Русская линия
Московский журнал Н. Щеглова01.07.2003 

НИКОЛАЙ ГОРСКИЙ-ЧЕРНЫШЕВ

Родившемуся в семье художников, внуку знаменитого Николая Михайловича Чернышева, учившегося у Архипова, Коровина, Серова, Николаю, как говорится, сам Бог велел стать живописцем.
— Позиция моего отца Андрея Горского — максимальная правдивость в искусстве, — говорит Николай. — Его работы и по технике, и по форме выражения более земные, чем, к примеру, у деда или у мамы, Екатерины Чернышевой. Отец всегда живо интересовался историей России, Москвы. Свой интерес он передал мне.
Пожалуй, наибольшая привязанность Николая — пейзажи. Художника влечет спокойный среднерусский ландшафт. В его полотнах сохраняется красота и натуральность каждого цветка, колоска пшеницы, ветви дерева, написанных до мелочей правдиво и зорко.
— В Тверской губернии, около Вышнего Волочка, где проводит лето наша семья, вдохновение приходит само, как глоток свежего воздуха.
Николай много пишет маслом, но нередко обращается и к акварели.
— Мне близка эта техника, хотя она и очень трудоемкая. Думается, кое-что удалось позаимствовать у деда, который создал, например, известную серию акварелей, посвященную Самарканду, где он жил с семьей во время эвакуации.
«В образном мышлении Горского-Чернышева важную роль играют ощущение и восприятие времени, — отмечал искусствовед Иван Купцов. — В произведениях художника минувшее живет в настоящем и вместе с тем движется в будущее. Ничто в этом движении не исчезает и не прерывается. Дети вечно живут с отцами. Все происходит из единого истока и возвращается в него. Такой взгляд был характерен для древнерусской культуры. В конце XIX века он возродился».
Приверженность Николая реалистической традиции отмечали и итальянские критики, которые прочат ему блестящее будущее. Один из них, Флавио Кароли, назвал Горского-Чернышева «гением среды» — певцом среды своего обитания. А выставка «Семейная традиция», проходившая в Италии и представлявшая произведения всех трех поколений живописцев Чернышевых, стала настоящей сенсацией. Николай побывал тогда в Милане и Венеции, Флоренции и Риме. Увидел воочию шедевры, которые раньше изучал по каталогам, сделал немало зарисовок — потом эти этюды демонстрировались на коллективной выставке в Москве, так и называвшейся — «По Италии». Особой вехой в духовной и творческой биографии художника стало паломничество в Святую Землю. Здесь родился замысел серии работ на евангельскую тему.
Но все же «основной фонд» картин Николая Горского-Чернышева создан в России. Это и неудивительно для художника, определяющими чертами мировосприятия которого является тяготение к национальным истокам, к родной истории.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика