
Сохраним памятник для потомков
До зимы 1935/36 годов на месте дома N 5 по улице Покровка на углу Большого
Успенского (ныне Потаповского) переулка стояла церковь Успения Пресвятой
Богородицы, что в Котельниках. Сегодня здесь — сквер с клумбой посередине.
Церковь была построена замечательным русским зодчим-самородком Петром
Потаповым в 1696—1699 годах на средства купца Ивана Матвеевича Сверчкова.
В. И. Баженов считал ее одним из красивейших храмов Москвы. Это был
выдающийся образец московского барокко, потрясший своим великолепием
даже Наполеона, во время французской оккупации первопрестольной распорядившегося
выставить у церкви охрану, что спасло ее от пожара и разорения. Наполеон
сберег для нас этот архитектурный шедевр, а мы сами для себя -не сберегли:
в 1935 году Успенскую церковь закрыли, а в 1936 году — снесли. Последние
два года в летнее время в сквере на ее месте шумит-гудит пивная…
Казалось бы, уникальный памятник утрачен безвозвратно. Но так ли это?
Остались как материальные, так и документальные свидетельства, в своей
разрозненности все же позволяющие полностью представить и восстановить
целое:
— во флигельке, стоявшем к западу от церкви, сохранился фрагмент лестницы
храмовой колокольни, ныне встроенный в стену, но доступный осмотру изнутри;
— в северную стену Донского монастыря вмурованы в архитектурном смысле
весьма репрезентативные портал и два наличника из белокаменной отделки
Успенской церкви;
— до нашего времени дошел ее иконостас, долгие годы находившийся в филиале
Государственного Исторического музея, затем отреставрированный и переданный
в действующую Успенскую церковь Новодевичьего монастыря;
— сохранились фотографии, а также точные обмеры и чертежи памятника.
В результате уже сегодня существует проект воссоздания храма. Но главное
сейчас в другом.
Не так давно настоятели, священники и прихожане нескольких церквей на Маросейке и Покровке, собрав внушительное количество подписей, направили
на имя мэра Москвы Ю. М. Лужкова ходатайство об установке памятного
знака и строительстве часовни на месте, где стоял храм Успения Пресвятой
Богородицы в Котельниках. В ходатайстве высказывается надежда, что в будущем это «послужило бы первым шагом на пути полного воссоздания
Успенского храма».
И. И. Магер
Москва
По тропе Ключевского
«Когда исчезает из глаз тропа, по которой мы шли, прежде всего
мы оглядываемся назад, чтобы по направлению пройденного угадать, куда
идти дальше. Двигаясь ощупью в потемках, мы видим перед собой полоску
света, падающую на наш дальнейший путь, — это история с уроками и опытами,
которые она отбирает у убегающего от нас прошедшего».
Это слова Василия Осиповича Ключевского, нашего выдающегося земляка.
В 1991 году к 150-летию ученого в Пензе открылся музей В. О. Ключевского.
И по сей день он остается единственным в стране. Хотя…
В селе Воскресеновка Пензенского района, месте рождения Василия Осиповича,
также есть его музей — школьный, который является филиалом пензенского.
Здесь же установлен первый и пока опять же единственный в России бюст
Ключевского (скульптор Александр Кныш).
Главная заслуга в создании музея принадлежит Владимиру Николаевичу Гусъкову
— учителю истории Воскресеновской средней школы. Несколько лет назад
на ее базе организовали методическую экспериментальную площадку в рамках
концепции «От культуры края — к культуре мира», разработанной
профессорами Пензенского педагогического университета К. Д. Вишневским,
Н. М. Инюшкиным и младшим научным сотрудником кафедры мировой и отечественной
культуры В. Н. Гусъковым.
Владимир Николаевич убежден: нельзя называться человеком, если твои
дети равнодушно смотрят на разоренную церковь или замусоренный родник.
Формировать у школьников гражданские и патриотические чувства, считает
Гуськов, следует именно на таких конкретных примерах: это ведь твои
дед и отец, это твои односельчане строили церковь и обустраивали родник.
Благо, Воскресеновская школа расположена в особой историко-культурной
зоне, дающей прекрасные возможности для непосредственного общения с памятными местами, связанными не только с Ключевским, но и многими другими
выдающимися персонажами российской истории. Соседнее село Симбухово
(ныне Калинина) в свое время славилось поместьем третьего пензенского
губернатора Ф. Ф. Вигеля, современника и близкого знакомого баснописца
И. А. Крылова, романиста М. Н. Загоскина, поэтов А. С. Пушкина, П. А.
Вяземского, В. А. Жуковского, историка Н. М. Карамзина. В селе сохранилась
церковь Успения Божией Матери, фрагменты парадных ворот усадьбы и некогда
богатейшего лесопарка, каретный двор.
В июле 1840 года в село переехала семья Иосифа Ключевского, назначенного
священником в вос-кресеновскую церковь во имя Обновления Храма Господня.
Здесь и родился у Ключевских первенец Василий. К сожалению, церковь,
в которой служил отец Иосиф, не сохранилась. Лишь величественные развалины
возвышаются над селом. Но есть в селе один уголок, напоминающий о том
времени. Шумят кронами старые липы в аллее парка, украшавшего помещичью
усадьбу Ребровских. Маленький прудик с островком посередине окружен
белоствольными березами. Здесь любила гулять Елизавета Николаевна Ребровская,
хозяйка села в первой половине XIX века — крестная мать будущего историка…
В школьном музее при входе вас встречает глядящий с портрета В. О. Ключевский.
В экспозиции много интереснейших документов. Вот запись о венчании родителей
Василия Осиповича. А вот ксерокопия листа метрической книги за 1841
год, где под N 4 от 21 января читаем: «У приходского священника
Иосифа Ключевского и законной его жены Анны Федоровны, оба православного
исповедания, родился 16 января, крестился 21 января сын Василий».
А вот заявление ректору Пензенского духовного уездного приходского училища
протоиерею Ов-сову, в котором А. Ф. Ключевская просит принять сына 10-ти
лет во второй класс.
Часть экспозиции посвящена окружению В. О. Ключевского — от семейства
сельского дьячка до его университетских преподавателей — видных ученых
Ф. И. Буслаева и С. М. Соловьева (фотографии 70-х годов XIX века).
Привлекает внимание фрагмент резного иконостаса из воскресеновской церкви
во имя Обновления Храма Господня, где крестили Василия. Этот чудом уцелевший
уникальный экспонат подарила музею местная старушка, которой он достался
от предков.
Есть тут и другие мемории, связанные с Ключевским, а также краеведческие
экспонаты более раннего периода, характеризующие пензенское село XIX
века. Члены местного краеведческого кружка сами водят экскурсии, изучают
документы и книги, занимаются сбором предметов деревенского быта, записывают
воспоминания старожилов, сельские легенды и предания. Создан фонд видеофильмов
по истории Пензенского края. Сам Владимир Николаевич Гуськов в результате
многолетней кропотливой научно-исследовательской работы создал историка-топонимический
словарь «Село Воскресеновка и его окрестности».
Сегодня в воскресеновской школе «прописаны» такие дисциплины,
как музейная педагогика, краеведение; силами учеников ведутся археологические
и этнографические исследования. Школьная педагогическая лаборатория
разработала план-сценарий ежегодно проводимого месячника, посвященного
дню рождения Ключевского. В дни месячника устраиваются ставшие традиционными
фольклорные вечера. Готовятся они на основе собранных учащимися коллекций
крестьянской одежды и предметов быта, записей народных песен, рассказов
старожилов о традиционных сельских обрядах и выливаются в настоящие
сельские праздники, в которых участвуют не только школьники, но и их
родители, бабушки, дедушки. На заключительном мероприятии месячника
— финальном туре знатоков истории родного края — победителям вручаются
премии имени В. О. Ключевского.
— Есть такая накатанная формула: «Из школы уходят в жизнь!»
— говорит Владимир Николаевич Гуськов. — Но мне кажется, гораздо важнее,
чтобы дети уже в школе учились жизни.
Алексей Мальков
Пензенская область
Потомок гетмана Украины — на московской сцене
Речь пойдет о ведущей солистке оперы Московского государственного академического
Детского музыкального театра имени Н. И. Сац Татьяне Ханенко. По семейным
преданиям, ее предком был гетман Малороссии Михаил Степанович Ханенко.
Чем он знаменит?
До 1674 года с Россией воссоединилась лишь часть Украины, расположенная
на левом берегу Днепра. Правобережье оставалось самостоятельным государственным
образованием, но находилось в сфере геополитических интересов Польши.
С этим не пожелал мириться ставший в 1670 году гетманом Правобережья
М. С. Ханенко. В 1674 году он сложил с себя гетманские полномочия в пользу гетмана Левобережья и этим практически завершил воссоединение
Украины и России. Таким образом, вклад Ханенко в святое дело воссоединения
братских народов не менее значителен, чем вклад Богдана Хмельницкого.
Его потомки — Ханенко Николай Данилович (1691−1760), Михаил Игнатьевич
(1779−1839), Александр Игнатьевич, Богдан Иванович и Александр Иванович
(1805−1895) — были влиятельными общественными деятелями Украины, учеными
и писателями. Так, Александр Иванович Ханенко — известный археолог и литератор — занимал пост предводителя дворянства Суражского уезда Черниговской
губернии, а с 1858 года являлся членом Черниговского губернского комитета
по крестьянскому делу и много способствовал освобождению крестьян.
После революции этот старинный и славный род, подобно многим другим,
затерялся в гуще «народных масс». Однако через много лет один
из его отпрысков вновь вспыхнул яркой звездой — на этот раз не на общественном
или научном поприще, а на оперной сцене. Как в «Полтаве» Пушкина:
«Прекрасной дочерью своей гордится старый Кочубей». И гордиться,
действительно, есть чем…
За несколько лет после окончания Российской академии музыки имени Гнесиных
Татьяна Ханенко создала в театре имени Н. И. Сац сценические образы
изумительной красоты: Татьяна в «Евгении Онегине» Чайковского,
Помина в «Волшебной флейте» Моцарта, Оливия в «Двенадцатой
ночи» Колмановского. За блестящее исполнение роли Баттерфляй в
«Мадам Баттерфляй» Пуччини в 1995 году ей была присуждена
премия имени И. Смоктуновского. И в театре «Арбат-опера» она
украсила своим участием спектакли, впервые прозвучавшие на российской
сцене: «Стабат Матер» Перголези, «Колокольчик» Доницетти,
«Синьор Брускино» Россини, «Человеческий голос»
Пуленка.
Концертные программы поражают диапазоном творческих интересов исполнительницы.
С одинаковым совершенством исполняет она произведения Шуберта и Шопена,
Шумана и Чайковского, Рахманинова и Пуленка.
Талант Татьяны Ханенко — редчайший сплав чистого голоса, музыкальности,
пластики и изящества движения, богатейшей мимики, артистического темперамента
и тонкого вкуса, — все это объединяется покоряющим обаянием ее облика.
Спектр дарований певицы необычайно широк. Можно, не боясь преувеличения,
сказать, что в ней одной воплотились все три музы театра: пения (Полигимния),
трагедии (Мельпомена) и танца (Терпсихора).
Конечно, в полной мере оценить все это можно, лишь увидев и услышав
Татьяну на сцене, но даже и немые фотографии говорят о многом. Перед
вами три сцены из «Евгения Онегина» (до встречи с Онегиным,
момент его ссоры с Ленским, последнее объяснение — «счастье было
так возможно») и сцена из «Стабат Матер» Перголези. Какие
разные образы, какое мастерство перевоплощения! Даже трудно поверить,
что перед нами одна и та же артистка… Безусловно, достичь подобного
совершенства ей помогли учителя и руководители: в Академии имени Гнесиных
— Е. И. Каменская, в театре имени Н. И. Сац музыкальный руководитель
— заслуженный деятель искусств России, профессор Л. Гершкович, дирижер
— заслуженный артист России А. В. Яковлев, консультант по вокалу — народный
артист России С. Б. Яковенко, режиссеры -заслуженный деятель искусств
России В. Б. Рябов, В. Г. Меркулов, А. Б. Леонов, в «Арбат-опере»
— режиссер О. Т. Иванова. А «открыла» Татьяну Ханенко и помогла
ей создать чарующий образ Баттерфляй сама Наталия Ильинична Сац! Но вечна истина: семена прорастают только в плодородной почве!
До сих пор певица не удостоена высокого внимания театральных критиков.
Почему? Возможно, потому, что еще слишком молода для торжественных «юбилеев».
А может, и потому еще, что скромна и интеллигентна. Но я уверен, что
наш зритель сможет отличить алмаз от булыжника и сам (без «ценной
помощи» критиков), если придет в Московский государственный академический
Детский музыкальный театр имени Н. И. Сац послушать и увидеть Татьяну
Ханенко во «взрослых» операх.
Напоследок же вновь вспомним, что появлением Татьяны на московской сцене
мы обязаны двум выдающимся сынам Украины — гетманам Богдану Хмельницкому
и Михаилу Ханенко, чей подвиг позволил когда-то двум нашим народам слиться
в братском объятии.
«Слышите ли вы нас, батьки?!»
