Московский журнал | А. Грубе | 01.08.2003 |
В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Карловича Вагнера,
известного ученого, автора многочисленных исследований по искусству
Древней Руси. Он родился 19 октября 1908 года в уездном городе Спасске
Рязанской губернии. Его отец, Карл Августович, был чиновником, мать,
Кира Владимировна, — учительницей музыки. После спасской средней школы
Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум,
по окончании которого остается здесь же преподавать и одновременно учится
на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, а также работает
в Рязанском художественном музее.
В 1937 году Вагнера арестовали. В тюрьме он услышал, что повинен в высказываниях
против сноса Сухаревой башни, Красных ворот и храма Христа Спасителя.
Скоро Георгий Карлович отправился по этапу на Колыму.
Суд приговорил Вагнера к пяти годам лагерей. Срок истек в 1942 году.
Но шла война, страна нуждалась в золоте, и на «материк» не отпускали. Лишь в 1946 году Вагнер наконец оказался в Москве. Однако
в столице бывшему зеку устроиться было невозможно, и Георгию Карловичу
пришлось вернуться в Рязань. Там он снова поступил на работу в музей.
В начале 1949 года последовал повторный арест и пожизненная ссылка в Красноярский край. Георгия Карловича направили на работу в руководимую
К. В. Боголеновым геологическую партию, расположенную в Вельске и занимавшуюся
исследованием берегов Ангары. На реке Тасеевой во время геологоразведочных
работ партия обнаружила стоянку железного века, которой Георгий Карлович
посвятил небольшую работу.
Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение.
Тем не менее, Георгий Карлович возвращению домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А. П. Окладникова, состоявшейся летом
1955 года, и в поездке с отрядом Е. Ф. Седякиной. В результате
появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные
им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому
тракту».
В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков
работы его взял к себе в Институт археологии академик Б. А. Рыбаков.
Вскоре скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного
высшего образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б. А. Рыбаков и Н. Н.
Воронин. После этого Вагнер пишет ставшие классикой археологии искусства
труды: «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской»
(М., 1964), «Мастера древнерусской скульптуры» (М., 1966),
«Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово» (М.,
1969).
В расшифровку рельефов Георгиевского собора Юрьева-Польского, построенного
за несколько лет до нашествия Батыя, Г. К. Вагнер внес особый вклад.
До сих пор об архитектуре этого собора, ставшего вершиной владимиро-суздальского
зодчества, ученые высказывают самые разные гипотезы. Рухнувший, он был
собран заново в XV веке замечательным русским архитектором В. Д. Ермолиным.
Изначально собор снизу доверху украшала белокаменная резьба. Однако
к нашему времени уцелели лишь ее остатки. Из вагнеровской реконструкции
фасадов видно, что местные мастера орнаментальной вязи уже существенно
отошли от так называемого романского стиля, в котором выполнялся декор
владимирских соборов — Успенского и Димитриевского. Орнамент Георгиевского
собора заключал в себе не отвлеченно-космологические символы, а образы,
в которых выразилось стремление его создателей прославить и Владимире-Суздальскую
землю, и Русскую землю в целом. И если летописи в связи с постройками
времен Андрея Боголюбского (Успенский собор, храм Покрова на Нерли,
Боголюбовский замок) указывают на участие «мастеров от немец»,
то Георгиевский собор, как это убедительно доказал Вагнер, -произведение
русских мастеров, освоивших совершенно новый для той эпохи стиль архитектурной
пластики.
В 1968 году Георгий Карлович Вагнер становится доктором искусствознания.
Из-под его пера выходят такие фундаментальные работы, как «Проблемы
жанров в древнерусском искусстве» (М., 1974), «Белокаменная
резьба древнего Суздаля» (М., 1975), «От символа к реальности»
(М., 1980), «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (М.,
1987). Автора награждают золотой медалью Академии художеств СССР, а в 1983 году ему присуждают Государственную премию СССР.
Впоследствии появляются обобщающие культурологические исследования маститого
ученого: «Искусство мыслить в камне» (1990), «Тысячелетние
корни» (1991), «В поисках истины» (1993).
В 1994 году итальянское издательство «Джака Бук» выпустило
монументальную «Великую Русь», где Г. К. Вагнером совместно
с Д. С. Лихачевым был написан раздел об искусстве Киевской Руси. А 25 января 1995 года Георгия Карловича Вагнера не стало.