Русская линия
Московский журнал Л. Филиппова01.09.2003 

«ГАЛЕРЕЯ СТАРЧЕСТВА»

В 2001 году в воскресной школе при московском храме Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве открылась «Галерея старчества», ставшая ныне общественным музеем. Основой экспозиции послужила коллекция графических портретов старцев — подвижников благочестия XX столетия. Автором этих работ является настоятель храма отец Михаил Малеев…
В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором в великом сонме новомучеников и исповедников Российских XX века был прославлен настоятель храма Воскресения Христова города Ро-манова-Борисоглебска протоиерей Михаил Бело-
россов, прадед священника Михаила Малеева. В Романове-Борисоглебске, ныне Тутаеве, Михаил Павлович и родился в 1859 году. Закончив в 1890 году Ярославскую духовную семинарию, он женился на дочери священнослужителя Анне Васильевне и вскоре был рукоположен иереем храма села Кардинского Романово-Борисоглебского уезда. Шесть лет спустя отца Михаила, уже в сане протоиерея, перевели в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске, где он прослужил более 20 лет, сочетая свои пастырские обязанности с педагогической деятельностью законоучителя, катехизатора и постоянного члена Епархиального училищного совета. Кроме того, он состоял сотрудником Попечительства о бедных людях духовного звания. Его разносторонние труды неоднократно поощрялись благодарностями и наградами от священноначалия, а также снискали ему горячую любовь прихожан.
На верхней Волге не найти более живописного уголка, чем Тутаев, раскинувшийся по обеим сторонам реки. В действительности современный Тутаев — это два вполне самостоятельных города, древние Романов и Борисоглебск. Как и прежде, Волга разделяет их, и жители сообщаются между собой посредством паромов и катеров. Город невелик. Главное его украшение составляет множество церквей замечательной архитектуры. Среди них особо выделяется сооруженный более трех столетий назад Воскресенский собор, что в Борисоглебской слободе. Главная святыня собора -потемневшая от времени трехметровой высоты икона Всемилостивого Спаса. По древней традиции ежегодно в десятое воскресенье на Пасху по Борисоглебской стороне совершается крестный ход. Тутаевцы так и зовут этот праздник: Десятое воскресенье. Чудотворную икону на специальном сооружении несут два десятка мужчин.
В Тутаеве до сих пор сохранился двухэтажный деревянный дом с зелеными ставнями. Здесь проживала большая дружная семья священника Белороссова, в которой воспитывалось пятеро детей.
Но вот грянула революция. В 1919 году Воскресенский храм закрыли и впоследствии разрушили. Родные отца Михаила просили, чтобы он не появлялся на людях в рясе — по тем временам это могло навлечь преследования как на него самого, так и на его близких. Но переодеться в светское платье священник не согласился. В 1920 году семья решила перебраться в Ярославль, поближе к престарелым родителям. Первым обозом уехала матушка Анна Васильевна с детьми. Следом отправился отец Михаил, так и не снявший рясы и креста. Этим он привлек в одной из деревень внимание активистов сельской ячейки. Дело кончилось арестом и расстрелом, о чем Анна Васильевна узнала из рассказов местных жителей, отправившись после долгого ожидания на поиски супруга.
Немногое уцелело в памяти о благочестивом пастыре: несколько фотографий, бронзовый крест с эмалевыми вставками да бережно хранимый священником Михаилом Малеевым старинный, николаевских времен антиминс, на котором совершается Божественная литургия. Обычно антиминс благословляется архиереем для службы в конкретном храме, но во время революционной смуты наиболее стойким в вере священникам владыки благословляли антиминсы специально для службы «аще где прилучится», поэтому тогда на руках у духовенства антиминсов оказалось много…
Вернемся в музей «Галерея старчества». В зале неяркий свет, арочной формы окна обращены на древние стены храма. Звуки валаамского распева, звучащие здесь постоянно, сообщают посетителям особое, торжественное настроение. Со стен глядят старцы — кажется, здесь оживают их молитвы, и вечно длится духовная беседа поколений, осуществляющая неразрывную связь времен.
В музее часто проводятся экскурсии для школьников, курсантов военных училищ, детей-инвалидов. Еще одна важная сторона его деятельности — передвижничество, ибо, где только не побывала «Галерея старчества»: и в Кремле, и в Музее современной истории России, и в храме Христа Спасителя.
Одна из последних выставок прошла в Дипломатической академии при МИД России. Вот только некоторые из записей, оставленных в книге для посетителей: «Спасибо за выставку. Она в нужное время и в нужном месте. Доброе дело, России нужное теперь особенно» (проф. Вельяминов), «Учимся у вас быть русскими» (преподаватель МДА).
Приведем еще слова профессора М. К. Долгова, заведующего кафедрой философии, политологии и культуры Дипломатической академии, сказанные на открытии выставки: «Подвижники духа — в полном смысле святые. Не случайно к ним шли на поклон самые выдающиеся люди России. Ведь весь мир читает Достоевского и других русских писателей и поэтов, но сами они искренне преклонялись перед старцами, искали у них совета. Так вот, выходит, что эти старцы не только влияют духовно на гениев, но через их произведения влияют духовно на свой народ и на весь мир. В этом великая сила наших монастырей, наших отшельников, нашей православной веры. И нужно самому жить со Христом, чтобы изображать их на портретах».
Детство и юность Михаила Малеева прошли в Сергиевом Посаде. Здесь в древности подвизался в молитвенных подвигах и основал обитель во имя Святой Троицы преподобный Сергий Радонежский. Здесь расцвел гений иконописцев Андрея Рублева и Даниила Черного. Здесь черпали религиозно-творческое вдохновение представители не одного поколения русских людей.
В молодые годы Михаил Малеев много ездил по стране, встречался со старцами и подвижниками веры. Окончив Абрамцевское художественное училище, а затем Строгановку, он поступил в Духовную семинарию. Священнослужение позволило ему глубже осмыслить и обобщить пережитое. В 1994 году отец Михаил назначается настоятелем полуразрушенного храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве. Все силы и талант уходят на восстановление редкой жемчужины храмовой архитектуры XVII века, на возрождение приходской жизни.
Именно в этом древнем храме зародилась идея организовать «Галерею старчества». При галерее под руководством отца Михаила работает иконописная мастерская — в настоящее время в ней пишется образ новомученика протоиерея Михаила Белороссова.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru