Московский журнал | 01.07.2003 |
В ноябре 2002 года в городе Выкса Нижегородской области торжественно отметили 245-летие одного из старейших и крупнейших металлургических предприятий страны — Выксунского металлургического завода. На юбилей съехались известные промышленники, ученые, политики, деятели культуры. На площади у здания заводоуправления был открыт памятник основателям завода — братьям Ивану и Андрею Баташевым, созданный народным художником России, лауреатом Государственной премии России Вячеславом Клыковым.
***
Братья Андрей и Иван Баташевы были представителями третьего поколения
заводчиков Баташевых — выходцев из мастеровых тульской оружейной слободы.
В 1754 году после Указа императрицы Елизаветы Петровны о закрытии всех
железоделательных предприятий в радиусе 200 верст вокруг Москвы Сенат
внес в соответствующий список и баташевские заводы в Туле. Братьям пришлось
искать новое место для своего производства. Приокский район привлек
их идеальными природными условиями: залежи богатой железом руды, обилие
лесов, наличие малых рек, близость водной транспортной магистрали —
Оки. С 1755 по 1760 год Баташевы сделали в Берг-Коллегию девять заявок
на освоение местных рудных месторождений. Опыт и капиталы имелись у братьев немалые, и дело пошло с завидной быстротой: за сравнительно
короткий срок с 1755 по 1803 год они построили или приобрели на левом
и правом берегах Оки 18 металлургических заводов.
Первым в группе Баташевских предприятий был построен Унженский железоделательный
завод во Владимирской губернии — по уточненным данным, в 1757 году.
Все заводы Баташевых объединялись в три группы и находились в Нижегородской,
Владимирской и Тамбовской губерниях. Самой большой группой являлась
Выксунская. Располагалась она на Оке и ее притоках в Арзамасском уезде.
В нее входили 9 заводов: Верхне-Выксунский (1765−1766), Средне-Выксунский
(1767), Нижне-Выксунский (1768−1769), Велетьменский (1770), Нижне-Железницкий
(1774−1779), Пристанской (1779), Сноведской (1784), Верхне-Железницкий
(1798), Проволоченский (1803).
Гусевская группа заводов находилась на расстоянии 50 километров вниз
по течению Оки на левом берегу: Нижне-Унженский (1755), Верхне-Унженский
(1783), Гусевский (1759), Сынтульский (1786−1787).
Мокшинская группа (в бассейне реки Мокши) включала заводы Ермишенский
(1776), Мердушинскнй (1791), Вознесенский (1785), Верхне-Илевский (1776),
Нижне-Илевский (1776).
Дело Баташевых возникло и развивалось в период войн России с Турцией,
Швецией, Пруссией, Францией, а также создания Черноморского флота. Правительству
требовалось большое количество орудий, ядер, бомб, сопутствующих металлоизделий.
Правительственные заказы заводчикам были очень выгодны. Помимо оплаты
расходов по заготовкам, Баташевым выдавались награды в размере 10−20%
от затраченного капитала. Впрочем, те в долгу не оставались. Так, за время военных действий против Турции, во второй половине XVIII века,
для Херсонского и Петербурского адмиралтейств баташевские заводы поставили
только орудий разного калибра в количестве 20 тысяч. В конце XVIII века
предприятия братьев Баташевых производили около 40% чугуна, выплавляемого
в Европейской части России. В отношении сбыта металлургических изделий
они находились в более выгодном положении по сравнению с уральскими
заводами Демидовых, так как имели удобные пути транспортировки готовой
продукции по Оке и Волге.
Технологический процесс производства черных металлов осуществлялся тогда
по следующей схеме: руда, добытая открытым способом или в «дудке», дробилась
и очищалась от пустой породы, затем ее плавили в доменных печах (используя
древесный уголь) и превращали в чугунные слитки, из которых выделывали
железо, в виде кусков и полос шедшее на продажу или в дальнейшую обработку.
Заводы были вододействующими, поэтому здесь строились многочисленные
плотины: сила падающей воды приводила в движение механизмы — молоты,
меха, станки и так далее.
Выксунская гидроэнергетическая прудовая система создавалась почти 40
лет и являлась уникальной в своем роде. Ее автором был главный механик
выксунских заводов Марк Терентьевич Попов. Что же представляла собой
эта система?
Основанный в 1798 году в 8 километрах от Выксы на реке Железнице Верхнежелезницкий
(Вильский) завод состоял из 9 каменных и деревянных корпусов. Его энергетической
базой служил пруд площадью 300 гектаров. Далее шла проволочная фабрика
— пруд при ней устроили небольшой, так как значительных энергетических
затрат она не требовала. Ниже на той же воде работала мельница. Далее
Железница разливалась настоящим «морем» Запасного пруда общей площадью
516 гектаров. Воды пруда удерживала огромная по масштабам XVIII века
плотина длиной 4 километра.
Из Запасного пруда Железница по двум рукавам впадала в пруды Средний
и Нижний, где сливалась с речкой Выксун. В свою очередь запруженная,
та образовывала Верхне-Выксунский пруд площадью 260 гектаров.
Средне-Выксунский завод отстоял от Верхне-Выксунского на 1,5 километра
и имел пруд площадью 100 гектаров. Воды Железницы поступали в него по каналу из Запасного пруда.
В полутора километрах ниже плотины Среднего завода по течению объединенных
речек Выксуна и Железницы располагался Нижне-Выксунский пруд (площадь
80 гектаров). В 8 километрах к северу действовал Железницкий (или Досчатинский)
завод, основанный в 1774 году и вырабатывавший листовое и сортовое железо.
Его энергетические нужды обеспечивал пруд площадью 370 гектаров.
Последним в системе был стоящий в двух километрах от Железницкого Пристанской
завод на берегу Оки с прудом площадью 185 гектаров.
От восьми прудов, вырытых в XVIII веке, на сегодняшний день сохранилось
четыре.
Огромное предприятие Баташевых непрерывно совершенствовало свои технологии,
что позволило ему неизменно оставаться в числе самых передовых в России.
Еще в 1799 году на Унженском заводе установили первую в отечественной
металлургии паровую машину. Мастеровые Лукин и Ястребов построили ее на 25 лет раньше, чем нижнетагильский механик Е. А. Черепанов. В 1815
году они же создали паровую машину для Выксунских заводов. В 20-х годах
XIX века на специально реконструированном Сноведском заводе освоили
выпуск паровых установок, которые успешно конкурировали с лучшими современными
образцами. В 1823 году сноведские мастера построили пароход, оснащенный
машинами собственного производства.
Оценивая этот период, академик С. Г. Струмилин писал: «В 1815 году на выксунском заводе… после многих неудачных опытов была построена паровая
машина в 12 л. с. и установлена у себя на заводе для доменного дутья.
Затем в 1823 году там же была построена другая паровая машина, для суконной
фабрики. А к 1825 году здесь была сделана уже первая машина в 12 л.
с. на продажу. На Сноведском доменном заводе с 1836 по 1860 год было
изготовлено 19 паровых машин в 484 л. с. для собственного употребления…
и 33 машины в 1858 л. с., итого 84 машины в 2192 л. с.». Для сравнения:
в первой четверти XIX века в Москве действовали 2 паровые машины, а в Петербурге — 7.
В 1836 году на баташевских заводах впервые в России было введено горячее
дутье, увеличившее производство чугуна более чем на 35%. В 1842 году
«баташевцы» также одними из первых в стране освоили пудлингование —
наиболее передовую железоделательную технологию своего времени. В конце
1850-х — начале 1860-х годов на выксунских заводах этим способом производилось
80% всего железа, тогда как в целом по России на метод пудлингования
приходилось менее половины объемов металлургического производства.
На протяжении XVIII—XIX вв.еков здесь как русскими, так и иностранными
специалистами было внедрено немало изобретений и технических новшеств.
Управляющий Максим Перфильевич Горностаев ввел в прокатных станах чугунные
цилиндры вместо железных. Т. Я. и И. Т. Пономаревы изобрели способ отливки
стали-литовки, до этого практиковавшийся только в Англии и хранившийся
в строгой тайне. Механики Сорокин и Колынин впервые установили чугунные
круги вместо стальных для резания железа, а также чугунные гладила и молоты, полностью модернизировали систему воздухоподачи. Усовершенствованием
гидросиловых установок и прочих механизмов занимались англичане отец
и сын Кларки, Морган и другие.
Продукция Выксунских заводов приобрела мировую известность, удостоившись
высших наград на международных выставках в Париже, Лейпциге, Милане,
Турине, Москве, Нижнем Новгороде и Казани. Особенно славился выксунский
чугун. Историк П. П. Свиньин писал в 1826 году: «Нельзя не упомянуть
о достоинствах здешнего чугуна и литья из него. Он мягок и имеет вместе
такую необыкновенную упругость, какой по своим путешествиям я не замечал
ни на одном заводе как в России, так и в Швеции, Англии, США. Общие
свойства чугуна — твердость, хрупкость, ломкость, но здешний гибок,
как пружина, и крепок в соединении частей своих. Доказательством служит
Петровский театр в Москве, где ложи висят на кронштейнах или на пальцах
из сего чугуна».
Заводы Баташевых поставляли чугунные трубы и другое оборудование для
первого Мытищинского (1779−1784) и особенно второго Мытищинского (1853−1856)
водопроводов. В последнем случае было изготовлено к тому же 13 фонтанов
и чугунные плиты резервуаров Сухаревой башни. В 1838—1849 годах на строительство
Большого Кремлевского дворца в Москве с Выксунских заводов поступал
сортовой металл, разнообразное литье, кровельное покрытие.
Особо следует сказать о выксунском художественном литье. Поначалу здесь
отливали чисто бытовые вещи: чугунки, сковороды, котлы, вьюшечные дверцы.
Потом пошли ажурные каминные решетки. В 1770-х годах началась эра чугунных
парковых решеток, беседок, скамей, столиков. Наибольшего расцвета чугунное
художественное литье на Выксунских заводах достигло к 1930-м годам,
когда здесь изготовили монументальные украшения для сооружаемой в Москве
Триумфальной арки в память победы России над Наполеоном.
До 1783 года братья Баташевы управляли заводами вместе, потом произошел
раздел имущества. В акте раздела говорилось: «По желанию брата моего
имеет он, Иван, получить Нижегородского наместничества Ардатовской округи
Выксунские заводы — Верхний, Средний, Нижний и Велетьменский с домнами,
молотовыми, дощатыми, лудильными, стальными, укладными, якорными, да в Меленковском на реке Железнице фабрику со всеми к тем заводам и фабрикам
принадлежащими землями, лесами и угодьями». Андрей Баташев получил Гусевский,
Верхне-Унженский, Ермишенский и два Илевских завода. Основная рудная
база — Карповский и Песоченский рудники — остались в совместном пользовании.
При этом оговаривалось: «Но больше означенных заводов мне, Андрею, для
тех же руд не строить, но ему, брату моему Ивану, если пожелает, один
завод с двумя домнами, и довольствоваться ему теми же рудами для того
завода».
Иван сразу же после раздела воспользовался своим правом, и в 1784 году
появился Сноведской доменный завод, в 1788 году — Верхнежелезницкий,
а в 1803 году — проволочная фабрика. На этом строительство предприятий
Выксунской группы завершилось. До конца жизни (1821) Иван Баташев занимался
в основном усовершенствованием производства.
Единственной наследницей Ивана была его внучка Дарья Ивановна Баташева.
В 1807 году она вышла замуж за генерала Дмитрия Дмитриевича Шепелева,
человека в России известного и заслуженного. Он ходил в походы с Суворовым,
участвовал во всех войнах России с Наполеоном, был награжден орденом
св. Георгия III степени и золотой саблей, украшенной бриллиантами, а также золотой шпагой с надписью «За храбрость». Дарья Ивановна умерла
в 1818 году в возрасте 25 лет. Через три года, после смерти Ивана Баташева,
Шепелев стал опекуном своих четверых малолетних детей, а по существу
— владельцем Выксунских заводов, которые теперь получили название «Шепелевские».
Говоря о заводах, нельзя не упомянуть и об усадьбе их владельцев. В 1766—1770 годах на участке перед Верхне-Выксунским заводом братья Баташевы
построили для себя двухэтажный жилой дом (архитектор М. И. Кисельников).
По «вотчинной описи» в доме было 38 комнат, 140 окон, 6 каминов. Неподалеку
на возвышении в 1773 году выросла так называемая Большая церковь с усыпальницей
заводчиков. В конце XVIII века в усадьбе разбили парк, который, как
и дом, сохранился до наших дней, являясь уникальным памятником русского
садово-паркового искусства, а также устроили зверинец, где водились
олени, дикие козы, серны. В обширных оранжереях выращивались диковинные
по тем временам плоды — ананасы, абрикосы, виноград, доставлявшиеся,
по преданию, к столу императрицы Екатерины.
Особенно гордились хозяева Выксы своим театром, построенным в 1814 году
Иваном Баташевым. Сначала труппа была крепостной, но когда владельцем
заводов сделался Дмитрий Дмитриевич Шепелев, он вместо деревянного здания
возвел каменное — по образцу московского Малого театра, и в нем уже
играли известнейшие актеры, а также работали московские балетмейстеры
и композиторы, в частности Н. Я. Афанасьев, писавший в своих воспоминаниях:
«У Шепелева театр был такой, который с честью мог бы занять место не только в любом из наших провинциальных городов, но мог равняться с тогдашними
столичными сценами… В наших провинциях еще не было оперных театров,
кроме Одессы и Риги, и театр Шепелева по праву занимал единственное
место во всей внутренней России».
Дмитрий Дмитриевич Шепелев умер в 1841 году. Управление огромным хозяйством
(10 заводов, тысячи мастеровых и крепостных крестьян, более 100 тысяч
десятин земельных и лесных угодий) перешло к его детям. Во главе всего
дела стал старший сын Иван Дмитриевич Шепелев. Особого рвения по отношению
к производству он не проявлял, выксунские заводы начали переживать процесс
упадка и в итоге попали в зависимость от торгового капитала. Заводчика
открыто обманывали, бесцеремонно вмешивались в технологический процес.
В итоге к середине 1840-х годов шепелевские долги достигли 2,5 миллионов
рублей. Все это вызывало негодование двух сестер и младшего брата Николая.
По их просьбе правительство отстранило Ивана Шепелева от дел.
В 1858 году заводы и имение сдали в опеку, поставив управляющими троих
опекунов: титулярного советника Палицына (от Ивана Шепелева), Ержемского
(от Николая Шепелева) и князя Голицына (от прочих родственников).
Между опекунами сразу начались конфликты, отражавшие распри наследников,
стремившихся каждый урвать побольше в свою пользу. Тем временем положение
становилось все более тяжелым: производство из месяца в месяц сокращалось,
расценки за труд понижались, рабочие нищенствовали.
Считая смену хозяев единственным средством выправить ситуацию на Выксунских
заводах, правительство в 1862 году назначило торги, в которых выразили
желание участвовать и иностранцы. В июле 1865 года было высочайше утверждено
предложение кабинета министров о передаче Выксунского горно-заводского
имения в полное распоряжение образованного в Лондоне товарищества. 15
лет хозяйничали англичане на Выксунских заводах, но производство так
толком и не наладили. Вся затея с товариществом оказалась аферой группы
ловких лондонских дельцов, у которых не было за душой ни гроша. Они
«гнали» самую элементарную продукцию с целью как можно быстрее ее сбыть.
Завтрашний день их не интересовал. В результате стремительно сходил
на нет выпуск знаменитого выксунского листового железа, сортового литья,
паровых машин… При этом английские акционеры хищнически вырубали заповедные
приокские леса, не только сжигая их в топках, но и продавая на сторону,
что приносило баснословные барыши. Между тем оборудование заводов не менялось, никаких новшеств не вводилось. Не ремонтировались плотины.
11 апреля 1881 года произошла катастрофа: прорвало плотину Верхне-Выксунского
пруда, хлынувшая вода повредила Верхний и Нижний заводы, полностью смыла
Средний. В округе без работы остались около трех тысяч человек.
Все это вынудило правительство в 1881 году передать заводы в аренду
германскому подданному А. И. Лессингу. Лессинг создал акционерное общество,
получившее вначале название Русское Товарищество, затем в 1889 году
— Товарищество Выксунских заводов и далее переименованное в Акционерное
общество Выксунских горных заводов (ОВГЗ). Общество завладело Выксунским,
Нижне-Выксунским, Сноведским, Велетьминским, Верхне-Железницким металлургическими
предприятиями и проволочной фабрикой.
По приказу А. И. Лессинга были построены новые корпуса, усовершенствованы
технологические процессы, неходовые виды продукции заменены имеющими
широкий сбыт: котельное железо, гвозди, рельсы, стальные болванки. Ряд
убыточных предприятий закрыли. В результате производительность Выксунских
заводов в 1890-х годах значительно возросла.
Для увеличения прибылей немцы продолжили модернизацию. Заводы Выксы,
Вили и Досчатого в 1894 году были соединены между собой и с пристанью
на Оке железной дорогой на конной тяге, что значительно облегчило транспортировку
сырья и готовой продукции.
С 1892 года на Нижне-Выксунском заводе началось мартеновское производство
стали. В 1893—1894 годах здесь наладили производство рельсов и значительно
увеличили выпуск котельного железа, в 1895-м установили универсальный
трехвалковый прокатный стан, приводимый в движение специально для этого
смонтированной паровой машиной мощностью в тысячу лошадиных сил, в 1897
году построили новый пудлинговый корпус, в 1898—1899 годах — корпус
прокатного цеха и механическую мастерскую. На Верхне-Выксунском заводе
в этот период коренным образом реконструировали доменные печи.
В 1914 году в связи с началом первой мировой войны правительство наложило
на владение ОВГЗ государственный запрет. Германский подданый А. И. Лессинг
уехал на родину.
В годы войны Выксунские заводы по военным заказам выпускали шрапнельные
трубы, подковные гвозди и проволоку.
Осенью 1917 года было образовано Акционерное общество Выксунских металлургических
и механических заводов. В 1920-м образовался Приокский горный округ
(окружной центр — город Выкса), в состав которого вошли Верхне-Выксунский,
Нижне-Выксунский, Вильский, Досчатинский, Бушуевский, Кулебакский заводы
и Мордовщиковская судоверфь. Рудники составили самостоятельное объединение
«Райруда».
Во время гражданской войны, когда металлургические предприятия Юга и Урала захватил враг, а Центр испытывал острую нехватку топлива и сырья,
Выксунские заводы, работавшие на собственном сырье и топливе, сыграли
исключительно важную роль в обороне республики.
Затем на заводах начался восстановительный период, и уже в 1925—1926
годах выпуск продукции превзошел довоенный уровень на 5,6 процента.
Задачи технической реконструкции предприятий потребовали более дифференцированного
и конкретного руководства ими. В связи с этим Приокский горный округ
с 1 октября 1928 года ликвидировали. Заводы Верхне-Выксунский (с доменным,
чугунолитейным, меднолитейным цехами), Нижне-Выксунский (с мартеновским,
листопрокатным, трубопрокатным, муфтовым, вилопрокатным, мелкосортным,
фасонолитейным цехами) и Досчатинский (с кровельным цехом) были объединены
в одно предприятие — Выксунский металлургический завод.
В ноябре 1930 года на ВМЗ заложили новый мартеновский цех с двумя мощными
печами и новейшим оборудованием. 28 сентября 1933 года цех дал первую
сталь.
В ноябре 1935 года был пущен цех по производству сварных труб — единственный
в Советском Союзе.
С началом Великой Отечественной войны Выксунский металлургический завод
начал работать на оборону. Мартеновские печи и прокатные станы срочно
приспосабливались для выпуска новых — броневых — марок стали и проката.
Был создан цех по производству снарядов. Вспомогательные цехи перешли
на изготовление госпитальных кроватей, шанцевого инструмента.
Большую помощь заводу оказали женщины Выксы. К весне 1942 года они составляли
на ВМЗ 50% всех работающих.
Трудовой подвиг металлургов Выксы высоко оценило правительство: сорок
шесть человек удостоились орденов Советского Союза и более шести тысяч
человек — медалей.
18 декабря 1957 года в связи с 200-летием со дня основания Выксунский
металлургический завод был награжден орденом Ленина.
С 1964 года на заводе стали осваивать новый вид продукции — пористые
материалы из металлического порошка. 17 января 1996 года на опытно-промышленном
участке были изготовлены начальные партии пористого фильтрующего материала.
29 декабря 1970 года вошла в строй первая очередь цеха пористого проката.
С 1969 по 1973 год в Выксе велось грандиозное строительство: возводился
крупнейший в Европе колесопрокатный цех. Пуск в октябре 1973 года его
первой очереди ознаменовал начало коренной реконструкции всего завода:
новому цеху потребовалась специальная колесная сталь, которая до сих
пор не выпускалась. Избавляя читателя от многочисленных технических
подробностей, скажем только, что и с этой задачей заводчане справились.
18 июня 1974 года своя колесная сталь была получена. Первая плавка выпала
на долю сталевара Анатолия Васильевича Сычева.
1970-е годы — это и время «трубной» эпопеи ВМЗ. Труб все больше требовали
Уренгой, Тюмень, Сургут, другие вновь осваиваемые нефтегазовые месторождения.
Старой технологией тут было не обойтись. Реконструкция имеющихся мощностей
решила проблему лишь отчасти. Поэтому в 1973 году в Выксе началось строительство
трубоэлектросварочного цеха N 3 — цеха-гиганта. Четыре пролета вытянулись
на километр. При сооружении объекта строители и монтажники применили
ряд уникальных технических новшеств. 12 декабря 1977 года цех выдал
первую сварную трубу диаметром 219 миллиметров.
Однако растущие темпы добычи газа диктовали необходимость сооружения
сверхмощных трубопроводов высокого давления диаметром 1420 миллиметров.
Чтобы не зависеть от закупок таких труб за рубежом, Совет Министров
СССР принял решение организовать их выпуск на Выксунском металлургическом
заводе. С целью использования для этого тонколистового проката, производство
которого освоил Институт электросварки имени Е. О. Патона, в Выксе разработали
уникальную технологию изготовления многослойных труб. В феврале 1982
года первый в мировой и отечественной практике цех по производству многослойных
труб диаметром 1420 миллиметров с толщиной стенки 16−26 миллиметров
вошел в строй.
И вновь мы вынуждены опускать технические подробности выксунской «трубной»
эпопеи, завершив ее краткой констатацией, что ВМЗ сегодня — признанный
лидер по производству полного ассортимента стальных электросварных труб
на всем пространстве бывшего СССР.
***
История ордена Ленина Выксунского металлургического завода неразрывно
связана с историей страны. Происшедшие социально-экономические изменения
коснулись и приокских металлургов. 6 ноября 1992 года завод был зарегистрирован
как акционерное общество открытого типа. 27 апреля 1993 года состоялось
первое собрание акционеров. В апреле 1997 года предприятие выкупило
у государства 420 гектаров земли, на которых расположены производственные
здания. В июне 1999 года ВМЗ вошел в состав Объединенной металлургической
компании (ОМК).
Кроме труб, завод выпускает железнодорожные колеса диаметром 710−1098
миллиметров, являясь крупнейшим их производителем в Европе. Потребители
— Индия, Турция, Пакистан, Южная Корея, США. Потребители трубной продукции
— все регионы России, страны СНГ, Голландия, Германия, Чехия, Польша.
Одно из старейших металлургических предприятий России — ОАО «ВМЗ» —
продолжает свои славные традиции.
* Публикация подготовлена по материалам, переданным в редакцию Музеем истории ОАО «Выксунский металлургический завод»