Русская линия
Московский журнал А. Морозов01.07.2003 

МОСКОВСКАЯ ЖУРНАЛЬНАЯ ПЕРИОДИКА 1920-х ГОДОВ

Перед первой мировой войной Москва не могла похвастаться обилием популярных изданий, в которых достаточно полно отражался бы ее быт. Известной злободневностью отличались материалы еженедельника «Искры» (издательство И. Д. Сытина), однако этот орган, имевший газетный формат, но именовавший себя «иллюстрированным литературно-художественным и юмористическим журналом», быстро превратился в фотоприложение к газете «Русское слово»: очерки и статьи с его страниц исчезли, уступив место более или менее подробным подписям под снимками.
Интересно и ярко московские события того времени описывались разве что в опять же сытинском еженедельнике «Заря», начавшем выходить в самом конце 1913 года. Достойны упоминания еженедельное иллюстрированное приложение к «Московскому листку» Н. И. Пастухова, с 1912 года называвшееся «Всемирной иллюстрацией», и некоторые журналы: «Кривое зеркало» (позднее — просто «Зеркало»), выпускавшийся П. П. Рябушинским в 1909—1911 годах, «Жизнь», основанный Х. Т. Цветковым в 1912 году, недолго существовавший, но весьма любопытный журнал типографии Товарищества И. Н. Кушнерева «Русская иллюстрация» (1915 год).
Зато в 1920-х годах в Москве начинается настоящий журнальный бум. Журналы зарождаются чуть ли не каждый день — одни вскоре исчезают, другие, напротив, наращивают тиражи. Слабость советской полиграфии той поры обуславливала заинтересованность редакций в труде художника, и в результате большинство изданий иллюстрировалось превосходными рисунками. В оформлении московских журналов участвовали, например, такие будущие знаменитости, как архитектор Г. Гольц, который подвизался в «Огоньке», «Крокодиле», «Советском экране», и кинорежиссер С. Юткевич, сотрудничавший, помимо того же «Советского экрана», еще с «Эхом» и «Зрелищами».
Наиболее разнообразно и значительно из всех иллюстрированных литературно-художественных изданий тех лет отражал повседневную жизнь москвичей еженедельный журнал «Красная нива», выходивший в 1923—1931 годах. Его отличало прекрасное оформление, качественные иллюстрации, хороший подбор авторов. В результате «Красная нива» заполнила, по крайней мере частично, вакуум, образовавшийся после закрытия в 1918 году дореволюционной «Нивы», которая была, по существу, петербургским журналом. Новая «Нива» стала именно московской.
Рассчитанный на самый широкий круг читателей «Огонек», основанный М. Кольцовым и Е. Зозулей, издававшийся с апреля 1923 года, высоким качеством оформления и полиграфии не отличался, но тираж его был очень велик. Свое название он унаследовал от дореволюционного петербургского «Огонька». Журнал Кольцова и Зозули выглядел более политизированным и менее «московским», чем «Красная нива». При этом невыразительность большинства помещенных в нем заметок и очерков с лихвой компенсировалась огромным количеством мастерски выполненных фотографий. Лишь с середины 1930-х годов, оставшись едва ли не в гордом одиночестве, журнал улучшил качество публикаций и оформления, увеличил формат и на долгие годы сделался «тем самым» всенародно любимым «Огоньком».
Ежемесячник «30 дней» с первого же выпуска (1925) подхватил традиции дореволюционного «Аргуса». Сходство простиралось даже на формат и характер верстки, что, впрочем, неудивительно, поскольку одним из создателей «30 дней» являлся бывший редактор «Аргуса» В. А. Регинин. Публикуемый в ежемесячнике материал, задействованные в нем художники-иллюстраторы — все было на высоте, благодаря чему он и поныне остается ценным источником сведений о жизни москвичей того времени. Писали в журнале и о завсегдатаях московских аукционов, и об уличных музыкантах, и о новых детских игрушках, и о коммуналках, и о всякого рода столичных развлечениях. Регинин и другой основатель журнала — В. И. Нарбут (создавший, кстати, само издательство «Земля и Фабрика», где журнал выходил) привлекли к сотрудничеству ведущих писателей, художников, фотографов, быстро сделавших «30 дней» весьма популярными. Достаточно сказать, что именно в этом журнале были впервые опубликованы очерки ныне возвращенного читающей публике писателя Сигизмунда Кржижановского «Московские вывески». Просуществовали «30 дней» до 1941 года, растеряв, правда, с годами свою былую привлекательность.
В оказавшемся недолговечным «Эхе», появившемся сначала в сезоне 1922/23 года, а затем еще раз возникшем в конце 1925 года и обращавшемся в основном к проблемам культуры, видное место занимали очерки В. А. Гиляровского о московских новостройках, подземной Москве, столичных беспризорниках и тому подобном. Журнал Моссовета «Строительство Москвы», увидевший свет в конце 1924 года, далеко не сразу ограничил себя узкопрофильными рамками, ибо под словом «строительство» подразумевалось созидание новой жизни вообще. Так что не случайно на его страницах очерки о деятельности московского коммунального хозяйства и работе пожарных и милиции соседствовали со статьями искусствоведа И. Э. Грабаря, описаниями московских музеев и рассказами о московской школе. Куда более подробно и, можно сказать, самозабвенно отдавался решению «квартирного вопроса» возникший в 1922 году журнал с довольно-таки угловатым названием: «Жилищное товарищество — жилище и строительство». А проекты реконструкции Москвы регулярно публиковались в выходившем с 1923 года ежемесячнике «Строительная промышленность».
