Московский журнал | Д. Павлова | 01.03.2003 |
Даже в центре нашей столицы, сегодня больше похожей на огромный строительный
полигон, еще остались тихие тенистые уголки, хранящие самобытный московский
характер или, по крайней мере, отдельные его черты. Один из таких уголков
— Патриарший пруд: место исторически богатое. Некогда оно звалось Козьим
болотом. В XVII веке здесь появляется патриаршая усадьба с тремя прудами,
хозяйственными службами, церковными мастерскими. Позднее их сменило
поселение небогатых чиновников, мещан, мастериц. Поблизости, «на Козихе», обитали студенты, благо университет находится неподалеку.
«С французским образцом» сравнивая, называли тогда Козье болото
московским «Латинским кварталом». Для увеселения на пруду
заливали каток — эта традиция продолжилась и в советское время. В 1946
году на берегу пруда был построен небольшой изящный павильон, а в 1976-м
на противоположном берегу установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову.
В 1930-е годы фантазией писателя М.А.Булгакова принесла сюда нелегкая
персонажей романа «Мастер и Маргарита». В середине 1980-х
Патриаршие начали как магнитом притягивать «фанатов» романа
и просто оккультно одержимых людей — в основном молодых. Скоро криминальная
обстановка в этом районе резко обострилась. Да и чего еще следовало
ожидать от скопища обуянной демоническим духом молодежи! Постепенно
тьму на Патриарших удалось разогнать. Далее решили «окультурить»
пруд, поставив здесь памятник М.А.Булгакову.
Около трех лет назад в Академии художеств провели конкурс «профессионального
свойства»: москвичи не были осведомлены о нем в должной мере, проектов
памятника практически никто из них не видел, какой кошмар их может ожидать,
не предполагали. Конкурс выиграл скульптор Александр Рукавишников со товарищи (Александр Кузьмин и Сергей Шаров), заявивший о беспрецедентности
своего произведения. Согласно первоначальному замыслу, выглядело оно
так: Булгаков сидит на скамейке, почти незаметный по сравнению с монструозным
13-метровым примусом, вокруг которого, как и в романе, колобродят булгаковские
«герои», в том числе и прислужники Воланда. Поодаль, над водой
на сваях, — декоративная фигура, персонажа, представляющего наиболее
кощунственную линию «Мастера и Маргариты»: Иешуа Га-Ноцри.
По мнению директора Института искусствознания Алексея Ильича Комеча,
масштаб и дизайн (а мы бы добавили: и сатанинский дух) «булгаковско-воландовского
монумента, неспособного вписаться в среду, непоправимо нарушат историческую
атмосферу застройки этого места.
И еще. Авторам и заказчикам почему-то не пришло в голову, что масштабные
строительные работы повлекут за собой существенные изменения гидрогеологических
условий в районе пруда, являющегося органически сформировавшимся природным
организмом. Здешние жители и даже сотрудники Пресненской управы опасаются
подтопления близлежащих домов. Среди обитателей Патриаршего и Бронных
возникло мнение, что это вся эта «скультпурная» затея — акция
с «двойным дном», ее истинная цель — выселить людей на окраины,
снести дома и на освободившейся территории возвести очередной торговый
центр.
Работы, однако, начались в конце осени 2002 года, — начались неожиданно,
буквально под покровом ночи. На пруду собрался целый парк тяжелой техники.
Приблизительно тогда же СМИ обнародовали модель рукавишниковской скульптурной
группы. Жители окрестных домов и другие москвичи, не желающие смириться
с «примусной» перспективой Патриаршего пруда, подняли волну
протеста. Были направлены запросы в Префектуру Центрального административного
округа, Пресненскую Управу, Правительство и Прокуратуру Российской Федерации,
неоднократно проводились собрания, сбор подписей «За сохранение
Патриаршего пруда и против памятника сатане"…
В Градостроительном кодексе Москвы говорится, что сооружение новых объектов
в историческом центре столицы должно быть согласовано с гражданами.
И вот в начале февраля, по словам представителя Московской городской
думы, пришел ответ из Генеральной прокуратуры, который гласит: Совету
по монументальной скульптуре при думе следует пересмотреть проект памятника.
Скульптор Рукавишников заявил: от установки примуса он отказывается,
соавторы. вероятно, тоже. Мэр Москвы Юрий Михайлович Лужков пообещал,
что вопрос будет решен «в режиме компромисса». В качестве
компромисса обещано оставить ил на дне пруда (не производить радикальную
чистку) и запустить туда рыбу. Но фигура Иешуа Га-Ноцри все же будет
возвышаться над водой, и этим «скульптурные экзерсисы» могут
не ограничиться. Какого еще «благоустройства» ожидать, пока
неизвестно…