Московский журнал | В. Дукельский | 01.09.2003 |
История военного флота России славна не только выигранными морскими
баталиями, но и многочисленными подвигами русских моряков по спасению
терпящих бедствие, о чем свидетельствуют документы XIX — начала XX века:
командирские отчеты о плаваниях российских военных кораблей. Наши заметки
по необходимости будут краткими, как кратки и даже по-канцелярски сухи
эти отчеты, которые, впрочем, и не требуют помпезных комментариев. Итак…
Сентябрь 1859 года. На подходе к Бресту сел на рифы и получил пробоины
французский купеческий бриг. Аварийная парти оказавшегося поблизости
русского Kopi «Посадник» под командованием мичмана (J Шанца
помогла откачать проникшую вну брига воду и затем отбуксировать его
в Брест.
Август 1861 года. Гибралтарский рейд, французской же купеческой шхуне
загорелся перевозимый уголь. Здесь же находился наш фрегат «Илья
Муромец», откуда были посланы матросы, в течение нескольких часов
боровшиеся с огнем и спасшие шхуну.
9 октября 1861 года. Русская канонерская лодка «Морж» стоит
в Каласо. Ночью наши моряки, услыхав крики о помощи, обнаружили в воде
двух человек. Мгновенно спущенная шлюпка успела, тем не менее, подобрать
только одного — шведского матроса с купеческого североамериканского
судна «Джонс-Парке», закованного в кандалы и спасшегося только
потому, что с одной руки ему удалось сбросить оковы. По его словам,
он был схвачен на берегу и без всяких причин «посажен в железа».
Прибывший шведский консул опросил его, после чего забрал к себе.
В 1865 году в порту Гавайских островов морякам русского транспорта «Гиляк»
дважды кряду пришлось выступать в роли спасателей. Сначала волна опрокинула
вместе с людьми местную шлюпку, а две недели спустя французский китобой,
буксируемый портовым пароходиком, не справился с сильным течением и был прижат к рифу. И пассажиров шлюпки, и китобоев выручила из беды
команда «Гиляка».
Тут уместно отметить, что на буксире предпочли отойти подальше, как
только французы оказались в опасности.
После того как в 1858 году наши моряки — сначала с корабля «Ретвизан»,
а потом с корвета «Баян» — отличились в Палермо, выручая тонущие
и садящиеся на мель иностранные суда, государь император «изволил
наградить за эти заслуги: лейтенанта Фесуна, Энквиста, Гадда и Неваховича,
мичманов Шихманова 2-го и Шихманова 3-го, гардемаринов Лукьянова, Иванова,
Боймана и Воронова золотыми медалями; 13 нижних чинов серебряными медалями
и сверх того: боцмана Воронова, означенных 13 нижних чинов команды „Ретвизан“
и 40 человек нижних чинов команды корвета „Баян“ деньгами
по 2 рубля на человека».
В 1857 году моряки корабля «Выборг» и фрегата «Кастор»
участвовали в тушении пожара в Лиссабоне.
В 1869 году командир военного транспорта капитан-лейтенант Пасынков
послал своих подчиненных спасать от огня Копенгаген. Они подоспели к месту событий значительно быстрее городской пожарной команды, и их действия
были столь эффективны, что комендант датской столицы и начальник полиции
лично благодарили Пасынкова.
В ночь на 26 декабря 1861 года с фрегата «Громобой», находившегося
в Тулонском порту, увидели горящий блокшив (острог), где тяжелейшая
участь — сгореть заживо — грозила 700 заключенным. Пожарная партия во главе с гардемарином Кардо-Сысовевым первой пришла на помощь терпящим
бедствие, и те были спасены.
Во время страшного землетрясения на Сицилии 28 декабря 1908 года наша
эскадра под флагом контр-адмирала В. Литвинова в составе линейных кораблей
«Цесаревич» и «Слава», а также крейсеров «Макаров»
и «Богатырь» находилась в Средиземном море. Узнав о катастрофе,
Литвинов тут же приказал взять курс на Сицилию. Экипажи русских кораблей
действовали в высшей степени умело и самоотверженно, успев спасти множество
жизней и навсегда оставшись в благодарной памяти сицилийцев.
И много, много еще было этих мирных подвигов, совершенных моряками с судов под Андреевским флагом…