В 1925 году Моссовет стал раз в две недели выпускать журнал «Советская работа», страницы которого заполнялись не только отчетами о деятельности самого Моссовета, но и летописью трудовых свершений московских и подмосковных предприятий, заметками о столичной безработице, рабочем отдыхе и благоустройстве города.
К числу весьма интересных изданий принадлежит «Экран», появившийся в сезоне 1921/22 года и, несмотря на свое название, прямого отношения к кино не имевший. Этот еженедельник в своих критических обзорах отражал культурную жизнь Москвы, не пренебрегал и известиями из мира спорта. Журнал имел газетный формат, издавался на плохой бумаге, но в его иллюстрировании принимали участие отличные художники, а среди авторов числились самые бойкие перья того времени — А. Сидоров, П. Коган, Г. Якулов, Я. Тугендхольд, М. Кольцов, Н. Фореггер, В. Масс, Е. Зозуля и многие другие. В конце 1923 года «Экран» возродился как журнал «Рабочей газеты» — орган уже не столько «интеллигентский», сколько «пролетарский». С 1923 по 1931 год он несколько раз менял формат и периодичность, то улучшалось, а то ухудшалось качество бумаги и иллюстраций, однако неизменной оставалась приверженность «рабочей теме».
С 1923 года газета «Правда» начала издавать литературно-художественный и сатирический журнал «Прожектор» (редакторы Н. Бухарин и А. Воронский), весьма занимательный, большого формата и с превосходными фотоиллюстрациями, однако до крайности политизированный и статьи о московской повседневности публиковавший не часто.
В большом количестве появившиеся в те годы отраслевые журналы, такие, как «Московский пролетарий», «Московский служащий», «Красный транспортник», «Металлист», «Рабочий народного питания» и так далее, писали не только о проблемах соответствующих отраслей, но и о том новом, что ежедневно вторгалось в жизнь древней столицы.
Выпускали свои журналы и различные общественные объединения, плодившиеся в 1920-е годы как грибы после дождя и дружно сгинувшие в начале 1930-х. Наиболее интересны, конечно же, издания конструктивистов, футуристов и прочих «левых» — «Кино-фот», «ЛЕФ» и «Новый ЛЕФ», «Современная архитектура».
О театре, кино, музыке рассказывали многочисленные специальные издания, в основном журналы небольшого формата, существовавшие порой лишь один театральный сезон. В первой половине 1920-х годов это — «Театральная Москва», «Театр и музыка», «Эрмитаж», «Зрелища», «Рампа», «Рабочий зритель», «Новая рампа», «Искусство — трудящимся»; впоследствии эстафету подхватили «Новый зритель», «Современный театр», «Программы академических театров», «Цирк и эстрада», «Синяя блуза». Здесь помещались критические отзывы о постановках и о зрителях этих постановок, описывалась, нередко с боевым задором, борьба «левых» и «правых» течений. Все, о чем говорили, о чем спорили, чем восхищались тогда московские любители муз, находило отклик на страницах этих журналов. Освещал события культурной жизни столицы и «Вестник работников искусств» (позднее — «Рабис»), издававшийся с 1920 года сначала нерегулярно, но в 1927—1930 годах ставший «крепким» еженедельником. Об отечественных и зарубежных звездах киноэкрана, новинках кино и работе московских кинофабрик с 1925 по 1929 год повествовал «Советский экран».
Малотиражный ежемесячник «Среди коллекционеров» (1921−1924), выходивший под редакцией И. Лазаревского, публиковал, продолжая традиции дореволюционного журнала «Старые годы», очерки и статьи о художниках, музеях, памятниках архитектуры и собирателях предметов искусства. Журнал информировал читателей о состоянии московского антикварного и книжного рынков, попутно давая яркие характеристики как посетителей, так и торговцев, букинистов, коллекционеров. Благодаря этому изданию мы сегодня узнаем о недолгой истории московских Пролетарских музеев, вобравших в себя частные собрания, о деятельности московских Обществ друзей книги, любителей старины, любителей книжных знаков, а также Общества изучения русской усадьбы, соучредителем которого вместе с Ю. Б. Бахрушиным и В. В. Згурой был историк Алексей Николаевич Греч, погибший впоследствии в лагерях и в заключении успевший написать — по памяти! — замечательную книгу «Венок усадьбам».
Среди тогдашних московских сатирических и юмористических журналов («Бузотер», впоследствии переименованный в «Бич»; «Крокодил», «Заноза с перцем», «Лапоть», «Комар») наибольший интерес для нас представляет, пожалуй, выпускавшийся с 1924 года газетой «Гудок» еженедельник (правда, скорее ленинградский, чем московский) «Смехач». В 1928 году его сменил «Чудак», просуществовавший два года и издававшийся акционерным обществом «Огонек» под редакцией М. Кольцова. Ориентированный на служащих и интеллигенцию, «Чудак» уделял много внимания культуре и искусству.
Из журналов сатирической направленности 1930-е годы пережил только «Крокодил» (издавался «Рабочей газетой» с 1922 года), под крышей которого нашли себе пристанище писатели-сатирики и художники-карикатуристы, ранее сотрудничавшие в попавших под повальное сокращение печатных органах. Сокращение произошло в 1929 году «в целях экономии и устранения однотипных изданий», в результате чего к 1933 году большинство упомянутых в нашем очерке журналов было закрыто.


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
секс