Русская линия
Московский журнал В. Дукельский01.09.2003 

НЕ ТОЛЬКО ВОЕВАЛИ

История военного флота России славна не только выигранными морскими баталиями, но и многочисленными подвигами русских моряков по спасению терпящих бедствие, о чем свидетельствуют документы XIX — начала XX века: командирские отчеты о плаваниях российских военных кораблей. Наши заметки по необходимости будут краткими, как кратки и даже по-канцелярски сухи эти отчеты, которые, впрочем, и не требуют помпезных комментариев. Итак…
Сентябрь 1859 года. На подходе к Бресту сел на рифы и получил пробоины французский купеческий бриг. Аварийная парти оказавшегося поблизости русского Kopi «Посадник» под командованием мичмана (J Шанца помогла откачать проникшую вну брига воду и затем отбуксировать его в Брест.
Август 1861 года. Гибралтарский рейд, французской же купеческой шхуне загорелся перевозимый уголь. Здесь же находился наш фрегат «Илья Муромец», откуда были посланы матросы, в течение нескольких часов боровшиеся с огнем и спасшие шхуну.
9 октября 1861 года. Русская канонерская лодка «Морж» стоит в Каласо. Ночью наши моряки, услыхав крики о помощи, обнаружили в воде двух человек. Мгновенно спущенная шлюпка успела, тем не менее, подобрать только одного — шведского матроса с купеческого североамериканского судна «Джонс-Парке», закованного в кандалы и спасшегося только потому, что с одной руки ему удалось сбросить оковы. По его словам, он был схвачен на берегу и без всяких причин «посажен в железа». Прибывший шведский консул опросил его, после чего забрал к себе.
В 1865 году в порту Гавайских островов морякам русского транспорта «Гиляк» дважды кряду пришлось выступать в роли спасателей. Сначала волна опрокинула вместе с людьми местную шлюпку, а две недели спустя французский китобой, буксируемый портовым пароходиком, не справился с сильным течением и был прижат к рифу. И пассажиров шлюпки, и китобоев выручила из беды команда «Гиляка».
Тут уместно отметить, что на буксире предпочли отойти подальше, как только французы оказались в опасности.
После того как в 1858 году наши моряки — сначала с корабля «Ретвизан», а потом с корвета «Баян» — отличились в Палермо, выручая тонущие и садящиеся на мель иностранные суда, государь император «изволил наградить за эти заслуги: лейтенанта Фесуна, Энквиста, Гадда и Неваховича, мичманов Шихманова 2-го и Шихманова 3-го, гардемаринов Лукьянова, Иванова, Боймана и Воронова золотыми медалями; 13 нижних чинов серебряными медалями и сверх того: боцмана Воронова, означенных 13 нижних чинов команды „Ретвизан“ и 40 человек нижних чинов команды корвета „Баян“ деньгами по 2 рубля на человека».
В 1857 году моряки корабля «Выборг» и фрегата «Кастор» участвовали в тушении пожара в Лиссабоне.
В 1869 году командир военного транспорта капитан-лейтенант Пасынков послал своих подчиненных спасать от огня Копенгаген. Они подоспели к месту событий значительно быстрее городской пожарной команды, и их действия были столь эффективны, что комендант датской столицы и начальник полиции лично благодарили Пасынкова.
В ночь на 26 декабря 1861 года с фрегата «Громобой», находившегося в Тулонском порту, увидели горящий блокшив (острог), где тяжелейшая участь — сгореть заживо — грозила 700 заключенным. Пожарная партия во главе с гардемарином Кардо-Сысовевым первой пришла на помощь терпящим бедствие, и те были спасены.
Во время страшного землетрясения на Сицилии 28 декабря 1908 года наша эскадра под флагом контр-адмирала В. Литвинова в составе линейных кораблей «Цесаревич» и «Слава», а также крейсеров «Макаров» и «Богатырь» находилась в Средиземном море. Узнав о катастрофе, Литвинов тут же приказал взять курс на Сицилию. Экипажи русских кораблей действовали в высшей степени умело и самоотверженно, успев спасти множество жизней и навсегда оставшись в благодарной памяти сицилийцев.
И много, много еще было этих мирных подвигов, совершенных моряками с судов под Андреевским флагом…


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru