Московский журнал | Н. Щеглова | 01.07.2003 |
Родившемуся в семье художников, внуку знаменитого Николая Михайловича
Чернышева, учившегося у Архипова, Коровина, Серова, Николаю, как говорится,
сам Бог велел стать живописцем.
— Позиция моего отца Андрея Горского — максимальная правдивость в искусстве,
— говорит Николай. — Его работы и по технике, и по форме выражения более
земные, чем, к примеру, у деда или у мамы, Екатерины Чернышевой. Отец
всегда живо интересовался историей России, Москвы. Свой интерес он передал
мне.
Пожалуй, наибольшая привязанность Николая — пейзажи. Художника влечет
спокойный среднерусский ландшафт. В его полотнах сохраняется красота
и натуральность каждого цветка, колоска пшеницы, ветви дерева, написанных
до мелочей правдиво и зорко.
— В Тверской губернии, около Вышнего Волочка, где проводит лето наша
семья, вдохновение приходит само, как глоток свежего воздуха.
Николай много пишет маслом, но нередко обращается и к акварели.
— Мне близка эта техника, хотя она и очень трудоемкая. Думается, кое-что
удалось позаимствовать у деда, который создал, например, известную серию
акварелей, посвященную Самарканду, где он жил с семьей во время эвакуации.
«В образном мышлении Горского-Чернышева важную роль играют ощущение
и восприятие времени, — отмечал искусствовед Иван Купцов. — В произведениях
художника минувшее живет в настоящем и вместе с тем движется в будущее.
Ничто в этом движении не исчезает и не прерывается. Дети вечно живут
с отцами. Все происходит из единого истока и возвращается в него. Такой
взгляд был характерен для древнерусской культуры. В конце XIX века он возродился».
Приверженность Николая реалистической традиции отмечали и итальянские
критики, которые прочат ему блестящее будущее. Один из них, Флавио Кароли,
назвал Горского-Чернышева «гением среды» — певцом среды своего обитания.
А выставка «Семейная традиция», проходившая в Италии и представлявшая
произведения всех трех поколений живописцев Чернышевых, стала настоящей
сенсацией. Николай побывал тогда в Милане и Венеции, Флоренции и Риме.
Увидел воочию шедевры, которые раньше изучал по каталогам, сделал немало
зарисовок — потом эти этюды демонстрировались на коллективной выставке
в Москве, так и называвшейся — «По Италии». Особой вехой в духовной
и творческой биографии художника стало паломничество в Святую Землю.
Здесь родился замысел серии работ на евангельскую тему.
Но все же «основной фонд» картин Николая Горского-Чернышева создан в России. Это и неудивительно для художника, определяющими чертами мировосприятия
которого является тяготение к национальным истокам, к родной истории.