Московский журнал | А. Энглези | 01.03.2003 |
Он будет неизбежно кратким и пунктирным, наш исторический экскурс, — скорее
напоминание, чем подробный рассказ: последний потребовал бы солидного
тома.
Фотографию изобрели в 1830-х годах во Франции. Едва ли не сразу же в Россию начали прибывать первые «дагеротиписты». Их продукция быстро
завоевала популярность: к началу 1850-х годов в Москве и Петербурге
действовало несколько десятков фотографических «салонов», «залов», «галерей»,
«заведений». Одновременно расширялась торговля «дагеротипными снарядами»
— тогдашними фотоаппаратами. Скоро, пройдя выучку у иностранцев, заявили
о себе и отечественные мастера «светописи». В 1867 году в Москве уже
состоялась Всероссийская фотовыставка. Начинают выходит специальные
журналы, среди них ежемесячник «Фотограф-любитель» под редакцией С.М.Прокудина-Горского
— химика, ученика Д.И.Менделеева, стажировавшегося в одном из немецких
университетов. Увлечение фотоделом стремительно распространялось по всей стране. В губернских — да и не только — городах один за другим
открывались фотографические курсы. Практиковалось даже обучение на дому.
Среди русских появляются истинные мэтры — такие, как Алексей Осипович
Карелин, учитель знаменитого впоследствии московского фотографа Франца
Осиповича Опитца. Сразу два павильона — в Петербурге и Павловске — имел
И.Ягельский, обладатель золотой медали Парижской выставки (1891). Солидную
конкуренцию составлял ему Э. Брейер, работы которого в 1908 году были
отмечены медалью «За труды и качество». Множества наград удостоились
К.Булла, А. Лоренц, Г. Перл и другие. Лучшие из лучших получали, как сейчас
говорят, те или иные «эксклюзивные» права: фотографировать членов императорской
фамилии, известных артистов, писателей и музыкантов. Так, официальным
Фотографом Московских Императорских театров стал И.Дьяговченко. А. Горштейн
снимал К.С.Станиславского, В.И.Качалова; К. Фишер в 1911 году запечатлел
выступление на сцене певца Л.В.Собинова, В. Тиле сфотографировал во время
спектакля О.Л.Книппер-Чехову. Немало в этой области потрудился М. Настюков,
державшый фотопавильон в Москве у Мясницких ворот — с филиалами в Нижнем
Новгороде, Ростове-на-Дону и других городах. Еще один москвич, хозяин
фотосалона на Петровке Г. В.Трунов, рекомендовался как «Придворный фотограф
Его Величества шаха Персидского, Его Величества короля Сербского, Его
Высочества эрцгерцога Австрийского, Его Высочества князя Черногорского
и Его Высочества наследного принца Швеции и Норвегии». Столь солидный
перечень отнюдь не был рекламной уловкой (тогда такими вещами попробуй-ка
пошути): до этого Трунов удостоился «благодарности Его Императорского
Величества» (Александра III) и подарка Его Императорского Высочества
Павла Александровича.
В Киеве одним из первых открыл фотоателье Ф. Мезер (1865). В числе его
наград — золотые медали Парижской (1878) и Люксембургской (1890) выставок.
В Харькове развернули активную деятельность братья Блюм. Кроме собственно
фотографирования, они выполняли самый широкий спектр работ — например,
увеличение и реставрацию снимков. Ежедневно у дверей их мастерской выстраивались
длинные очереди. Братья Блюм также были в числе Высочайше награжденных.
Севастопольскому мастеру С.И.Райнишу, медалисту Антверпенской и многих
других выставок, довелось снимать членов царской семьи, за что он получал
подарки от Государя Императора Александра III.
В Одессе мало кто не знал фотографа И. Антонопуло с Дерибасовской улицы,
творчество которого было отмечено золотыми медалями выставок в Париже
и в Афинах, где Антонопуло, кроме того, удостоился приза от греческой
королевы.
В Костроме обосновался фотограф Г. Куракин, назвавший свое ателье «Большая
Московская фотография».
В Могилевской губернии не знал себе равных в искусстве фотопортрета
М.Фишман. В 1903 году он получил медаль «За трудолюбие и искусство»,
в 1907-м — высшую награду выставки в Вене, а через год — выставки в Париже.
Повторим еще раз: если бы продолжать список талантливых российских фотомастеров
конца XIX — начал XX века, получился бы целый том. Эта тема, кстати,
все еще ждет своего исследователя. Мы же только лишний раз напомнили
о ее существовании, предложив читателю несколько образцов творчества
фотографов, трудившихся в разных городах России рубежа XIX-XX столетий.