Русская линия
Московский журнал А. Грубе01.08.2003 

ГЕОРГИЙ КАРЛОВИЧ ВАГНЕР

В этом году исполняется 95 лет со дня рождения Георгия Карловича Вагнера, известного ученого, автора многочисленных исследований по искусству Древней Руси. Он родился 19 октября 1908 года в уездном городе Спасске Рязанской губернии. Его отец, Карл Августович, был чиновником, мать, Кира Владимировна, — учительницей музыки. После спасской средней школы Вагнер поступает в Рязанский художественно-педагогический техникум, по окончании которого остается здесь же преподавать и одновременно учится на заочном отделении Высших музейных курсов Наркомпроса, а также работает в Рязанском художественном музее.
В 1937 году Вагнера арестовали. В тюрьме он услышал, что повинен в высказываниях против сноса Сухаревой башни, Красных ворот и храма Христа Спасителя. Скоро Георгий Карлович отправился по этапу на Колыму.
Суд приговорил Вагнера к пяти годам лагерей. Срок истек в 1942 году. Но шла война, страна нуждалась в золоте, и на «материк» не отпускали. Лишь в 1946 году Вагнер наконец оказался в Москве. Однако в столице бывшему зеку устроиться было невозможно, и Георгию Карловичу пришлось вернуться в Рязань. Там он снова поступил на работу в музей. В начале 1949 года последовал повторный арест и пожизненная ссылка в Красноярский край. Георгия Карловича направили на работу в руководимую К. В. Боголеновым геологическую партию, расположенную в Вельске и занимавшуюся исследованием берегов Ангары. На реке Тасеевой во время геологоразведочных работ партия обнаружила стоянку железного века, которой Георгий Карлович посвятил небольшую работу.
Смерть Сталина в 1953 году принесла ссыльным долгожданное освобождение. Тем не менее, Георгий Карлович возвращению домой предпочел участие в сибирской экспедиции академика А. П. Окладникова, состоявшейся летом 1955 года, и в поездке с отрядом Е. Ф. Седякиной. В результате
появилась статья Вагнера об архитектуре приангарских сел, а собранные им материалы послужили основой для будущей книги «По старому Якутскому тракту».
В Москве, куда Георгий Карлович приехал в 1956 году, после долгих поисков работы его взял к себе в Институт археологии академик Б. А. Рыбаков. Вскоре скромный лаборант архива Вагнер, не имевший даже законченного высшего образования, начинает выпускать научные статьи. Его берут с собой на полевые сезоны в Чернигов и Владимир Б. А. Рыбаков и Н. Н. Воронин. После этого Вагнер пишет ставшие классикой археологии искусства труды: «Скульптура Владимиро-Суздальской Руси. Юрьев-Польской» (М., 1964), «Мастера древнерусской скульптуры» (М., 1966), «Скульптура Древней Руси. XII в. Владимир. Боголюбово» (М., 1969).
В расшифровку рельефов Георгиевского собора Юрьева-Польского, построенного за несколько лет до нашествия Батыя, Г. К. Вагнер внес особый вклад. До сих пор об архитектуре этого собора, ставшего вершиной владимиро-суздальского зодчества, ученые высказывают самые разные гипотезы. Рухнувший, он был собран заново в XV веке замечательным русским архитектором В. Д. Ермолиным. Изначально собор снизу доверху украшала белокаменная резьба. Однако к нашему времени уцелели лишь ее остатки. Из вагнеровской реконструкции фасадов видно, что местные мастера орнаментальной вязи уже существенно отошли от так называемого романского стиля, в котором выполнялся декор владимирских соборов — Успенского и Димитриевского. Орнамент Георгиевского собора заключал в себе не отвлеченно-космологические символы, а образы, в которых выразилось стремление его создателей прославить и Владимире-Суздальскую землю, и Русскую землю в целом. И если летописи в связи с постройками времен Андрея Боголюбского (Успенский собор, храм Покрова на Нерли, Боголюбовский замок) указывают на участие «мастеров от немец», то Георгиевский собор, как это убедительно доказал Вагнер, -произведение русских мастеров, освоивших совершенно новый для той эпохи стиль архитектурной пластики.
В 1968 году Георгий Карлович Вагнер становится доктором искусствознания. Из-под его пера выходят такие фундаментальные работы, как «Проблемы жанров в древнерусском искусстве» (М., 1974), «Белокаменная резьба древнего Суздаля» (М., 1975), «От символа к реальности» (М., 1980), «Канон и стиль в древнерусском искусстве» (М., 1987). Автора награждают золотой медалью Академии художеств СССР, а в 1983 году ему присуждают Государственную премию СССР.
Впоследствии появляются обобщающие культурологические исследования маститого ученого: «Искусство мыслить в камне» (1990), «Тысячелетние корни» (1991), «В поисках истины» (1993).
В 1994 году итальянское издательство «Джака Бук» выпустило монументальную «Великую Русь», где Г. К. Вагнером совместно с Д. С. Лихачевым был написан раздел об искусстве Киевской Руси. А 25 января 1995 года Георгия Карловича Вагнера не стало.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru