Московский журнал | Священник Николай Киселев | 01.09.2003 |
Храм иконы Божией Матери «Знамение» в московском районе Захарьина
возведен в XVII веке, но одно важное обстоятельство таинственным образом
связывает его с особой датой в истории Российского государства — 4 апреля
1147 года, то есть с датой первого летописного упоминания о Москве.
Дело в том, что в XIX веке в Знаменском храме был устроен придел с престолом
в честь византийского подвижника и исповедника IX столетия преподобного
Иосифа Песнописца — творца многих церковных канонов и служб, память
которого приходится именно на 4 (по новому стилю — 17) апреля. В церковном
православном календаре и в XII веке и ныне 4 апреля есть день преподобного
Иосифа Песнописца, когда он своею сугубою молитвою у престола Всевышнего
осеняет богоугодные дела и намерения живущих на земле христиан. Должно
нам верить, что дух святого Иосифа осенял и приснопамятную княжескую
встречу в небольшом поселении, находившемся во владениях некоего Степана
Ивановича Кучко и по его имени называвшемся Кучковом, где собрались
по призыву Юрия Владимировича Долгорукого князья Владимир Святославич
Рязанский и Святослав Олъгович Северский с сыном. И. Е. Забелин описывает
это следующим образом:
«Святослав приехал в малой дружине с дитятем своим малолеткою Олегом,
который послан был вперед, и когда явился Юрию, то на радостях приезда
получил в дар пардус, вероятно, пестрый красивый мех барса, употреблявшийся
в походах в виде полости или ковра… Князья… любезно целовались и были веселы „тако возвеселишася вкупе“. Наутро Юрий велел
устроить „обед силен“ и сотворил честь великому дорогому гостю,
одарил их всех, и князей, и дружину многими дарами».
Естественно, что подобные встречи христолюбивых князей, помышлявших
об искоренении нередких тогда междоусобиц, предварялись церковной службой.
4 апреля в тот год приходилось на пятницу пятой седмицы Великого поста
и предшествовало субботе Похвалы Пресвятой Богородицы. В будни Великого
поста молебны, согласно Уставу Церковному, отменяются, но предписывается
рядовая служба по Триоде и Минее со службою святому дня — то есть в данном случае преподобному Иосифу Песнописцу,
Пятый сын Владимира Мономаха Юрий Долгорукий по сложившемуся на Руси
принципу наследования престола от старшего брата к младшему имел очень
мало шансов на власть в Киеве. Прозвище Долгая рука, или Долгорукий,
он получил не от современников, а от историософов московских XV столетия,
справедливо усматривавших в личности князя Юрия одну из ключевых фигур
в становлении самодержавия на Руси.
Юрий Долгорукий был сильным и единовластным правителем своей огромной
Суздальской державы. Он укреплял границы княжества на востоке в успешной
борьбе с Волжской Булгарией и заложил целый ряд городов на спорных с Великим Новгородом и Смоленском землях — среди них Москва, Звенигород,
Тверь, Шоша, Ке-нятин, Дмитров, Переславль-Залесский, Дубна, Углич,
Молога. До наших дней дошли величественные белокаменные храмы в Суздале
и Переславле-Залесском, построенные на личные средства князя. Но главное
создание Юрия Долгорукого — Москва, ставшая сердцем России.
Встретившихся 4 апреля в Москве уже престарелых князей Юрия Владимировича
и Святослава Олъговича, несмотря на вражду между семействами Мономаховичей
и Олъ-говичей, связывала многолетняя дружба. Они были, по-видимому,
почти сверстниками. Женившись в 1108 году на сестрах — дочерях половецкого
хана Аепы, стали свояками и в дальнейшем во всех междоусобицах выступали
союзниками.
А междоусобные брани на Руси к 1147 году достигли кульминации. Годом
ранее восставшие киевляне сначала отрешают от власти, а затем убивают
Игоря Олъговича, старшего брата Святослава.
Сам Святослав, дочиста ограбленный, с семьей и малой дружиной по зимним
речным путям прибежал к Суздальскому князю просить защиты и приюта.
Уходивший в ту пору в очередной поход на новгородские земли князь Юрий
доверил ему тысячное белозерское войско и приказал, поднявшись в верховья
реки Прот-вы, привести к покорности остатки балтоязычного народа голядов,
которые издревле держали в своих руках волоки, соединявшие верховья
рек Москвы, Протвы, Нары и Пахры.
Эта кампания для Юрия оказалась весьма удачной. Он присоединил к своим
владениям Волок Ламский, служивший тогда связующим звеном между Москвой-рекой
и верхней Волгой, а через реки Тверцу и Мету — с Новгородом и реками,
текущими в Балтийское море. Князь Святослав, отбив у голядов волок Можайский,
расчистил для Юрия Долгорукого путь на Чернигов и Киев. В итоге все
верховье Москвы-реки оказалось в руках Суздальского князя.
Военные успехи способствовали тому, что на княжеский пир 4−5 апреля
1147 года Юрий Долгорукий прибыл в хорошем настроении. Старое московское
предание XVII века «О начале царствующего града Москвы, како изперва
зачатся» сообщает, что Великий князь «изыде на гору и обозрев
с нее очима своима семо и овамо на обе стороны Москвы-реки и за Неглинною
и возлюби села оныя, и повелевает на месте том вскоре соделати мал деревян
город и прозва его званием реки тоя Москва град по имени реки, текущая
под ним».
Но вернемся в связи с этим к преподобному Иосифу Песнописцу. Быть может,
вопрос, празднование какого святого приходится на дату выдающегося исторического
события, и не имеет первенствующего значения для ученых, но для духовной
истории народа — имеет значение первостепенное.
Верующий человек, по слову святителя Иоанна Златоуста, во всем происходящем
видит Божий Промысел, не допуская и мысли о «случайностях».
Думается, не будет излишней вольностью считать, что преподобный Иосиф
своими молитвами в апреле 1147 года вдохновил князя Юрия на устроение
города именно там, где и надлежало быть столице грядущего государства
Российского. Как сопричастный к основанию Москвы, он может и должен,
наряду с прочими небесными покровителями первопрестольной, считаться
в числе московских святых угодников, молящихся о благополучии града
сего.
Русская Церковь неоднократно своими установлениями положительно решала
вопросы подобного рода. Например, уже в XV веке как несомненную духовную
реальность она приняла факт сопричастности к основанию Москвы святого
великомученика Георгия, благословив его изображение в московском гербе
на том основании, что он являлся небесным покровителем князя Юрия Долгорукого.
В XVIII веке Церковь признает за малоизвестным преподобным Исаакием
Далматским благодать покровительства Санкт-Петербургу, ибо в день его
памяти, 30 мая, «град Петров» был основан. В честь этого святого
был возведен один из крупнейших в Европе соборов. Можно привести и иные
примеры.
Представляется далеко не случайным, что в связи с присоединением Захарьинских
земель к Москве в 1987 году Знаменская церковь с приделом преподобного
Иосифа становится московским храмом. Вполне исторически обоснованными
выглядят звучащие в Правительстве Москвы в последние годы предложения
о перенесении Дня города на 17 апреля. На наш взгляд, имеются все предпосылки
к признанию дня памяти преподобного Иосифа Песнописца днем основания
Москвы.