И. И. Судницын
Москва
Храм преподобного Романа Сладкопевца в Киеве
В 1891 году супруга киевского генерал-губернатора и председатель Киевского
благотворительного общества София Сергеевна Игнатьева организовала в Контрактовом доме на Подоле лечебницу для бедных. Затем на принадлежавшем
упомянутому обществу участке (ныне улица Красноармейская, 104) началось
возведение поликлиники и небольшого стационара. Средства выделил известный
сахарозаводчик и меценат, статский советник Никола Артемьевич Терещенко,
до того уже построивший в Киеве несколько церквей, приютов и гимназий,
а также два торговых училища. Когда в 1908 году киевским генерал-губернатором
стал Ф. Ф. Трепав, его супруга Елизавета Сергеевна обратила внимание
на нужды больницы, и привлеченный ею к делам благотворительности глава
Киевского биржевого комитета Семен Могилевцев субсидировал строительство
нового двухэтажного корпуса. Больничные палаты, операционная, перевязочная
были оборудованы по последнему слову медицинской техники на пожертвования
детей Терещенко Александра и Варвары. В годовом отчете Киевского благотворительного
общества за 1911 год сообщалось: «Обстановка операционной отвечает
всем требованиям хирургии». Из 40 мест 15 были бесплатными, а 25
предоставлялись за плату от рубля до трех в сутки (для сравнения: содержание
в частных лечебницах обходилось ежедневно от 4 до 12 рублей). Среди
обращавшихся сюда большую часть составляли чернорабочие и поденщики,
хлебопашцы, ремесленники, мелкие торговцы.
В том же отчете читаем: «За зданием больницы среди небольшого сада
построена красивая часовня. Над входом икона благословляющего Спасителя.
Внутри помещение со сводчатым потолком, по средине которого разрисовано
сияние. Прямо против входа поставлен иконостас с тонким золотым карнизом.
По средине киота — иконостаса большая икона Воскресения Спасителя, а по бокам иконы великомученицы Елисаветы и преподобного Феодора Освященного
(небесных покровителей градоначальника и его супруги. — Д. П.). Стена
за иконостасом небесного цвета. Остальные стены орнаментированы. Дверь
соединяет часовню с небольшой секционной комнатой».
После революции в часовне устроили мертвецкую, потом склад, а кончилось
свалкой. Вокруг строились жилые дома, деревянные корпуса больницы были
снесены, вместо них появилось здание районной поликлиники, в двухэтажном
каменном корпусе открылась детская клиника. Полуразрушенная часовня
только чудом уцелела. В 90-х годах прошлого столетия к ней присматривались
новоявленные раскольники — сторонники лжепатриарха Филарета, объявившего
себя главой самостийной украинской церкви. Но взяться за восстановление
часовни они так и не решились.
Весной 1999 года по инициативе смотрителя больничных храмов священника
Романа Барановского диаконом Димитрием Познанским (ныне настоятель храма)
была организована община преподобного Романа Сладкопевца. Реально в общину входили тогда лишь два человека: сам отец Димитрий и Богдан Рябко,
который в настоящее время является диаконом.
Распечатали объявления, приглашавшие православных киевлян к участию
в восстановлении часовни. Постепенно территорию очистили от мусора.
Люди трудились самоотверженно. Димитрий, муж художницы Светланы, пожертвовал
на благое дело значительную сумму. Светлана впоследствии написала для
храма образа Тайной Вечери и преподобного Силуана Афонского. Ежедневно
на руинах перед работой читался канон преподобному Роману Сладкопевцу,
а когда Димитрия Познанского рукоположили во иерея, стали служить молебен.
Все это очень не нравилось нынешним украинским чиновникам, которые как
огня боятся связей православных украинцев с Московским Патриархатом,
и они грозились запретить работы под тем предлогом, что дома вокруг
часовни расположены на недопустимом с точки зрения строительных и пожарных
норм расстоянии.
Дело дошло до абсурда: право на восстановление маленького храма община
была вынуждена отстаивать на государственном уровне. Для разрешения
тупиковой ситуации пришлось обратиться к заместителю главного архитектора
Киева. А ему, оказалось, есть что вспомнить в этой связи. В 1950-х годах,
в бытность простым рабочим, он ходил по району с отбойным молотком и сносил все, что только можно. Но дореволюционная кладка часовни оказалась
на удивление прочной — ее не брал и отбойный молоток. Тогда махнули
рукой и ушли. Чиновник признался, что ему теперь стыдно вспоминать тот
случай, и в знак покаяния он согласовал документы.
Первая литургия — под открытым небом -состоялась 14 октября 1999 года
на праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этот день празднуется также
память преподобного Романа Сладкопевца. Литургия на 2000-летие Рождества
Христова служилась уже под крышей и куполом. Освящение храма состоялось
ровно через год -14 октября 2000 года.
Особенностью киевского храма преподобного Романа Сладкопевца является
то, что в нем молятся об обращении в ересях и расколах сущих.
И это особенно важно в условиях политики, которую проводит так называемая
Украинская православная церковь, отколовшаяся от Московского Патриархата.
Храм посвящен преподобному Роману Сладкопевцу, небесному покровителю
династии Романовых, а значит, тесно связан с общерусской историей.
Д. В. Павлова
Киев