Московский журнал | Л. Филиппова | 01.09.2003 |
В 2001 году в воскресной школе при московском храме Покрова Пресвятой
Богородицы в Братцеве открылась «Галерея старчества», ставшая
ныне общественным музеем. Основой экспозиции послужила коллекция графических
портретов старцев — подвижников благочестия XX столетия. Автором этих
работ является настоятель храма отец Михаил Малеев…
В 2000 году Юбилейным Архиерейским Собором в великом сонме новомучеников
и исповедников Российских XX века был прославлен настоятель храма Воскресения
Христова города Ро-манова-Борисоглебска протоиерей Михаил Бело-
россов, прадед священника Михаила Малеева. В Романове-Борисоглебске,
ныне Тутаеве, Михаил Павлович и родился в 1859 году. Закончив в 1890
году Ярославскую духовную семинарию, он женился на дочери священнослужителя
Анне Васильевне и вскоре был рукоположен иереем храма села Кардинского
Романово-Борисоглебского уезда. Шесть лет спустя отца Михаила, уже в сане протоиерея, перевели в храм Воскресения Христова в Романове-Борисоглебске,
где он прослужил более 20 лет, сочетая свои пастырские обязанности с педагогической деятельностью законоучителя, катехизатора и постоянного
члена Епархиального училищного совета. Кроме того, он состоял сотрудником
Попечительства о бедных людях духовного звания. Его разносторонние труды
неоднократно поощрялись благодарностями и наградами от священноначалия,
а также снискали ему горячую любовь прихожан.
На верхней Волге не найти более живописного уголка, чем Тутаев, раскинувшийся
по обеим сторонам реки. В действительности современный Тутаев — это
два вполне самостоятельных города, древние Романов и Борисоглебск. Как
и прежде, Волга разделяет их, и жители сообщаются между собой посредством
паромов и катеров. Город невелик. Главное его украшение составляет множество
церквей замечательной архитектуры. Среди них особо выделяется сооруженный
более трех столетий назад Воскресенский собор, что в Борисоглебской
слободе. Главная святыня собора -потемневшая от времени трехметровой
высоты икона Всемилостивого Спаса. По древней традиции ежегодно в десятое
воскресенье на Пасху по Борисоглебской стороне совершается крестный
ход. Тутаевцы так и зовут этот праздник: Десятое воскресенье. Чудотворную
икону на специальном сооружении несут два десятка мужчин.
В Тутаеве до сих пор сохранился двухэтажный деревянный дом с зелеными
ставнями. Здесь проживала большая дружная семья священника Белороссова,
в которой воспитывалось пятеро детей.
Но вот грянула революция. В 1919 году Воскресенский храм закрыли и впоследствии
разрушили. Родные отца Михаила просили, чтобы он не появлялся на людях
в рясе — по тем временам это могло навлечь преследования как на него
самого, так и на его близких. Но переодеться в светское платье священник
не согласился. В 1920 году семья решила перебраться в Ярославль, поближе
к престарелым родителям. Первым обозом уехала матушка Анна Васильевна
с детьми. Следом отправился отец Михаил, так и не снявший рясы и креста.
Этим он привлек в одной из деревень внимание активистов сельской ячейки.
Дело кончилось арестом и расстрелом, о чем Анна Васильевна узнала из рассказов местных жителей, отправившись после долгого ожидания на поиски
супруга.
Немногое уцелело в памяти о благочестивом пастыре: несколько фотографий,
бронзовый крест с эмалевыми вставками да бережно хранимый священником
Михаилом Малеевым старинный, николаевских времен антиминс, на котором
совершается Божественная литургия. Обычно антиминс благословляется архиереем
для службы в конкретном храме, но во время революционной смуты наиболее
стойким в вере священникам владыки благословляли антиминсы специально
для службы «аще где прилучится», поэтому тогда на руках у духовенства антиминсов оказалось много…
Вернемся в музей «Галерея старчества». В зале неяркий свет,
арочной формы окна обращены на древние стены храма. Звуки валаамского
распева, звучащие здесь постоянно, сообщают посетителям особое, торжественное
настроение. Со стен глядят старцы — кажется, здесь оживают их молитвы,
и вечно длится духовная беседа поколений, осуществляющая неразрывную
связь времен.
В музее часто проводятся экскурсии для школьников, курсантов военных
училищ, детей-инвалидов. Еще одна важная сторона его деятельности —
передвижничество, ибо, где только не побывала «Галерея старчества»:
и в Кремле, и в Музее современной истории России, и в храме Христа Спасителя.
Одна из последних выставок прошла в Дипломатической академии при МИД
России. Вот только некоторые из записей, оставленных в книге для посетителей:
«Спасибо за выставку. Она в нужное время и в нужном месте. Доброе
дело, России нужное теперь особенно» (проф. Вельяминов), «Учимся
у вас быть русскими» (преподаватель МДА).
Приведем еще слова профессора М. К. Долгова, заведующего кафедрой философии,
политологии и культуры Дипломатической академии, сказанные на открытии
выставки: «Подвижники духа — в полном смысле святые. Не случайно
к ним шли на поклон самые выдающиеся люди России. Ведь весь мир читает
Достоевского и других русских писателей и поэтов, но сами они искренне
преклонялись перед старцами, искали у них совета. Так вот, выходит,
что эти старцы не только влияют духовно на гениев, но через их произведения
влияют духовно на свой народ и на весь мир. В этом великая сила наших
монастырей, наших отшельников, нашей православной веры. И нужно самому
жить со Христом, чтобы изображать их на портретах».
Детство и юность Михаила Малеева прошли в Сергиевом Посаде. Здесь в древности подвизался в молитвенных подвигах и основал обитель во имя
Святой Троицы преподобный Сергий Радонежский. Здесь расцвел гений иконописцев
Андрея Рублева и Даниила Черного. Здесь черпали религиозно-творческое
вдохновение представители не одного поколения русских людей.
В молодые годы Михаил Малеев много ездил по стране, встречался со старцами
и подвижниками веры. Окончив Абрамцевское художественное училище, а затем Строгановку, он поступил в Духовную семинарию. Священнослужение
позволило ему глубже осмыслить и обобщить пережитое. В 1994 году отец
Михаил назначается настоятелем полуразрушенного храма Покрова Пресвятой
Богородицы в Братцеве. Все силы и талант уходят на восстановление редкой
жемчужины храмовой архитектуры XVII века, на возрождение приходской
жизни.
Именно в этом древнем храме зародилась идея организовать «Галерею
старчества». При галерее под руководством отца Михаила работает
иконописная мастерская — в настоящее время в ней пишется образ новомученика
протоиерея Михаила Белороссова.