Московский журнал | А. Морозов | 01.07.2003 |
Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных
изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью
отличались материалы еженедельника «Искры» (издательство И. Д. Сытина),
однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя «иллюстрированным
литературно-художественным и юмористическим журналом», быстро превратился
в фотоприложение к газете «Русское слово»: очерки и статьи с его страниц
исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что
в опять же сытинском еженедельнике «Заря», начавшем выходить в самом
конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение
к «Московскому листку» Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся «Всемирной
иллюстрацией», и некоторые журналы: «Кривое зеркало» (позднее — просто
«Зеркало»), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909—1911 годах, «Жизнь»,
основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма
любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева «Русская иллюстрация»
(1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы
зарождаются чуть ли не каждый день — одни вскоре исчезают, другие, напротив,
наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала
заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство
изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских
журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор
Г. Гольц, который подвизался в «Огоньке», «Крокодиле», «Советском экране»,
и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же «Советского
экрана», еще с «Эхом» и «Зрелищами».
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных
изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал
«Красная нива», выходивший в 1923—1931 годах. Его отличало прекрасное
оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате
«Красная нива» заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся
после закрытия в 1918 году дореволюционной «Нивы», которая была, по существу, петербургским журналом. Новая «Нива» стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей «Огонек», основанный М.
Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством
оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик.
Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского «Огонька».
Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее «московским»,
чем «Красная нива». При этом невыразительность большинства помещенных
в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством
мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись
едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций
и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался «тем самым»
всенародно любимым «Огоньком».
Ежемесячник «30 дней» с первого же выпуска (1925) подхватил традиции
дореволюционного «Аргуса». Сходство простиралось даже на формат и характер
верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей
«30 дней» являлся бывший редактор «Аргуса» В. А. Регинин. Публикуемый
в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы
— все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником
сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях
московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках,
и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала — В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство
«Земля и Фабрика», где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих
писателей, художников, фотографов, быстро сделавших «30 дней» весьма
популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые
опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда
Кржижановского «Московские вывески». Просуществовали «30 дней» до 1941
года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным «Эхе», появившемся сначала в сезоне 1922/23
года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном
к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского
о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках
и тому подобном. Журнал Моссовета «Строительство Москвы», увидевший
свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными
рамками, ибо под словом «строительство» подразумевалось созидание новой
жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности
московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали
со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев
и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать,
самозабвенно отдавался решению «квартирного вопроса» возникший в 1922
году журнал с довольно-таки угловатым названием: «Жилищное товарищество
— жилище и строительство». А проекты реконструкции Москвы регулярно
публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике «Строительная промышленность».
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал «Советская
работа», страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности
самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных
предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве
города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит «Экран», появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения
к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал
культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта.
Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании
принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые
бойкие перья того времени — А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд,
М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце
1923 года «Экран» возродился как журнал «Рабочей газеты» — орган уже
не столько «интеллигентский», сколько «пролетарский». С 1923 по 1931
год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась
приверженность «рабочей теме».
С 1923 года газета «Правда» начала издавать литературно-художественный
и сатирический журнал «Прожектор» (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский),
весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями,
однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности
публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие,
как «Московский пролетарий», «Московский служащий», «Красный транспортник»,
«Металлист», «Рабочий народного питания» и так далее, писали не только
о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно
вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся
в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х.
Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов
и прочих «левых» — «Кино-фот», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», «Современная архитектура».
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания,
в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один
театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это — «Театральная
Москва», «Театр и музыка», «Эрмитаж», «Зрелища», «Рампа», «Рабочий зритель»,
«Новая рампа», «Искусство — трудящимся»; впоследствии эстафету подхватили
«Новый зритель», «Современный театр», «Программы академических театров»,
«Цирк и эстрада», «Синяя блуза». Здесь помещались критические отзывы
о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым
задором, борьба «левых» и «правых» течений. Все, о чем говорили, о чем
спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик
на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы
и «Вестник работников искусств» (позднее — «Рабис»), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927—1930 годах ставший «крепким»
еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках
кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал «Советский
экран».
Малотиражный ежемесячник «Среди коллекционеров» (1921−1924), выходивший
под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного
журнала «Старые годы», очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках
архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей
о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая
яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров.
Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских
Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности
московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных
знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого
вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич
Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать
— по памяти! — замечательную книгу «Венок усадьбам».
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов («Бузотер»,
впоследствии переименованный в «Бич»; «Крокодил», «Заноза с перцем»,
«Лапоть», «Комар») наибольший интерес для нас представляет, пожалуй,
выпускавшийся с 1924 года газетой «Гудок» еженедельник (правда, скорее
ленинградский, чем московский) «Смехач». В 1928 году его сменил «Чудак»,
просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом «Огонек»
под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию,
«Чудак» уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только «Крокодил»
(издавался «Рабочей газетой» с 1922 года), под крышей которого нашли
себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие
в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло
в 1929 году «в целях экономии и устранения однотипных изданий», в результате
чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было
закрыто.